В школьном курсе русского языка даются элементарные сведения о категории вида. В частности сообщается, что вид может быть совершенный и несовершенный, что глаголы разного вида различаются по вопросам, что от глаголов разного вида могут образоваться разные глагольные формы.
Научное понимание категории глагольного вида гораздо шире. В научной лингвистической литературе Х1Х – ХХ веков существует несколько определений категории вида. Ф.Ф. Фортунатов считал, что категория вида обозначает, как протекает во времени тот процесс, который назван в основе глагола.
Близка к такому пониманию формулировка академика Шахматова, который считает, что видами называются те различия в глаголах и глагольных образованиях, которые обозначают различие в способе протекания действия, названного глагольной основой. Таким образом, и Фортунатов, и Шахматов понимали вид, как отношение глагольного действия ко времени.
Взгляд на категорию вида как на выражение разных этапов действия распространён ещё со времён А.Х. Востокова и представлен в ряде вузовских пособий. ( Совершенный вид обозначает начало и конец действия, а несовершенный – середину.)
«Графическая» теория видов, при которой совершенный вид понимался как «точечное» действие, а несовершенный как «линейное» представлена в работах Пешковского, Брукмана, Мейе.
Нередко совершенный вид понимается как результативность действия, а несовершенный как нерезультативность или целостность и нецелостность действия (Мучник, Маслов, Бондарко, Буланин и др.).
По самой распространённой точке зрения, представленной во всех школьных учебниках, вид трактовался как действие совершённое или законченное (совершенный вид) или несовершённое, незаконченное (несовершенный вид).
Однако ни одна из названных теорий не могла быть признана логически обоснованной, так как ряд глаголов всегда выходил за рамки той или иной теории, являясь исключением. Например, точкой нельзя изобразить действие глагола «подошёл» в тексте «он медленно подошёл к нам», или нельзя говорить о совершенном виде как о законченном, совершенном действии, если речь идёт о начале этого действия: заплакал, засмеялся и т.д.
Своеобразным выходом из казалось бы неразрешимой ситуации является понимание категории вида академиком В.В. Виноградовым, который попытался объединить существующие точки зрения и определить категорию вида как отношение действия к внутреннему качественному пределу. Внутренний предел действия следует понимать как его естественный исход, достижение предполагаемой цели или определенного результата, достижение известной границы. Глаголы, имеющие предел действия относятся к совершенному виду, не имеющие предела – к несовершенному виду: сделать – есть предел: «довести действие до конца, получить результат и т.д.», делать – такого предела нет. Глагол делать соответственно несовершенного вида, а сделать – совершенного. Важно отметить, что предел может обозначать не только конец действия, то есть находиться в конце, но и начало, и середину действия: заплакал – начало действия, действие как бы начинается с предела, «отталкивается» от него; проплакал - есть указание на начало и конец действия, действие ограничено с двух сторон пределом. И в том, и в другом случае глаголы, имеющие предел, - совершенного вида. Плакал, читал, говорил – глаголы, не имеющие предела, следовательно, это глаголы несовершенного вида.
В.В. Виноградов нашёл уникальное определение глагольного вида, которое охватывает все глаголы. Итак, вид – это глагольная категория, которая обозначает отношение действия (или состояния) к внутреннему качественному пределу действия.
В системе русского глагола нет ни одной грамматической формы, которая не выражала бы видового значения. Этим вид отличается от грамматических категорий наклонения, времени, лица, присущих лишь отдельным разрядам глагольных форм. Так, категория времени свойственна лишь формам изъявительного наклонения, категория лица присуща только формам настоящего и будущего простого времени. Виды такого ограничения не имеют.
Видовые пары.
В русском языке различаются глаголы, соотносительные по виду и глаголы, не соотносительные по виду.
Основу вида как грамматической категории составляют соотносительные по виду или так называемые парные глаголы, т. е. глаголы, образующие видовую пару, или видовую корреляцию (соотношение).
Видовую пару (корреляцию) образуют две соотносительные формы одного и того же глагола, совпадающие по смыслу (лексически) и имеющие разные видовые значения: одна — несовершенного вида, другая — совершенного.
Члены видовых пар обозначают один и тот же факт действительности, называют две стороны одного и того же действия, одного и того же процесса — отношение действия к внутреннему пределу (при наличии предела - совершенный вид, при его отсутствии – несовершенный). Ср.: писать письмо (несов. вид) — написать письмо (сов. вид); закрыть окно (сов. вид) — закрывать окно (несов. вид).
Семантическое совпадение — необходимое условие видовой парности глаголов. Если те или иные глагольные образования не имеют ни одного совпадающего значения, то при всей семантической близости они не составляют видовой пары. Ср.: читать и вычитать– глаголы, которые имеют несовпадающие значения, но нередко ошибочно включаются в видовые пары.
Видовая пара глагола может образоваться 2-мя способами:
2. От глаголов несовершенного вида, как правило бесприставочных, образуется глагол совершенного вида: читать – прочитать ( это, так называемое образование 1-ой ступени).
