Тема 6. Основные институты хозяйственного права Китая
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  1. Источники хозяйственного права Китая.
  2. Индивидуальные предприниматели.
  3. Коммерческие организации.
  4. Банкротство предприятий.
  1. Источники хозяйственного права Китая.

Процесс активного правотворчества начинается в КНР при перехо­де с 1978 г. к реформе экономической системы. Основным направле­нием правового строительства явилось создание правового регулиро­вания хозяйственной жизни.

Законодательство Китая сегодня рассматривается как находящееся в стадии своего развития, становления, и каковы будут дальнейшие шаги и тенденции его развития, неизвестно. Экономическая реформа КНР заключается в стремлении построить многоукладную смешан­ную экономику, сочетающую рыночные и плановые элементы, т. е. «со­циализм с рыночным лицом».

Кодифицированных источников Хозяйственного и гражданского права в Китае нет, законодатель здесь пошел по пути постепенного введения в действие отдельных гражданско-правовых актов, которые регулируют хозяйственно-правовые отношения.

Система источников гражданского права КНР име­ет двухуровневую структуру — Законы и принимаемые в соответствии с ними подзаконные акты, что также является проявлением курса «идти на двух ногах».

Китайский законодатель отказался от кодификации гражданско­го права, и с 1983 г. началась разработка Общих положений гражданского права КНР (ОПГП). Общие положения гражданского права, вступившие в силу с 1 ян­варя 1987 г., являются сегодня центральным актом в системе граж­данского законодательства КНР.

Индивидуальные предприниматели .

Формы предпринимательской деятельности граждан, осуществляе­мой без образования юридического лица, урегулированы только ОПГП.

Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, называется «индивидуальным торгово-промышленным предприятием», осуществляющим деятель­ность в сфере промышленности и торговли в пределах, разрешенных законодательством, а также после получения разрешения и регистра­ции согласно закону.

Граждане, ведущие товарное хозяйство в деревне, называются под­рядным хозяйством.

Индивидуальные торгово-промышленные предприятия не являют­ся юридическими лицами, однако ОПГП наделяет их правом иметь вывеску.

ОПГП определяет, что предпринимательская деятельность граждан без образования юридического лица ведется ими от своего имени и на свой риск; они несут ответственность всем своим имуществом, если действуют единолично, или имуществом семьи, если деятельность ве­дется семьей (ст. 29 ОПГП).

ОПГП закрепляет в качестве формы предпринимательства граждан, не связанной с образованием юридического лица, артель. Под артелью понимается объединение двух и более граждан, которые в соответ­ствии с договором предоставляют денежные, материальные, техниче­ские средства и т. п., участвуют в ведении дел, совместно трудятся.

Артель не является юридическим лицом. Однако ОПГП предусмат­ривают, что артель подлежит регистрации и после этого может иметь вывеску.

Основу деятельности артели составляет договор (письменное согла­шение) между ее участниками. Имущество, накопленное в процессе деятельности артели, принадлежит его участникам. Вопросы деятель­ности артели решаются всеми участниками артели совместно.

По обязательствам артели каждый участник отвечает своим имуще­ством в размере, равном доле участия или установленном соглашени­ем. При этом ответственность участников по обязательствам артели является солидарной.

Коммерческие организации .

Государственное промышленное предприятие остается важней­шим субъектом хозяйственной деятельности и играет исключитель­ную роль в государственном секторе китайской экономики.

Правовое положение государственного промышленного предприя­тия определено Законом КНР о промышленном предприятии общена­родной собственности 1988 г. В соответствии с ним промышленное предприятие общенародной собственности представляет собой социа­листическую организацию, производящую товары и самостоятельно ведущую хозяйственную деятельность согласно закону, самостоятель­но отвечающую за прибыли и убытки, использующую самостоятель­ный хозяйственный расчет.

Имущество предприятия относится к общенародной собственнос­ти. Государство, в соответствии с принципом отделения права соб­ственности от права хозяйствования, предоставляет предприятию имущество в хозяйственное управление (ст. 2 Закона). Вместе с тем закон не раскрывает содержание хозяйственного управления, а лишь перечисляет права и обязанности предприятия (глава 3 Закона).

Руководство предприятием осуществляет директор. В соответ­ствии с законом, при выдвижении на должность директора использу­ется один из следующих методов: 1) назначение или приглашение ком­петентным правительственным ведомством; 2) избрание собранием представителей рабочих и служащих. Директор несет полную ответ­ственность за «развитие материальной и духовной культуры предпри­ятия» (ст. 45 Закона).

