Династия Мин
Династия Мин (1368–1644). После установления династии Мин одно из первых повелений правителя Минской династии императора Тай Цзу было восстановление конфуцианства на государственном уровне. Он начал проводить политику привлечения ученых на государственную службу, возобновил работу академий наук, восстановил сдачи государственных экзаменов для приема на работу чиновников. Он назначал на министерские должности конфуцианцев и следовал их советам заботиться о благополучии народа. Продолжались военные действия против монголов. Но победить силой оружия не было возможности. Началась психоисторическая война. В этой битве за историю стали наносить удары по наиболее значимым историческим событиям и фигурам, по идентичности, по традиционной тэнгрианской цивилизации. Ученым было поручено написать историю чужеземной династии Юань. Официальная история Юаньской династии была написана после изгнания монголов китайцами в 1368 году. Вся история была написана в течение 331 дня и составила 210 томов. Писали ее вырезавшие всех монголов, проживающих в Китае, в ночь Белого Лотоса заговорщики. Это не признак особой любви китайцев к государству Хубулая. Наоборот, они их ненавидели и вырезали поголовно. Китайская династия Мин перевела и сохранила официальную историю монголов на китайском языке для элиты, чтобы в дальнейшей имперской политике был использован опыт борьбы со степью Юаньской династии. Китайцы сохранили не только официальную историю монголов, но и «Сокровенное сказание» – подлинную историю монголов, записанную слоговым письмом. «Сокровенное сказание» могло переводиться китайцами в спешке. Сокровенное сказание (на китайском языке называется Тайная книга Юаньской династии») также было переведено в начальный период Минской династии. Писари «Ши эй Гувана», используя 563 буквы китайского квадратного письма, по буквам трансформируя исконные монгольские слова, сопровождая каждое слово буквальным переводом, после каждой главы прикладывая смысловой перевод, сохранили эту книгу. Но при переводе старого источника были допущены некоторые неточности, вызванные изменением языка. Ведь изменение языка начали при Хубулае. Правда, оригинал не сохранился, и среди современных ученых нет единого мнения, на каком языке он был написан. Врага надо знать в лицо. Опыт прежних поколений предков, их ошибки и неудачи в борьбе с врагами помогают китайцам управлять государством. Китайская правящая элита не отвергает опыт своих предков, но и опыт чужих предков. Такой подход к использованию опыта был выработан во время династии Хань. Расцвет и очень быстрый закат первой китайской империи Цинь при императоре Ши-хуан-ди многому научил китайцев. Это можно видеть и по отношению китайцев к империи Хубулая.
Государства кочевников, проповедующие разные религии, китайцы не считали для себя опасными, поэтому удар был направлен на остатки тэнгрианцев и распространение буддизма среди монголов. Китайская правящая элита династии Мин продолжила политику династии Юань по внедрению буддизма монголам. Эту религию нельзя считать государственной. Потому что в ней отсутствует необходимая для государства идея, которая обязывает человека жить для общества. Но необходимый раскол этой религии среди потомственной кочевой элиты обеспечили, уничтожая идейное единство среди монголов и тюрков. А в самом Китае китайская элита придерживалась конфуцианства, которое обязывает китайца жить для китайского общества, а элита Японии придерживалась синтоизма, чтобы японец жил для японского общества.
С Китаем связано два мировых памятника: Великая Китайская стена и Великий Шелковый путь. Великая Китайская стена – материальный памятник технологии властвования, закрытости цивилизации от внешнего мира. Она была возведена после объединения Китая (221 до н.э.) при императоре Цинь Ши-хуанди. Стена служила преградой для степных «варваров» и ограничивала деятельность китайцев за ее пределами, в географии являлась границей субтропиков и сухих степей. Великая Китайская стена была символом барьера против чужеродных заимствований в духовной сфере, и это несмотря на то, что в духовном плане в поклонение концепции духа Неба и почитание духов предков у китайцев и кочевников было много общего. Через Великий Шелковый путь Китай торговал с Евразийским континентом и Европой. Но в силу своей закрытости шелковый путь заканчивался на пограничных городах Китая. Купцов и миссионеров вглубь страны не пускали. Правящая китайская элита осознавала, что насильственное внедрение чужих культурно-исторических традиций приводит к разрушительным последствиям для другой цивилизации. Отказаться от своей собственной по природе культуры и заимствовать ценности другой цивилизации в духовной сфере могут только аморальные люди. Поэтому китайцы за свою культуру стоят крепко и за материальными потребностями не забывают о духе Неба.
