Защита ЭС от механических воздействий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Значения вибрационных нагрузок по степеням жесткости

Вибрационные нагрузки при амплитуде вибрации не более 0,001 м

Степени жесткости

I III V VII IX XI XIII XV XVII XIX II IV VI VIII X XII XIV XVI XVIII XX

Диапазон

частот, Гц

1 … 35 1 … 60 1 … 100 1 … 200 1 … 600 1 … 2000 1 … 2000 1 … 3000 1 … 5000 1 … 5000 1 … 60 1 … 80 1 … 200 1 … 600 1 … 1000 1 … 2000 1 … 2000 1 … 5000 1 … 5000 100 … 5000

Максимальное ускорение, g

0,5 2 1 10 10 5 15 20 20 40 1 5 5 5 10 10 20 10 30 40

 

Таблица 4.8.2

Значения ударных и линейных нагрузок по степеням жесткости

Вид нагрузки

Степени жесткости

Ударные многократные

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Ударные одиночные Линейные

Максимальное ускорение, g

15 40 75 150 — — — — 4 20 75 150 500 1000 1500 3000 10 25 50 100 150 200 500 —

Длительность удара, мс

2…15 2…10 2…6 1…3 — — — — 40…60 20…50 2…6 1…3 1…2 0,2…1 0,2…0,5 0,2…0,5 — — — — — — — —

 

Значения параметров механических нагрузок, приведенные в табл. 4.8.1 и 4.8.2, рекомендуется использовать при проверке выполнения условий устойчивости элек­тронных модулей к воздействию ударов и вибраций, в том случае когда условия экс­плуатации на объекте — носителе отличаются от указанных в ГОСТ 16019-2001, что ха­рактерно для ЭС специального назначения, работающих в очень жестких условиях.

Следует заметить, что степени жесткости XVI — XX по вибрационным нагрузкам устанавливают для ЭМО миниатюрных и сверхминиатюрных конструкций (например, для бескорпусных ЭРИ, микросхем, полупроводниковых приборов), а степень жестко­сти XX устанавливают в технически обоснованных случаях в качестве дополнитель­ного требования к другим степеням жесткости.

Выводы ЭРИ, а также места их присоединения, если это указано в ТЗ или опреде­лено в соответствующих стандартах, должны выдерживать без механических повреж­дений воздействие следующих механических факторов:

•  растягивающей силы, направленной вдоль оси (табл. 4.8.3), — для выводов, в со­ответствии с ТЗ или стандартом на ЭС, имеющих жесткую заделку или не имею­щих таковой;

•  изгибающей силы — для гибких лепестковых ленточных и проволочных выводов;

•  крутящего момента (табл. 4.8.4) — для резьбовых выводов, которые служат для крепления ЭРИ при эксплуатации;

•  скручивания — для одножильных осевых проволочных выводов диаметром от 0,3 до 1,2 мм.

Таблица 4.8.3

Значения растягивающей силы

Площадь сечения вывода ЭРИ, мм2 Растягивающая сила, H
от 0,1 до 0,2 4,9
от 0,2 до 0,5 9,806
от 0,5 до 2 19,61

 

Таблица 4.8.4

Значения крутящего момента

Диаметр резьбы вывода ЭРИ, мм Крутящий момент, H ∙ м
М2 0,14
М2,5 0,44
М3 0,49
М4 1,17
М5 1,76
М6 2,45

 

Как уже отмечалось, работающие авиационные двигатели, особенно реактивные, рассеивают в окружающую среду значительную часть энергии колебаний звуковой ча­стоты, а пролетающие со сверхзвуковой скоростью самолеты, снаряды и ракеты явля­ются источниками возникновения баллистических волн. При превышении скорости летательного аппарата скорости распространения звуковых колебаний такие волны вызывают ощущение резкого удара и могут воздействовать на различные объекты, в том числе ЭС, находящиеся в пределах возбужденного участка среды.