3. От приставочных глаголов совершенного вида образуется глагол несовершенного вида с помощью суффиксов -ива-, -ыва-, -ва-: зачитать – зачитывать (образование 2 ступени).
Способы образования видовых пар
В выражении видовых различий глаголов участвуют разнообразные средства: префиксы, суффиксы, ударение, чередование согласных и гласных в основе, супплетивизм основ.
Наиболее продуктивным способом образования видовых пар на первой ступени является префиксальный – приставочный: писать – написать, читать – прочитать, делать – доделать и т.д.
Как правило, исходные бесприставочные основы несовершенного вида входят в видовую пару с одной из производных приставочных основ. Например, писать образует видовую пару с написать, но приписать, выписать, дописать и др. не образуют видовой пары с писать, так как обозначают качественно иные процессы. Они входят в видовые пары с суффиксальными образованиями: приписывать, выписывать, дописывать.
Встречаются случаи, когда в разных своих значениях исходные бесприставочные основы несовершенного вида коррелируют с разными приставочными основами. Ср.: стареть — постареть (он начал быстро стареть, постарел) и стареть —устареть (истинно художественное произведение не стареет, не устареет никогда); глохнуть—оглохнуть (после болезни старик начал глохнуть, оглох) и глохнуть — заглохнуть (сад глохнет, заглох) и т. д.
Наиболее активны в формообразующей функции приставки с-, за-, про-, по-, от-. Приставки на-, о-, у- малопродуктивны. Непродуктивны в чистовидовой функции приставки вы-, из-, вз-, раз-, при-, пере-, под-, воз-.
Суффиксальный способ образования видовых пар.
Члены суффиксальной видовой пары отличаются друг от друга наличием или отсутствием суффикса: дать — давать, умыть – умывать и под. Это так называемый чистосуффиксальный способ образования глагольной пары, который характеризует 2 ступень образования.
Наиболее продуктивным образованием 2-ой ступени является не чистосуффиксальный способ образования видовой пары, а способ чередования или мены суффиксов: -а-/-и-, -а-/-ну-, -ну-/-ыва-, -ива-, -ва-.
Самым многочисленным типом суффиксальных корреляций являются видовые пары, в которых форма несовершенного вида образуется при помощи суффикса -ива-(-ыва-). Форма совершенного вида в этих видовых парах может иметь суффиксы -а-, -и-, -е-, -ну-1, -ну-2,
-ова- (-ева-).
Одним из продуктивных типов видовых пар являются корреляции,
в которых форма совершенного вида образуется при помощи суффикса -ну- со значением однократности. В качестве исходной здесь выступает основа несовершенного вида, имеющая суффиксы -а-, -е-, -о-, -и-: кричать — крикнуть, глядеть — глянуть, колоть — кольнуть, палить — пальнуть и др.
Чередование гласных и согласных при образовании видовых пар в большинстве случаев лишь сопровождает суффиксацию.
Чередование согласных в выражении видовых значений участвует только вместе с суффиксами: прибавить — прибавлять, укрепить — укреплять.
Чередование гласных в одних случаях лишь сопровождает суффиксацию (запереть—запирать, удвоить—удваивать), а в других случаях имеет самостоятельное видообразующее значение. Так, видовые формы некоторых глаголов в инфинитиве отличаются только чередованием гласных фонем с нулем: собрать — собирать, назвать — называть, послать—посылать, постлать—постилать и т.д.
Видовые пары префиксально-суффиксального
или префиксально-постфиксального типа.
Иногда форма совершенного вида глагола образуется от формы несовершенного вида префиксально-суффиксальным путем: вешать — повесить (флаги), кланяться—поклониться (низко кому-либо), ронять—уронить (деньги на пол), сажать—посадить (картофель), цепляться—уцепиться (за что-либо), глотать—проглотить (пилюлю). В одной видовой паре префиксально-суффиксальным образованием является, наоборот, форма несовершенного вида: купить — покупать.
Образование видовых пар путём передвижения ударения.
При помощи ударения различаются видовые формы префиксальных глаголов, образованных от резать и сыпать: 1) нарезать (сов. вид) — нарезать (несов. вид); обрезать (сов. вид) — обрезать (несов. вид) и др.;
2) засыпать (сов. вид) — засыпать (несов. вид), насыпать (сов. вид) — насыпать (несов. вид) и др.
Супплетивные видовые пары. Члены супплетивных видовых корреляций не имеют морфологических связей, один коррелят не является производным от другого. К разным словам восходят члены следующих видовых пар: ловить—поймать, говорить—сказать, брать — взять.
Члены супплетивных видовых пар являются лексически тождественными, совпадают во всех значениях или в части значений. Ср. по значению, например, брать и взять:
Видовых пар типа брать — взять в русском языке всего четыре. Члены остальных супплетивных видовых пар исторически
восходят к однокоренным образованиям: лечь — ложиться, сесть — садиться, стать — становиться, лопнуть — лопаться. В таких видовых парах один член корреляции не является уже производным от другого. Формы несовершенного вида более сложны по составу в сравнении с формами совершенного вида, однако те различия, которые существуют между ними, невозможно объяснить фонетическими и морфологическими закономерностями, действующими в современном русском языке.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 263.