Совокупный спрос (АD) включает совокупный спрос домохозяйств (С), спрос инвестиционный, или спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей (I), спрос на товары и услуги со стороны государства (G) и спрос на чистый экспорт (NX), т.е. АD = C + I + G + NX. Для дальнейшего анализа используем упрощенную модель АD = C + I.
Под потреблением (С) понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода. Потребление зависит от двух факторов: 1) субъективного («психологическая» склонность к потреблению); 2) объективного (уровень дохода – центральный фактор, богатство, наличные средства, цены, норма процента и т.д.).
Средняя склонность к потреблению (АРС – average propensity to consume) отражает «психологический» фактор или желание людей купить потребительские товары, и определяется соотношением
АРС = Потребление / Доход = С / У (6)
Предельная склонность к потреблению (МРС – marginal propensity to consume) выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало, и определяется соотношением
МРС= изменение в потреблении / Изменение в доходе= D С / D У . (7)
Личный располагаемый доход (У) тратится не только на потребление, часть его сберегается. Часть дохода идет на личное потребление (С), а избыток принимает форму сбережений (S), т.е.
У = С + S . (8)
С бережение ( S ) – понимается та часть дохода, которая не потребляется. Под склонностью к сбережению понимается один из психологических факторов, означающий желание человека сберегать.
Средняя склонность к сбережению (АРS – averege propensity to save) определяется соотношением
АР S = Сбережение / Доход = S / У . (9)
Предельная склонность к сбережению (МРS – marginal propensity to save) выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало и определяется соотношением
МР S =Изменение в сбережении / Изменение в доходе= D S/ D У. (10)
Очевидно, что DС + DS = DУ и соответственно МРС + MPS = 1. Следовательно, МРС = 1 – MPS и MPS = 1 – МРС.
Экономическое значение сбережений заключается в их отношении к инвестициям, так как сбережения составляют основу инвестиций.
Под инвестициями принято понимать использование сбережений в целях создания новых производственных мощностей и капитальных активов. Инвестиции образуют наряду с потребительским спросом вторую составляющую совокупного спроса, так как AD = C + I. При этом сбережения и инвестиции влияют на объём эффективного спроса в прямо противоположных направлениях: сбережения сокращают спрос, а инвестиции его увеличивают.
Инвестиции зависят от следующих основных факторов: во-первых, ожидаемая норма прибыли, или рентабельность предполагаемых капиталовложений; при низкой рентабельности инвестиции осуществляться не будут; во-вторых, уровень процентной ставки. Если норма процента окажется выше ожидаемой нормы прибыли, то инвестиции не будут осуществлены, в этом случае деньги выгоднее положить в банк. Если норма процента ниже нормы прибыли, то инвестирование осуществится, так как будет выгоднее строить.
Очевидно, что инвестиции – функция нормы процента, т.е. I = f(r), причём эта функция убывающая. Чем выше уровень процентной ставки (r), тем ниже уровень инвестиций (I). Сбережения тоже функция нормы процента S = f(r), но уже возрастающая. Вышеприведенные функции описываются в классической концепции. В кейнсианской концепции сбережения – это функция дохода S = f(У), а инвестиции трактуются так же, т.е. I = f(r). Взаимосвязь нормы процента, инвестиций и сбережений отражена на рисунке 12 (классическая концепция).
r
S
|
r1
E
r0
I
r2
S = I
I, S
Кейнсианская концепция предлагает два метода определения размера ВНП, при котором экономика находится в состоянии равновесия: метод сбережений и инвестиций (рис.13) и метод потребления и инвестиций (рис. 14). Применение этих методов дает одинаковую оптимальную величину ВНП. Это равенство вытекает из взаимосвязи потребления и сбережения.
I, S S
B
I E I
А
QA QE QB ВНП
Рис. 13. Определение ВНП методом сбережений и инвестиций
Комментарии к рис.13. В точке Е сбережения равны инвестициям. QE – такой объем ВНП, при котором макроэкономика находится в состоянии равновесия, т.е. население будет сберегать, а фирмы инвестировать один и тот же объем, А D = AS .