Императоры Китая хорошо были осведомлены о происходящем в Великой Татарии (Великой степи). Два посла, отправленные к эмиру Тимуру императорами Тай Цзу и Чэнь Цзу, были казнены. Китаю известно, что по закону перемен Север одолеет Юг. Центр одолеет Север, а «Дальний» Восток одолевает Центр. Зная о том, что «Дальний» Восток ему не одолеть, император Чэнь Цзу решил направить разведывательный флот для исследования южных соседей. А для безопасности армада Чжэн Хэ была вооружена солдатами – с целями большей частью демонстрационными.
Китайские императоры ни одного важного решения не принимали, не опираясь на историческое прошлое, как своего народа, так и других соседних стран. Император Сюань Цзун собрал ученых во дворец. Ученые обрисовали императору картину о состоянии мира. Мир погряз в религиозных войнах, превратившись в Хаос, в котором брат во имя веры убивал брата. Наглядным примером была Монгольская империя Чингиз-хана, которая лежала в руинах из-за религиозной гражданской войны. Изучение исторического опыта Монгольской империи показывает, что причины развала империй не военная, не экономическая составляющая, а бездуховная составляющая власти. При этом быстрый развал произошел при нарушении тех законов, которые создали эту империю. Разрушение основ духовной власти вызывал разрушение основ экономики и воцарение Хаоса в Монгольской империи. Поэтому ученые заявили, что если Китай поддастся соблазну перед легкой добычей, так как на данное время ни одна страна, где побывал Чжэн Хэ, не устоит перед мощью имперского китайского флота, и начнет завоевывать мир подобно чингизидам, то вместе с завоеванными странами в страну хлынут чуждая культура и религия. И тогда Китай ожидает судьба Монгольской империи. Доводы ученых были убедительными. Прагматичные китайцы всегда ставят перед собой выполнимые задачи, потому, что опираются на отрицательный опыт своих и чужих предков. Чтобы спасти свою культуру от проникновения чуждых разрушительных идей, император решается на добровольную изоляцию империи от всего мира. Такая важная стратегическая политическая цель была поставлена, и государство стало ее осуществлять. Наиболее главной чертой в китайской традиции является то, что важные решения для судьбы империи обсуждаются с учеными, и самое главное, правильные идеи воспринимаются руководителями государства как руководства к действию.
В 1433 году император Сюань Цзун издает указ, где он запретил своим подданным путешествия в другие страны, все материалы, связанные с экспедицией, были уничтожены, а сами корабли были сожжены. Империя с того времени закрывает все границы с внешним миром. Этот уникальный указ не отменяли все последующие императоры, хотя на престоле были всякие, в том числе и самодуры. Этот указ не отменяли даже императоры маньчжурской династии, которые заменили династию Мин. Так китайские императоры отличились своею дальновидностью и оберегли свой народ от влияния чуждых идеологических учений и религий, тем самым сохранили Китайскую империю и китайскую цивилизацию. Через сто лет Япония, так же как и Китай, закрылась добровольно от внешнего мира.
В 1435 году после непродолжительной болезни умер император Сюань Цзуна – историки назовут его образцом конфуцианского монарха, сведущего в искусствах и склонного к благожелательному управлению. Трон императора унаследовал его шестилетний сын Ин Цзун. Так как он был ребенком, реальная власть принадлежала регентскому совету, в состав которого входили три евнуха. Решающий голос принадлежал одному из евнухов, Ван Цзиню. Меняются императоры, а ограничения в плавании не отменяются.
С 1578 года в г. Кантоне открыли таможню для торговли с европейцами. Вокруг города построили стену, и за нее запрещалось выходить чужеземцам. Иностранцы были обязаны подчиняться строгим правилам: жить только в указанных районах и закупать товары не более одного раза в год. Нарушителей ждала конфискация товара и имущества. Тогда впервые итальянский иезуит Маттео Риччи построил первую христианскую церковь в нескольких километрах от Кантона и в 1602 году перебрался в Пекин. Он смог нескольких человек обратить в христианство. Но после его смерти его церковь была разрушена, а принявшие христианство подверглись гонениям.
