При оперативной борьбе с лесными пожарами широко используются косвенные методы тушения, сущность которых заключается в создании заградительных полос различной ширины в зависимости от вида и интенсивности лесного пожара. Заградительные полосы прокладывают перед движущейся кромкой пожара на некотором расстоянии от нее. Косвенные способы тушения, особенно при борьбе с крупными лесными пожарами, являются достаточно эффективными и находят широкое применение в практике охраны лесов от пожаров.
Минерализованные полосы, проложенные бульдозерами или плугами при скорости ветра более 5 м/с легко преодолеваются кромкой пожара. Вероятность перехода фронта низового пожара средней интенсивности через минерализованную полосу шириной 2,8 м на участке длиной 30 м составляет 22 процента. Затраты энергии на прокладку минерализованной полосы бульдозером составляют 0,04 кВт ч/м2.
Прокладка минерализованных опорных полос небольшой ширины не требует повала деревьев, не нарушает ландшафтов и экологии лесов, не вызывает эрозии почвы. На особо охраняемых территориях они могут быть ликвидированы после окончания тушения пожара. В обычных условиях такие полосы зарастают травой в течение сезона. Необходимая ширина заградительной полосы достигается отжигом от опорной полосы. Расстояние L П, м от кромки пожара до опорной полосы определяется по формуле
, (5.1.)
где В – необходимая ширина выжженной опорной полосы, м;
Vфр – скорость распространения фронта пожара, м/мин;
Vотж – скорость распространения огня отжига, равная скорости тыльной кромки пожара, м/мин; Vотж = Vфр ·0,1+0,2
tР - затраты времени на создание опорной полосы, мин.
Прокладка опорных полос ручными инструментами – тяжелая и малопроизводительная работа. Но при работе след в след всего звена производительность рабочих суммируется, и при достаточной численности рабочих она соизмерима с техническими средствами пожаротушения.
Так, 20 человек с лопатами и мотыгами при работе след в след прокладывают опорную полосу и выполняют отжиг со скоростью 800 м/ч, затраты составляют 434 руб/ч. Бульдозер Д - 532 С на тракторе Т-170 выполняет заградительную полосу с той же скоростью, затраты составляют 1823 руб/ч.
Отсутствие дорог в лесу - непреодолимое препятствие для доставки к месту лесного пожара технических средству пожаротушения. Так, при движении к месту лесного пожара бульдозер на тракторе Т-170 имеет скорость движения 0,8 км/ч. На преодоление расстояния в пять км при этом затрачивается 6,25 ч. Все это время пожар развивается на новые площади. Бригада лесных пожарных с ручным инструментом перемещаясь по лесу со скоростью 2 - 4 км/ч, затрачивает на то же расстояние 1 - 2 часа. Экономия времени позволяет сократить выгоревшие лесные площади, уменьшить ущерб, сократить затраты на тушение. При ручной прокладке полос можно обходить стоящие деревья, не валя их и не нарушая тем самым лесные ландшафты.
Зажигание напочвенного покрова при пуске отжига выполняется посредством зажигательного аппарата с рабочей скоростью до 3 км/ч. При косвенных способах тушения создаются более благоприятные условия для выполнения работ (меньшая задымленность, отсутствие воздействия огня на лесных пожарных и технику, возможность прокладки опорной полосы по более удобным местам).
Плужные рабочие органы, применяемые для прокладки минерализованных полос и подготовке почвы под лесные культуры, не всегда эффективны при работе на лесных почвах, насыщенных корневыми включениями, приводящими к заякориванию агрегата на непреодолимых препятствиях, завалам пластов в борозды и перекрытию их проводниками горения.
Для прокладки минерализованных заградительных барьеров и опорных полос используются лесопожарные агрегаты с плужными или фрезерными рабочими органами. Фрезы вырезают в лесных почвах сегментную канавку, минерализующих прилегающую к ней полосу экскавированным грунтом и обеспечивают прокладку минерализованных опорных или заградительных полос. Дисковые плуги прокладывают минерализованную полосу. Для надёжной локализации фронта низового лесного пожара ширина заградительного барьера должна быть не менее 10 м, верхового – более 200 м. На рисунках 5.1 -5.3 представлены опорные полосы, выполненные фрезой лесопожарного агрегата на базе ВТЗ-30 СШ, орудием МТ-1 на базе бензопилы «Урал», плугом ПЛК-2 на тракторе МТЗ-82.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 300.