Влияние климатических ВВФ, так же, как и механических нагрузок, испытывают практически все ЭС, а степень этого влияния, как уже отмечалось в § 3.2.2, определяется условиями эксплуатации на объекте-носителе. Основными дестабилизирующими факторами, воздействующими на конструкцию большинства ЭС, являются температура окружающей среды, влажность воздуха, атмосферное давление, а также атмосферные выпадающие или конденсированные осадки. Для аппаратуры, устанавливаемой на судах, к перечисленным ВВФ добавляется морской туман и коррозионно-активный агент морской воды. Специфические условия высокогорных местностей, авиационной и космической техники предполагают работу ЭС при пониженном атмосферном давлении, а аппаратура, эксплуатируемая на открытом воздухе, подвергается ветровым нагрузкам и воздействию пыли и песка. Наиболее опасно совместное сочетание нескольких неблагоприятных факторов.
Особенностью климатических ВВФ является их способность к необратимому изменению первоначальных свойств конструкции с течением времени. Скорость таких изменений определяется видом ВВФ и его значением и может составлять от нескольких секунд до нескольких лет. Например, увеличение влажности быстро изменяет диэлектрическую проницаемость и электрическую прочность воздуха, что может стать причиной пробоя. Более медленно сказывается действие влаги на поверхностное электрическое сопротивление изоляционных материалов. Еще медленнее проявляется действие влаги в виде коррозии металлических элементов конструкции и т. п. [29].
Если ЭС подвергается цикличным изменениям температуры, то на его внутренних и наружных стенках конденсируется влага, поэтому при длительном хранении аппаратуры в нерабочем состоянии даже сравнительно невысокая влажность окружающей среды часто вызывает полное разрушение мелких конструктивных элементов от коррозии. Особенно подвержены атмосферной коррозии металлические детали ЭС, коррозионная стойкость которых зависит от свойств металла. Например, на алюминии быстро возникает оксидная пленка, существенно замедляющая химическую коррозию, а на малоуглеродистой стали окисная пленка возникает медленнее и, будучи рыхлой и гигроскопичной, облегчает коррозию. Следует заметить, что с повышением температуры скорость коррозии стальных деталей резко возрастает, поэтому их можно применять только при наличии защитного покрытия.
Сильное негативное влияние на ЭС оказывает пыль, особенно в сочетании с повышенной влажностью воздуха. Так, уже при 75 % влажности большая часть атмосферной пыли объединена с водой. В состав пыли входят неорганические и органические частицы диаметром до 0,2 мм, в том числе продукты сгорания серы (которые присутствуют в воздухе промышленных районов). Смешиваясь с водой, такая пыль образует сернистую или серную кислоту, активно разрушающую детали конструкции ЭС. Кроме того, воздействие пыли на ЭС проявляется в виде засорения смазочных материалов механизмов, тем самым увеличивая их износ. Пыль может явиться причиной нарушения электрического контакта в разъемах соединителей, реле и других коммутационных устройствах. Осаждение пыли также может стать причиной появления плесени, если состав пыли благоприятен для развития микроскопических организмов [29, 30, 45].
Пониженное атмосферное давление также является опасным ВВФ, так как снижение атмосферного давления приводит к изменению напряжения электрического пробоя воздуха. Уменьшение атмосферного давления оказывает влияние на параметры ЭРИ и ЭС непосредственно и косвенно. Непосредственное влияние вызывает изменение емкости и допустимого рабочего напряжения конденсаторов с воздушным диэлектриком, уменьшение величины допустимого рабочего напряжения изоляторов, волноводов, элементов антенно-фидерных трактов и между проводниками электрического монтажа. Увеличивается вероятность возникновения искровых разрядов в негерметизированных высоковольтных выпрямителях и антенно-фидерных трактах. Повышается механическая нагрузка на кожухи герметизированных элементов ЭС. Косвенное влияние проявляется в ухудшении условий воздушного охлаждения ЭС вследствие уменьшения плотности и теплоемкости воздуха [30, 45].
Невесомость как ВВФ космического пространства присутствует при свободном полете космического аппарата. Невесомость, воздействующая на ЭС, рассматривается как фактор, оказывающий влияние на его тепловой режим. Дестабилизирующее воздействие невесомости характеризуется отсутствием конвективной составляющей теплоотдачи от выделяющих тепло элементов, поэтому невесомость необходимо учитывать для ЭС, размещаемых в герметизированных отсеках космической техники [45].
Как и для механических ВВФ, ГОСТ 16962-71 устанавливает степени жесткости климатических факторов внешней среды, в обобщенной форме отражающие условия эксплуатации (табл. 4.8.6, 4.8.7) электронных модулей нулевого уровня. Следует заметить, что в значительной степени надежность ЭС зависит от применяемой элементной базы, поэтому методы защиты конструкции ЭС от климатических воздействий обязательно должны учитывать особенности используемых ЭРИ.
Данные, приведенные в табл. 4.8.6, 4.8.7, рекомендуется использовать при анализе и выборе элементной базы ЭМ1 (см. § 3.2.5).
Таблица 4.8.6
Дата: 2019-03-05, просмотров: 490.