Неразвитость чувственной сферы порождает утомленность, постоянную скуку. Как говорят физиологи, «орган требует функции!»
Не волнуют нас одни и те же обороты речи, не потрясают доклады, которые читают, уткнувшись в бумагу, мы не обращаем внимания на витрины, наглядную агитацию, которую не меняют годами.
Вспомним! Чтобы избежать монотонности, в однотипные виды работы, которые повторяются из урока в урок, необходимо вносить микроизменения. Задания урока чередуются по контрасту с общим кресчендо интереса к концу урока. Это дает возможность держать класс в постоянном активном состоянии по отношению к информации.
Заканчиваться урок должен обязательно музыкой, не наставлениями, замечаниями, а эмоциональным возбуждением положительного плана. Это продлит урок на некоторое время – в воспоминании о нем.
Неразвитость чувственного восприятия окружающего и своей деятельности порождает частичную «слепоту и глухоту», которые со временем становятся полными. Не в этом ли злокачественное безразличие?..
РАВНОДУШИЕ, откуда оно?.. Истоки его – в большом количестве информации, которая не вызывает эмоционального отклика. Пресыщение информацией может вызвать никогда не выключаемое радио, телевизор, которые слушают, не слыша, и смотрят, не видя. Или реклама, прочно оберегающая от работы души и ума. Это большое количество игрушек, ни одна из которых не становится хотя бы на время единственной и любимой...
Чувствительность восприятия изменяется, в основном, под влиянием двух факторов: приобретенного опыта и эмоциональным откликом данного момента. Например, еда... Ребенок получает удовольствие от насыщения молоком, кашей. В них он постепенно начинает различать разнообразие вкусовых ощущений, тончайшие нюансы вчерашнего дня и сегодняшнего, утра и вечера. С далеких времен запрещалось за столом разговаривать: «Когда я ем, я глух и нем!» Когда во время еды взрослые начинают развлекать ребенка сказками, радио, телевизором, театральной постановкой с обещанием пригласить «бабая», милиционера, внимание рассредоточено и психические акты восприятия вкусовых ощущений снижены. Все вполуха, вполвкуса, вполглаза. Воспитывается безразличие, потому что в каждом из действий нет сосредоточенности, не обеспечивается восприятие в каждом повторе изменений на величину «чуть-чуть». Именно они, микроощущения, микровосприятия тренируют глубину психических процессов в каждом из повторений.
Равнодушие, скука!
Поведением «ОТ СКУКИ» можно объяснить правонарушения от простейших до чудовищных.
Для многих пристрастие к ссорам, жестокости – единственный способ испытать сильные чувства, сделать жизнь более яркой, разнообразной. Ведь человеческий путь «заражения» от природы, книг, музыки для них закрыт.
Эмоциональный голод, как и информационный, вызывает потребность утолить его. Это может быть хоккей, творчество, карьера, музеи, путешествие, коллекционирование... Но и сплетни, интерес к жизни соседей, драки, алкоголь... Если переживаний не хватает, человек сам себе устраивает ситуации или повод для их получения.
Воспитание чувств – это воспитание индивидуальности. А значит надо не оттолкнуть ребенка от музыки только потому, что он не может чисто петь или отличить один аккорд от другого. Это не преступление, а физиологические особенности его природы. (Слух и голос, как и зрение, совершенствуются). В Японии музыка и рисование в школе – КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Результат: мы различаем, в общей массе, до 9 – 12 оттенков черного цвета, в Японии – от 72 до 100 оттенков. Опытов в музыкальной области мы не знаем, но, думается, что и там результаты очень высокие. Преступление – отнимать у ребенка желание заниматься музыкой для себя. ДЛЯ СЕБЯ!
Меня оттуда выгнали за проф
Так называемую непригодность.
И все-таки я не пожалею строф
И личную не пощажу я гордость,
Чтоб этот домик маленький воспеть,
Где мне пришлось терпеть и претерпеть.
Я был бездарен, весел и умен
И потому не знал, что я бездарен.
О, сколько бранных прозвищ и имен
Я выслушал: ты глуп, неблагодарен,
Тебе на ухо наступил медведь,
Ревешь? Тебе в чащобе бы реветь!
Ты никогда не будешь понимать
Не то что чижик-пыжик, даже гаммы!
Я отчислялся до прихода мамы,
Но приходила, вмешивалась мать.
Она меня за шиворот хватала
И в школу шла, размахивая мной.
И объясняла нашему кварталу:
Да, он ленивый, да, он озорной,
Но он способный: поглядите руки,
Какие пальцы, децимы берет.
Ты будешь пианистом! Марш вперед!
И я маршировал на муки,
Я не сдавался музыке, я знал,
Что музыка моя совсем другая.
А рядом, мне совсем не помогая,
Скрипели скрипки и хирел хорал.
Так я мужал в музшколе той вечерней,
Одолевал упорства рубежи,
Дата: 2019-03-05, просмотров: 207.