С.В. Токарев
ТРАНСПОРТНО-ПЕШЕХОДНОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ НЕСЛОЖНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДАНИЯ
Методические указания к разделу
«Схема планировочной организации земельного участка»
курсового проекта на тему
«Проект несложного общественного здания в структуре населенного пункта
(выставочный павильон, клуб)"
по дисциплине
«Архитектурно-строительное проектирование»
Екатеринбург
2018
УДК 725.01(75)
ББК 38.71-02я73
Т 51
Токарев С.В.
Транспортно-пешеходное обеспечение несложного общественного здания: методические указания к разделу «Схема планировочной организации земельного участка» курсового проекта по дисциплине «Архитектурно-строительное проектирование» / С.В. Токарев – Екатеринбург: УрГАХУ. – 23 с.
Методические указания предназначены:
для студентов второго курса специальности «Градостроительство», выполняющих раздел «Схема планировочной организации земельного участка» курсового проекта «Проект несложного общественного здания в структуре населенного пункта (выставочный павильон, клуб)" по дисциплине «Архитектурно-строительное проектирование»;
для студентов второго курса специальности «Архитектура», выполняющих раздел «Схема генплана участка» курсового проекта «Несложное общественное здание" по дисциплине «Основы архитектурного проектирования»;
для студентов второго курса специальностей «Градостроительство» и «Архитектура», выполняющих самостоятельную работу «Организация автостоянок и транспортно-пешеходного движения на территории общественного здания (клуба, выставочного павильона)» по дисциплине «Транспортно-пешеходные коммуникации в планировке городов».
Содержат методику решения вопросов транспортно-пешеходного обслуживания несложного общественного здания, излагают последовательное выполнение этапов работы, показывают практические приемы транспортно-пешеходного обслуживания и способы выполнения необходимых элементов градостроительного анализа участка проектирования, сопровождаются иллюстративными материалами по каждому этапу работы.
УДК 725.01(75)
ББК 38.71-02я73
Т 51
Рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры Градостроительства и ландшафтной архитектуры Протокол № _______от __________20__ г.
Рецензент – _____________
© С.В.Токарев, 2018
© Уральский государственный архитектурно-
художественный университет, 2018
Содержание
стр.
Введение…………………………………………………………………………. 4
1. Последовательность выполнения раздела курсового проекта………. 6
1.1. Этап предпроектного анализа места размещения объекта……… 6
1.2. Этап эскизного поиска…………………………………………….. 11
1.3. Этап разработки проектного предложения………………………. 16
2. Требования к оформлению раздела курсового проекта……………… 19
Заключение………………………………………………………………………. 19
Список литературы……………………………………………………………… 20
Приложения……………………………………………………………………... 21
Введение.
Проектируемый объект капитального строительства (клуб или выставочный павильон) относится к зданиям культурно-досуговой деятельности населения. Организация транспортно-пешеходного обслуживания зданий различного назначения не только неразрывно связана с решением вопросов функционального зонирования планировочной организации земельных участков, на которых эти здания расположены, но и существенно влияет на функциональные и объемно-планировочные решения самих зданий. Вопросы транспортно-пешеходного обслуживания объектов капитального строительства регламентированы Постановлением правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и отражены в разделе 2 «Схема планировочной организации земельного участка».
В условиях учебного проектирования студентами второго курса обучения данный раздел выполняется в сокращенном составе, но должен содержать:
«в текстовой части
1- характеристику земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
2 - описание решений по благоустройству территории;
3 - обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения;
в графической части
1 - схему планировочной организации земельного участка с отображением:
мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним; […]; зданий и сооружений, подлежащих сносу (при их наличии); решений по планировке, благоустройству, озеленению […] территории; […];
2 - ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта […]».
В таблице 1 показано распределение компетенций, формируемых при разработке раздела «Схема планировочной организации земельного участка несложного общественного здания» в учебных дисциплинах: «Основы архитектурного проектирования», «Архитектурное проектирование», «Архитектурно-строительное проектирование», «Транспортно-пешеходные коммуникации в планировке городов».
