Вертикальный рудоспуск (рис. 3, а) начинается с разгрузочной камеры 1, которая соединяется с центральной частью — стволом 3 — наклонной сбойкой 2. Нижняя часть рудоспуска обычно расширяется и выполняет функцию аккумулирующего бункера 4 вместимостью на 2—3 ч работы откатки по штрекам.
Минимальная высота заполнения рудоспуска регламентируется высотой буферной подушки, предохраняющей разгрузочное устройство от ударов. Максимальная — заполнение на всю высоту. При этом необходимо учитывать, что высота заполнения рудоспуска зависит от способности руды к уплотнению, слеживанию и сводообразованию.
Если несколько рабочих горизонтов обслуживаются одним рудоспуском, высота его заполнения определяется из условия необходимости разгрузки руды одновременно со всех горизонтов. В последнем случае, как правило, аккумулирование руды производится только в бункерной части. Для снижения износа ствола рудоспуска последний может иметь ломаный профиль (рис. 3, б).
Устья рудоспусков необходимо надежно ограждать барьерами или решетками и постоянно следить за их исправностью во избежание падения в них людей.
Для регулирования выпуска материала, накапливающегося в нижней части горной выработки, устраивают выпускные люки, оборудованные затворами различной конструкции. В местах выгрузки материала из люков следует устанавливать щиты для защиты людей от падающих кусков материала. Места выгрузки материала должны оборудоваться пылеподавляющими устройствами.
Отвальное хозяйство.
Выдаваемую из шахты на поверхность породу, если она не используется для строительных или других целей, отправляют в отвал. В отвалы направляют также породу с сортировок и обогатительных фабрик и золу из котельных. Комплекс сооружений и оборудования для транспортирования и выгрузки породы в отвалы называют отвальным хозяйством. Чтобы избежать загромождения площадки шахты и загрязнения воздуха продуктами горения и пылью, отвалы должны быть удалены на расстояние не менее 80 м от ствола, подающего в шахту свежий воздух, и расположены со стороны, противоположной преобладающим ветрам данного района. По форме отвалы делятся на высотные конической или хребтовой формы и глубинные, при которых для размещения породы используются различные естественные или искусственные выемки (овраги, балки, отработанные карьеры).
Порода доставляется в отвалы при помощи канатной откатки в скипах или вагонетках, подвесных канатных дорог, ленточных конвейеров, в рудничных вагонетках, железнодорожных и моторных вагонах, автотранспортом и гидротранспортом.
При транспортировании породы в саморазгружающихся сосудах (скипах или вагонетках) по рельсовому пути отвал имеет конусообразную форму. Порода из бункера / (рис. 164) загружается в скипы (или вагонетки) 2. Для разгрузки скипов в верхней части отвала устанавливается ферма 3, на которой укреплены шкивы для канатов и направляющие кривые для опрокидывания скипа. По мере удлинения отвала ферма передвигается. В зависимости от производительности откатки отвалы оборудуют одно- и двухскиповыми установками. Откаточная лебедка устанавливается в специальном здании.
Основным недостатком таких отвалов является значительная трудоемкость работ по наращиванию путей и передвижке фермы, а также ремонту путей, правильность укладки которых нарушается вследствие осадки отвала и горения породы.
В более благоприятных условиях работают отвалы с транспортом породы по подвесным канатным дорогам. В этом случае возможно транспортирование породы на значительные расстояния без каких-либо работ по перестановке оборудования, полная механизация и автоматизация загрузки и разгрузки вагонеток. Для транспортирования породы в отвал применяют канатные дороги с маятниковым и кольцевым движением вагонеток, отвал при этом может иметь хребтовую или конусную форму. При большой потребной емкости отвала, чтобы не удлинять значительно дорогу, отвал устраивается в виде сектора, состоящего из нескольких лучевых отвалов. Для этого концевая опора дороги переносится по мере заполнения очередного лучевого отвала на новое место. Недостатком отвалов с канатными дорогами являются значительные капитальные затраты.
Для транспортирования породы в глубинные отвалы применяют гидротранспорт, подвесные канатные дороги, рельсовый транспорт в саморазгружающихся вагонах и автосамосвалы. Наиболее рационально применение гидротранспорта, позволяющего транспортировать породу на значительные расстояния и обеспечивающего высокую степень механизации и автоматизации работ.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 380.