Акустическая вибрация приводит к вынужденным механическим колебаниям дета­лей и узлов конструкции ЭС, причем различные конструктивные элементы по-разному реагируют на такую вибрацию [44]. Так, под действием колебаний звуковой частоты в электровакуумных приборах возникает микрофонный эффект, начинают вибрировать корпуса отдельных ЭРИ и объемные проводники. В отличие от обычных механических колебаний, передающихся через точки крепления электронного модуля, акустический шум возбуждает узел и каждый элемент в нем в результате приложения распределен­ной нагрузки, величина которой зависит не только от уровня звукового давления, но и от площади поверхности каждого конструктивного элемента. Наибольшую опасность представляет совместное действие вибраций и звукового давления, при котором может возникнуть резонанс.

Как известно из курса физики, звуковым полем называется та область среды, в кото­рой возбуждены звуковые волны, давление которых (в Па) определяется уравнением

                                    ,

где F— сила, с которой звуковая волна действует на нормальную по отношению к ней

поверхность, Н;

  S — площадь поверхности, на которую падает звуковая волна, м2;

  |pст - pизм| — разность между статическим (в частном случае, атмосферным) давле­нием   

          и измеренным значением давления в данной точке звукового поля.

Интенсивность звука определяется потоком звуковой энергии, проходящей за еди­ницу времени через поверхность, перпендикулярную направлению распространения звуковой волны:

                                         ,

где P — мощность потока звуковой энергии, Вт;

S — площадь поверхности, расположенной в звуковом поле перпендикулярно к движению частиц упругой среды, м2;

  υ —  колебательная скорость частиц среды, м ∙ с-1.

Для измерения интенсивности звуковых колебаний в уровнях звукового давле­ния удобно использовать внесистемную логарифмическую единицу — децибел (со­кращенно дБ). Так, уровень в 0 дБ — это порог слышимости звука интенсивностью в 10-12 Вт/м2, уровень шелеста листьев составляет около 10 дБ, а звук реактивного дви­гателя имеет уровень от 120 до 140 дБ. Размерность в дБ получают путем взятия лога­рифма от отношения двух величин. Например, если два уровня мощности выражены в одинаковых единицах, то их отношение может быть выражено в децибелах в виде:

                                          ,

где p1 и p2 — первая и вторая величины мощности соответственно, Вт.

При расчете виброускорения, виброскорости и виброперемещения логарифмиче­ский уровень определяется как:

           ,           

где а0 — начальное значение параметра а, соответствующее нулевому уровню. За стандартную начальную величину виброускорения принимают значение а0 = 9,81 м/с2.

Тогда абсолютный уровень акустического шума относительно порога слышимости составляет:

                                                            ,

где р0 = 2 ∙ 10-5 Па — значение нулевого уровня акустического давления.

При оценке устойчивости конструкции ЭС к воздействию акустического шума не­обходимо руководствоваться значениями, определенными ГОСТ 16962-71 и представ­ленными в табл. 4.8.5.

Таблица 4.8.5

Степени

Жесткости

Температура воздуха при эксплуатации, ° C

Температура воздуха при транспортировке и хранении, ° C

Атмосферное давление,

Мм рт. ст.

верхняя нижняя верхняя нижняя пониженное повышенное I 40 1 50 -50 525 1115 II 45 -5 60 -60 400 2230 III 50 -10 — -85 200 — IV 55 -25 — — 90 — V 60 -30 — — 15 — VI 70 -10 — — 5 — VII 85 -45 — — 1 — VIII 100 -60 — — 10-1 — IX 125 -85 — — 10-3 — X 155 — — — 10-6 — XI 200 — — — — — XII 250 — — — — — XIII 315 — — — — — XIV 400 — — — — — XV 500 — — — — —

 

