Правильная организация работы подземного транспорта обеспечивается заранее составленным графиком. Общешахтный график работы подземного транспорта состоит из графика работы электровозов, плана работы подъемов, графика работы наклонных выработок, плана расстановки вагонеточного парка по шахте, расписания движения пассажирских составов по наклонным и горизонтальным выработкам.
План работы подъемов устанавливает продолжительность и распределение во времени основных операций подъема: выдачу полезного ископаемого и породы, подъем и спуск людей, спуск оборудования и длинномерных материалов, осмотр и ремонт стволов, подъемных сосудов, подъемной машины, канатов и прицепных устройств.
График работы наклонных выработок предусматривает часы работы и ремонта наклонной выработки, количество вагонеток в партии или на каждой ветви каната.
К началу каждой рабочей смены должен быть определенный запас порожних вагонеток на всех погрузочных и обменных станциях. План расстановки вагонеточного парка шахты составляется по определенной форме с учетом принятых нормативов. В расписании движения пассажирских составов указывается время начала и конца спуска-подъема людей по наклонным выработкам и отправления пассажирских составов на участки по горизонтальным выработкам
В соответствии с плановым графиком диспетчерская служба осуществляет оперативное руководство и постоянный контроль за работой подземного транспорта и ведет исполнительный график.
Диспетчерская служба может быть одно- и двухступенчатой. При одноступенчатой диспетчерской службе, применяемой для шахт производительностью от 500 до 1000 т в сутки, оперативное руководство и контроль выполняются одним сменным диспетчером; при большей производительности — двумя диспетчерами: горным и диспетчером по движению.
В конце смены составляется диспетчерский рапорт, предназначенный для учета по участкам почасовой вывозки полезного ископаемого и породы, контроля за транспортированием материалов и оборудования, учета сведений о простоях подземного транспорта.
Для сокращения времени маневров электровозов, обеспечения максимальной безопасности движения поездов околоствольные дворы крупных шахт оборудуют устройствами сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), разбивая их на участки или маршруты. Каждый маршрут ограждают с обеих сторон двухзначными светофорами, в которых нормально горит красный запрещающий сигнал. Стрелки оборудуются специальными переводами, позволяющими диспетчеру управлять ими дистанционно. Для разрешения входа поезда на определенный маршрут диспетчер поворотом рукоятки особого централизованного аппарата, установленного в камере диспетчера по движению, выключает красный сигнал входного светофора и включает зеленый разрешающий сигнал. Централизованный аппарат, кроме того, имеет стрелочные рукоятки для дистанционного управления стрелками с соответствующей блокировкой, не допускающей включения зеленого сигнала светофора при неправильной установке стрелочного перевода. На верхней панели централизованного аппарата монтируется мнемосхема путей околоствольного двора с сигнальными лампами, дублирующими показания путевых светофоров. Устройства СЦБ обычно применяются в околоствольном дворе, если на откаточном горизонте работает не менее трех электровозов.
Кроме этого, между диспетчером и машинистами электровозов устанавливается постоянная связь, что позволяет оперативно руководить движением локомотивов. При высокочастотной (ВЧ) связи у диспетчера и в кабинах электровозов устанавливают приемно-передающую радиоаппаратуру. Каналом ВЧ связи служит контактный провод, а обратным проводом — рельсовая цепь. Вызов определенного электровоза производится диспетчером, который посылает в контактную сеть сигнал соответствующей частоты. Вызов на электровозной станции фиксируется звуковым и световым сигналами. Звуковой сигнал действует только при вызове, а сигнальная лампа горит до снятия микротелефонной трубки. Таким образом, машинист узнает о вызове даже после отлучки. Схемой ВЧ связи предусматривается выход электровозной станции связи и на общешахтный коммутатор. В настоящее время разработана аппаратура ВЧ связи и для аккумуляторных электровозов
Требования очистки шахтной воды.
Широкое использование очищаемой шахтной воды в угольной промышленности и других отраслях народного хозяйства позволит значительно сократить потребление воды из питьевых водопроводов.
Неочищенная шахтная вода загрязняет водоемы-приемники, увеличивая в них количество взвешенных частиц и жесткость воды, изменяя общий солевой состав. Особый вред животному и растительному миру водоема наносит кислая шахтная вода, которая по Донбассу составляет около 6 % общего объема.
Основными методами очистки шахтных и карьерных вод от взвешенных веществ являются гравитационные методы осветления: отстаивание и фильтрование с применением или без применения реагентов. Гравитационные методы осветления обычно применяются для грубой очистки сточных вод.
Безреагентное отстаивание производится в прудах-осветлителях или больших отстойниках. При этом количество взвешенных веществ доводится до 50—150 мг/л. Однако метод безреагентного отстаивания имеет недостатки: неуправляемость процесса очистки, высокая стоимость сооружений и большие занимаемые площади для строительства.
Отстаивание с предварительной обработкой воды реагентами используется как самостоятельный способ очистки шахтных вод от взвешенных . веществ. Неорганические коагулянты — сернокислый алюминий, сернокислое и хлорное железо, известь — вводятся значительными дозами (20—400 мг/л) и поэтому сами загрязняют обрабатываемую воду, увеличивая общую минерализацию и количество осадка.
Применение коагулянтов позволяет значительно снизить дозировку реагентов, повысить степень очистки, интенсифицировать процесс осаждения взвеси и существенно сократить объем осадка.
Более широкое распространение находят наклонные тонкослойные отстойники различных конструкций, имеющие в 5—6 раз меньшие габариты по сравнению с горизонтальными отстойниками той же производительности и обеспечивающие высокую степень очистки промстоков от взвешенных веществ.
Основными направлениями развития гравитационных методов очистки являются: совершенствование конструкций существующих отстойников и создание новых типов; применение более эффективных реагентов для интенсификации процессов выпадения взвеси; механизация и автоматизация процесса удаления осадка из отстойников; применение отстойников с регулируемым осаждением взвешенных веществ.
Кислые шахтные воды очищаются химическими методами, г. е. нейтрализацией с помощью щелочных реагентов извести, известняка, аммиака, отходов карбидного производства азотистых удобрений.
Процесс очистки ведется в три стадии: нейтрализация — осветление воды — обработка осадка.
Основными направлениями совершенствования технологии очистки шахтных вод являются: изыскание заменителей извести (известняк, цементная пыль, щелочные отходы химических производств); применение для нейтрализации более эффективных коагуляторов и флокулянтов для интенсификации процессов осветления; использование центробежно-флокуляционного метода с применением центрифугирования для обезвоживания осадка.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 199.