Таблица распределения компетенций, формируемых при разработке раздела «Схема планировочной организации земельного участка несложного общественного здания»
Таблица 1
Учебная дисциплина | Курс (семестр) | Направление подготовки | Компетенции | Учебное задание |
Архитектурно-строительное проектирование | 2 (3) | 07.03.04 Градостроитель-ство | ПК-4: способность использовать основы смежных дисциплин в градостроительном проектировании | Раздел: «Схема планировочной организации земельного участка» курсового проекта на тему «Проект несложного общественного здания в структуре населенного пункта (выставочный павильон, клуб)" |
Основы архитектурного проектирования | 2 (2) | 07.03.01 Архитектура | ПК-1: способность разрабатывать архитектурные проекты согласно функциональным […] требованиям. | Раздел: «Схема генплана участка» курсового проекта на тему «Несложное общественное здание" |
Транспортно-пешеходные коммуникации в планировке городов | 2 (4) | 07.03.04 Градостроитель-ство | ПК-4: способность использовать основы смежных дисциплин в градостроительном проектировании | Самостоятельная работа на тему: «Организация автостоянок и транспортно-пешеходного движения на территории общественного здания (клуба, выставочного павильона)» |
Транспортно-пешеходные коммуникации в планировке городов | 2 (4) | 07.03.01 Архитектура | ПК-3: способность взаимно согласовывать различные факторы, интегрировать разнообразные формы знания и навыки при разработке проектных решений, координировать междисциплинарные цели. | Самостоятельная работа на тему: «Организация автостоянок и транспортно-пешеходного движения на территории общественного здания (клуба, выставочного павильона)» |
РИС. 1.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ.
РИС.2
ТРАНСПОРТНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЙ АНАЛИЗ
ПЛАНИРОВОЧНОГО ЭЛЕМЕНТА, ВКЛЮЧАЕЩЕГО
УЧАСТОК ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Задача №2. Транспортно-планировочный анализ участка проектирования с прилегающими улицами, проездами и тротуарами.
Транспортно-планировочный анализ участка проектирования с прилегающими улицами, проездами и тротуарами выполняется с целью выявления сложившихся транспортных, пешеходных и планировочных факторов, которые могут повлиять:
- на размещение общественного здания в границах участка проектирования по отношению к улицам магистрального и местного значения, выявленным в результате решения задачи № 1;
- на ориентацию основных и дополнительных (хозяйственных) входов в здание по отношению к главным и второстепенным пешеходным связям, выявленным в результате решения задачи № 1;
- на организацию пешеходных связей в границах участка и их увязку с пешеходными связями, выявленными в результате решения задачи № 1.
- на внутреннюю функционально-планировочную организацию и объемно-пространственную структуру проектируемого здания.
Анализ участка необходимо выполнять на топографо-геодезической съемке в М 1:500 (Рис. 3).
На схеме транспортно-планировочного анализа участка необходимо показать:
- границы участка проектируемого здания;
- существующие сохраняемые капитальные здания (при наличии);
- проезжие части существующих улиц и проездов;
- существующие автостоянки;
- существующие тротуары дорожки и площадки.
РИС 3.
ТРАНСПОРТНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЙ АНАЛИЗ
Этап эскизного поиска.
На этапе эскизного поиска выполняются варианты транспортно-пешеходного обеспечения здания в рамках разработки проектных моделей его функционально-пространственной организации на участке в соответствии с заданием на курсовой проект (см. Рабочую программу дисциплины «Архитектурно-строительное проектирование»).
Как уже отмечалось выше, задачи транспортно-пешеходного обслуживания проектируемого здания тесно связаны с задачами функционального зонирования земельного участка.
Под функциональным зонированием понимается разделение участка на отдельные зоны, которые имеют определенное функциональное назначение, а также обеспечение взаимосвязи этих зон между собой.
На стадии выполнения поисковых эскизных вариантов функционального зонирования их целесообразно выполнять в виде упрощенных графических моделей без излишней детальной проработки, которая потребуется на последующем этапе проектирования.
