1. Проблемы этногенеза у восточных славян. Античные авторы I - IV вв. н.э. знают славян под собирательным именем венедов, венетов, антов и собственно славян, называя их "великим народом". В 860 г. русы напали на столицу Восточной Римской империи. А в договоре 911 г. говорится, что между Русью и греками были давнишние отношения. Славяне жили общинным строем. Объединения восточных славян, упоминаемые в "Повести временных лет" (поляне, древляне, дреговичи, северяне, вятичи, радимичи, ильменские словене и др.), надо рассматривать не как племена, а как федерации, союзы племен.
Славяне Среднего Поднепровья в VI-VIII вв. знали многие отрасли производства, но первенствующая роль принадлежала земледелию и скотоводству. В их посёлках, наряду с жилыми избами, археологи обычно находят зернохранилища, помещения для размола зерен, погреба, помещения, связанные с производством и обработкой металла, ткацкие избы, общественные здания. Первые русские города появляются в VII-VIII вв. как следствие развития ремесла, сбыта ремесленной продукции и международной торговли. На территории Киева были обнаружены следы трёх славянских поселений VIII-IX вв. Поселениями городского типа в этот период были Смоленск и Полоцк. Яркие показатели дают также раскопки Ладоги. Здесь в толще культурного слоя VII-VIII вв. раскрыты деревянные дома площадью от 50 до 100 кв. м, построенные из огромных брёвен до 10-12 м длины, с печью в центре дома.
На Руси, до введения христианской веры главным божеством считался Сварог – творец всего сущего. В 980 г. во главе пантеона языческих богов был поставлен Перун - бог молнии, покровитель дружины. Бог веселья, любви - Ладо. Ему жертвовали молодожены. Купала являлся богом земных плодов, а 24 декабря русские язычники славили Коляду, бога торжеств и мира.
Нестор в летописи "Повесть временных лет" повествует о начале русского государства, отмечая варяжское происхождение правящей династии. Это дало основание для создания «норманнской теории» (Байер, Миллер), сущность которой заключается в преувеличении роли варяжского элемента. В противоположность «норманнской» была создана «антинорманнская теория» (М.В.Ломоносов), исходящая из объективных предпосылок образования государства.
В ранней русской истории отчетливо вырисовывается противостояние двух центров формирующейся русской государственности - Новгорода и Киева, которые развивались независимо друг от друга. Согласно летописи объединение двух восточнославянских центров произошло в 882 г. в результате похода новгородского князя Олега на Киев. Эта дата считается датой создания Древнерусского государства. Князь Олег значительно расширил пределы русского государства. Со смертью князя Олега древляне отошли от Киева. Игорь смирил их и наказал прибавлением дани. В ходе одного из многочисленных походов за данью Игорь был убит древлянами. Поводом послужил вторичный сбор дани. Летопись сообщает, что вдова Игоря сначала расправилась в Киеве с послами древлян, а затем организовала карательный поход в их земли. Ольга стала и первой княгиней-христианкой на Руси. Крестилась она в Византии, будучи уже пожилой женщиной и сам император Константин Багрянородный стал ее крестным отцом.
2. Государственно-политические институты Древней Руси и их эволюция. Русь, довольно долгое время сохраняла черты раннефеодальной монархии. В Древней Руси государство являлось верховным собственником земли. Бояре и дружинники получали от князя часть дани. Централизованный характер сбора дани способствовал тому, что на Руси при первых Рюриковичах аристократия концентрировалась в городах при княжеском дворе. Единственной возможностью обеспечить будущее каждому из княжеских сыновей, было предоставление им верховной власти на определенной территории. Смену "полюдья" и введение новой системы сбора дани летопись связывает с именем княгини Ольги, вдовы Игоря. При ней был определен устойчивый размер дани (уроки) и были устроены погосты - центры сбора дани. Наряду со свободным населением существовали и рабы (холопы).
Государство Русь вело борьбу с варяжскими дружинами, Византией, Хазарией и другими государствами, сталкивавшимися с Русью. Внешнее положение Руси было упрочнено походами князя Святослава за одним исключением: по-прежнему грозными врагами Руси оставались печенежские орды. Важнейшим событием явилось введение христианства. В 988 году князь Владимир крестился в Корсуни (Херсонесе), приняв, предположительно, арианство. Потому об этом событии не упоминают византийские источники. Позднее на Руси утвердился православный вариант христианства, что объясняется близостью Византии – мощного православного государства. Христианизация Руси способствовала интеграции русского общества. После смерти Владимира в 1015 г. началась длительная кровопролитная война между его многочисленными сыновьями, управлявшими отдельными частями Руси. Зачинщиком усобицы летописцы считают Святополка Окаянного. В 1019 г. победу над ним одержал его брат Ярослав.
Государство при Ярославе Мудром превратилось в прочное единое и известное в Европе. Укрепившись на престоле, князь Ярослав затратил большие средства на украшение столицы, взяв за образец столицу Византии - Царьград. Взаимоотношения Руси и Византии во время правления Ярослава Мудрого благоприятствовали развитию культурных связей между двумя государствами. При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших и красивейших городов Европы, который по праву соперничал с Константинополем. Как гласит предание, на том месте, где в 1036 г. князь разбил печенегов, год спустя был возведен красивейший Софийский. Тогда же в Киеве были сооружены и Золотые ворота - парадный въезд в столицу Древней Руси. В 1052 г. в городе было начато возведение Киево - Печорской лавры. Русь к концу правления Ярослава простиралась от Белого до Черного моря и, а с запада на восток – от Балтики до Печоры и Kaмы. С именем Ярослава история связывает появление свода законов «Русская правда». «Русская правда» - сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на законодательство.
После смерти Ярослава Мудрого снова вспыхнули междоусобные войны и смуты. На некоторое время единство Руси удавалось удерживать внуку Ярослава Владимиру Мономаху. Время его княжения до смерти, последовавшей в 1125 г. было периодом «самым цветущим» в древней истории Киевской Руси. Владимир Мономах дополнил «Русскую правду» новыми постановлениями, издав так называемый «Устав Владимира Мономаха». После него единство Руси еще держалось при его сыне Мстиславе (1125-1132 гг.), а затем русская земля поделилась на отдельные самостоятельные княжения.
Литература: 1-3, 14-21, 23-28, 30-32.
ТЕМА 13. Социально - политические изменения в русских землях
в ХII - ХV вв. и борьба с иноземными завоевателями
1. Основные вехи истории самостоятельных княжеств-земель.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 242.