Государственно-политические институты Древней Руси и их эволюция
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Проблемы этногенеза у восточных славян. Античные авторы I - IV вв. н.э. знают славян под собирательным именем венедов, венетов, антов и собственно славян, называя их "великим народом". В 860 г. русы напали на столицу Восточной Римской империи. А в договоре 911 г. говорится, что между Русью и греками были давнишние отношения. Славяне жили общинным строем. Объединения восточных славян, упоминаемые в "Повести временных лет" (поляне, древляне, дреговичи, северяне, вятичи, радимичи, ильменские словене и др.), надо рассматривать не как племена, а как федерации, союзы племен.

Славяне Среднего Поднепровья в VI-VIII вв. знали многие отрасли производства, но первенствующая роль принадлежала земледелию и скотоводству. В их посёлках, наряду с жилыми избами, археологи обычно находят зернохранилища, помещения для размола зерен, погреба, помещения, связанные с производством и обработкой металла, ткацкие избы, общественные здания. Первые русские города появляются в VII-VIII вв. как следствие развития ремесла, сбыта ремесленной продукции и международной торговли. На территории Киева были обнаружены следы трёх славянских поселений VIII-IX вв. Поселениями городского типа в этот период были Смоленск и Полоцк. Яркие показатели дают также раскопки Ладоги. Здесь в толще культурного слоя VII-VIII вв. раскрыты деревянные дома площадью от 50 до 100 кв. м, построенные из огромных брёвен до 10-12 м длины, с печью в центре дома.

На Руси, до введения христианской веры главным божест­вом считался Сварог – творец всего сущего. В 980 г. во главе пантеона языческих богов был поставлен Перун - бог молнии, покровитель дружины. Бог веселья, любви - Ладо. Ему жертвовали молодожены. Купала являлся богом земных плодов, а 24 декабря русские язычники славили Коляду, бога торжеств и мира.

Нестор в летописи "Повесть временных лет" повествует о начале русского государства, отмечая варяжское происхождение правящей династии. Это дало основание для создания «норманнской теории» (Байер, Миллер), сущность которой заключается в преувеличении роли варяжского элемента. В противоположность «норманнской» была создана «антинорманнская теория» (М.В.Ломоносов), исходящая из объективных предпосылок образования государства.

В ранней русской истории отчетливо вырисовывается проти­востояние двух центров формирующейся русской государственности - Новгорода и Киева, которые развивались независимо друг от друга. Согласно летописи объединение двух восточнославянских центров произошло в 882 г. в результате похода новгородского князя Олега на Киев. Эта дата считается датой создания Древнерусского государства. Князь Олег значительно расширил пределы русского го­сударства. Со смертью князя Олега древляне отошли от Киева. Игорь смирил их и наказал прибавлением дани. В ходе одного из многочисленных походов за данью Игорь был убит древлянами. Поводом послужил вторичный сбор дани. Летопись сообщает, что вдова Игоря сначала расправилась в Киеве с послами древлян, а затем организовала карательный поход в их земли. Ольга стала и первой княгиней-христианкой на Руси. Крестилась она в Византии, будучи уже пожилой женщиной и сам император Константин Багрянородный стал ее крестным отцом.

2. Государственно-политические институты Древней Руси и их эволюция. Русь, довольно долгое время сохраняла черты раннефеодальной монархии. В Древней Руси государство являлось верховным собственником земли. Бояре и дру­жинники получали от князя часть дани. Централизованный характер сбора дани способствовал тому, что на Руси при первых Рюриковичах аристократия концентриро­валась в городах при княжеском дворе. Единственной возможно­стью обеспечить будущее каждому из княжеских сыно­вей, было предоставление им верховной власти на определенной территории. Смену "полюдья" и введение новой системы сбора дани летопись связывает с именем княгини Ольги, вдовы Игоря. При ней был определен устойчивый размер дани (уроки) и были устроены погосты - центры сбора дани. Наряду со свободным населением существовали и рабы (холопы).

Государство Русь вело борьбу с варяжскими дружинами, Византией, Хазарией и другими государствами, сталкивавшимися с Русью. Внешнее положение Руси было упрочнено походами князя Святослава за одним исключением: по-прежнему грозными врагами Руси оставались печенежские орды. Важнейшим событием явилось введение христианства. В 988 году князь Владимир крестился в Корсуни (Херсонесе), приняв, предположительно, арианство. Потому об этом событии не упоминают византийские источники. Позднее на Руси утвердился православный вариант христианства, что объясняется близостью Византии – мощного православного государства. Христианизация Руси способствовала интеграции русского общества. После смерти Владимира в 1015 г. началась длительная крово­пролитная война между его многочисленными сыновьями, управлявшими отдельными частями Руси. Зачин­щиком усобицы летописцы считают Святополка Окаянного. В 1019 г. победу над ним одержал его брат Ярослав.

Го­сударство при Ярославе Мудром превратилось в прочное единое и известное в Европе. Укрепившись на престоле, князь Ярослав затратил большие средства на украшение столицы, взяв за образец столицу Визан­тии - Царьград. Взаимоотношения Руси и Византии во время правления Ярослава Мудрого благоприятствовали развитию культурных связей между двумя государствами. При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупней­ших и красивейших городов Европы, который по праву соперни­чал с Константинополем. Как гласит предание, на том месте, где в 1036 г. князь разбил печенегов, год спустя был возведен красивейший Софийский. Тогда же в Киеве были сооружены и Золотые ворота - парадный въезд в столицу Древней Руси. В 1052 г. в городе было начато возведение Киево - Печорской лавры. Русь к концу правле­ния Ярослава простиралась от Белого до Черного моря и, а с запа­да на восток – от Балтики до Печоры и Kaмы. С именем Ярослава история связывает появление свода зако­нов «Русская правда». «Русская правда» - сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на законода­тельство.

После смерти Ярослава Мудрого снова вспыхнули меж­доусобные войны и смуты. На некоторое время единство Руси удавалось удерживать внуку Ярослава Владимиру Мономаху. Время его княжения до смерти, последовавшей в 1125 г. было периодом «самым цветущим» в древней истории Киевской Руси. Вла­димир Мономах дополнил «Русскую правду» новыми постанов­лениями, издав так называемый «Устав Владимира Мономаха». После него единство Руси еще держалось при его сыне Мсти­славе (1125-1132 гг.), а затем русская земля поделилась на отдельные самостоятельные княжения.

 

Литература: 1-3, 14-21, 23-28, 30-32.

 

ТЕМА 13. Социально - политические изменения в русских землях

 в ХII - ХV вв. и борьба с иноземными завоевателями

 

1. Основные вехи истории самостоятельных княжеств-земель.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 211.