Сдача экзамена: устно по вопросам, в билете 2 вопроса и задача
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Березниковский филиал

Кафедра общенаучных дисциплин

Рейтинг-контроль по дисциплине

«ФИЛОСОФИЯ»

 

 

Преподаватель: доцент кафедры ОНД,

кандидат философских наук

Симанова Нина Александровна

Эл. почта: ninelka79@rambler.ru

 

Березники, 2019

Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Философия»

Сдача экзамена: устно по вопросам, в билете 2 вопроса и задача.

 

1. Понятие мировоззрения. Философское мировоззрение

2. Философия, ее предмет и функции

3. Античная философия: школы, идеи, направления.

4. Основные черты средневековой философии.

5. Философские идеи эпохи Возрождения.

6. Европейская философия XVII столетия (Бэкон, Гоббс, Локк, Декарт, Спиноза, Лейб­ниц).

7. Европейская философия XVIII столетия (Беркли, Юм, Дидро, Гольбах, Кант).

8. Идеи классической немецкой философии.

9. Зарождение современных направлений философии (Конт, Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Пирс).

10. Религиозная философия XX столетия.

11. Позитивизм.

12. Структурализм и постмодернизм.

13. Исторические формы материализма и диалектики

14. Метафизика, рационализм, иррационализм как философские учения

15. Идеализм и его разновидности

16. Бытие и материя

17. Философская и научная картина мира

18. Движение как способ бытия материи

19. Пространство и время

20. Понятие сознания в философии. Проблема идеального. Отражение и сознание

21. Происхождение сознания. Общественно-исторический характер сознания

22. Понятие закона в философии. Законы диалектики

23. Понятие категорий в философии. Категории диалектики

24. Основные принципы гносеологии

25. Ступени и уровни познания.

26. Практика и познание

27. Проблема истины в философии

28. Научное познание, его специфика. Формы и методы научного познания

29. Системный подход в познании. Понятие системы, структуры, функции

30. Детерминизм и индетерминизм

31. Идеалы, нормы, цель как формы освоения человеком действительности

32. Социальная философия, ее предмет и проблемы. Основные парадигмы современной социальной философии

33. Материалистическая концепция истории

34. Идеалистическая концепция истории

35. Проблема закона и категорий социальной философии

36. Социальные связи и отношения

37. Общество как система. Основные общественные структуры. Виды сознания в обществе

38. Сферы общественной жизни: экономическая, политическая, духовная

39. Материальное производство и его роль в обществе

40. Проблема деятельности и ее формы в социальной философии

41. Духовная жизнь общества

42. Политическая идеология и правосознание

43. Искусство, мораль, религия

44. Уровни общественного сознания. Общественная идеология и социальная психология

45. Философский анализ культуры. Концепции человека в истории культуры

46. Культура и личность. Культурно-ценностные ориентации личности

47. Современные концепции человека

48. Природа человека как дискуссионная проблема. Социальное и биологическое в человеке

49. Понятие личности. Личность и индивидуальность

50. Основные концепции общественного развития

51. Цивилизационный и формационный подходы к исследованию общества

52. Общественный прогресс и его критерии

53. Россия в контексте мировой цивилизации

54. Наука как форма знания и социальный институт

55. Глобальные проблемы современности

Пример задачи к экзамену

Марк Аврелий говорил: «Время человеческой жизни миг; сущность вечное течение; ощущение смутно; слава недостоверна. Одним словом: все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе сновиденью и дыму. Жизнь борьба и странствие по чужбине; посмертная слава забвение. Что же может вывести на путь? Ничего, кроме философии». Значит ли это, что смысл и наполненность существованию придают размышления? Если да, то, какие?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Основная литература

1. Алексеев П.В. История философии: учебник М.: «Проспект», 2013. 240 с.

2. Канке В.А. Философия для бакалавров. Универсальный курс: учебник для бакалавров 2-е перераб. и доп. М.: «Логос», 2014. 240 с.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов 5-е изд., перераб. и доп. Москва: «Логос», 2014. 505 с.

4. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина; 6-е изд. перераб. и доп. М.: «Проспект», 2013. 672 с.

5. Философия: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л.А. Деминой. М.: «Проспект», 2013. 360 с.

 

Дополнительная литература

1. Багдасарьян Н.Г. История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров / Н.Г. Багдасарьян, В.Г. Горохов, А.П. Назаретян; под ред. Н.Г. Багдасарьяна. М.: Издательство Юрайт, 2014. 383 с.