Коллективные предприятия. Второй после общенародной формой собственности на средства производства в КНР является «коллектив­ная собственность трудящихся масс», на которой основаны коллектив­ные предприятия.

Коллективные предприятия существуют в промышленности и в сельском хозяйстве. Они создаются самым широким кругом учредите­лей, как правило, на основе паевого (долевого) участия.

В течение первого десятилетия реформы китайский законодатель не ставил себе задачу создать надлежащее нормативное регулирование статуса этих субъектов хозяйственной деятельности. Лишь в начале 90-х гг. появились нормативные акты, благодаря которым были за­креплены следующие разновидности предприятий, действующих в сфере экономики коллективной собственности. К таким предприяти­ям относятся:

 - городские предприятия коллективной собственности- предприятие коллективной собственности (коллективное предприятие) является социалистической хозяйственной организаци­ей, имущество которой находится в коллективной собственности тру­дящихся масс. В такой организации осуществляется совместная тру­довая деятельность, а распределение по труду представляет собой основной способ распределения. Принципами деятельности городского коллективного предприятия являются финансовое самообеспечение, самостоятельный хозрасчет, самостоятельная ответственность за прибыли и убытки; самостоятель­ное хозяйствование, демократическое управление; общие накопления; самостоятельное распоряжение; распределение по труду; паевое распределение прибыли

- волостные и деревенские предприятия коллективной собствен­ности; Правовое положение волостных и деревенских предприятий кол­лективной собственности определено соответствующим Положением, принятым в 1990 г. Положение применяется в отношении предприя­тий, коллективно создаваемых крестьянами волостей (включая посел­ки и т. д.), деревень (включая группы деревенских жителей). Такие предприятия рассматриваются как составная часть экономики Китая, основанная на социалистической общественной собственности.

       Эти предприятия выступают чем-то вроде общинной собственно­сти, управление которой осуществляется либо крестьянским коллек­тивом, либо коллективной хозяйственной организацией, под которой имеется в виду в первую очередь производственная бригада. Вместе с тем возможно создание и функционирование коллективных предпри­ятий в деревне без закрепления их организационного единства и соот­ветствующей степени имущественной обособленности.

Крестьянские паевые кооперативные предприятия. Правовой статус крестьянских паевых кооперативных предприятий определен Временным положением о крестьянских паевых коопера­тивных предприятиях 1990 г. По Положению, такие предприятия представляют собой кооперативное хозяйство трудящегося крестьян­ства, экономику социалистической коллективной собственности тру­дящихся масс (ст. 3).

Такие предприятия свободно образуются сельскими жителями по их инициативе. Они могут создаваться в сферах промышленности, транспорта и коммуникаций, строительства, торговли, общественного питания, а также для освоения производства новой продукции при ус­ловии соблюдения ограничений, установленных законодательством.

       Для создания предприятия необходимо письменное соглашение участников. Учредителями могут выступать как минимум три жителя числом крестьян.

Предприятие действует на основании устава, который регистриру­ется в установленном порядке. Оно является юридическим лицом, осуществляет «самостоятельный хозрасчет, самостоятельно ведет хо­зяйствование, само отвечает за прибыли и убытки».

Обязательным для кооперативного предприятия является внесение пая в виде денежных средств, вещей, техники или личное трудовое уча­стие. Распределение по труду выступает основным принципом коопе­ративного предприятия, а распределение прибыли происходит про­порционально паевым взносам.

Частные предприятия. Результатом экономической реформы яви­лось признание за гражданами права заниматься предпринимательской деятельностью как на индивидуальной основе, так и в сообществе с дру­гими гражданами. В экономике страны стали появляться частные хо­зяйства. Вместе с тем частные хозяйства рассматриваются как дополне­ние социалистической экономики. В 1988 г. в Конституцию КНР было внесено следующее дополнение: «Государство допускает существова­ние и развитие частного хозяйства в пределах, установленных законом. Частное хозяйство является дополнением к социалистической экономи­ке, основанной на общественной собственности».

Среди нормативных актов, определяющих статус частных хозяйств и предприятий, следует назвать Временное положение о частных пред­приятиях 1988 г.

Временное положение понимает под частными предприятиями из­влекающие прибыль хозяйственные организации, средства которых относятся к частной собственности и численность работающих в кото­рых не менее 8 человек.

