S-образный закон развития систем.
Этот закон помогает нам увидеть, когда нужно что-то улучшать. Он гласит, что любая система (в том числе, коллектив или предприятие) развивается по S-образной кривой.
Этапы:
o «детство». Идёт, как правило, достаточно долго. В этот момент идёт разработка системы, её доработка, подготовка к работе.
o «расцвет». Она бурно совершенствуется, становится всё более мощной и производительной. Машина выпускается серийно, её качество улучшается и спрос на неё растёт.
o «старость». С какого-то момента улучшать систему становится всё труднее. Мало помогают даже крупные увеличения ассигнований. Несмотря на усилия конструкторов, развитие системы не поспевает за всё возрастающими потребностями человека. Она пробуксовывает, топчется на месте, меняет свои внешние очертания, но остаётся такой, какая есть, со всеми своими недостатками. Все ресурсы окончательно выбраны. Если попытаться в этот момент искусственно увеличивать количественные показатели системы или развивать её габариты, оставляя прежний принцип, то сама система вступает в конфликт с окружающей средой и человеком. Она начинает больше приносить вреда, чем пользы.
В качестве примера рассмотрим паровоз. Вначале был достаточно долгий экспериментальный этап с единичными несовершенными экземплярами, внедрение которых вдобавок сопровождалось сопротивлением общества. Затем последовало бурное развитие термодинамики, совершенствование паровых машин, железных дорог, сервиса — и паровоз получает публичное признание и инвестиции в дальнейшее развитие. Затем, несмотря на активное финансирование, произошёл выход на природные ограничения: предельный тепловой КПД, конфликт с окружающей средой, неспособность увеличивать мощность без увеличения массы — и, как следствие, в области начался технологический застой. И, наконец, произошло вытеснение паровозов более экономичными и мощными тепловозами, и электровозами. Паровой двигатель достиг своего идеала — и исчез. Его функции взяли на себя двигатели внутреннего сгорания и электромоторы — тоже вначале несовершенные, затем бурно развивающиеся и, наконец, упирающиеся в развитии в свои природные пределы. Затем появится другая новая система — и так бесконечно.
Любая фирма развивается точно так же. Сначала энтузиасты, мало денег, всё делают сами, зато идея новая и продвинутая, хоть и непопулярная пока. После всё идет в гору, много трат, новые сотрудники, офис, сверхприбыли.
Третий этап — стагнация. У офисных работников начинают расти животы, азарт пропал, нанимается много менеджеров и специалистов, чтобы продолжить рост. Все вроде бы хорошо, но скоро конкуренты объезжают и фирме либо приходит капут, либо она объезжает саму себя, снова выйдя на первый этап и запустив какую-либо идею.
Обычно новые изобретения происходят в конце третьего этапа, когда без них уже нельзя. Этот закон учит нас тому, что новые изобретения нужно начинать внедрять в самом начале третьего этапа — это и есть самому объезжать себя.
Исходя из этих знаний, можно отслеживать, как развиваются те или иные вещи вокруг нас и знать, когда пора изобретать «продолжение» — за некоторое время до того, как оно понадобится. Например, Microsoft образовался как раз тогда, когда компьютерная отрасль была в конце первого этапа. И кривая развития компьютерной отрасли вынесла его на самую вершину.
По этому закону можно выбрать себе отрасль деятельности. Достаточно ответить себе на вопросы:
o На каком этапе отрасль в мире?
o На каком этапе отрасль в стране?
o На каком этапе отрасль в городе?
Конечно, идеально, когда уже где-то конец второго этапа и уже видно, что отрасль выигрышная, но, а у вас в стране или городе еще первый этап или начало второго. Если вступить в начало второго этапа — кривая развития вынесет вас вверх. Если же у вас в городе в отрасли третий этап — лучше держаться подальше, по крайней мере, не имея какого-нибудь ноу-хау.
Признак третьего этапа – укрупнение компаний.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 254.