2. Горохов В.Г. Технические науки: история и теория (история науки с философской точки зрения): монография М.: «Логос», 2013. 512 с.

3. Хрусталев Ю.М. Философия: учебник 3-е изд. стер. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 320 с.

4. Островский Э.В. История и философия науки: учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 2016. 328 с.

5. Философия: учебник для бакалавров / А. Г. Спиркин. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2012. 828 с.

6. Канке В.А. История, философия и методология естественных наук: учебник для магистров М.: Издательство Юрайт, 2014. 505 с.

7. Философия: учебник для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. М.: Издательство Юрайт, 2012. 495 с.

8. Соколов В.В. Философская доктрина Томаса Гоббса: Бытие, познание, человек и общество Москва: Издательство ЛКИ, 2011. 72 с.

9. Чапаев Н.К. Философия и история образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.К. Чапаев, И.П. Верещагина. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 288 с.

10.  100 великих мыслителей М.: Вече, 2013. 432 с.

Периодические издания

1. Журнал «Вопросы философии».

2. Журнал «Философия и общество».

3. Журнал «Социально-гуманитарные знания».

4. Журнал «Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право».

 Информационные ресурсы, электронно-библиотечные системы

Темы семинарских занятий №1

 

Для углубленного освоения дисциплины студентам очной формы обучения предлагается подготовка контрольной работы в форме реферата. Выбор темы студент осуществляет самостоятельно исходя из научного и прикладного интереса.

Рекомендации по выполнению контрольной работы: объем контрольной работы – 15-18 листов, шрифт Times New Roman, размер шрифта № 14, выравнивание по ширине. Материал должен быть напечатан или написан от руки разборчивым почерком. Соответствовать следующей структуре: титульный лист, содержание, введение, 2-3 параграфа, заключение, список литературы не менее 5 источников, располагается по алфавиту.  Работа должна быть сдана в сшитой форме. См. пример обложки ниже.

План контрольной работы студент составляет самостоятельно или обращается за помощью к преподавателю в часы консультации, а также по электронной почте (ninelka79@rambler.ru).

Выбор темы осуществляется согласно списку в журнале (например, Тема 1 для первого в списке и для одиннадцатого и т.д.)

Тема 9. Русская философия.

 1. Формирование и специфические черты русской философии.

 2. Проблема человека и общества у славянофилов и западников.

 3. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX – начала XX века.

Оценивается до 3 баллов.

1 балл – если реферат оформлен по нормам, но при защите студент плохо ориентируется в работе и не может ответить на вопросы.

2 балла – реферат оформлен по нормам, но при выступлении (при защите) студент затруднялся в ответах на вопросы;

или ответил на вопросы, однако в оформлении существуют неточности.

3 балла - реферат оформлен по нормам, представлен на занятии, студент ориентируется в теме и отвечает на вопросы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ОБЛОЖКУ К РАБОТЕ!!!

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

 учреждение высшего образования

«ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Березниковский филиал

Кафедра общенаучных дисциплин

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Философия»

 

 

Отношение «мир-человек» как проблема философии

 

Выполнил: Иванов Иван Иванович

студент группы ТМО-17у

Проверила: Симанова Нина Александровна

доцент кафедры ОНД, канд. филос. н.

 

 

Березники, 2019

Семинарское занятие № 2

Выполните задания к семинарскому занятию. Занятие будет проходить в форме деловой игры. Можно будет заработать от 1 до 3 баллов. Выполненное домашнее задание также оценивается индивидуально до 3 баллов.

1) Запишите в словарик и заполните таблицу (1 балл):

Онтология, бытие, небытие, субстанция, субстрат, сущее, сущность, существование, феноменальное бытие, ничто, нечто, реальность, действительность, детерминизм, картина мира, фундаментальное бытие, реальное бытие, феномен, монизм, дуализм, плюрализм, опредмечивание, распредмечивание, Парменид, социальное пространство, социальное время, органическая диалектика, мера, скачок, эволюция, противоречие, конфликт, гармония, становление, прогресс, регресс.

Философия Тип онтологии Основные характеристики Представители
1. Античности
2. Средневековья
3. Возрождения
4. Марксизма
5. Экзистенциализма

 

2) Ответьте на вопросы (до 2 баллов):

1. «Все течет, и ничто не пребывает», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды…». Кто автор этих суждений и в чем их философский смысл?

