Тема 5. Основые институты хозяйственного права США
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Источники хозяйственного (коммерческого) права США.

2. Субъекты хозяйствования.

3. Несостоятельность (банкротство).

 

1. Источники хозяйственного (коммерческого) права США. Право США, так же как и англосаксонское право, в качестве основ­ных источников включает: обычаи и традиции; законодательство, ко­торое в широком смысле называется статутным правом, и прецедент­ное право.

Однако было бы заблуждением считать, что рецепция общего и ста­тутного права Англии происходила в «чистом виде», без каких-либо творческих усилий со стороны самих колонистов. И хотя американ­ское право, безусловно, покоится на памятниках общего права Англии, на его принципах, они подверглись существенной эволюции, которая в определенной степени затронула сначала общее право и право спра­ведливости, а затем в большей степени коснулась статутного права и прецедентного права. В результате такой эволюции право США при­обрело столь много своеобразия, что стало значительно отличаться от английского образца.

Важнейшее отличие американской правовой системы от английской заключается, во-первых, в предопределяющем значении Конституции США 1787 г. в качестве основного источника права. Во-вторых, специ­фика американского права заключается в его федерализме. По суще­ству, американское право состоит из права федерации и прав пятиде­сяти отдельных штатов.

Принятие федеральной писаной Конституции и конституций шта­тов, вошедших в состав США, было первым шагом на пути становле­ния американского права в качестве самостоятельного национального права, порывающего со своим «английским прошлым». В ряде штатов были приняты уголовные, уголовно-процессуальные, гражданские и гражданско-процессуальные кодексы, что означало полный отказ от принципа прецедента и других характерных черт общего права.

Однако полного разрыва с английским правом и перехода амери­канского права в романо-германскую семью не произошло. Лишь один штат Луизиана, в котором прочно укоренились французские и испанские традиции, не является штатом общего права. В штате дей­ствует Гражданский кодекс, в основе которого лежит знаменитый кодекс Наполеона. При этом Луизиана страдает от той же системы федеральных налогов, что и остальные штаты, применяя те же феде­ральные нормы.1

Таким образом, в США прослеживается, с одной стороны, тенден­ция дальнейшего развития английских традиций, а с другой стороны, отклонение от них.

Обычное право в социально-экономических условиях США стало восприимчивее к обновлению: оно наполнялось практикой и обычая­ми переселенцев, которые происходили не только из Англии, но и из других европейских стран. Безусловно, переселенцы не могли не при­внести в американское право элементы своей культуры, взгляды, обы­чаи, вытесняя порой рутинные и устаревшие английские обычаи.

Благодаря активной и плодотворной деятельности американских судов, прецедентное право США все более отличается от английского прецедентного права.

По соображениям сохранения правовой стабильности и гарантий от принятия случайных судебных решений в системе прецедентного права важнейшим принципом является связанность прецедентом. Принцип «прецедента» — тот максимум, чем ограничен судья, т. е. тем, что когда-то было решено в подобном рас­сматриваемом случае, что составляет и поныне суть доктрины общего права.

Федерализм обусловливает существование в США двух раздельных самостоятельных юрисдикции, каждая из которых включает по не­скольку судебных инстанций: федеральные суды и суды штатов. Сле­довательно, доктрина связанности прецедентом действует на двух уровнях: федеральные суды связаны только решениями федеральных судов, а суды штатов — решениями судов своего штата.

Важным источником американского права является статутное пра­во. При этом законодательство в правовой системе США имеет боль­шой удельный вес и более значимо, чем статутное право в Англии.

Конституция США наделяет федеральные власти законотворче­ской компетенцией лишь в строго определенных областях. Помимо валютно-финансовой сферы, права взимать налоги и пошлины, внешнеполитической сферы и обороны, это прежде всего граждан­ство, правовая защита экономики и авторских прав, банкротства, морское право и регулирование внешней торговли и торговли меж­ду штатами.

Одновременно с развитием законодательства штатов идет встреч­ный процесс его унификации. С целью упорядочения и систематиза­ции прецедентов, сформулированных в форме законов, в 1933 г. был создан Институт американского права, который издает комментиро­ванный Свод права. Свод права не является ис­точником права в точном смысле этого слова. Однако суды в спорных ситуациях обращаются к нему за доказательственной базой для своей аргументации.

В 1892 г. по инициативе Ассоциации американских юристов был создан нацио­нальный комитет под названием «Национальная конференция упол­номоченных по унификации законов штатов», в задачу которого вхо­дила разработка единообразных законов по тем вопросам, которые нуждались в одинаковом регулировании и представлении их на утвер­ждение законодательным органам штатов.