Частные предприятия могут заниматься любыми видами деятельно­сти в пределах, установленных законами, положениями и политикой госу­дарства. Им не разрешается заниматься производственно-хозяйственной деятельностью в военной и финансовой областях, производить продук­цию, запрещенную государством.

Временное положение различает три вида частных предприятий: самостоятельные предприятия; артельные предприятия; компании с ограниченной ответственностью.

Под самостоятельным предприятием понимается предприятие, ос­нованное на капиталовложениях одного лица. Лица, вкладывающие капитал в такие предприятия, несут неограниченную ответственность по деловым обязательствам предприятия (ст. 7).

Артельным предприятием является предприятие, созданное двумя и более частными лицами, которые в соответствии с соглашением вкладывают капиталы, вместе хозяйствуют, вместе отвечают за при­были и убытки. Участники артельного предприятия несут неограни­ченную солидарную ответственность по деловым обязательствам предприятия (ст. 8).

Самостоятельное предприятие и артельное предприятие не являют­ся юридическими лицами и представляют собой простейшие формы предпринимательской деятельности граждан.

Под компанией с ограниченной ответственностью понимается предприятие, в котором вкладчики отвечают перед компанией в объе­ме вложенных ими средств, а компания несет ответственность по сво­им деловым обязательствам всеми своими средствами (ст. 9).

Временное положение о частных предприятиях содержало лишь одну статью, касающуюся содержания устава компании с ограничен­ной ответственностью. Другие вопросы: управление компанией, поря­док прекращения и реорганизации компании и пр. — во Временном положении не раскрывались.

Компания с ограниченной ответственностью создается участника­ми в количестве от 2 до 50 на их совместные вклады. Учредительным документом такой компании является устав, содержание которого оп­ределено ст. 22 Закона о компаниях. На уставе компании участники ставят свои подписи, если это граждане, или печати — если участника­ми являются юридические лица.

В уставе компании указывается зарегистрированный капитал, под которым понимается стоимость реально внесенных вкладов всех участников к моменту регистрации компании. Закон определяет мини­мальные размеры зарегистрированного капитала, которые варьируют­ся в зависимости от сферы деятельности компании. Так, для компании, занимающейся производственной деятельностью, зарегистрированный капитал должен быть не менее 500 тысяч юаней, а для компании, заня­той научно-техническими разработками, действующей в сфере услуг, — 100 тысяч юаней.

После проверки того факта, что участники полностью внесли свои вклады, представитель, указанный участниками, либо доверенное лицо, действующее от имени всех участников, обращается в орган, ве­дающий регистрациями компаний, с заявлением о регистрации. При условии соблюдения установлений закона такой орган производит реги­страцию и выдает «Удостоверение о хозяйствовании», дата выдачи ко­торого считается датой образования компании.

Под акционерной компанией с ограниченной ответственностью Закон понимает компанию, капитал которой разделяется на акции с равной стоимостью. Акционеры несут ответственность перед компа­нией в пределах стоимости акций, которыми они владеют, а компания несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуще­ством.

Акционерные компании являются также юридическими лицами и обладают правом собственности на все имущество, образованное из вкладов участников.

Закон о компаниях выделяет две формы создания акционерной ком­пании: инициаторами и путем привлечения средств. В первом случае инициаторы подписываются на все акции, которые должны быть выпу­щены компанией, и создают компанию. Во втором случае инициаторы подписываются только на часть акций, которая составляет не менее чем 35 % всех акций компании, а остальная часть акций распределяется пу­тем открытой подписки.

Акционерная компания образуется не менее чем пятью инициатора­ми, при этом более половины инициаторов должны проживать на тер­ритории Китая. Максимальное число участников для акционерной компании «путем образования инициаторами» не установлено.

Создание акционерной компании проводится с разрешения уполно­моченного Государственным советом ведомства либо народного пра­вительства на уровне провинции.

Учредительным документом акционерной компании является устав, содержание которого определено ст. 79 Закона о компаниях. Мини­мальный размер зарегистрированного капитала, т. е. реально полу­ченной общей стоимости акционерного капитала к моменту регист­рации компании, составляет 10 миллионов юаней.

Регистрация предприятий как юридических лиц . Регистрация осуществляется в специальных органах по регистра­ции — Государственном управлении торгово-промышленной админи­страции и местных органах торгово-промышленной администрации всех уровней.