2. Объясните принцип картезианского сомнения: «Я мыслю, следовательно, существую», — раскройте философскую позицию автора данного суждения.

3. «Без глаза не было бы цветов, без уха не было бы звуков». Как называется эта философская позиция. Назовите ее основных представителей.

4. Какому древнему философу принадлежит высказывание: «бытие есть, а небытия нет»? Объясните его смысл. Какими качествами обладает такое бытие?

5. «Язык — дом бытия». Кто из современных западных философов высказал эту мысль? Поясните связь между словом, мыслью и бытием.

6. Что является противоположностью категории бытия в философии? Приведите примеры из истории философии.

7. Каков смысл выражения: «сущность предшествует существованию»?

Каков экзистенциальный смысл тезиса — существование человека предшествует его сущности?

8. «Быть или казаться» – альтернативность личного существования. В чем принципиальная разница?

9. Известно выражение, что рука, отделенная от тела, лишь по названию рука. В свете каких категорий диалектики становится ясным это выражение?

10. Чем отличается материалистическое понимание бытия как принципа существования мира от идеалистического понимания бытия как чистой абстракции?

11. Прочтите высказывание Г.В. Плеханова:

"Всякое движение есть диалектический процесс, живое противоречие, а так как нет ни одного явления природы, при объяснении которого нам не приходилось бы в последнем счете апеллировать к движению, то надо согласиться с Гегелем, который говорил, что диалектика есть душа всякого научного познания"[1].

В чем преимущества диалектики как метода познания?

12. Известный древнегреческий афоризм призывает:

«Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».

а) Проиллюстрируйте афоризм несколькими примерами из вашей жизни.

б) О каком законе диалектики, к соблюдению которого призывает афоризм, здесь идет речь?

в) Сформулируйте этот закон и назовите его основные категории.

 

Семинарское занятие №3

Форма проведения: подготовка презентаций и выступлений. Обсуждение и анализ проблем науки и философии.

Необходимо выбрать одну из тем, подготовить по ней выступление в виде презентации, а также минизадания для закрепления темы (по тому, что вы будете рассказывать составить минитест или 5-7 вопросов и после выступления провести на всей группе).

Внимание! Необходимо разбиться на подгруппы из 2-3 человек!

У каждой подгруппы должна быть своя тема!

Темы не должны повторяться!

Староста группы составляет список подгрупп!

Темы

Тема 7. Научное познание.

 1. Специфика и структура научного знания.

 2. Методы эмпирического и теоретического исследования.

 3. Проблема развития научного знания.

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выполнение индивидуальных заданий ведет Вас к автомату!!

Индивидуальное задание №1: кроссворд.

Составить кроссворд из 15-20 вопросов по теме «История философии».

Ответы на кроссворд должны быть на отдельном листе, а не в кроссворде.

Кроссворд принимается в распечатанном виде (ответы на вопросы на отдельном листе).

Оценивается до 2 баллов.

Индивидуальное задание №2: таблица.

Используя Интернет-источники, заполните таблицу. Укажите не только проблему, но и суть проблемы для современного общества.

 

Глобальные проблемы современности

Интерсоциальные проблемы Проблемы системы «человек-общество» Проблемы системы «природа-общество»
     
     
     
     

Оценивается до 2 баллов, если написана от руки.

 

Индивидуальное задание №3: конспект первоисточника.

Сделайте конспект первоисточника (выбрать можно любой первоисточник, но не учебники и учебные пособия).

 

Рекомендуемый список первоисточников.

 

1. Душа человека: [пер. с нем.] / Э. Фромм; Под ред. П. С. Гуревича — Москва: Республика, 1992 — 430 с.

2. Время и бытие: статьи и выступления: пер. с нем. / М. Хайдеггер — Москва: Республика, 1993 — 447 с.

3. Избранные произведения: [пер. с нем.] / М. Шелер; Пер. и под ред. А. В. Денежкина — Москва Гнозис, 1994 — 413 с.

4. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине: пер. с англ. / Н. Винер — 2-е изд — Москва: Сов. радио, 1968 — 326 с.

5. Критика чистого разума: пер. с нем / И. Кант; Пер. Н. О. Лосского — Перепеч. с изд. 1907 — Санкт-Петербург: ТАЙМ-АУТ, 1993 — 477 с.