Многие проекты унифицированных законов были приняты всеми штатами, например законы о векселях и чеках, ряд законов имел успех лишь в некоторых штатах.

Наиболее важным и успешным делом конференции была разработ­ка совместно с Институтом американского права Единообразного тор­гового кодекса, официально одобренного в 1962 г. Он был принят с небольшими поправками всеми американ­скими штатами, кроме Луизианы, где, однако, с 1974 г. также действу­ют многие его разделы.

ЕТК США регулирует весьма широкий круг отношений, связанных с внутренней и внешней торговлей. Его целями и задачами являются: упрощение, уточнение и модернизация права, регулирующего торго­вые сделки; обеспечение постоянного развития торговой практики на основе обычаев, обыкновений и соглашений сторон; унификация тор­гового права всех штатов.

ЕТК состоит из десяти разделов:

1) общие положения;

2) продажа;

3) торговые бумаги;

4) банковские депозиты и инкассовые операции;

5) аккредитивы;

6) комплексное отчуждение;

7) складские свидетельства, коносаменты и другие товарораспоря­дительные документы;

8) ценные бумаги;

9) обеспечение сделок (продажа причитающихся платежей, дого­ворных прав и бумаг на движимость);

10) вступление в силу и отмена других законов.

Кодекс не охватывает всех институтов торгового права. Но в преде­лах унифицированных норм, единообразно регулирующих куплю-продажу, оборот векселей и чеков, складскую документацию, коноса­менты, аккредитивы, долговые обязательства, а также инкассовые документы и область страхования кредитов, ЕТК отличается чрезвы­чайно подробной регламентацией регулируемых отношений.

Среди других источников торгового права определенное место за­нимают нормативные правовые акты органов исполнительной вла­сти — акты делегированного законодательства. Такие акты (прика­зы, правила, директивы, инструкции) принимаются органами исполнительной власти с целью конкретизации или детализации законов либо когда сам закон допускает принятие такого акта. Кон­троль делегированного законодательства осуществляется прежде всего в судебной форме. В том случае, когда исполнительный орган своим решением или принятым нормативным актом превышает принадлежащие ему делегированные полномочия, суд вправе при­знать этот акт или решение превышающими его полномочия и не имеющими юридической силы.

Обычай как источник американского права имеет второстепенное значение, хотя в становлении и развитии правовой системы США он сыграл большую роль. Его значение остается существенным в области функционирования институтов государственной власти.

Определенное место среди источников американского права зани­мает ряд институтов права справедливости.

Субъекты хозяйствования.

Индивидуальный предприниматель «Коммер­сант — это тот, кто совершает операции с товарами определенного рода или каким-либо другим образом по роду своих занятий ведет себя так, как будто он обладает особыми знаниями или опытом в отношении операций или товаров, являющихся предметом сделки, а также тот, кто может рассматриваться как обладающий такими знаниями или опы­том вследствие того, что он использует услуги агента, брокера или лич­ного посредника, который ведет себя так, как будто он обладает таки­ми знаниями и опытом». Каких-либо иных формальных требований законодательство США не устанавливает.

Коммерческие организации по праву США. Партнерства.

По законодательству США, товарищества (партнерства) не являют­ся юридическими лицами. Учредительным документом в партнерстве является только так называемый товарищеский договор.

ООО. В некоторых штатах США существуют законы о компаниях с ограниченной ответственностью, которые по характеру создания и де­ятельности схожи с ООО в европейском (континентальном) праве.

Например, в штате Колорадо был принят Закон о компаниях с ограни­ченной ответственностью, в соответствии с которым ответственность участников установлена только в пределах долей. Количество участ­ников — один или более и, как правило, двухуровневая структура уп­равления — общее собрание и менеджер-управляющий.

Особым видом юридического лица, сочетающего корпорацию и партнерство, являются профессиональные корпорации («партнер­ство, включая профессиональную корпорацию»). Они создаются по профессиональному принципу и объединяют юристов, аудиторов, вра­чей, финансистов. Партнеры в такой корпорации несут неограничен­ную ответственность, а так называемые паедержатели (акционеры) — ответственность только в пределах стоимости акций либо паев.

Корпорации. В соответствии с ней корпорация рассматривается как формируемая на добровольной основе система связей между уча­стниками корпоративных отношений.

Законодательство США выделяет публичные и частные корпорации. Публичные корпорации создаются главным образом для использования в сфере управления. К таким корпора­циям относятся государственные и муниципальные органы (города, округа).

Могут быть так называемые полупубличные корпорации, т. е. те, которые создаются для удовлетворения каких-либо общих нужд насе­ления, например корпорации в сфере снабжения населения газом, электричеством, водой и т. д. Выделяются корпорации непредпринимательские, не преследующие цели осуществления коммерческой дея­тельности. Их правовое положение регулируется специальным зако­нодательством.

