Семинар 1. Введение в экономическую науку
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

План семинара

 

1. Основные этапы развития экономической мысли.

2. Предмет экономической теории.

3. Методы экономического анализа.

4. Экономические системы.

5. Разделы экономической теории.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Когда и как возникла экономика как наука?

2. Какой смысл вкладывается в термин «меркантилизм»? В чём различия раннего и зрелого меркантилизма?

3. Что является богатством нации по А. Смиту? Каковы факторы, влияющие на величину богатства?

4. Чем теория ценности (стоимости) маржиналистов отличалось от теории ценности классиков? Что такое предельная полезность.

5. Почему теорию А. Маршалла можно считать революцией в теории ценности?

6. На какие три главных вопроса призвана ответить экономика?

7. В чём сущность метода экономико-математического моделирования.?

8. Почему рыночная экономика оказалась эффективнее, чем командная? Что означает экономическая эффективность?

9. Чем смешанная экономика отличается от рыночной?

10. Чем отличаются предмет микро и макроэкономики?

 

Задачи и упражнения

 

1. Экономика располагает производственными возможностями, представленными в таблице. Начертите кривую производственных возможностей данной экономики. Что показывают точки на кривой? Как отражается закон возрастающих альтернативных издержек? Можно ли произвести 9 тыс. пушек 4 тыс.т. масла? Определите альтернативные издержки производства 1 дополнительной тысячи пушек.

 

Вид продукта

Производственные альтернативные

Масло (тыс.т.) 5 4 3 2 1 0
Пушки (тыс.) 0 5 9 12 14 15

 

2. На координатных осях графика кривой производственных возможностей представлены:

а) цены товаров;

б) затраты факторов производства;

в) объемы производства товаров;

г) цены факторов производства;

 

3. Смещение кривой производственных возможностей вправо возможно за счёт:

а) сокращения безработицы;

б) научно-технического прогресса;

в) увеличения заработной платы;

г) уменьшения инфляции.

 

4. Какие черты не характерные для рыночной экономики:

а) конкуренция товаропроизводителей

б) централизованное планирование

в) свобода частного предпринимательства

г) дефицит потребительских товаров

 

5. Что из перечисленного изучает микроэкономика:

  а) численность безработных;

  б) производство в масштабе всей экономики;

  в) общий уровень цен;

  г) производство зерна и динамику его цены?

 

Семинар 2. Спрос, предложение и рыночное равновесие.

План семинара

 

1. Спрос и его факторы. Закон спроса.

2. Предложение и факторы его определяющие.

3. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена.

4. Сдвиг равновесия.

5. Государственное регулирование индивидуальных рынков.

6. Выигрыш (рента) покупателя и продавца.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Сформулируйте закон спроса. Есть ли исключения из этого закона.

2. Как влияют на спрос неценовые факторы?

3. Перечислите факторы предложения.

4. Какое состояние рынка называют равновесным? Что понимается под равновесной ценой?

5. Когда образуется на рынке избыток товаров?

6. Что происходит на рынке, если государство устанавливает «потолок» цены ниже равновесной?

7. Какие меры государственного регулирования эффективней: прямое вмешательство государства в установление цен или косвенное с помощью налогов и дотаций? Почему?

8. Если спрос падает при стабильном предложении, то как изменится равновесная цена и объём продаж?

9. Какую цель преследует государство, устанавливая «пол» цены? Возникает ли при этом дефицит товара или его избыток? Какие меры должно предпринять государство для решения этой проблемы?

10. Как изменяется выигрыш покупателей и продавцов в результате введения налога? Изменится при этом общественный выигрыш или нет?

 

Задачи и упражнения.

 

При решении задач по этой теме обычно используются следующие способы:

Аналитический способ

 Для нахождения равновесной цены P Е приравнивают функции спроса и предложения, а для нахождения равновесного объёма продаж Q Е найденное значение подставляют в любую из функций.

Если дана фиксированная цена, установленная государством, необходимо значение этой цены (Р ф) подставить соответственно в функции спроса Q D и предложения Q S, затем сравнить полученные значения. Если Q D > Q S - на рынке образуется дефицит, если Q S > Q D  - излишек предложения.

При видении налога Т, который выплачивает производитель, равновесная рыночная цена P Е увеличивается, например:

Q D = 10 – Р, Q S = -2 + 2Р, налог Т = 2.

Тогда равновесная цена:

P Е = 10 – Р = -2 + 2 (Р – 2).

Равновесный объём продаж находится стандартным способом.

При введении дотации для производителя рыночная цена P Е снижается, например:

Q D = 10 – Р, Q S = -2 + 2Р.

Дотация Д = 1, тогда:

10 – Р = -2 + 2 (Р+1).

Затем находится равновесный объём продаж.

 

Графический способ

Строятся линии спроса и предложения (задаются произвольные значения Р  и подставляются в функции спроса и предложения). Затем находится точка равновесия и определяются равновесная цена и объём продаж.

