Октябрьские события 1993 г. Политическая жизнь советской России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  1. Внешняя политика Российской федерации в 1991 – начале 2000 гг.

1. Октябрьские события 1993 г. Политическая жизнь России. Приоритетной задачей в области внутренней политики было оформление суверенной российской государственности, которая характеризовалась противостоянием исполнительной и законодательной власти, отягощённым борьбой между ними за контроль над процессом разгосударствления собственности. 21 сентября 1993 г. Президент издал Указ № 1400, в котором объявил о роспуске съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета, проведение в декабре 1993 г. выборов в новый орган законодательной власти и референдума по проекту новой Конституции России. Верховный Совет обвинил президента в нарушении конституции. Обязанности главы государства взял на себя Руцкой. 2 октября в Москве прошли демонстрации, а 3 октября начался штурм московской мэрии и Останкинского телецентра. По приказу Ельцина в Москву были введены войска, Белый дом подвергся штурму, руководители Верховного совета арестованы. Попыткой урегулировать сложившееся положение были выборы в 2 палаты Федерального Собрания (нового законодательного органа): Совет Федерации и Государственную думу, - состоявшиеся 12 декабря 1993 г. В ходе всенародного голосования 12 декабря была принята новая Конституция России.

В декабре 1994 г. правительство начало военные операции на территории Чеченской Республики, т. к. ее президент Д. Дудаев взял курс на отделение Чечни от России. Военные действия привели к многочисленным жертвам.

В феврале 1996 г. Б. Ельцин объявил о решении вновь выставить свою кандидатуру на выборах 16 июня 1996 г. Ельцин и лидер коммунистов Г.А.Зюганов получили почти одинаковое количество голосов. Ельцину удалось одержать победу только во втором этапе. Одновременно 31 августа 1996 г. в Хасавьюрте было подписано соглашение, по которому военные действия РФ в Чеченской республике прекращались.

С 1998 г. начинается «министерская чехарда», сопровождавшаяся беспрерывной сменой министров и отставками правительств. В августе 1999г. премьер-министром стал В. В. Путин. Решительные действия нового премьера в Чечне, борьба с мировым терроризмом, особенно после терактов на Северном Кавказе, Волгодонске и Москве, где вследствие взрывов домов погибло более 200 мирных граждан, позволили обществу увидеть сильную и решительную личность. Вскоре Путин становится самым авторитетным политиком. 31 декабря 1999 г. президент России Б.Н. Ельцин подал в отставку и передал свои полномочия В. В. Путину. В марте 2000 г. В. В. Путин был избран президентом России, в 2004 г. переизбран на второй срок.

Основными направлениями внутренней политики президента стали:

1. реорганизация государственного управления, введение федеральных округов, с целью укрепления центра и всей вертикали власти;

2. установление новых отношений между государством и бизнесом, сущность которых сводилась к отстранению «олигархов» от политической власти;

3. контролируемый рынок и активная социальная политика, направленная на повышение жизненного уровня граждан. 

2. Внешняя политика Российской федерации в 1991 – начале 2000 гг. 25 декабря 1991 г. после прекращения существования Советского Союза Российская Федерация стала субъектом международных отношений. Внешняя политика страны осуществлялась по трём основным направлениям.

Первое: установление отношений со странами «ближнего зарубежья», которое составили республики бывшего СССР под общим названием Содружество Независимых Государств (СНГ) и страны Балтии. Второе направление внешней политики Российской Федерации – восстановление контактов со странами бывшего «социалистического лагеря». Третье направление во внешней политике России – её отношения со странами Западной Европы и США.

После заявления Б.Н. Ельцина в конце 1993 г. о «зоне интересов России в СНГ» последовала серия шагов по укреплению межгосударственных отношений среди стран ближайшего окружения России. 21 октября 1994 г. был принят меморандум, в котором отмечалась необходимость последовательного формирования эффективной интеграционной структуры Содружества. 26 мая 1995 г. была принята конвенция о Межпарламентской ассамблее государств – участников СНГ. Ассамблея стала межгосударственным органом СНГ и, следовательно, получила международно-правовой статус. Высшим органом СНГ являлся Совет глав государств.

Весной 1996 г. отношения со странами Содружества были отражены в договоре об укреплении всесторонних отношений в рамках СНГ. После подписания Договора о содружестве между Россией и Беларусью, согласно которому предусматривалось воссоздание в 1996-1997 гг. единого экономического и финансового пространства. В рамках СНГ создан постоянно действующий координирующий орган – Межгосударственный экономический комитет (МЭК). 2 апреля 1996 г. между Республикой Беларусь, Казахстаном, Киргизией и Российской Федерацией заключается договор о поэтапном углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Отношения постсоветской России со странами бывшего социалистического лагеря в 1993-2000 гг. были малоэффективны. Руководство НАТО, воспользовавшись этой ситуацией, неуклонно расширяло свои связи в данном регионе. В марте 1999 г. Польша, Чехия, Венгрия вступили в Североатлантический альянс. Приближение НАТО к границам России вызвала беспокойство у правительства и Федерального Собрания, что способствовало активизации деятельности в Европе. В январе 1996 г. Россия вошла в международную организацию Совет Европы. Однако говорить о достижении каких-либо серьёзных успехов в области сотрудничества с европейскими странами пока рано. 

Характерной чертой взаимоотношений России и США можно считать стремление обеих сторон к преодолению последствий «холодной войны». К успехам сотрудничества двух стран можно отнести их взаимодействие в сфере безопасности (реализация соглашения ОСВ-1, договоренности о неприменении химического оружия).

Европейские страны оказывали материальную поддержку российским реформам. Так, только Германия с 1989 по 1994 г. потратила на поддержку реформ более 50 млрд. долларов. Кроме того, что Европа рассматривает Россию в качестве «щита» против теперь уже исламского фундаментализма, она заинтересована в российских энергоносителях (нефть, газ).

Таким образом, на период 1993-2000 гг. приходилось начало процесса расширения НАТО, усложнения отношений с бывшими советскими республиками – странами Содружества и бывшими социалистическими государствами. 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 183.