Таблица 4.8.7

Степени

Жесткости

Верхние значения

Основные типы покрытий

Тип покрытия

Назначение

Толщина, мкм

Материал детали

сталь и ее сплавы медь и ее сплавы алюминий и его сплавы Золотое Защита от коррозии, снижение переходных сопротивлений контактов 5 ÷ 21 - + - Серебряное Защита от коррозии, улучшение электропроводности контактов 6 ÷ 15 + + + Цинковое Защита от коррозии корпусов, крышек, панелей, каркасов, шасси, крепежных деталей и др. 6 ÷ 30 + + - Кадмиевое Защита от коррозии в морских условиях корпусов, крышек, панелей, каркасов, шасси и др. 6 ÷ 30 + + + Никелевое Защита от коррозии экранов, сердечников, корпусов, крепежных деталей, придание повышенной отражательной способности 3 ÷ 18 + + - Хромовое Защита от коррозии и декоративная отделка корпусов, ручек и пр. 9 ÷ 40 + + - Оловянно-свинцовое Защита от коррозии и улучшение паяемости электрических контактов 3 ÷ 15 + + - Многослой-ные медь-никель-хром Защита от коррозии в условиях влажной агрессивной среды и придание деталям высокой износостойкости (6 ÷ 10) + + (3 ÷ 6) + + (0,5 ÷ 1) + - - Лакокрасочные Защита от коррозии и декоративная отделка деталей 100 ÷ 200 + + +

 

Наибольшей температурной стабильностью обладает хромовое покрытие (тускнеет при 500 °С). Достоинством золотого покрытия является устойчивость к взаимодей­ствию с кислотными, щелочными и сернистыми соединениями, а недостатками — вы­сокая стоимость и подверженность износу и истиранию. Серебряное покрытие гораздо дешевле золотого и позволяет помимо защиты от коррозии обеспечить улучшение электропроводящих свойств покрываемых поверхностей, однако серебро достаточно быстро окисляется и темнеет. Иногда защитное покрытие делают многослойным, пу­тем последовательного осаждения слоя меди толщиной 6...10 мкм (имеющей высокую адгезию к стали), затем слоя никеля толщиной З...6 мкм (имеющего высокую твер­дость) и, наконец, слоя хрома толщиной 0,5 мкм (обладающего антифрикционными свойствами).

Лакокрасочные покрытия образуют на обрабатываемой поверхности тонкий сплош­ной слой лака, который защищает материал от влаги и повышает электрическую прочность изоляции. В настоящее время наиболее часто при пропитке или покрытии деталей используют изоляционные лаки УР-231, СБ-1С; перхлорвиниловые эмали ХВ-125; пентафталевые эмали ПФ-115, МФ-28, ПФ-223; эпоксидные эмали Э-5, Э-11; нитроцеллюлозные эмали НЦ-11; ЭМ-508, НЦ-25; кремнийорганические эмали ЭМ-9, ЭМК-2, ЭМКО-81 и компаунды МБК, ЭЗК, ФК-20, УТ-31. Покрытию изоляционными лаками и эмалями для защиты от климатических ВВФ подвергаются многие ЭМ1, а пропитке — детали, изготовляемые из гигроскопичных, пористых или волокнистых материалов, а также различные моточные ЭРИ: трансформаторы, дроссели, катушки индуктивности, и др. Помимо своей основной функции — защиты деталей от атмос­ферных воздействий, лаки, эмали, компаунды, эпоксидные смолы используются для получения декоративных покрытий, а также заливки и склеивания. Достоинствами лакокрасочных покрытий являются низкая стоимость и легкость получения, а недо­статками — ухудшение электрических и механических свойств органических поли­мерных материалов при длительном воздействии повышенных температур или их рез­ком изменении.

Достаточно широкое применение получили комбинированные пассивационно-защит- ные покрытия из тонкой пленки неорганического диэлектрика и органического полимер­ного покрытия. Диэлектрическая пленка, например, SiO2, нейтрализует активные центры и стабилизирует свойства обрабатываемой поверхности, а относительно толстый слой по­лимерного покрытия предотвращает механическое повреждение пленки неорганического диэлектрика и защищает его поверхность от воздействия внешней среды.

