История становления и развития монастыря Казанской Божьей Матери в Мокшане.
Строй жизни в русской дореволюционной деревне был таков, что бедность и невежество угнетали именно женщину. Уход в монастырь был средством облегчить себе жизнь. Русский народ никогда не терял веры в Бога , возлагая на него все надежды и в нем искал себе защиты. Не исключением был и женский монастырь Казанской Божьей Матери в Мокшане. Какова же история становления и развития монастыря? В 1857 г. Жене Мокшанского купца, Марии Абрамовне Барсуковой , пришла мысль пожертвовать деньги на организацию женской общины предложив нескольким девицам поселиться в принадлежащей ей келье, расположенной на юго-восточной окраине города, у ветряных мельниц. Вскоре она перенесла келью на более удобное место -по другую сторону Мокшана, туда, где находилось городское кладбище.
Согласно преданию на этом месте еще в 1700 г. Был основан мужской монастырь, в 1764 г. Упраздненный .(существует предание, что он был закрыт за то ,что с почестями встретил пугачевцев) Монастырская деревянная церковь была обращена в кладбищенскую, а в 1853 г. На ее месте построили каменный храм во имя Казанской Божьей Матери, который и стал первоначальным храмом официально утвержденной в 1861году женской общины, дав ей свое название. В 1881 году по указу Святейшего Синода общину переименовали в женский общежительный монастырь 3 класса. В указанный период проживало около 250 человек в возрасте с 11 лет, все грамотные, в основном , из крестьян.(к 1913 г.-500-600 человек).
Первой настоятельницей была Татьяна Понаморева, Барсукова М. А. также жила здесь, в одной из келий до своего возвращения к мужу в Мокшан.(Понаморева обратилась к епископу Пензенскому и Саранскому Антонию с жалобой: Барсукова «производит в той общине настроения, входя в начальственные по общине распоряжения, отменяя или послушания, указанные настоятельницею послушницам, или же работы мастеровым людям по постройкам, с сестрами живет не мирно, давая им разные прозвища, бранится постоянно со всеми, послушниц данных в услужение, сверх брани выгоняет из кельи, по входе в церковь передвигает столики с места на место, переставляет иконы, нередко замечает громко то, то что священник служить не умеет , не так руки при воздаянии подымает, не так возгласы сказывает». В результате по распоряжению пензенского губернатора –была удалена из общины в Мокшан в дом своего мужа Никанора Осиповича Барсукова)
Интересно представить, какова была первоначальная площадь монастыря? Площадью она была не более 3 десятин (2090 кв. саженей).Форму напоминала неправильного четырехугольника, сторонами которого были(границами которого служили):с северо –
Востока-река Мокша, юго-запада- большая дорога из Мокшана в Нижний Ломов(Москва-Челябиск), с юго- востока-ярморочная площадь и с северо-запада-городское кладбище.
Такое удобное месторасположение привлекало в монастырь массу богомольцев,(Лихачев пишет в своих воспоминаниях «Исповедь моей души»)( «Подойдя к воротам монастыря, мы увидели толпу нищих и разных «убогих», которые и сидели, и стояли у ворот двумя шеренгами, а некоторые из « убогих» и лежали , и все они гнусавили какую –то не то песню, не то молитву- трудно было разобрать слова, и все протягивали руки или маленькие деревянные чашечки»), а расположенная рядом ярмарка позволяла без особого труда сбывать сестрам свое рукоделие, что обеспечивало стабильное поступление в казну денег.
Таким образом, основными источниками дохода монастыря были --пожертвования со стороны богомольцев( Малышкин «Последний Барыков»- мокшанский купец Барыков завещал все деньги и постройки монастырю)-благотворительность
-от кружечных сборов ( Лихачев «У самых ворот, у калитки , как два изваяния , монашки ,с постными лицами, кланяясь каждому входящему, и протягивали глазетные сумочки на палочках при этом раздавался звук колокольчика, привязанного к палочке, с причитаниями : «Подайте ради Христа на украшение обители». Многие подавали, опуская копейки в сумочку и проходили во двор. За опусканием копейки от монашек слышали: « Христос спасет»)
-плата за выполнение обрядов
-продажа свечей, икон, крестиков(Лихачев « Монашки держали себя солидно, и многие имели для продажи крестики и маленькие иконки Казанской Божьей Матери, в честь которой построен монастырь.»)
-от сборов по так называемой «неугасимой псалтыри»
Но главным источником дохода являлась хозяйственная деятельность на землях, общей площадью 893 десятины 2039 саженей(580 дес), пожертвованных монастырю при деревнях Сутуловке и Слепцовке, селе Сумарокове и сельце Елизени Мокшанского уезда.