Основная торговля китайских купцов была через Японию, оттуда китайские товары стали расходиться по всему миру. Но это продолжалось недолго. В 1587 году лоцман испанского корабля «Сан Феликс» похвастался в японском порту, что владения короля Испании все расширяются. Когда лоцмана спросили, как Испания завладела столь обширными территориями, он ответил: «Сначала пришли миссионеры, а потом – солдаты короля». Об этом разговоре доложили правителю Японии Хидэеси, и он издал закон о запрете распространения христианства, по которому священники-иезуиты под угрозой смертной казни в течение 20 дней должны были покинуть пределы Японии. Хидэеси считал, что христиане уводят японцев от их национальных богов. Следующей акцией было приглашение в столицу японцев обращенных в христианство, где их там всех казнили. Над Японией, как и в Китае, опустился «шелковый занавес». Япония добровольно изолировалась от всего мира.
Первый император Мин Тай Цзу получил мандат Неба за свое добродетельство. Небо лелеяло и защищало династию и покровительствовало Китаю. Так продолжалось почти 300 лет. Династия Мин не выпускала Мандат Неба из своих рук. Но вот в начале XVII века на престоле стали восседать выродившиеся, слабые императоры, которые стали отстраняться от управления власти и стали больше уделять времени для личной роскошной жизни. Они жили развратной жизнью, тратя огромные деньги на строительство дворцов, различные развлечения, потакали порочным пристрастиям своих министров и слуг, окружая себя казнокрадами, не совершали должных жертвоприношений. Соответственно, в стране сразу начались и быстро распространились коррупция и взяточничество среди чиновников. Коррупция, а не деловые качества определяла того, кто займет ту или иную должность на государственной службе. Место можно было купить за деньги. Процесс разложения охватывал все верхние эшелоны власти. Вводились новые дополнительные налоги. Законы ужесточались. Крестьяне и ремесленники начинали бедствовать и страдать от поборов государственных служащих. Быстрыми темпами увеличивались кражи и разбойные нападения. Начинался период упадка. Конечно, Небо не могло простить таким императорам. Включались силы природы. Страну поражали природные бедствия, засуха или наводнения. Страна погружалась в хаос. Тогда в стране стали бить в барабаны, призывая к восстанию. Этот ритм барабанов предвещал наступление новой исторической эпохи Китая. И вот среди крестьян или ремесленников появлялись люди, которые поднимали мятеж. Так разгоралось народное восстание, охватывая всю страну. В народе говорили, император потерял доверие Неба. Мятеж подхватывали новые лидеры, которые начинали бороться за то, чтобы взять под свой контроль постоянно растущие отряды мятежников. Так Китай впал в гражданскую войну, которая длилась много лет.
Еще одной военной капмании было суждено сыграть решающую роль в падении династии Мин – это маньчжуры. Племенной союз монголов и тунгусов, получивший название чжурчженей, основавший в XII веке на обломках Северной Сун империю Цзинь, был вытеснен сыном Чингиз-хана далеко на северо-восток. В 1599 году энергичный вождь потомков чжурчженей Айсиньгиоро Нурхаци начал объединять семь чжурчженьских племен в единое ханство и в 1606 году основал историческое государство маньчжуров. В 1616 году Айсиньгиоро Нурхаци (1559–1626) объявил себя ханом и основал династию Хоу Цзинь (Поздняя Цзинь). В 1621–1622 гг. он захватил пограничный пост Шенян и здесь в 1625 году основал свою столицу. В 1624 году он принял покорность монгольского племени хорчинов, которые кочевали к востоку от Хинганских гор и западнее сунгарийского рукава. В 1627 году маньчжуры подчинили Чосон (название Кореи во времена правления династии Чосон). Таким образом, была создана Маньчжурская империя.