В точке А сбережения меньше инвестиций, но фирмы готовы инвестировать. Население, сокращая сбережения, предъявляет большой спрос, поэтому фирмы наращивают объемы производства, в результате растут ВНП и занятость. Вместе с ВНП растут доходы, и сбережения становятся больше. Такой рост будет происходить до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие в точке Е.
В точке В сбережения больше инвестиций. Население воздерживается от дополнительного потребления, фирмы находят на рынке меньший спрос, производство сокращается и ВНП снижается. Сокращается занятость населения. Такое снижение будет происходить до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие в точке Е.
450
I, C
|
E
С
А
QA QE QB ВНП
Комментарии к рис. 14. Линия 450 означает, что в её любой точке расходы равны величине ВНП. Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением и фирмами.
Прямая С соответствует совокупным расходам населения. Прямая C + I характеризует совокупные расходы населения плюс инвестиции.
Точка Е означает равновесие, при котором величина ВНП является оптимальной, т.е. на весь произведенный продукт будет предъявлен спрос со стороны населения и фирм. В точке Е равны совокупные расходы и ВНП, А D = AS .
В точке А доходы населения равны его потреблению. В точке В объем ВНП больше расходов населения и фирм, е производство сокращается до точки Е, А D < AS .
Теория мультипликатора
В соответствии с теорией Кейнса инвестиции играют важную роль в росте объема ВНП и занятости. Рост инвестиций вызывает вовлечение в производство дополнительных работников, т.е. увеличивает занятость, а с ней доход и потребление. Эффект мультипликатора в рыночной экономике состоит в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению ВНП, причем на величину большую чем первоначальный рост инвестиций.
Мультипликатор (от лат. multiplicator – умножающий) – экономический показатель его величина характеризует степень, в которой увеличение инвестиций порождает изменение выпуска продукции, потребительского спроса на эту продукцию, а следовательно, и дохода.
Численно мультипликатор больше единицы, показывает превышение роста дохода над ростом инвестиций и определяется соотношением
Мультипликатор (М)=Приращение ВНП/Приращение инвестиций = D ВНП / D I , (11)
или М = 1 /(1 – МРС)= 1 / MPS , (12)
где МРС – предельная склонность к потреблению, MPS – предельная склонность к сбережению. То есть мультипликатор есть величина, обратная предельной склонности к сбережению.
Рассмотрим графически механизм действия мультипликатора (рис. 15). Например, равновесное состояние экономики достигается при ВНП = 60 денежным единицам, при этом С = 40, S = 20. Объем инвестиций I = 20. Ситуация изменилась и новые дополнительные инвестиции составили
10 денежных единиц.
I,S S
|
30 · I1
E 10
20 · I
20
0
30 60 90 100 ВНП
Комментарий к рис. 15. При инвестициях и сбережениях в 20 денежных единиц состояние равновесия характеризовала точка Е. Инвестиции наращиваются и новое состояние равновесия – точка Е1. При этом М = 3, т. е. D ВНП/ D I = 30/10 = 3, или 1/ MPS = 3.
Разница между приращением ВНП и приращением инвестиций равна вторичным потребительским расходам, обусловленным первоначальными инвестициями, т. е. 20 денежным единицам.
Мультипликационный эффект вызывают изменения не только в инвестициях, но и в уровне сбережений (рис. 16).
|
S
Е1 Е
· · I
0 QE1 QE ВНП
Комментарий к рис.16. Если рост бережливости вызовет перемещение кривой S , то новая точка равновесия будет свидетельствовать о понижении уровня ВНП ( QE 1 ). Это объясняется тем, что склонность к сбережению ведет к сокращению потребления. В этих условиях предприниматели не заинтересованы далее инвестировать, так как продажи сократились. Следовательно, сократилось и национальное производство.
Необходимо помнить, что эффект мультипликатора проявляет себя в условиях неполной занятости. Это понятно, так как в противном случае было бы неоткуда привлекать дополнительных работников.
С теорией мультипликатора связан принцип акселерации, под которым понимают процесс, показывающий, что спрос на инвестиции может быть вызван ростом продаж и дохода. Простейшая формула акселератора:
It = a ( yt – yt -1 ), (13)
где It – рост новых инвестиций, a – коэффициент акселерации, yt – величина дохода за последний период, yt-1 – величина дохода за предшествующий период.
Дата: 2019-03-06, просмотров: 201.