По невропатологии и психопатологии детского возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы к экзамену

По невропатологии и психопатологии детского возраста

Часть 1. Невропатология

1.Предмет, задачи и история развития невропатологии.

Невропатология - это область клинической медицины, изучающая нервные болезни.

Предметом невропатологии являются закономерности функционирования и клинических проявлений заболеваний НС.

Невропатология занимается изучением закономерностей функционирования клинических проявлений заболеваний НС с разработкой методов профилактики, лечения, реабилитации и коррекции.

Задачи невропатологии:

1.Изучение этиологии заболеваний НС;

2.Изучение патогенеза заболевания;

3.Изучение клинических проявлений поражений ЦНС и ПНС;

4.Изучение эпидемиологии заболевания;

5.Разработка методов диагностики, лечения, профилактики, а также принципов организации специальной медпомощи при неврологической патологии.

История развития:

 В 19 в. интенсивно разрабатывались методы изучения структуры и функций нервной системы, методы химического исследования мозга. Были систематизированы патологоанатомические исследования. (Развитие этого направления связано с именами И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского.)

И. М. Сеченов, И. П. Павлов разработали основы теории нервизма, благодаря чему значительно расширилось представление о механизмах функционирования мозга человека.

1862г-возникновение невропатологии как самостоятельной клинической экспедиции.

1869г- в России было открыто первое неврологическое отделение.

с 1884г- в учебный план медицинских факультетов включены нервные болезни.

с 1890г-была открыта первая в России клиника.

в 1901г- А.Я. Кожевников стал создателем журнала психиатрии и невропатологии.

 

Этиология и патогенез нервных болезней. Формы нервных болезней

Этиология – причина возникновения болезни.

Причина болезни – это тот фактор, который вызывает болезнь(Пример: причина гриппа – заражение вирусом)

Различают внешние и внутренние причины болезней.

К внешним причинам относятся: физические(являются охлаждение, перегревание организма в целом или его отдельных частей, радиация, рентгеновские лучи), механические, химические(относятся различные яды и отравляющие вещества), биологические(являются болезнетворные возбудители; кровососущие насекомые, переносящие инфекцию от больных к здоровым людям; паразиты – глисты и грибы, поражающие кожу), психологические (относятся вредное воздействие на ЦНС человека, его психику. Постоянные волнения, тяжёлые переживания, психические травмы могут вызвать различные заболевания сердца, желудка, кишечника) и социальные факторы.

К внутренним причинам заболевания относится: Наследственность, конституция, возраст и пол, т.е. причины как унаследованные от родителей, так и возникшие в организме в течении жизни.

В отличие от причинного фактора условия не являются обязательными для развития заболевания. Тем не менее, в большинстве случаев определённые условия могут влиять на развитие болезни.

Патогенез – механизм развития болезней.

К внутренним условиям, способствующим развитию болезни, относят наследственное предрасположение к заболеванию, патологическую конституцию.

К внешним условиям, способствующим развитию болезней, относят переутомление, невротические состояния, ранее перенесённые болезни и плохой уход за больными.

Формы нервных болезней:

1.Сосудистые заболевания нервной системы. Гипоксические и ишемические повреждения вещества мозга.

1. 2.Отек мозга, изменения внутричерепного давления, дислокационные синдромы.

2. 3.Коматозные состояния.

3. 4.Эпилепсия и другие пароксизмальные расстройства.

4. 5.Заболевания периферической нервной системы, вертеброневрология.

5. 6.Перинатальные поражения нервной системы.

6. 7.Инфекционные заболевания нервной системы.

7. 8.Демиелинизирующие заболевания нервной системы.

8. 9.Хронические прогрессирующие болезни.

9. 10.Наследственные заболевания нервной системы.

10. 11.Черепно-мозговая и спинномозговая травма.

11. 12.Опухоли нервной системы.

12. 13.Соматоневрология, нейротоксикозы и экологические аспекты неврологии.

13. 14.Нейрореабилитация, восстановление и компенсация нарушенных функций при поражении нервной системы.