Абахай (1626–1643), сын и наследник Нурхаци, продолжил работу своего отца. В то время как маньчжуры создавали свое единство, монголы разрушали свое или то, что осталось от него к тому времени.Хан чахаров, Легдэн (1604–1634), который носил титул великого хана всех восточных монголов, тщетно пытался поддерживать свое верховенство над племенами. Он пытался объединить монгольских вождей мирным путем, но эти попытки не удались. Его попытки насильственного объединения страны ничего не дали. Ордос и тюмеды восстали против его господства. Вождь Ордоса Эринчин джинонг с помощью племен харача и абага нанес ему поражение в 1627 году. Вожди владений Хорчин, Харчин и южной Халхи заключили союз с Абахаем. Маньчжуры вместе с этими монгольскими племенами разгромили силы Легдэн-хана в нескольких битвах и вынудили его бежать в Тибет, где он умер в 1634 году от болезни в Ганьсу. Затем чахары покорились Абахаю, который позволил семье Легдэна оставаться их вождями. Эрке-хонгор, старший сын Легдэна-хана, признал себя вассалом Абахая в 1635 году. В том же году Абахай также принял покорность джинонга Эринчина, вождя Ордоса. Маньчжуры заняли город Хуххот и маньчжурский хан Абахай провозгласил себя ханом южных монголов. В 1649 году ордосы были реорганизованы под шестью знаменами (гушу), каждое под командой царевича, который был потомком чингизидовского джинонга. Таким образом, вся территория современной Внутренней Монголии (Северный Китай) стала территорией Цинской империи. С этого времени ханы чахаров, тюмидов и ордосов были связаны с маньчжурской династией узами верности и клятвой верности, что продолжалось вплоть до падения династии. В 1636 году по повелению Абахая собрался съезд правителей 16 южномонгольских княжеств, на котором Абахая провозгласили всемонгольским ханом. В том же году Абахай под именем Хуан Тай Цзи дал своему государству новое название – Цин. Вождь маньчжуров Хуан Тай Цзи начал войну против Китая. Войска владетельных вождей Внутренней Монголии принимали участие в завоевательных походах маньчжуров.
21 сентября 1643 года умер Абахай, и маньчжуры провозгласили его шестилетнего сына Фулина императором. В это время в Китае основные силы повстанцев осаждали императора со всех сторон. Один отряд мятежников стоял у ворот столицы. Минский генерал Вун Сань-гуй, командовавший армиями, охранявшими подступы к Великой стене, неожиданно предложил маньчжурскому командованию, которое готовилось к очередному набегу на Китай, пропустить их конницу в китайские земли. Вун Сань-гуй, видимо, рассчитывал использовать маньчжурскую конницу для разгрома повстанческого движения Ли Цзын-чэна с целью основать впоследствии собственную династию. Сначала маньчжуры отвергли предложение Вун Сань-гуя, но затем воспользовались предоставленной возможностью и без боя преодолели Великую стену, а армия Вун Сань-гуй присоединилась к маньчжурам в наступлении на Пекин. Войска династии Мин со всех сторон осаждали не только повстанцы, но и разного рода мятежники, бандиты и авантюристы, которые нередко воевали друг с другом. В это время подошли маньчжурские войска и имперская армия под командованием Вун Сань-гуй. Имперская армия прогнала повстанцев от столицы. В 1644 году столица была взята. Император династии Мин повесился. Затем, когда была взята столица, после победы Вун Сан-гуй поблагодарил маньчжурские войска и вежливо попросил их уйти к себе. Однако маньчжуры, оказавшись в Пекине, вели себя как хозяева. Так как маньчжуры были самыми сильными из нападающих, то после взятия Пекина власть досталась им, а Вун Сан-гуя наградили и отправили наместником в Шенься, а затем в отдаленный район Сычуань и Юннань.
4.2. М аньчжурская династия Цин
М аньчжурская династия Цин (1644-1911). Через несколько месяцев после взятия Пекина Фулиня привезли в Пекин, и 30 октября 1644 года повторно провозгласили императором Цин, а имя ему дали Ши-цзу. Так император маньчжуров стал китайским Сыном Неба. Так началась новая династия. Поскольку предыдущий император был низложен, утрата им Мандата Неба рассматривалась как следствие отсутствия у него добродетелей, а новый Мандат Неба перешел императору Ши-цзу.
Маньчжуры объявили о благоволении к бывшим чиновникам и военачальникам династии Мин. Тем из них, кто признавал и поддерживал власть Цин, давались чины и звания в новом государственном аппарате. Всех прочих призывали поддержать новую династию в целях общей борьбы с повстанцами. Землевладельцам и купечеству гарантировалась защита. Всем, кто раскается, покинет лагерь «разбойников» и перестанет их поддерживать, было обещано прощение. Крестьянам обещали снижение налогов. Сельскому и городскому населению маньчжурский регент сулил покой и порядок.
«Маньчжуры издали указ, где под страхом смертной казни каждый мужчина должен был демонстрировать лояльность к династии Цин – брить макушку, оставляя волосы лишь на затылке, и носить маньчжурскую одежду. Запрещались браки между маньчжурами и китайцами. Во всех городах размещались маньчжурские гарнизоны. Единственная карьера для маньчжура была военная. Наиболее способные из них занимали затем должности в государственной элите. Маньчжуры освобождались от сдачи экзаменов при поступлении на государственную службу. Завоевание маньчжурами Китая, начавшееся при поддержке Вун Сань-гуй весной 1644 г., продолжалось почти сорок лет и завершилось лишь в 1683 г.