По статистическим данным, крупными землевладельцами считались монастыри , имевшие более 500 десятин. Следовательно, Мокшанский женский монастырь входил в разряд крупных землевладельцев.(Русское православие: вехи истории.Ст.Я .Е. Водарский «Землевладение русской православной церкви и ее хозяйственно-экономическая деятельность 11-н.20вв)
Монастырь помогал бедным всем , чем мог: кормил, давал приют. Большую пользу можно отметить в духовной жизни: при монастыре строились школы ,где обучали грамоте, письму ,была библиотека, которая способствовала просвещению .Люди несли в монастырь свое горе и в стенах обители находили помощь, отраду, утешение, получали успокоение от своих душевных скорбей. Монастырь выступал в роли «лекаря человеческих душ».Учил народ труду и терпению, уважительно относиться друг к другу , не убивать , не красть, любить ближнего.
Казалось бы , перспективное будущее ждало монастырь, но этому не суждено было сбыться. Трагические события в истории нашей Родины не прошли мимо обители. С установлением советской власти все монастырское имущество было объявлено всенародным достоянием. В рассказе «Вожди» А.Г.Малышкин пишет о продотряде, который пришел отбирать зерно у монастыря.
«Громыхнул выстрел в самую гущу .Монашки брызнули по двору , как куры, вперевалку, придерживая подолы. Продотряды засвистели вслед. И крякнули приклады, сбивая замок с ржавых окованных дверей. Вошедший продотрядник загряз ногами в сыпучей зерновой россыпи, запутался, упал.
-Добра-то!....................»
В 1918 г. чекисты под пытками пытались узнать месторасположение клада, но ничего не добившись, расстреляли многих монахинь и священника-отца Александра Пенского,игуменью монастыря-Марию Кубасову.(Легенда утверждает, что под землей в тайном отделении подземного хода хранились существенные запасы золота и серебра). Попытка найти клад продолжается и в настоящее время, но пока безуспешно.
После разграбления монастыря в 1918 г. икону Казанской Божьей Матери перенесли в успенскую церковь(судьба иконы в настоящее время неизвестна)
Но самые тяжелые испытания были еще впереди. В середине 20-х годов началась планомерно и настойчиво проводиться в жизнь линия на полную ликвидацию монастыря. Чтобы оправдать эту политику, официальные власти ссылались на якобы резкое падение уровня религиозности населения в результате эффективной атеистической пропаганды и деятельности разного рода антирелигиозных организаций(«Союз воинствующих безбожников»).
Однако определенное снижение уровня религиозности было обусловлено не успехами антирелигиозной пропаганды, сколько использованием силовых, чисто административных методов борьбы с церковью и верующими.
В 1928 г. монастырь был окончательно разрушен и разграблен. Его объявили зданием не имеющим художественной ценности для государства. С икон снимали оклады, а из самих икон, написанных на железе, делали ведра, обивали телеги. Деревянные иконы сжигали, раскалывали, колокола снимали, используя как металлолом для нужд промышленности.
А.Г.Малышкин пишет в рассказе «Вожди»:
«Ветром пригнало с большой дороги невиданных в обители людей. Брякнули винтовки в сводчатых воротах, слетая с бродяжных отчаянных плеч.
В конце 20-х годов был создан Пензенский филиал Всесоюзной церковно- монархической организации «Истинно православная церковь», которая ставила перед собой цель-свержение советской власти и восстановление в стране монархии. Естественно, что советская власть не преминула воспользоваться этим обстоятельством. Первыми аресту подверглись женские монастыри, в которых несмотря на их закрытость, продолжали проживать монашествующие, чем создавали в отстаивании своих прав большие неудобства уполномоченным по ликвидации монастырей.
В марте-апреле 1931 г. было арестовано более 125 человек по делу так называемого Пензенского филиала Всесоюзно-монархической организации « Истинно православная церковь» .Среди арестованных были и монахини женского монастыря. На первый раз им присудили немного- в основном по три года высалки в Северный край, но кто-то из них так и не вернулся обратно. В числе «истинных» проходила целая группа по Мокшанскому району.
Разрушители уничтожали все на своем пути ,не оставляя камня на камне .Верующие люди скорбели, не имея возможности что-либо изменить, видя, как растаскивают , грабят нажитое годами нелегкого труда. Разрушители ломали, грабили то, что не принадлежало им.Разрушая святую обитель, они не дорожили своей историей, не вникали голосу кричащей совести.
После разрушения монастыря в его помещении чего только не размещали. После революции там была расквартирована воинская часть штрафников. До Вов кладбище было тогда в приличном состоянии(захоронения были прекращены в 1930 г.)