6. Сочинения пер. с фр. / Р. Декарт — СПб: Наука, 2006 — 649 с.

7. Этика; Политика; Риторика; Поэтика; Категории / Аристотель — Минск: Литература, 1998 .— 1391 с.

Как писать эссе

Эссе может занимать 2 4 страницы.

1) При раскрытии темы сначала нужно обратиться к словарям и учебникам, чтобы написать определения и тех ученых, которые занимались этим вопросом.

2) Важно написать собственные мысли и мнения по данному вопросу. Как вы относитесь и как вы представляете то, что вам досталось в теме.

Оценивается от 1 до 2 баллов.

Индивидуальное задание №5: словарь.

Составить словарь по всему курсу философии (должны быть представлены слова из всех тем). Словарь должен содержать не менее 50 слов. От 50 до 70 слов оценивается в 1 балл. От 71 и более слов оценивается в 2 балла.

 

Оценивается только в случае, если он написан от руки.

Индивидуальное задание №6: Придумайте задачи по всем категориям диалектики, для определения одной из сторон категории. А также напишите ваши ответы к задачам. (Для того чтобы заработать 2 балла, нужно составить 6 задач по 6 категориям диалектики).

Например.

Известно, что Коля занял на соревнованиях по плаванию третье место, хотя мог занять первое. Определите, какой категорией можно оценить данное понятие и определите сторону этой категории.

Ответ.

Перед нами следствие (Коля занял 3 место). Отсутствует описание причины (можно предположить, что причиной являлось плохое состояние Коли на момент соревнований, например, болезнь).

Индивидуальное задание №7

Возьмите в читальном зале один из современных философских журналов последних 5 лет и сделайте следующее задание:

1) выписать из любой понравившейся статьи: тему статьи и аннотацию к ней;

2) определить, к какому разделу философии относится данная тема, а также каких еще наук (социологии, психологии, истории, политологии и т.д.) она касается и почему;

3) высказать свою точку зрения на то, где данная тема может быть применена на практике, для каких групп людей она нужна или не нужна с вашей точки зрения;

4) определить, насколько актуальна или нет данная тема для нашего города (края) и почему.

 

Список периодических изданий в библиотеке БФ ПНИПУ

По философии

Наименование издания Место нахождения
1 Вопросы философии: научно-теоретический журнал ВАК 1 корпус
2 Социально-гуманитарные знания: журнал ВАК 1 корпус
3 Философия и общество: журнал 1 корпус

Оценивается до 2 баллов.

Все заработанные Вами баллы могут быть использованы на рейтинговом тестировании как возможность исправить количество ошибок или повлиять на общую оценку за экзамен при неточностях в ответах на вопросы.

Выполнение всех заданий по дисциплине, активная работа на семинарах ведет Вас к автомату!

Выполненные задания можно отправлять на электронную почту

simanova _ nina @ list . ru

Или

ninelka 79@ rambler . ru


[1] К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Избр. философские произведения: В 5 т. М., 1956, Т. 1. С. 566.


ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Березниковский филиал

Кафедра общенаучных дисциплин

Рейтинг-контроль по дисциплине

«ФИЛОСОФИЯ»

 

 

Преподаватель: доцент кафедры ОНД,

кандидат философских наук

Симанова Нина Александровна

Эл. почта: ninelka79@rambler.ru

 

Березники, 2019

Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Философия»

Сдача экзамена: устно по вопросам, в билете 2 вопроса и задача.

 

1. Понятие мировоззрения. Философское мировоззрение

2. Философия, ее предмет и функции

3. Античная философия: школы, идеи, направления.

4. Основные черты средневековой философии.

5. Философские идеи эпохи Возрождения.

6. Европейская философия XVII столетия (Бэкон, Гоббс, Локк, Декарт, Спиноза, Лейб­ниц).

7. Европейская философия XVIII столетия (Беркли, Юм, Дидро, Гольбах, Кант).

8. Идеи классической немецкой философии.

9. Зарождение современных направлений философии (Конт, Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Пирс).

10. Религиозная философия XX столетия.

11. Позитивизм.

12. Структурализм и постмодернизм.