Изучение анамнеза болезни

При составлении анамнеза болезни выясняют жалобы пациента, анализируют временную последовательность формирования, возникновения, развития патологии и взаимосвязь отдельных симптомов и клинических признаков заболевания, динамику болезни в целом. Выявляют причинные факторы и те, что вызывают развитие заболевания. Узнают о ранее поставленном диагнозе и проведенном курсе лечение. Изучение динамики болезни представляет собой сбор сведений о работоспособности и состоянии здоровья пациента, наличие различных заболеваний, о продолжительности болезни и характеристик начального периода, о последовательности возникновения различных клинических проявлений болезни. Выясняют, были ли периоды ухудшения или улучшения общего состояния, чем они интерпретировались, наличие ремиссий и рецидивов, как менялась работоспособность

Диагностика

Диагностика пирамидальной недостаточности основана на консультации невропатолога. В детском возрасте врач выявляет отставании в развитии от своих сверстников, нарушение координации и ориентации в пространстве, повышенный тонус мышц голени, появление патологических рефлексов и др. Для подтверждения диагноза могут провести спинномозговую пункцию. У взрослых диагностика таких состояний заключается в исследовании всех рефлексов (поверхностных и глубоких), измерении динамометром мышечной силы, измерении биопотенциалов и электропроводимости в мышцах. К инструментальным методам исследования относят компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию, ультразвуковое исследование сосудов головного мозга. С их помощью можно точно определить уровень локализации патологического очага для подтверждения диагноза. После этого пациентам будет оказан должный уровень медикаментозной и/или хирургической терапии.

 

.

Расстройства памяти

В памяти различают такие основные процессы, как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Различают память произвольную и непроизвольную. Произвольная память может быть механической и осмысленной. Непроизвольная память, как правило, механическая. Наибольшее практическое значение имеет произвольная память, главным образом осмысленная, поскольку на нее ложится основная нагрузка в процecce обучения. В структурно-функциональной организации памяти следует выделить несколько моментов, которые являются опорными пунктами при исследовании. Во-первых, существует специфическая и неспецифическая память. К специфическим относятся блоки памяти, расположенные в пределах каждого анализатора — зрительного, слухового, двигательного и т.д. Соответственно имеется слухо-речевая, зрительно-речевая память. Вкусовая и обонятельная память приобретает значение при обучении слепоглухонемых. В зависимости от поражения корковых зон того или иного анализатора могут избирательно страдать определенные формы специфической памяти. Неспецифическая память включает в себя общие характеристики запоминания и припоминания: скорость, объем, стойкость оставленных следов (прочность фиксации материала). Скорость усвоения, необходимое количество повторений, объем усвоенного в значительной степени зависят от деятельности глубинных отделов мозга, в частности структур, находящихся в поясной извилине. Снижение памяти (гипомнезия) может наблюдаться как при нарушении запоминания, так и вспоминания. Полная потеря памяти называется амнезией. Различают амнезию фиксации — резкое нарушение способности запоминания, антероградную амнезию — утрату воспоминаний о событиях, имевших место у больного после потери сознания или черепно-мозговой травмы; ретроградную амнезию — выпадение воспоминаний о событиях и переживаниях, имевших место до травмы или заболевания; амнестическую афазию — выпадение из памяти названий предметов при сохранности представлений об их назначении. Гипермнезия — необычайно высокий уровень развития памяти — встречается реже амнезий. Обладающие такой памятью лица воспроизводят во всех деталях воспринятые ими прежде события и предметы. Так, человек с эйдетической памятью запоминает и воспроизводит во всех деталях однажды прочитанный текст. Эйдетическая память характеризуется фотографичностью, нередко наблюдается у художников. Такая память — своеобразная особенность здорового человека.

Используют 2 типа вакцины:

1) Инактивированная(Применяется через инъекции. назначают трижды с интервалом в 1 месяц)

2) Живая ослабленная вакцина(Применяется внутрь,пипеткой в рот)

27.Инфекционные заболевания центральной нервной системы у детей (на примере одного заболевания).

Классификация интоксикации:

1. Острая и хроническая интоксикация: первая имеет место при попытках суицида

2. Алкогольная интоксикация

3. Фатальная модная тенденция среди молодежи: «пьянство как протеста/употребление большого количества алкоголя во время вечеринок/повальное пьянство.

4. Наркотическая интоксикация.

5. Лекарственная/психофармакологическая интоксикация.

Признаки интоксикации.

Для первой и второй (легкой и средней) стадии алкогольной интоксикации будут характерными следующие признаки:

1. Головокружение. Оно появляется по причине активного, но негативного, воздействия алкоголя на центр координации в головном мозгу.

2. Головная боль. Алкоголь расширяет сосуды, что приводит к поступлению этанола в головной мозг в огромных количествах. Данный симптом при алкогольной интоксикации всегда имеет высокую интенсивность.

3. Тошнота и рвота. Это является естественной реакцией организма на поступление в него отравляющих веществ.

4. Жажда. Как правило, этот симптом появляется на утро после употребления алкогольных напитков. Они понижают синтез антидиуретического гормона, что приводит к усилению мочевыделения и потере организмом большого количества жидкости.