После смерти императора Ши-цзу в 1661 г. на престол сел император Шэнь-чжу. Начиная с правления Шэнь-чжу, императоры заговорили по-китайски и сформировали правительство по образцу эпохи Мин. Маньчжуры пригласили китайских ученых на государственные должности, переняли китайскую культуру и поощряли своих соотечественников следовать их примеру. Стали нарушаться запрет на смешанные браки и это было началом китаизации и ассимиляции завоевателей. Образованные люди устремились в Пекин. Враждебность к захватчикам исчезла. Постепенно маньчжурский режим окончательно китаизировался».1 Маньчжуры стали служить китайцам. Типичная история для тюркско-монгольского завоевания, – ассимиляция завоевателей культурой покоренной нации. Китайцы тюрков, монголов и маньчжур называли татарами, так как считали их родственным народом и имеющим одинаковый менталитет.
«Поставки британских купцов по продаже опия шли из Индии через Кантон, а оттуда распространялись по всему Китаю. Опий использовался в качестве лекарственного средства, но как только к нему пристрастилась практически вся страна, в 1838 году император Китая издал указ покончить с торговлей опиумом в Кантоне. Президент местной британской торговой палаты продолжал нарушать указ. За это уполномоченный императора распорядился арестовать англичанина и судить его по китайским законам. А от иностранных купцов потребовал подписать обязательство, что они больше не будут торговать наркотиками. Объявление о том, что нарушение этих обязательств карается смертной казнью, фактически означало перевод англичан под китайскую юрисдикцию, что противоречило принципам британской колониальной политики. Так началась «опиумная война». Английский флот с паровыми котлами разгромил парусные китайские корабли, и прошел вдоль р. Янцзы до Нанкина. Война продолжалась. К англичанам присоединились французы и другие, и Китай проиграл эту войну. В 1860 году английские войска захватили Пекин. Война с европейцами была больше в прибрежных районах. А внутри Китая шло восстание крестьян против маньчжурской династии. Оно охватило несколько миллионов человек. Маньчжурское правительство опасалось восстания больше, чем английскую армию, и поэтому пошло на мирные переговоры. Дипломаты подписали договор свободной торговли в прибрежных городах и «шелковый занавес» пал. В Китай ринулись не только купцы, но и несметное количество миссионеров, которое получило свободу после опиумной войны – мирные договоры с иностранными государствами гарантировали терпимость к христианству. Только французские миссионеры к концу столетия насчитывали в Китае девятьсот священников. К концу столетия в Китае работали более трех тысяч протестантских миссионеров, 90 процентов которых были американцами и англичанами, причем половину из них составляли женщины. За два десятка лет они сумели обратить в христианство более 300 тысяч человек. Христианские миссионеры сразу столкнулись с противостоянием с высшим классом элиты. Руководитель крестьянского восстания Хун Сюцюань объявил себя младшим братом Иисуса Христа и начал «крестовый поход» против правительства, чтобы вернуть веру в Бога через христианство. Восставшие захватили г. Нанкин и переименовали в Небесную столицу и принялись строить христианское государство фундаменталистского толка, граждане которого были твердо убеждены, что спасут свои души в битве против зла. Земля принадлежала Богу, а государство справедливо распределяло ее между всеми мужчинами и женщинами. Под контроль восставших вошла большая территория, и они стали строить собственное государство внутри Китайской империи. Правительственным войскам потребовалось почти десять лет, чтобы подавить восстание и убить Хун Сюцюань. В этой гражданской войне погибли сотни тысяч человек. Христианский элемент в восстании, к которому добавились подозрения о влиянии христианства на «Общество Белого Лотоса», убедил высшие классы китайского общества в опасности христианской религии для общественной и политической жизни империи. Кроме того, под сомнение ставилась сама ценность христианской веры буддийскими миссионерами, конкурентами христиан, которые писали: «Если Бог действительно добр и всемогущ, как утверждают христиане, то почему он позволил Адаму и Еве совершить грех, такой тяжкий, что он позорным пятном лег на все последующие поколения?»2 В 1911 году восстание в Китае закончилось уничтожением и ликвидацией маньчжурской династии.
Глава V
Дата: 2019-03-05, просмотров: 190.