В качестве универсальных пропиточных, заливочных и обволакивающих материа­лов широкое распространение получили компаунды на основе эпоксидных смол ЭД-5 и ЭД-6. Компаунды ЭПК-1 и ЭПК-4 применяют для пропитки деталей и узлов, а ком­паунды ЭЗК-1, ЭЗК-4 — ЭЗК-12, ЭК-20 — для заливки.

Для обеспечения эффективной, обладающей незначительной собственной массой теплоизоляции изделий применяют пенополиуретан ЖК-2, имеющий высокую адге­зию к большинству материалов. Кроме того, широкое распространение получили пла­стичные компаунды и силиконовые герметики ВГП-2П, ВГО-1, СКТН-1, «Виксинты» (У-1-18, У-2-28, К-18, ПК-68), недостатком которых является их недостаточная адге­зионная способность к металлам и различным материалам.

 

Герметизация блоков ЭС

Герметизация ЭС осуществляется с целью предотвращения воздействия внешних климатических факторов на конструктивные элементы и ЭРИ, входящие в состав бло­ков ЭС, а также защиты от механических, биологических ВВФ и загрязнений радио­активными и специальными средами. Различают частичную и полную герметизацию [29, 44, 45, 39].

Частичная герметизация предусматривает пропитку, обволакивание и заливку изоляционным материалом свободного внутреннего пространства корпуса электрон­ного компонента или узла. Заливка представляет один из наиболее распространен­ных способов защиты ЭС из-за простоты технологических процессов. Заливка позво­ляет оградить узлы ЭС от воздействия климатических ВВФ и повысить механическую прочность электронного модуля, но, в то же время, неизбежно увеличить его массу. Другим недостатком заливки является невозможность обеспечения полной гермети­зации, поскольку все же не исключено проникновение влаги внутрь защищаемого узла.

Полную герметизацию проводят для поддержания внутри корпуса блока опреде­ленной в ТЗ относительной влажности и химического состава газового наполнителя. Для создания комфортного микроклимата внутри корпуса блока его внутренний объем через откачную трубку заполняется инертной средой в виде различных газов или их смесей с избыточным давлением не более 12 ∙ 104 Па. Различные варианты конструк­ции откачных трубок показаны на рис. 4.8.8, а – д.

В качестве газового наполнителя обычно используют сухой азот, который по своим тепловым характеристикам близок к воздуху. В последнее время широко проводятся экспериментальные работы по использованию в качестве инертной среды различных нетоксичных жидких растворов, обладающих более высокой теплопроводностью, чем сухой азот, однако влияние этих жидкостей на электрические параметры бескорпусных ЭРИ и, соответственно, на их надежность, еще неполностью изучено [39].

Герметичность блоков достигается герметизацией их корпусов, а также внешних электрических соединителей, устанавливаемых на лицевой и (или) задней панелях ап­паратуры. С учетом специфики герметизации корпусов блоков и электрических соеди­нителей, рассмотрим эти вопросы отдельно.

Герметизация корпусов блоков ЭС может выполняться путем сварки основания с корпусом блока, паяным демонтируемым соединением корпуса с крышкой блока и с помощью уплотнительной прокладки. Выбор способа герметизации определяется тре­бованиями, предъявляемыми к блокам ЭС в зависимости от условий эксплуатации, его габарита или объема, а также материалов корпуса и основания блока. При этом степень герметичности корпуса определяется степенью натекания газа

                                          ,

где V— объем газа внутри блока ЭС, дм3;

Δр — избыточное давление внутри блока, Па;

t — срок службы (хранения) блока.