При решении задач транспортно-пешеходного обслуживания проектируемого здания необходимо учитывать общие рекомендации к составу функциональных зон и их взаимному расположению.
В границах участка здания культурно-зрелищного назначения, как правило, предусматриваются следующие зоны:
- зона расположения проектируемого здания;
- входная зона;
- рекреационная зона с озелененными и благоустроенными площадками;
- досуговая зона с площадками для сезонных мероприятий;
- стоянки индивидуальных автомобилей посетителей и персонала;
- велосипедные стоянки;
- хозяйственная зона.
При взаимном размещении указанных функциональных зон необходимо придерживаться ниже перечисленных рекомендаций:
- здания культурно-зрелищного назначения следует размещать на участке с отступом не менее 15 м от красных линий магистральных улиц с целью создания озелененной защитной зоны;
- входная зона размещается перед главным входом в здание со стороны основных пешеходных направлений, остановок общественного транспорта, городских объектов, расположенных на прилегающих территориях;
- рекреационная зона может быть совмещена с входной зоной, так как предназначена для отдыха посетителей;
- досуговая зона с площадками для сезонных мероприятий должна быть удобно связана с входной и рекреационной зонами, но изолирована от хозяйственной зоны и автостоянки;
- стоянки для индивидуальных автомобилей посетителей и велосипедные стоянки следует размещать вблизи от входной зоны;
- хозяйственную зону следует устраивать изолированно от зоны посетителей;
- хозяйственную зону выставочного павильона желательно размещать со стороны приема и отправки экспонатов.
В таблице 2 приведён примерный перечень функциональных зон, размещаемых на земельных участках клубов и выставочных павильонов.
Таблица 2.
Примерный перечень и состав функциональных зон участков клуба и выставочного павильона.
Наименование объекта | Возможная функциональная зона | Состав | Примечание |
Клуб
Общественная или представительная зона (входная зона)*
Рекреационная зона
Хозяйственная зона*
Выставочный павильон
Входная зона*
Хозяйственная зона*
*Зоны обязательные для размещения на земельном участке проектируемого объекта
Функциональные зоны должны быть связаны между собой пешеходными дорожками.
Автостоянка и хозяйственная зона должны быть связаны проездами с улицей.
Входная зона должна иметь удобные пешеходные связи с уличными тротуарами.
Варианты поисковых моделей следует выполнять на топографо-геодезической съемке в М 1:500 с учётом выполненного ранее транспортно-планировочного анализа участка.
На вариантах моделей следует специальными условными обозначениями отобразить предполагаемое расположение проездов в хозяйственную зону и на автостоянку, пешеходные связи с прилегающими улицами, а также примерное расположение входов в здание (главного и второстепенного).
Выполненные поисковые варианты выносятся на защиту и обсуждаются с руководителями проекта и консультантами разделов.
Согласованный с руководителями проекта вариант модели транспортно-пешеходного обслуживания проектируемого объекта учитывается при разработке функциональной и объемно-планировочной организации здания и, в свою очередь, принимается за основу детальной разработки схемы планировочной организации земельного участка (Рис. 4).
РИС. 4
РИС. 5.
СХЕМА ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
РИС. 6. ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ СХЕМЫ ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА НЕСЛОЖНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДАНИЯ.
Заключение
В методических указаниях учтены требования образовательных стандартов: 07.03.04 Градостроительство (уровень бакалавриата), 07.03.01 Архитектура (уровень бакалавриата) в части формирования соответствующих проектных компетенций. В методических указаниях отражены требования действующей нормативной литературы, касающиеся транспортно-пешеходного обслуживания несложных общественных зданий, излагают последовательность решения проектных задач. Кроме того, метод. указания учитывают междисциплинарные связи и поэтому могут быть использованы студентами:
- при выполнении курсового проекта «Несложное общественное здание в структуре населенного пункта» по дисциплине «Архитектурно-строительное проектирование» (направление градостроительство);
- при выполнении курсового проекта «Несложное общественное здание» по дисциплине «Основы архитектурно проектирования» (направление архитектура);
- при выполнении самостоятельной работы «Организация автостоянок и транспортно-пешеходного движения на территории общественного здания (клуба, выставочного павильона)» по дисциплине «Транспортно-пешеходные коммуникации в планировке городов (направления: градостроительство и архитектура);
Литература
1. Горбанёв Р.В. Городской транспорт: Учеб. для вузов. – М.: Стройиздат, 1990. – 215 с.: ил.