В1942-43гг. за зданием монастыря был пустырь, не было никаких оград, а просматривались лишь продолговатые бугорки или ямки. Все металлические ограды и кресты отвезли на завод, чтобы делать из них пушки и танки. Тогда всем это было понятно. А вот теперь очень жаль ,что мы никак не научимся сохранять могилы даже недавно захороненных людей.(Воспоминания местного старожилы А.В Мезенова).
Сейчас уже ничего не напоминает о существовавших здесь зданиях. Особенно большой потерей следует считать утрату обоих храмов, без которых ансамбль монастыря фактически распался, превратившись в груду старых построек. Площадь между Мокшаном и монастырем(ярмарочная площадь) почти застроена. Мокшанский монастырь просуществовал не более 80 лет. В данный момент на территории монастыря располагается психоневролгический интернат и детдом. Разрушенные церкви и монастыри служат нам уроком, напоминая об эпохе неслыханного богоборчества.(29 мая 2010 г. в 12-30 в Мокшане состялась установка Поклонного Креста в память о жертвах политических репрессий 1918-1953 гг и в покаяние о разрушенных храмах и оскверненных святынях. Об этом напоминает надпись на раскрытой мраморной книге, установленной у подножия Креста, которую предваряет текст эпиграфа: «Имя их во благих водворится, и память их в род и род».Освещение креста совершили протоиреи Алесандр Пузрин и Михаил Жемчугов. Крест установлен на территории бывшего Казанского женского монастыря, рядом с забытым дореволюционным городским кладбищем. Это место считается святым. Оно связано с явлением иконы Казанской Божией Матери в середине 18 века, которая в 20 веке была утрачена. Ныне мокшанцы получили возможность с любовью лицезреть лик Казанской Божьей Матери на Поклонном Кресте.(прихожане, общественность готовятся начать в перспективе восстановление монастыря)
История становления и развития монастыря Казанской Божьей Матери в Мокшане.
Строй жизни в русской дореволюционной деревне был таков, что бедность и невежество угнетали именно женщину. Уход в монастырь был средством облегчить себе жизнь. Русский народ никогда не терял веры в Бога , возлагая на него все надежды и в нем искал себе защиты. Не исключением был и женский монастырь Казанской Божьей Матери в Мокшане. Какова же история становления и развития монастыря? В 1857 г. Жене Мокшанского купца, Марии Абрамовне Барсуковой , пришла мысль пожертвовать деньги на организацию женской общины предложив нескольким девицам поселиться в принадлежащей ей келье, расположенной на юго-восточной окраине города, у ветряных мельниц. Вскоре она перенесла келью на более удобное место -по другую сторону Мокшана, туда, где находилось городское кладбище.
Согласно преданию на этом месте еще в 1700 г. Был основан мужской монастырь, в 1764 г. Упраздненный .(существует предание, что он был закрыт за то ,что с почестями встретил пугачевцев) Монастырская деревянная церковь была обращена в кладбищенскую, а в 1853 г. На ее месте построили каменный храм во имя Казанской Божьей Матери, который и стал первоначальным храмом официально утвержденной в 1861году женской общины, дав ей свое название. В 1881 году по указу Святейшего Синода общину переименовали в женский общежительный монастырь 3 класса. В указанный период проживало около 250 человек в возрасте с 11 лет, все грамотные, в основном , из крестьян.(к 1913 г.-500-600 человек).
Первой настоятельницей была Татьяна Понаморева, Барсукова М. А. также жила здесь, в одной из келий до своего возвращения к мужу в Мокшан.(Понаморева обратилась к епископу Пензенскому и Саранскому Антонию с жалобой: Барсукова «производит в той общине настроения, входя в начальственные по общине распоряжения, отменяя или послушания, указанные настоятельницею послушницам, или же работы мастеровым людям по постройкам, с сестрами живет не мирно, давая им разные прозвища, бранится постоянно со всеми, послушниц данных в услужение, сверх брани выгоняет из кельи, по входе в церковь передвигает столики с места на место, переставляет иконы, нередко замечает громко то, то что священник служить не умеет , не так руки при воздаянии подымает, не так возгласы сказывает». В результате по распоряжению пензенского губернатора –была удалена из общины в Мокшан в дом своего мужа Никанора Осиповича Барсукова)
Интересно представить, какова была первоначальная площадь монастыря? Площадью она была не более 3 десятин (2090 кв. саженей).Форму напоминала неправильного четырехугольника, сторонами которого были(границами которого служили):с северо –
Дата: 2019-03-05, просмотров: 346.