Герметизацию сваркой обычно выполняют для неподлежащих ремонту блоков, объем которых не превышает 0,5 дм3. Вскрытие таких блоков возможно только с помо­щью механического снятия сварного шва, что влечет за собой обязательное попадание металлической пыли на бескорпусные ЭРИ и, соответственно, их отказ. Этот способ герметизации широко используется для герметизации корпусов ИМС и микросборок и обеспечивает степень натекания газа Вн = 1,33 ∙ 10-10 дм3 ∙ Па/с. Герметизация с помощью паяного демонтируемого соединения применяется для блоков, объем кото­рых лежит в пределах от 0,5 до 5 дм3. При этом способе степень натекания газа состав­ляет Вн = 1,33 ∙ 10-7 дм3 ∙ Па/с, что определяет достаточно высокую степень защиты блока. Конструктивные элементы герметизации блоков паяным соединением пока­заны на рис. 4.8.9, а – г.


Рис. 4.8.8. Варианты конструкции откачанных трубок: 1 – корпус;

2 – трубка; 3 – втулка; 4 – компаунд; 5 – стакан; 6 – резиновый уплотнитель;

7 – шарик; 8 - штифт

 


К конструктивным элементам паяного соединения предъявляются определенные требования. Так, для устранения перегрева блока в момент пайки в элементах кон­струкции корпуса крышки, вблизи от паяного соединения, необходимо предусмотреть специальную тепловую канавку. Диаметр проволоки должен быть меньше ширины за­зора между крышкой и корпусом на 0,1 ...0,2 мм. В качестве материала уплотнительных прокладок используется термоустойчивая резина, обладающая высокой эластично­стью, податливостью и способностью заполнять мельчайшие углубления и неровности. Обычно используют следующие марки резины: ИРП-1267, ИРП-1338 и ИРП-1354. Перед сборкой прокладка смазывается тонким слоем масла ЦИАТИМ-221.

В паяном соединении проволока над прокладкой укладывается по ее периметру, причем один из проволочных концов выводится через специальный паз в крышке из зоны соединения и обычно укладывается в тепловую канавку. Расстояние по всему пе­риметру соединения заливается легкоплавким припоем. Такое соединение позволяет вскрывать корпус блока до трех раз. В целях предотвращения нарушения герметич­ности блока наружная сторона паяного соединения не должна выполнять функцию установочной поверхности блока, а все элементы крепления должны располагаться на максимально возможном расстоянии от паяного соединения.

Большое значение при проектировании герметичных блоков играет правильный выбор материалов для составных частей их корпусов. Рекомендуемые материалы де­талей корпусов блоков, герметизируемых паяным демонтируемым соединением, и их защитные покрытия приведены в табл. 4.8.11.

Рис. 4.8.9. Варианты конструкций паяных соединений: 1 – корпус блока;

2 – крышка; 3 – прокладка уплотнительная; 4 – проволока; 5 – тепловая канавка

Таблица 4.8.11



Вопросы для контроля

1. Что понимают под внешним воздействующим на ЭС фактором, и какие значения ВВФ называются нормальными, номинальными и эффективными?

2. Как классифицируют ВВФ по ГОСТ 26883-86?

3. Каков состав механических ВВФ?

4. Какие ВВФ относят к климатическим?

5. Какие внешние факторы образуют электромагнитные ВВФ?

6. Какие вредные воздействия определяют состав термических ВВФ?

7. Какие воздействия на ЭС относят к биологическим ВВФ?

8. Что представляют собой воздействия на ЭС специальных сред?

9. Какое влияние на ЭС в зависимости от объекта установки оказывают механиче­ские ВВФ?

10. Какие характерные повреждения в ЭС могут возникнуть после механических воздействий?

11. Как классифицируют механические ВВФ в соответствии с ГОСТ 16962-71 по сте­пеням жесткости?

12. Какие требования по механическим воздействиям предъявляются к выводам ЭРИ и местам их присоединения?

13. Как оценивают устойчивость ЭС к воздействию акустического шума?

14. Как защищают ЭС от влияния звукового давления?

15. В чем заключаются особенности климатических ВВФ по их воздействию на ЭС?