2. ГОСТ 21.204-93 «Условные графические обозначения и изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта».
3. СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*. (Раздел 11. Транспорт и улично-дорожная сеть).
4. НГПСО 1-2009.66. Нормативы градостроительного проектирования Свердловской области. Екатеринбург, 2009 (Приложение 12).
5. Нормативы градостроительного проектирования городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург". Утв. Решением городской Думы от 22 декабря 2015 г. (Глава 11. Объекты транспортного обслуживания и инженерной инфраструктуры).
6. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 26.03.2014) «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию».
Приложения
Приложение 1
Выписка из СП 42.13330.2016. Градостроительство
Планировка и застройка городских и сельских поселений
Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
Приложение Ж
(рекомендуемое)
НГПСО 1-2009.66
Приложение № 12
к региональным нормативам
Объекты культуры и досуга
Приложение 2.
Выписка из СП 42.13330.2016. Градостроительство
Планировка и застройка городских и сельских поселений
Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
11.15 Радиусы закругления бортового камня или кромки проезжей части улиц, дорог следует принимать по расчету, но не менее 6 м, при отсутствии движения допускается принимать 1,0 м.
11.35 Для паркования легковых автомобилей работников и посетителей объектов различного функционального назначения следует предусматривать приобъектные, кооперированные и перехватывающие стоянки автомобилей.
11.38 Наименьшие расстояния до въездов в гаражи (стоянки – С.Т.) и выездов из них следует принимать по расчету, м, но не менее: от перекрестков магистральных улиц - 50, улиц местного значения - 20, от остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта - 30.
Приложение 3.
Выписка из рекомендаций по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений. Москва 1994.
Приложение 4.
Выписка из СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
С.В. Токарев
ТРАНСПОРТНО-ПЕШЕХОДНОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ НЕСЛОЖНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДАНИЯ
Методические указания к разделу
«Схема планировочной организации земельного участка»
курсового проекта на тему
«Проект несложного общественного здания в структуре населенного пункта
(выставочный павильон, клуб)"
по дисциплине
«Архитектурно-строительное проектирование»
Екатеринбург
2018
УДК 725.01(75)
ББК 38.71-02я73
Т 51
Токарев С.В.
Транспортно-пешеходное обеспечение несложного общественного здания: методические указания к разделу «Схема планировочной организации земельного участка» курсового проекта по дисциплине «Архитектурно-строительное проектирование» / С.В. Токарев – Екатеринбург: УрГАХУ. – 23 с.
Методические указания предназначены:
для студентов второго курса специальности «Градостроительство», выполняющих раздел «Схема планировочной организации земельного участка» курсового проекта «Проект несложного общественного здания в структуре населенного пункта (выставочный павильон, клуб)" по дисциплине «Архитектурно-строительное проектирование»;
для студентов второго курса специальности «Архитектура», выполняющих раздел «Схема генплана участка» курсового проекта «Несложное общественное здание" по дисциплине «Основы архитектурного проектирования»;
для студентов второго курса специальностей «Градостроительство» и «Архитектура», выполняющих самостоятельную работу «Организация автостоянок и транспортно-пешеходного движения на территории общественного здания (клуба, выставочного павильона)» по дисциплине «Транспортно-пешеходные коммуникации в планировке городов».
Содержат методику решения вопросов транспортно-пешеходного обслуживания несложного общественного здания, излагают последовательное выполнение этапов работы, показывают практические приемы транспортно-пешеходного обслуживания и способы выполнения необходимых элементов градостроительного анализа участка проектирования, сопровождаются иллюстративными материалами по каждому этапу работы.
УДК 725.01(75)
ББК 38.71-02я73
Т 51
Рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры Градостроительства и ландшафтной архитектуры Протокол № _______от __________20__ г.
