Главной рабочей силой в сельском хозяйстве монастыря были даровые богмольцы, паломники, особенно паломницы, а также послушницы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Монастырь заметно богател, что позволяло вести активное строительство как на территории самого монастыря, так и на его хуторах( Хозяйствовала обитель изобильно и славною. «Вожди»).Строительство здесь не прекращалось до первой мировой войны, и к 1914 г.на оживленном тракте окончательно сформировался во всей красе ансамбль Казанского женского монастыря, большинство зданий были кирпичными .В центре территории, обнесенной с трех сторон(с четвертой была река) каменной оградой, стоял пятиглавный соборный храм во имя Живоначальной Троицы(сооружение которого завершилось в 1883 г.).Слева от него -первоначальная церковь во имя Казанской Божьей матери, позже к ней были пристроены больничный корпус с просфорней и кельей ктитории(старосты).По другую сторону собора находился двухэтажный трапезный корпус, построенный в 1868 г. и сохранившийся по сей день. В нем находилась также келарня(келарь-помощник настоятеля, заведующего мирскими делами) и училище приют для девочек. В 1885 г. был построен огромный трехэтажный жилой корпус с мастерскими для иконописной, позолотной и чеканной работ. За ним –небольшой двухэтажный корпус привратниц(привратник-сторож на дворе, у ворот).К западу-жилая башня, к которой примыкала, очевидно, келья Барсуковой . И ныне взгляд привлекает великолепный образный корпус, построенный в 1914 г. вместо деревянного. К нему примыкала более старая постройка-хлебопекарня,(1886).Далее игуменский корпус, два корпуса для сестер, амбары, конный двор, сараи, кладовые, хлевы, квасоварня, погреба, бани, прачечные.(и др .хоз.постройки). В 1890-1892 гг. напротив монастыря через дорогу были построены гостиный двор и дома для церковного притча, а в 1915-новое здание школы.

Весь двор был как бы парком, стояли высокие осины и тополя, а за домами к реке Мокше находился большой фруктовый сад.(Лихачев)(или Гордостью монастыря был ухоженный фруктовый сад, тянувшийся до реки Мокши).

Какова же роль монастыря в жизни Мокшана и его округи?

Монастырь помогал бедным всем , чем мог: кормил, давал приют. Большую пользу можно отметить в духовной жизни: при монастыре строились школы ,где обучали грамоте, письму ,была библиотека, которая способствовала просвещению .Люди несли в монастырь свое горе и в стенах обители находили помощь, отраду, утешение, получали успокоение от своих душевных скорбей. Монастырь выступал в роли «лекаря человеческих душ».Учил народ труду и терпению, уважительно относиться друг к другу , не убивать , не красть, любить ближнего.

Духовно-нравственно питал и воспитывал население Мокшана женский общежительный монастырь.

Казалось бы , перспективное будущее ждало монастырь, но этому не суждено было сбыться. Трагические события в истории нашей Родины не прошли мимо обители. С установлением советской власти все монастырское имущество было объявлено всенародным достоянием. В рассказе «Вожди» А.Г.Малышкин пишет о продотряде, который пришел отбирать зерно у монастыря.

«Громыхнул выстрел в самую гущу .Монашки брызнули по двору , как куры, вперевалку, придерживая подолы. Продотряды засвистели вслед. И крякнули приклады, сбивая замок с ржавых окованных дверей. Вошедший продотрядник загряз ногами в сыпучей зерновой россыпи, запутался, упал.

-Добра-то!....................»

В 1918 г. чекисты под пытками пытались узнать месторасположение клада, но ничего не добившись, расстреляли многих монахинь и священника-отца Александра Пенского,игуменью монастыря-Марию Кубасову.(Легенда утверждает, что под землей в тайном отделении подземного хода хранились существенные запасы золота и серебра). Попытка найти клад продолжается и в настоящее время, но пока безуспешно.

После разграбления монастыря в 1918 г. икону Казанской Божьей Матери перенесли в успенскую церковь(судьба иконы в настоящее время неизвестна)

Но самые тяжелые испытания были еще впереди. В середине 20-х годов началась планомерно и настойчиво проводиться в жизнь линия на полную ликвидацию монастыря. Чтобы оправдать эту политику, официальные власти ссылались на якобы резкое падение уровня религиозности населения в результате эффективной атеистической пропаганды и деятельности разного рода антирелигиозных организаций(«Союз воинствующих безбожников»).

Однако определенное снижение уровня религиозности было обусловлено не успехами антирелигиозной пропаганды, сколько использованием силовых, чисто административных методов борьбы с церковью и верующими.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 258.