АРИЗ-85-В. История разработки, характеристика основных этапов (Симаненкова А.В.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

АРИЗ - это комплексная программа алгоритмического типа, основанная на законах развития технических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач.

Первый раз словосочетание “алгоритм решения изобретательских задач” было использовано в приложении “Технико-экономического знания” к еженедельнику “Экономическая газета” за 1 сентября 1965 года. Аббревиатура АРИЗ впервые использована в книге Г.С. Альтшуллера “Алгоритм изобретения” в 1969 году, второе - в 1973 году. При разработке последних модификаций алгоритма (АРИЗ-82, АРИЗ-85) учтены замечания и рекомендации многих специалистов по ТРИЗ.

Характеристика основных этапов:

  1. Анализ задачи (основная цель - переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой модели задачи):

1.1. Записать условие мини-задачи без специальных терминов,с указанием ТП-1 и ТП-2;

1.2. Выделить и записать конфликтующую пару элементов: изделие и инструмент;

1.3. Составить графические схемы ТП-1 и ТП-2, используя схемы типичных конфликтов в моделях задач;

1.4. Выбрать из двух систем конфликта ту, которая обеспечивает наилучшее осуществление главного производственного процесса;

1.5. Усилить конфликт, указав предельное состояние элементов;

1.6. Записать формулировку модели задачи с указанием конфликтующей пары, усиленную. формулировку конфликта и что должен сделать вводимый для решения задачи Х-элемент;

1.7. Проверить возможность применения системы стандартов к решению модели задачи.

2. Анализ модели задачи (основная цель - учёт имеющихся ресурсов, которые можно использовать при решении задач):

2.1. Определить оперативную зону;

2.2. Определить оперативное время;

2.3. Определить вещественно-полевые ресурсы, составить их список;

3. Определение ИКР и ФП:

3.1. Записать формулировку ИКР-1;

3.2. Усилить формулировку ИКР-1 доп.требованием: в систему нельзя вводить новые вещества и поля, необходимо использовать ВПР;

3.3. Записать ФП на макроуровне;

3.4. Записать ФП на микроуровне;

3.5. Записать ИКР-2;

3.6. Проверить возможность применения системы стандартов.

4. Мобилизация и применения ВПР:

4.1. Применить метод маленьких человечков;

4.2. Использовать метод “шаг назад от ИКР”;

4.3. Определить, решается ли задача применением смеси ресурсных веществ;

4.4. Определить, решается ли задача заменой имеющихся ресурсных веществ пустотой или смесью ресурсных веществ с пустотой;

4.5. Определить, решается ли задача применением веществ, производных от ресурсных;

4.6. Определить, решается ли задача введением вместо вещества эл.поля или взаимодействия двух эл.полей;

4.7. Определить, решается ли задача применение пары “поле - добавка вещества, отзывающегося на поле”

5. Применение информфонда:

5.1. Рассмотреть возможность решения задачи по стандартам;

5.2. Рассмотреть возможность решения задачи по аналогии с еще нестандартными задачами, ранее решенными по АРИЗ;

5.3. Рассмотреть возможность устранения ФП с помощью типовых преобразований;

5.4. Применение “Указателя физэффектов”

6. Изменение или замена задачи:

6.1. Перейти от физического ответа к техническому;

6.2. Проверить, не является ли формулировка 1.1. сочетанием нескольких разных задач;

6.3. Изменить задачу, выбрав другое ТП;

6.4. Заново сформулировать мини-задачу, отнеся ее к надсистеме.

7. Анализ способа устранения ФП:

7.1. Контроль ответа;

7.2. Провести предварительную оценку полученного решения;

7.3. Проверить по патентным данным формальную новизну полученного решения;

7.4. Записать возможные подзадачи

8. Применение полученного ответа:

8.1. Определить, как должна быть изменена надсистема, в которую входит измененная система;

8.2. Проверить, может ли измененная система применяться по-новому;

8.3. Использовать полученный ответ при решении других технических задач

9. Анализ хода решения:

9.1. Сравнить реальный ход решения данной задачи с теоретическим, при наличии отклонений записать их;

9.2. Сравнить полученный результат с данными информационного фонда ТРИЗ;

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.