16. Как классифицируют климатические ВВФ в соответствии с ГОСТ 16962-71 по степеням жесткости?

17. Какие требования накладываются на ЭС по устойчивости к климатическим воз­действиям?

18. Какие основные способы защиты элементов конструкций ЭС применяют от воз­действий климатических факторов?

19. Какие основные виды покрытий используются для защиты от климатических ВВФ, в чем их достоинства и недостатки?

20. В каких целях и с применением каких материалов осуществляются пропитка и заливка?

21. Какие основные виды систем охлаждения применяют для защиты ЭС от пере­грева?

22. Как осуществить правильный выбор системы охлаждения?

23. Какие основные источники являются причиной возникновения электромагнит­ных полей?

24. В чем состоит специфика воздействий на ЭС электромагнитных ВВФ?

25. Какие основные методы защиты от внешних электромагнитных воздействий ис­пользуют при конструировании ЭС?

26. Какие принципы составляют основу схемотехнических и структурно-функциональных методов защиты ЭС от электромагнитных ВВФ?

27. В чем заключаются особенности конструкционных методов защиты от электро­магнитных факторов?

28. Какой смысл заложен в концепции зонирования?

29. Какое влияние на уменьшение вредных последствий электромагнитных ВВФ оказывает заземление?

30. Что представляет собой система схемных заземлений?

31. Какие косвенные способы защиты ЭС от электромагнитных ВВФ наиболее рас­пространены?

32. Как осуществляют реализацию электромагнитных экранов?

33. Какое влияние оказывают плесневые грибы на конструктивные элементы ЭС?

34. В чем заключается опасность биологического воздействия на ЭС беспозвоночных животных?

35. Какие повреждения ЭС могут нанести позвоночные животные?

36. Какие методы борьбы используют для защиты ЭС от биологических воздей­ствий?

37. Как в соответствии с РМГ-78-2005 осуществляют классификацию ИИ?

38. Какие виды ИИ наиболее опасны для ЭС?

39. Как проявляется воздействие ИИ на материалы конструкции ЭС?

40. Какое действие оказывает ИИ на активные и пассивные ЭРИ?

41. Какими принципами необходимо руководствоваться при разработке радиационно-стойких ЭС?

42. Как осуществляют защиту ЭС от воздействия ИИ?

43. В каких целях проводят герметизацию блоков ЭС?

44. В чем состоят различия между частичной и полной герметизацией?

45. Какими основными способами выполняют герметизацию корпусов блоков ЭС?

46. Как определяют степень герметичности корпуса?

47. В чем заключаются достоинства и недостатки герметизации сваркой и с помо­щью паяного соединения?

48. Какие материалы рекомендуется использовать для составных частей корпусов герметичных блоков?

49. Как выполняют герметизацию блоков с помощью уплотнительных прокладок?

50. Как осуществляют осушку внутренней полости ЭС в период эксплуатации?

51. Как осуществляется межблочная электрическая коммутация в герметичных блоках?

52. Как выполняют герметизацию стандартных электрических соединителей?

53. Каким требованиям должны удовлетворять выводы ЭРИ и электрических соеди­нителей в металлостеклянных соединениях?

54. В чем особенности согласованных и несогласованных спаев?

55. Как осуществить правильный выбор материалов для металлостеклянных соеди­нений?

 

Защита ЭС от механических воздействий

Механические ВВФ в той или иной мере оказывают влияние на любое ЭС. Величина этого воздействия, в первую очередь, обусловлена спецификой эксплуатационных условий на объекте установки ЭС. Так, наибольшее влияние механические ВВФ оказы­вают на аппаратуру, размещенную на автомобильном и железнодорожном транспорте, речных и морских судах, авиационной и ракетно-космической технике. Однако даже стационарная аппаратура может подвергнуться вибрации, случайным ударам, напри­мер, во время транспортировки к месту эксплуатации или землетрясения, небрежно проводимых погрузочно-разгрузочных работ или при перестановке блока ЭС на другое место, поэтому определенная устойчивость к такого рода дестабилизирующим воздей­ствиям должна обязательно быть заложена в конструкцию ЭС.