Вышеперечисленные симптомы соответствуют первой и второй стадии алкогольной интоксикации, вред организму будет оказан, но все еще поправимо. Вторая стадия рассматриваемого состояния может завершиться алкогольным наркозом или перейти в третью (тяжелую) стадию, которая обладает некоторыми характерными чертами.

Для третьей стадии алкогольной интоксикации характерными станут:

1. полная потеря контроля над своим телом – и ходить, и просто сидеть довольно сложно;

2. холодные и липкие кожные покровы;

3. отсутствие внятной речи.

Наступление третьей стадии алкогольной интоксикации чревато серьезными последствиями, в том числе алкогольной комой и смертью человека. Первые две стадии рассматриваемого явления вполне можно компенсировать в домашних условиях, но если у человека появились симптомы тяжелой интоксикации, то нужно вызвать скорую помощь.

 

Прогноз.

Прогноз в большинстве случаев благоприятный. При легком и среднем опьянении остаточные явления исчезают в течение суток, при тяжелом возможна слабость в течение нескольких дней. Прогноз ухудшается при развитии неотложных состояний, острых и хронических заболеваний, вызванных приемом алкоголя. Особенно часто осложнения возникают при алкогольной коме, возможен миоренальный синдром, токсический гепатит, острая сердечно-сосудистая, дыхательная и печеночная недостаточность.

Классификация:

По степени тяжести

1. Легкой тяжести

2. Средней тяжести

3. Тяжелой тяжести

По мех.возникновения

1. Первичная

2. Вторичная

По времени возникновения

1. Первичная

2. Повторная

По виду повреждения

1. Очаговая

2. Диффузная

3. Сочетанная

Клинические формы ЧМТ

1. Сотрясение г\м

2. Ушиб г\м

3. Сдавливание г\м

Раздел 2. Психопатология

АНАМНЕСТИЧЕСКИЙ МЕТОД

1. Объективный анамнез.

2. Субъективный анамнез (со слов больного).

Классификация:

1) по органам чувств (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные)

2) По механизму возникновения

· А) физические и-зии. Обусловлены особенностями среды, в которой находится воспринимаемый объект.

· Б)Физиологические. Обусловлены особенностями функционирования органов у человека.

· В) Психические иллюзии.

Возникают в связи с определённым эмоциональным состоянием. (Страх, тревога и тд)

16. Галлюцинации. Клинические проявления.

Классификация галлюцинаций:

1) По анализатору (зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный(

2) По механизму образования:

· ложные

· истинные

При ложных г-ях, галлюциногенный образ находится внутри тела.

При истинных - вне тела.

 

Классификация г-ций по вовлечённости анализатора в формирование галлюцинаторного образа:

1) Простая (задействован 1 анализатор)

2) Сложная (задействовано несколько анализаторов)

По содежанию:

1) Г-ции с незавершённой предметностью

2) с завершённой предметностью

Лечение

· Коррекция нарушений памяти у ребенка должна включать комплекс мер:

· Педагогическая работа.

· Назначение витаминов, улучшение питания

· Медикаментозное лечение

Сверхценные идеи, механизмы их формирования. Содержание сверхценных идей, диагностическое значение.

Сверхценные идеи – идеи, имеющие для человека огромное значение. Всегда возникают на основе реальных событий, которые для человека имеют большое значение. У такого человека сверхценные идеи занимают неоправданно большое место, вытесняя др.представления.

По содержанию могут быть:

· СИ ревности

· СИ реформаторства          

· СИ изобретательства

· СИ личного превосходства

 

Бредовые идеи делят

· 1идеи преследования

1. бред отношений – патологическое убеждение человека, что все имеет к нему отношение (окружающие смеются над ним);

2. сенситивный (чувствительный) – бред отношений у застенчивых, впечатлительных, мнительных личностей;.

3. бред отравления – болезненное убеждение человека, что его хотят отравить, отказывается от еды, принятие лекарств;

4. бред преследования – что его везде подстерегают, чувствуют за собой слежку;

5. бред материального ущерба – окружающие постоянно обворовывающего.(типичен для старческого возраста).      

· 2.идеи величия

1. изобретательства – убежден что он сделал выдающиеся открытие (изобрел вечный двигатель и т.д)

2. высокого происхождения – убежден что он сын великого известного писателя и т.д.

3. бред богатства – «владелец несмысленных сокровищ»        

· 3.идеи самоунижения

1. бред самоуничажения, самообвинения, виновности, греховности – патологические идеи о мнимых ошибках, несуществующих грехах, несовершенных преступлениях (характерин для прессинильных психозах).

