На местах закрывали храмы, монастыри, из которых изымались церковные ценности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Не миновал этой участи женский общежительный монастырь.

В 1928 г. монастырь был окончательно разрушен и разграблен. Его объявили зданием не имеющим художественной ценности для государства. С икон снимали оклады, а из самих икон, написанных на железе, делали ведра, обивали телеги. Деревянные иконы сжигали, раскалывали, колокола снимали, используя как металлолом для нужд промышленности.

А.Г.Малышкин пишет в рассказе «Вожди»:

«Ветром пригнало с большой дороги невиданных в обители людей. Брякнули винтовки в сводчатых воротах, слетая с бродяжных отчаянных плеч.

И ахнуло по всему монастырю.

Затискалось глазами по сенным щелям, по парадным, по окнам высоких иноческих корпусов, запричитало, зашелестело шепотом едким.

-Последние-те дни пришли истинно…»

В конце 20-х годов был создан Пензенский филиал Всесоюзной церковно- монархической организации «Истинно православная церковь», которая ставила перед собой цель-свержение советской власти и восстановление в стране монархии. Естественно, что советская власть не преминула воспользоваться этим обстоятельством. Первыми аресту подверглись женские монастыри, в которых несмотря на их закрытость, продолжали проживать монашествующие, чем создавали в отстаивании своих прав большие неудобства уполномоченным по ликвидации монастырей.

Дела, связанные с арестом монахинь, можно считать началом массовых репрессий в Пензенской епархии.

28 сентября 1930 г. игуменью Казанского женского монастыря(в миру Архангельская Надежда Павловна) и пятерых монахинь приговорили к пяти годам лишения свободы и еще одну осудили на три года. В следственном деле все они проходят под своими светскими именами. Обвинение монахиням было предъявлено обычное- антисоветская агитация. А выражалась она в том, что, как гласит обвинительное заключение, монахини организовали вокруг себя около 200 женщин-сельчан, используя их религиозный фанатизм для срыва мероприятий на селе.

В марте-апреле 1931 г. было арестовано более 125 человек по делу так называемого Пензенского филиала Всесоюзно-монархической организации « Истинно православная церковь» .Среди арестованных были и монахини женского монастыря. На первый раз им присудили немного- в основном по три года высалки в Северный край, но кто-то из них так и не вернулся обратно. В числе «истинных» проходила целая группа по Мокшанскому району.

Среди них оставшиеся на свободе монахини.

Разрушители уничтожали все на своем пути ,не оставляя камня на камне .Верующие люди скорбели, не имея возможности что-либо изменить, видя, как растаскивают , грабят нажитое годами нелегкого труда. Разрушители ломали, грабили то, что не принадлежало им.Разрушая святую обитель, они не дорожили своей историей, не вникали голосу кричащей совести.

После разрушения монастыря в его помещении чего только не размещали. После революции там была расквартирована воинская часть штрафников. До Вов кладбище было тогда в приличном состоянии(захоронения были прекращены в 1930 г.)

В1942-43гг. за зданием монастыря был пустырь, не было никаких оград, а просматривались лишь продолговатые бугорки или ямки. Все металлические ограды и кресты отвезли на завод, чтобы делать из них пушки и танки. Тогда всем это было понятно. А вот теперь очень жаль ,что мы никак не научимся сохранять могилы даже недавно захороненных людей.(Воспоминания местного старожилы А.В Мезенова).

Сейчас уже ничего не напоминает о существовавших здесь зданиях. Особенно большой потерей следует считать утрату обоих храмов, без которых ансамбль монастыря фактически распался, превратившись в груду старых построек. Площадь между Мокшаном и монастырем(ярмарочная площадь) почти застроена. Мокшанский монастырь просуществовал не более 80 лет. В данный момент на территории монастыря располагается психоневролгический интернат и детдом. Разрушенные церкви и монастыри служат нам уроком, напоминая об эпохе неслыханного богоборчества.(29 мая 2010 г. в 12-30 в Мокшане состялась установка Поклонного Креста в память о жертвах политических репрессий 1918-1953 гг  и в покаяние о разрушенных храмах и оскверненных святынях. Об этом напоминает надпись на раскрытой мраморной книге, установленной у подножия Креста, которую предваряет текст эпиграфа: «Имя их во благих водворится, и память их в род и род».Освещение креста совершили протоиреи Алесандр Пузрин и Михаил Жемчугов. Крест установлен на территории бывшего Казанского женского монастыря, рядом с забытым дореволюционным городским кладбищем. Это место считается святым. Оно связано с явлением иконы Казанской Божией Матери в середине 18 века, которая в 20 веке была утрачена. Ныне мокшанцы получили возможность с любовью лицезреть лик Казанской Божьей Матери на Поклонном Кресте.(прихожане, общественность готовятся начать в перспективе восстановление монастыря)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

   

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 267.