Регистрации подлежат следующие основные данные: наименование предприятия как юридического лица, его место нахождения, место хозяйствования, законный представитель, сектор экономики, сфера хозяйствования, способ хозяйствования, зарегистрированный капи­тал, количество персонала, пределы хозяйствования, филиалы и от­деления.

По законодательству КНР, предприятие как юридическое лицо мо­жет использовать только одно наименование, которое утверждается органом по регистрации. После проверки и регистрации предприятие приобретает исключительное право на наименование.

Орган по регистрации осуществляет проверку представленных до­кументов, перечень которых определен Положением о порядке регистрации предприятий. После проверки регистрирующим органом пред­ставленных документов организации выдается «Удостоверение о хозяйствовании предприятия как юридического лица». С этого момен­та предприятие считается созданным как юридическое лицо и может иметь свою печать, открывать счета в банках, заключать договоры, ве­сти хозяйственную деятельность. О создании предприятия, изменении его наименования, прекращении предприятия органом по регистрации делается публичное объявление.

Если после получения «Удостоверения о хозяйствовании предпри­ятия как юридического лица» предприятие в течение шести месяцев не развернет хозяйственную деятельность или прекратит ее на целый год, считается, что предприятие прекратилось. Орган по регистрации изымает «Удостоверение...», печать предприятия, а также уведомляет о прекращении предприятия банк.

4. Банкротство предприятий. Банкротство предприятий определе­но Законом о банкротстве предприятий 1986 г. и Законом о компа­ниях 1993 г. Закон о банкротстве предприятий применяется в «опытном порядке» и только к предприятиям общенародной соб­ственности. В Законе о компаниях банкротству компаний посвяще­ны всего несколько статей раздела 8, содержащих общие положения о банкротстве и о ликвидационной группе.

По Закону о банкротстве банкротом объявляется предприятие, ко­торое вследствие неудовлетворительного хозяйствования и управле­ния терпит серьезные убытки и не в состоянии исполнить долговые обязательства, сроки которых истекли.

Дело о банкротстве рассматривается народным судом по месту на­хождения должника. С ходатайством об объявлении должника банк­ротом могут обратиться и кредиторы, и должник.

После принятия к рассмотрению дела народный суд уведомляет об этом должника, делает публичное объявление и созывает первое со­брание кредиторов.

Вышестоящий орган предприятия, в отношении которого подано ходатайство об объявлении банкротом, может ходатайствовать об упо­рядочении деятельности должника. Срок упорядочения не должен превышать двух лет.

При подаче ходатайства об упорядочении дел должник представля­ет собранию кредиторов проект мирового соглашения. При одобрении мирового соглашения судом процедуры, связанные с банкротством, приостанавливаются.

О порядке упорядочения деятельности предприятия регулярно со­общается собранию кредиторов. При невыполнении мирового согла­шения, при продолжающемся ухудшении финансового состояния дол­жника, при истечении срока упорядочения народный суд может принять решение о прекращении процесса упорядочения и объявить предприятие банкротом.

При объявлении должника банкротом народный суд назначает ликвидационную группу, в состав которой входят представители вышестоящего органа, финансовых органов, а также другие специа­листы.

Ликвидационная группа выявляет имущество должника, решает вопросы о расторжении или исполнении договоров должника.

Из имущества должника покрываются расходы, связанные с управ­лением имуществом, а также иные процессуальные расходы по делу о банкротстве.

После первоочередного покрытия расходов за счет имущества долж­ника производятся расчеты в следующем порядке:

♦ задолженность по выплате заработной платы;

♦ по уплате налогов;

♦ по обязательствам в связи с делом о банкротстве.

После окончания процедуры, связанной с банкротством, ликвида­ционная группа обращается в ведомство, где было зарегистрировано предприятие, для регистрации его ликвидации.

Закон о банкротстве предусматривает административную и уголов­ную ответственность законного представителя предприятия-должни­ка, а также вышестоящего органа за банкротство предприятия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Джерела комерційного права Китаю.

2. Правовой статус индивидуальных предпринимателей.

3. Дайте определение понятия «артель».

4. Правовой статус государственных промышленных предприятий.

5. Правовой статус коллективных предприятий.

6. Правовой статус крестьянских паевых кооперативных предприятий.

7. Правовой статус частных предприятий.

8. Правовой статус компаний с ограниченной ответственностью.

9. Правовой статус акционерных компаний с ограниченной ответственностью.

10. Порядок регистрации предприятий как юридических. лиц.

11. Правовое регулирование банкротства предприятий.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 235.