Рецензент – _____________
© С.В.Токарев, 2018
© Уральский государственный архитектурно-
художественный университет, 2018
Содержание
стр.
Введение…………………………………………………………………………. 4
1. Последовательность выполнения раздела курсового проекта………. 6
1.1. Этап предпроектного анализа места размещения объекта……… 6
1.2. Этап эскизного поиска…………………………………………….. 11
1.3. Этап разработки проектного предложения………………………. 16
2. Требования к оформлению раздела курсового проекта……………… 19
Заключение………………………………………………………………………. 19
Список литературы……………………………………………………………… 20
Приложения……………………………………………………………………... 21
Введение.
Проектируемый объект капитального строительства (клуб или выставочный павильон) относится к зданиям культурно-досуговой деятельности населения. Организация транспортно-пешеходного обслуживания зданий различного назначения не только неразрывно связана с решением вопросов функционального зонирования планировочной организации земельных участков, на которых эти здания расположены, но и существенно влияет на функциональные и объемно-планировочные решения самих зданий. Вопросы транспортно-пешеходного обслуживания объектов капитального строительства регламентированы Постановлением правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и отражены в разделе 2 «Схема планировочной организации земельного участка».
В условиях учебного проектирования студентами второго курса обучения данный раздел выполняется в сокращенном составе, но должен содержать:
«в текстовой части
1- характеристику земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
2 - описание решений по благоустройству территории;
3 - обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения;
в графической части
1 - схему планировочной организации земельного участка с отображением:
мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним; […]; зданий и сооружений, подлежащих сносу (при их наличии); решений по планировке, благоустройству, озеленению […] территории; […];
2 - ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта […]».
В таблице 1 показано распределение компетенций, формируемых при разработке раздела «Схема планировочной организации земельного участка несложного общественного здания» в учебных дисциплинах: «Основы архитектурного проектирования», «Архитектурное проектирование», «Архитектурно-строительное проектирование», «Транспортно-пешеходные коммуникации в планировке городов».
Таблица распределения компетенций, формируемых при разработке раздела «Схема планировочной организации земельного участка несложного общественного здания»
Таблица 1
Учебная дисциплина | Курс (семестр) | Направление подготовки | Компетенции | Учебное задание |
Архитектурно-строительное проектирование | 2 (3) | 07.03.04 Градостроитель-ство | ПК-4: способность использовать основы смежных дисциплин в градостроительном проектировании | Раздел: «Схема планировочной организации земельного участка» курсового проекта на тему «Проект несложного общественного здания в структуре населенного пункта (выставочный павильон, клуб)" |
Основы архитектурного проектирования | 2 (2) | 07.03.01 Архитектура | ПК-1: способность разрабатывать архитектурные проекты согласно функциональным […] требованиям. | Раздел: «Схема генплана участка» курсового проекта на тему «Несложное общественное здание" |
Транспортно-пешеходные коммуникации в планировке городов | 2 (4) | 07.03.04 Градостроитель-ство | ПК-4: способность использовать основы смежных дисциплин в градостроительном проектировании | Самостоятельная работа на тему: «Организация автостоянок и транспортно-пешеходного движения на территории общественного здания (клуба, выставочного павильона)» |
Транспортно-пешеходные коммуникации в планировке городов | 2 (4) | 07.03.01 Архитектура | ПК-3: способность взаимно согласовывать различные факторы, интегрировать разнообразные формы знания и навыки при разработке проектных решений, координировать междисциплинарные цели. | Самостоятельная работа на тему: «Организация автостоянок и транспортно-пешеходного движения на территории общественного здания (клуба, выставочного павильона)» |
Последовательность выполнения раздела курсового проекта.
Последовательность разработки схемы планировочной организации земельного участка в части транспортно-пешеходного обслуживания проектируемого здания в целом соответствует последовательности выполнения проекта и включает три этапа:
– этап предпроектного анализа места размещения объекта;
– этап эскизного поиска;
– этап разработки проектного предложения.
На каждом этапе решаются соответствующие методические задачи.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 308.