Ряд механических ВВФ и конструкторских методов обеспечения защиты от них уже был рассмотрен в §§ 3.3.1, 3.3.2, а также в § 4.5.1 настоящего учебного пособия. Эти методы применимы для обеспечения механической прочности конструкций ЭС для любой группы по объекту установки (см. § 3.2.2), однако в отдельных случаях тре­буется предусмотреть защиту аппаратуры от достаточно специфических механических воздействий, характерных для аппаратуры специального назначения.

Так, например, для буйковых ЭС характерны такие внешние воздействия в штат­ном режиме эксплуатации, как качка, волна от удара, а при установке буя (часто сбра­сываемого с летательного аппарата) возникает механический удар о водную поверх­ность [29].

На судовом транспорте механические нагрузки создаются во время шторма при уда­рах штормовой волны и качке судна. Вибрационные нагрузки на судах обусловлены работой винтов и двигателей. Частота (обычно не превышающая 150 Гц) и амплитуда вибраций зависят от типа судна, его машинного оборудования и места расположения ЭС [29, 30].

Авиационная и особенно ракетно-космическая электроника постоянно испытывает значительные механические перегрузки и воздействие мощного шума от реактив­ных двигателей. Ударные нагрузки в самолетах возникают при посадке. Перегрузка в 10... 15 gсоответствует резкой посадке, а 30 g— аварийной. Вибрации с частотой до 2000 Гц имеют место в течение всего полета. Повреждения на ракетах и спутниках могут произойти от сильного акустического шума при запуске двигателя, уровень которого может превышать 140 дБ. Значительные нагрузки возникают при взрывах (200...400 g), что актуально для электронных систем различного современного ору­жия. Механическое разрушение приводит к полному выходу аппаратуры из строя. Из­вестно, что от 29 до 40 % отказов авиационного электронного оборудования и до 50 % отказов бортовых вычислительных машин связано с воздействиями механических на­грузок [30, 43].

Невесомость, как механический воздействующий фактор, характеризуется отсут­ствием гравитационных сил (межпланетные космические аппараты) или равновесием центробежной силы и силы притяжения планеты (орбитальные станции, искусствен­ные спутники). Невесомость оказывает негативное влияние на подвижные части эле­ментов и узлов ЭС.

Следовательно, при проектировании ЭС зачастую требуется индивидуальный под­ход к защите от характерного именно для этой аппаратуры комплекса механических ВВФ.

В результате воздействия механических ВВФ могут иметь место следующие по­вреждения ЭС:

•  нарушение герметизации из-за нарушения паяных, сварных и клеевых швов и появление трещин в металлостеклянных спаях;

•  полное разрушение конструкции корпуса или отдельных ее частей от механиче­ского резонанса и усталостных процессов;

• обрыв внешних электромонтажных связей — проводов, жгутов, проводниковых выводов катушек индуктивности, трансформаторов и пр.;

• отслаивание элементов проводящего рисунка;

• расслаивание многослойных печатных плат;

• растрескивание керамических подложек ИМС;

• выход из строя электрических соединителей;

• изменение положения органов управления и настройки;

• выход из строя механических узлов ЭРИ (подшипников, зубчатых зацеплений, крепежа и т. п.).

В соответствии с ГОСТ 16962-71 механические воздействия классифицируются по двадцати степеням жесткости вибрационных, восьми степеням жесткости ударных и семи степеням жесткости линейных (центробежных) нагрузок (табл. 4.8.1, 4.8.2). Данный стандарт распространяется на изделия электронной техники — пассивные и активные ЭРИ, а также электротехнические изделия.

Таблица 4.8.1

Дата: 2019-03-05, просмотров: 441.