Особое место в экономической жизни США принадлежит предпри­нимательским корпорациям, относящимся к категории частных корпораций. По своему характеру предпринима­тельская корпорация схожа с акционерным обществом, известным ев­ропейскому праву.

Американская доктрина выделяет следующие признаки предприни­мательской корпорации.

Во-первых, участники корпорации несут ограниченную ответствен­ность по долгам корпорации.

Во-вторых, акции свободно отчуждаются участниками корпорации. Исключениями являются закрытые корпорации, для которых установ­лены ограничения на передачу акций.

В-третьих, признаком корпорации является централизованное уп­равление, когда управленческие функции выполняют обособленные от участников корпорации органы (Совет директоров).

Наконец, в-четвертых, корпорация характеризуется признаком «вечного существования», что означает ее независимость от состава участников корпорации. Выход кого-либо из участников не влияет на существование корпорации.

В системе предпринимательских корпораций особое место занима­ет закрытая корпорация. Это корпорация, все акции которой или толь­ко голосующие акции находятся во владении одного акционера или группы тесно связанных между собой акционеров. В регламенте такой корпорации должно содержаться прямое указание на ее статус как за­крытой корпорации.

Законодательство о корпорациях. В области регулирования право­вого положения предпринимательских корпораций большое значение отводится Примерному (Модельному) закону о предпринимательских корпорациях 1969 г., разработанно­му Американской ассоциацией адвокатов. Новая редакция Примерно­го закона была одобрена Американской ассоциацией юристов в 1984 г.

Примерный закон непосредственно на территории ни одного штата не действует. На его основании штаты (а регулирование предприни­мательских корпораций — это вопрос штатного законодательства) мо­гут разрабатывать и принимать свои законы в зависимости от того, ка­кие цели они ставят: либо создать наиболее благоприятный режим в деятельности корпорации, либо, наоборот, установить более жесткие требования.

Практически во всех штатах были приняты законы о корпорациях.

Среди законов штатов, определяющих статус предпринимательских корпораций, следует назвать законы штатов Делавэр, Калифорния и Нью-Йорк. Это — Общий закон о корпорациях штата Делавэр, Кодекс о корпорациях штата Ка­лифорния и закон о предприниматель­ской корпорации штата Нью-Йорк.

Создание корпорации. Корпорацию может учредить любое юриди­ческое и физическое лицо, организация, партнерство, как отечествен­ное, так и иностранное. В качестве учредителя корпорации вправе вы­ступить и одно лицо. Законы некоторых штатов предусматривают, что учредителем может быть только физическое лицо.

Учредители корпорации должны представить документ, соответ­ствующий определенной форме. Устав корпорации регистрируется государственным секре­тарем штата, в котором предполагается деятельность корпорации. Секретарь штата выдает свидетельство об инкорпорации. Все последующие изменения статуса корпорации оформляются со­ответствующими сертификатами.

Учредительные документы. Устав: помимо общих требований, указания наименования, видов деятельности, местонахождения и т.д., в уставе корпорации определяется размер уставного капитала. Однако он является лишь максимально возможным, в рам­ках которого будет варьироваться уставный капитал.

Устав подписывается учредителями или, если в уставе уже по­именованы директора, директорами корпорации. По закону штата Нью-Йорк устав подписывается учредителями или их доверенными лицами.

С момента регистрации устава корпорация считается состоявшейся и может начинать деятельность. Однако после этого необходимо со­звать учредительное собрание учредителей корпорации, которое ут­верждает состав совета директоров или выбирает состав совета дирек­торов, если директора ранее не были назначены учредителями, одобряет представленный регламент, принимает на корпорации дого­воры, заключенные учредителями до создания корпорации, утвержда­ет печать корпорации.

Регламент является вторым документом корпорации. Он не подле­жит регистрации, но законодательство устанавливает ряд положений, которые должны содержаться в регламенте, если их нет в уставе кор­порации: количество директоров в совете директоров корпорации; положения об ответственности директоров за свои действия; порядок проведения и созыва собраний акционеров, проведения заседаний совета директоров, порядок оповещения о собраниях и заседаниях; установление обязанностей директоров, их вознаграждения.

Регламент содержит и множество других норм, регулирующих внутренние отношения корпорации. Его положения не должны проти­воречить законодательству и уставу корпорации.

Управление корпорацией. С точки зрения структуры управления, США относится к тем странам, законодательство которых предусмат­ривает двухуровневую структуру управления: общее собрание и совет директоров (управляющие, директора). Иногда в американской систе­ме управления корпорациями выделяется третье звено управления — исполнительный орган (президент корпорации).

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 211.