При введении налога или дотации соответствующая линия сдвигается и образуется новая точка равновесия.

Все задачи необходимо решить 2 способами: аналитическим и графическим. 

 

1. Покажите с помощью графика спроса в каком случае произойдет движение по линии спроса, а в каком сдвиг линии спроса на кофе:

а) чай подешевел;

б) кофе подорожал;

в) сахар подешевел;

г) вырос доход покупателей;

д) потребители решили, что кофеин вреден для здоровья.

 

2. Покажите с помощью графика предложения в каком случае произойдет движение по линии предложения, а в каком сдвиг линии предложения на газ:

         а) подешевело оборудование для добычи газа;

         б) применение новой технологии повысило извлекаемость газа из недр;

         в) подешевел газ;

         г) повышена ставка налога на добычу полезных ископаемых;

         д) истощение основных газовых месторождений.

 

    3. Даны функции спроса и предложения товара: Q D = 10 – Р, Q S = -5 + 2Р, где Q D - месячный объём спроса (в мин.шт.) Q S - месячный объём предложения (в мин.шт.) Р – цена товара (в долл.)

а) постройте линии спроса и предложения на графике.

б) Если первоначальная рыночная цена Р1 = 8 долл., то сколько товара по этой цене хотят продать продавцы? Сколько хотят купить покупатели? Сколько товара будет продано? Это дефицит товара или его избыток?(Все эти величины покажите на графике). В дальнейшем цена расти или падать?

в) Ответьте на те же вопросы если цена упала до Р2 = 4 долл.

г) Определите и покажите на графике какая на этом рынке установится равновесная цена и какой равновесный обьём продаж.

 

4. Даны функции спроса и предложения товара:

а) Q D = 6 – 0,5Р

  Q S = -6 + 1,5Р

б) Q D = 4 – Р

   Q S = -5 + Р

В каждом случае графически и аналитически определите равновесную цену и объем продаж. Чем эти два случая отличаются друг от друга?

 

5. Покажите с помощью графика спроса и предложения, что произойдет с равновесной ценой и объёмом продаж в следующих случаях:

а) снизилась цена товара-заменителя

б) подешевело сырье

в) товар вышел из моды и в его производстве применяется более совершенная технология

 

6. Даны функции спроса и предложения товара:

Q D = 8 – Р

Q S = -4 + 2Р

а) Графически и аналитически определите равновесную цену и объём продаж

  б) Правительство ввело «пол»цены Р1 = 6. Определить новый объём продаж и величину избытка товара. какую сумму следует выделить из государственного бюджета, чтобы решить эту проблему?

 

7. Даны функции спроса и предложения товара:

Q D = 21 – Р

Q S = -4 + 4Р

а) графически и аналитически определите равновесную цену и объём продаж.

б) Правительство установило «потолок» цены Р1 = 4долл. Как изменится объём продаж и какова величина дефицита?

в) Установление «потолка» цены привело к возникновению «черного рынка» Р2 = 7 долл. Постройте линию предложения «черного рынка» и определите объём продаж на «черном рынке».

      

   8. Даны функции спроса и предложения товара

Q D = 7 – Р

Q S = -2 + 2Р

а) графически и аналитически определите равновесную цену и объём продаж, выигрыш покупателей и продавцов.

б) Вводится акцизный налог на товар Т = 1,5долл. за каждую проданную штуку. Графически и аналитически определите: цену которую теперь платят покупатели, новый объём продаж, фактическую цену, которую получают продавцы, общую сумму доходов гос. бюджета, распределение налогового бремени между покупателями и продавцами.

     

     9. Даны функции спроса и предложения товара:

       Q D = 16 – 2Р

        Q S = -2 + Р

    а) графически и аналитически определите равновесную цену и объём продаж

    б) вводится субсидия R = 3 долл. на единицу товара, которую получают из гос. бюджета продавцы. Графически и аналитически определите: цену которую теперь платят покупатели фактическую цену, которую получают продавцы, новый объём продаж, общую сумму субсидии, выделенную из гос. бюджета.

       

     10. Даны функции спроса и предложения товара:

        Q D = 9 – 0,5Р

        Q S = -3 + 1,5Р

       а) графически и аналитически определите равновесную цену и объём продаж

       б) найдите величину выигрыша покупателей и выигрыша продавцов

       в) вводится налог на продажи Т = 2 долл. за штуку. Графически и аналитически определите: цену которую теперь платят покупатели, цену, фактически получаемую продавцами, новый объём продаж, выигрыш покупателей, выигрыш продавцов, выигрыш государства после введения налога и избыточное налоговое бремя.

        

11. Даны функции спроса и предложения товара:

Q D = 14 – 2Р

Q S = -6 + 3Р

а) Двумя способами определите равновесную цену и объём продаж, выигрыш покупателей и продавцов

б) Правительство вводит «потолок» цены Р1 = 3 долл. Графически и аналитически определите: новый объём продаж, выигрыш покупателей, выигрыш продавцов и чистые потери общества в результате введения этой меры.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 309.