Совокупный спрос (AD – aggregate demand) – сумма всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке.
Совокупный спрос (AD) – это экономический агрегат, равный реальному объему национального производства, который готовы купить потребители при любом возможном уровне цен.
Графическая интерпретация модели совокупного спроса представлена на рис. 2.
|
цен, Р
AD
Реальный ВНП, Q
На динамику потребляемого ВНП влияют ценовые и неценовые факторы. К ценовым факторам (кроме уровня цен), которые влияют на динамику объема AD, относятся следующие.
1.Эффект процентной ставки показывает, что при данном объеме денежной массы более высокий уровень цен повысит спрос на деньги, тем самым увеличивая процентную ставку и уменьшая объем закупок потребительских товаров и оборудования. Увеличение процентной ставки вызывает снижение совокупного спроса, и наоборот.
2.Эффект богатства, или кассовых остатков, означает, что при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность материальных ценностей, возрастет и расходы увеличатся. При повышении уровня цен реальная стоимость снизится и расходы уменьшатся. Увеличение цен вызовет снижение совокупного спроса, и наоборот.
3.Эффект импортных закупок. Повышение уровня цен в стране вызовет увеличение импорта и сокращение экспорта, т.е. произойдет уменьшение совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Уменьшение уровня цен в стране способствует сокращению импорта и увеличению экспорта, т.е. произойдет увеличение совокупного спроса (за счет увеличения чистого объема экспорта).
Следует различать изменение объема совокупного спроса (рис.3) и изменение совокупного спроса (рис.4).
Действие ценовых факторов графически выражается движением вдоль кривой АD (рис.3), происходит изменение объёма совокупного спроса. Неценовые факторы (один или несколько) влияют помимо ценовых и вызывают изменение в совокупном спросе, сдвигая кривую АD (рис. 4 происходит изменение совокупного спроса.
Неценовые факторы совокупного спроса включают следующие.
1. Изменения в потребительских расходах связаны с благосостоянием, ожиданиями, задолженностью и налогами потребителя.
Р
| |||
· А1
·
·
АD
Q
Р
| ||||
АD1
АD
АD2
Q
Комментарии к рис. 4. Перемещение кривой из АD в А D 1 означает возрастание совокупного спроса, А D в АD2 – уменьшение совокупного спроса.
При увеличении реальной стоимости материальных ценностей или при росте благосостояния потребительские расходы возрастают, происходит увеличение совокупного спроса. Если прогнозируется (ожидается) увеличение доходов, то возрастают потребительские расходы и соответственно увеличивается совокупный спрос. И наоборот, если люди полагают, что в будущем доходы уменьшатся, то уменьшаются потребительские расходы и совокупный спрос сократится. Задолженность потребителя (например, прежние покупки в кредит) вызовет сокращение расходов и сокращение совокупного спроса. И наоборот, небольшая задолженность способствует увеличению расходов и увеличению совокупного спроса. Снижение налогов ведет к увеличению дохода и количества покупок, происходит возрастание совокупного спроса, и наоборот.
2. Изменения в инвестиционных расходах определяются величиной процентной ставки, ожидаемыми прибылями от инвестиций, налогами с предприятий, наличием технологий и мощностей.
Увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса, и наоборот. Оптимистичные прогнозы на получение прибыли на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары, происходит увеличение совокупного спроса, и наоборот. Увеличение налогов приведет к уменьшению прибылей и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса, и наоборот. Новые технологии стимулируют инвестиционные расходы и увеличивают совокупный спрос, и наоборот. Наличие неиспользуемого капитала сдерживает спрос на инвестиционные товары и уменьшает совокупный и наоборот при уменьшении избыточных мощностей.
3. Изменения в государственных расходах. Увеличение правительственных расходов приводит к увеличению совокупного спроса, и наоборот.
4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта. Возрастание национального дохода другой страны увеличивает спрос и на товары данной страны, поэтому увеличивается совокупный спрос. Уменьшение национального дохода другой страны вызывает сокращение объема экспорта данной страны. Изменение курса национальной валюты по отношению к другим валютам влияет на экспорт и импорт страны. Если экспорт возрастает, а импорт уменьшается, т.е. увеличивается чистый экспорт, то происходит увеличение совокупного спроса. Такая ситуация складывается, если обесценивается национальная валюта по отношению к другим валютам.
Обобщим всё изложенное и представим ценовые и неценовые факторы в табл. 2.
Таблица 2
Факторы совокупного спроса
Ценовые факторы | Неценовые факторы |
1. Уровень цен | 1. Изменения в потребительских расходах: а) благосостояние потребителя; б) ожидание потребителя; в) задолженность потребителя; г) налоги |
2. Эффект процентной ставки | 2. Изменения в инвестиционных расходах: а) процентные ставки; б) ожидаемые прибыли от инвестиций; в) налоги с предприятий; г) технологии; д) избыточные мощности |
3. Эффект богатства или кассовых остатков | 3. Изменения в государственных расходах |
4. Эффект импортных закупок | 4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта: а) НД в зарубежных странах; б) валютные курсы |
Следует отметить, что некоторые экономисты определяют совокупный спрос как функцию от предложения денег (MS) и скорости их обращения (V), т.е. АD = f (MS, V). В соответствии с этой теорией влияние всех других факторов (ценовых и неценовых) можно свести к изменениям MS и V. Другими словами, на уровень совокупного спроса, т.е. на положение кривой АD, оказывают воздействие только два основных фактора – MS и V.
Дата: 2019-03-06, просмотров: 190.