13. Исторические формы материализма и диалектики

14. Метафизика, рационализм, иррационализм как философские учения

15. Идеализм и его разновидности

16. Бытие и материя

17. Философская и научная картина мира

18. Движение как способ бытия материи

19. Пространство и время

20. Понятие сознания в философии. Проблема идеального. Отражение и сознание

21. Происхождение сознания. Общественно-исторический характер сознания

22. Понятие закона в философии. Законы диалектики

23. Понятие категорий в философии. Категории диалектики

24. Основные принципы гносеологии

25. Ступени и уровни познания.

26. Практика и познание

27. Проблема истины в философии

28. Научное познание, его специфика. Формы и методы научного познания

29. Системный подход в познании. Понятие системы, структуры, функции

30. Детерминизм и индетерминизм

31. Идеалы, нормы, цель как формы освоения человеком действительности

32. Социальная философия, ее предмет и проблемы. Основные парадигмы современной социальной философии

33. Материалистическая концепция истории

34. Идеалистическая концепция истории

35. Проблема закона и категорий социальной философии

36. Социальные связи и отношения

37. Общество как система. Основные общественные структуры. Виды сознания в обществе

38. Сферы общественной жизни: экономическая, политическая, духовная

39. Материальное производство и его роль в обществе

40. Проблема деятельности и ее формы в социальной философии

41. Духовная жизнь общества

42. Политическая идеология и правосознание

43. Искусство, мораль, религия

44. Уровни общественного сознания. Общественная идеология и социальная психология

45. Философский анализ культуры. Концепции человека в истории культуры

46. Культура и личность. Культурно-ценностные ориентации личности

47. Современные концепции человека

48. Природа человека как дискуссионная проблема. Социальное и биологическое в человеке

49. Понятие личности. Личность и индивидуальность

50. Основные концепции общественного развития

51. Цивилизационный и формационный подходы к исследованию общества

52. Общественный прогресс и его критерии

53. Россия в контексте мировой цивилизации

54. Наука как форма знания и социальный институт

55. Глобальные проблемы современности

Пример задачи к экзамену

Марк Аврелий говорил: «Время человеческой жизни миг; сущность вечное течение; ощущение смутно; слава недостоверна. Одним словом: все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе сновиденью и дыму. Жизнь борьба и странствие по чужбине; посмертная слава забвение. Что же может вывести на путь? Ничего, кроме философии». Значит ли это, что смысл и наполненность существованию придают размышления? Если да, то, какие?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Основная литература

1. Алексеев П.В. История философии: учебник М.: «Проспект», 2013. 240 с.

2. Канке В.А. Философия для бакалавров. Универсальный курс: учебник для бакалавров 2-е перераб. и доп. М.: «Логос», 2014. 240 с.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов 5-е изд., перераб. и доп. Москва: «Логос», 2014. 505 с.

4. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина; 6-е изд. перераб. и доп. М.: «Проспект», 2013. 672 с.

5. Философия: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л.А. Деминой. М.: «Проспект», 2013. 360 с.

 

Дополнительная литература

1. Багдасарьян Н.Г. История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров / Н.Г. Багдасарьян, В.Г. Горохов, А.П. Назаретян; под ред. Н.Г. Багдасарьяна. М.: Издательство Юрайт, 2014. 383 с.

2. Горохов В.Г. Технические науки: история и теория (история науки с философской точки зрения): монография М.: «Логос», 2013. 512 с.

3. Хрусталев Ю.М. Философия: учебник 3-е изд. стер. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 320 с.

4. Островский Э.В. История и философия науки: учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 2016. 328 с.

5. Философия: учебник для бакалавров / А. Г. Спиркин. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2012. 828 с.

6. Канке В.А. История, философия и методология естественных наук: учебник для магистров М.: Издательство Юрайт, 2014. 505 с.

7. Философия: учебник для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. М.: Издательство Юрайт, 2012. 495 с.

8. Соколов В.В. Философская доктрина Томаса Гоббса: Бытие, познание, человек и общество Москва: Издательство ЛКИ, 2011. 72 с.

9. Чапаев Н.К. Философия и история образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.К. Чапаев, И.П. Верещагина. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 288 с.

10.  100 великих мыслителей М.: Вече, 2013. 432 с.

Периодические издания

1. Журнал «Вопросы философии».

2. Журнал «Философия и общество».

3. Журнал «Социально-гуманитарные знания».

4. Журнал «Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право».

 Информационные ресурсы, электронно-библиотечные системы

Дата: 2019-03-05, просмотров: 856.