2. ипохондрический бред – ошибочное умозаключение по поводу состояния собственного здоровья, убежденности наличия заболевания( рак, СПИД и др.)

3. бред отрицания – больные убеждают, что у них уже не существует желудка и т.д.

Отличаются от сверхценных идей тем, что:

· Ложное содержание идеи

· Болезненное возникновение (у здоровых людей не бывает)

· Полная убежденность в их правильности

· Недоступность критики и коррекции

Физиологический аффект

· Продолжительность до 10-15 минут

· Адекватность раздражителя

· Сознание не помрачено

· Действия носят целенаправленный характер

· Может быть частичная амнезия

· После наступает эмоц. облегчение

· Не освобождает от уголовной ответственности

Патологический аффект

· Несколько часов

· Неадекватность

· Сумеречное помрачение сознания

· В действиях отражаются психотические переживания

· Частичная или полная амнезия

· После наступает терминальный сон

· Освобождает от уголовной ответственности

 

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Клиническая картина расстройств настроения включают депрессивный и маниакальный синдромы.

Депрессивные синдромы

В зависимости от количества и тяжести симптомов депрессивные синдромы классифицируют как лёгкие, умеренно выраженные и тяжёлые.

Сниженное настроение с чувством тоски, замедление темпа мышления и двигательная заторможённость — главные признаки депрессивного синдрома .Характерен внешний вид больных: печальное выражение лица, страдальческая вертикальная складка между бровями, сгорбленная осанка, голова опущена, взгляд устремлён вниз. Двигательная заторможённость — частый симптом депрессии (хотя и не исключено возбуждение, описанное ниже при ажитированной депрессии). Движения пациентов замедленные, совершаются только при крайней необходимости.

Маниакальный синдром

Маниакальный синдром — сочетание повышенного настроения, ускорения темпа мышления и усиления двигательной активности.

1. Внешний вид пациентов часто отражает повышенное настроение. Больные, особенно женщины, склонны одеваться ярко и вызывающе, неумеренно пользуются косметикой. Глаза блестят, лицо гиперемировано, при разговоре изо рта часто вылетают брызги слюны. Мимика отличается живостью, движения быстры и порывисты, жесты и позы подчёркнуто выразительны.

2. Повышенное настроение сочетается с непоколебимым оптимизмом.

3. Повышенная двигательная активность

ПАТОЛОГИЧЕСКИ ПОНИЖЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ:

1. Гипотемия- болезненно пониженное настроение, переживается как грусть ,печаль, уныние сопровождается суицидными мыслями и поступками;

2. Дисфория- болезненно пониженное настроение , сопровождается раздражительностью , тоскливо- злобным чувством. Больные склонны к агрессивным действиям.

3. Тревога- гипотемия в сочетании с ожиданием несчастья и чувством внутреннего напряжения.

4. Страх- переживание сиюминутной опасности с ощущением угрозы жизни

Вопросы к экзамену

по невропатологии и психопатологии детского возраста

Часть 1. Невропатология

1.Предмет, задачи и история развития невропатологии.

Невропатология - это область клинической медицины, изучающая нервные болезни.

Предметом невропатологии являются закономерности функционирования и клинических проявлений заболеваний НС.

Невропатология занимается изучением закономерностей функционирования клинических проявлений заболеваний НС с разработкой методов профилактики, лечения, реабилитации и коррекции.

Задачи невропатологии:

1.Изучение этиологии заболеваний НС;

2.Изучение патогенеза заболевания;

3.Изучение клинических проявлений поражений ЦНС и ПНС;

4.Изучение эпидемиологии заболевания;

5.Разработка методов диагностики, лечения, профилактики, а также принципов организации специальной медпомощи при неврологической патологии.

История развития:

 В 19 в. интенсивно разрабатывались методы изучения структуры и функций нервной системы, методы химического исследования мозга. Были систематизированы патологоанатомические исследования. (Развитие этого направления связано с именами И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского.)

И. М. Сеченов, И. П. Павлов разработали основы теории нервизма, благодаря чему значительно расширилось представление о механизмах функционирования мозга человека.

1862г-возникновение невропатологии как самостоятельной клинической экспедиции.

1869г- в России было открыто первое неврологическое отделение.

с 1884г- в учебный план медицинских факультетов включены нервные болезни.

с 1890г-была открыта первая в России клиника.

в 1901г- А.Я. Кожевников стал создателем журнала психиатрии и невропатологии.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 436.