1. Информационно-образовательный проект «Философия: студенту, аспиранту, философу» // Режим доступа: http://philosoff.ru
2. Библиотека Гумер – Философия // Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php
3. Научная электронная библиотека // Режим доступа: http://elibrary.ru
4. Ильин, В.В. Природа науки [Текст] / В.В. Ильин, А.Т. Калинкин. – М.: Высш. Школа, 1985. – 230 с.
5. Ильин, В.В. Критерии научности знания [Текст] / В. В. Ильин. – М.: Высш. Шк., 1989. – 128 с.
6. Лось, В.А. Глобальный интегрализм как современная форма взаимодействия наук [Текст] / В.А. Лось // Актуальные проблемы философии науки / Отв. ред. Гирусов Э.В. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 207-219.
7. Мирская, Е.З. Научные школы как формы организации науки. Социологический анализ проблемы / Е.З. Мирская. // Науковедение. - 2002. - №3. - С.8-24.
8. Моисеев, В.И. Философия и методология науки [Монография] / В.И. Моисеев. - Воронеж: Изд-во ВГМА, 2003. – 239 с.
9. Нидем, Д. Общество и наука на востоке и западе [Текст] / Д. Нидем // Наука о науке: Сб. науч. статей / Отв. ред. В. С. Швырев. – М.: Наука, 1966. – С. 149-177.
10. Никитин, Е. П. Открытие и обоснование [Текст] / Е. П. Никитин. – М.: Мысль, 1988. – 222 с.
11. Огурцов, А. П. Дисциплинарная структура науки [Текст] / А. П. Огурцов. – М.: Наука, 1988. - 245 с.
12. Огурцов, А. П. Куда идет философия науки? [Текст] / А. П. Огурцов // Актуальные проблемы философии науки / Отв. ред. Гирусов Э.В. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 76-104.
13. Сокулер, З. А. Знание и власть: наука в обществе модерна[Текст] / З. А. Сокулер. — СПб. РХГИ, 2001. - 240 с.
14. Социальная динамика современной науки: Сб. науч. статей / Отв. ред. Е. А. Мамчур. – М.: Наука, 1995. – 276 с.
15. Устюжанина, Е.В. Научная школа как структурная единица научной деятельности [Текст] / Е.В. Устюжанина, С.Г. Евсюков, А.Г. Петров, Р.В. Казанкин, М.Б. Дмитриева. – М.: ЦЭМИ РАН, 2011. – 73 с.
16. Фролов, И. Т. Этика науки [Текст] / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. – М.: Политиздат, 1986. – 398 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наука на рубеже второго и третьего тысячелетия предстает как сложнейший и многомерный феномен, природа и смысл которого по-прежнему нуждаются в философском осмыслении. Особая роль философской рефлексии прослеживается в проблеме поиска новых аксиологических оснований науки, ее экологизацией и гуманитаризацией. Развитие науки показывает, что в мире стохастических процессов нет гарантированных траекторий развития и жестких закономерностей, что требует и серьезной перестройки сознания как научного сообщества, так и человечества в целом.
Наука и конструируемая ею техническая реальность в современном мире приобретают новый статус, они становятся соучастниками эволюции природы. Поэтому судьбы развития цивилизации и в целом человеческой культуры определяются сегодня не только внутренними процессами развития, но и необходимостью сохранения жизни на земле.
Эволюция науки – это процесс становления и корректировки различных научных картин мира, весьма далекий от завершения. Проверку временем проходят принципы целостности и глобального эволюционизма, развиваются положения синергетического подхода к миру, меняется взаимоотношение гуманитарного и естественно-научного знания. Очевидно одно – наука современного общества усиливает свой статус как социального института. Гораздо активнее, нежели ранее, наука участвует в формировании мировоззрения людей современного общества, а ее нормативные структуры, способы доказательства и ее знания выступают как основа принятия решений в самых различных областях деятельности.
Обострение глобальных проблем человечества заставляет пересмотреть мировоззренческую установку, породившую науку как социальный институт – установку на господство над природой. Она заменяется идеей коэволюции, сосуществования, партнерства природы и человека, которая становится насущной потребностью общества, условием выживания Homo sapiens. Реализацию этой потребности, видимо, возьмет на себя наука будущего, если сумеет преодолеть инерцию традиций и адаптироваться к реалиям сегодняшнего дня.
ГЛОССАРИЙ
Ad hoc гипотеза (пер. с лат. «для данного случая») – тип вспомогательных гипотез в науке для объяснения тех фактов, которые необъяснимы с позиций уже сформулированных и признанных истинными теорий и гипотез.
Абдукция - умозаключение от эмпирических фактов к объясняющей их гипотезе.
Абстрагирование — прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, незначимых свойств исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными.
Аксиология - (от греч. ценность) учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах.
Аксиоматический (аксиоматико-дедуктивный) метод - способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения — аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства.
Анализ – процедура мысленного расчленения объекта на составные элементы в целях выявления системных свойств.
Аналогия — прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках.
Антикумулятивизм – представление о том, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов.
Антинатурализм - подход к анализу общества, который противостоит стественнонаучной модели и основывается на допущении в мире человека свободы воли, творчества и случайности.
Антинаучное знание - различные доктрины и практики, которые рассматривают науку как зло, источник человеческих несчастий, как угрозу самому человеческому существованию.
Антропный принцип - один из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной (Метагалактики) и существованием в ней человека, наблюдателя.
Аттракторы – (attrahere – лат. притяжение) – притягивающие множества, образующие собой как бы центры, к которым тяготеют элементы.
Биоэтика — область знания, изучающая этико-правовые проблемы биомедицинской науки и практического здравоохранения.
Бифуркация – нарушение устойчивости эволюционного режима системы. Бифуркационные механизмы предполагают наличие точек раздвоения и неединственность продолжения развития.
Большой взрыв – сингулянтность пространства-времени, приведшая к возникновению 13,7 миллиардов лет назад и последующей эволюции нашей Вселенной. Согласно стандартной космологической модели, Вселенная возникла как результат этой сингулярности.
Бритва Оккама – методологический принцип, требующий удаления из науки всех допущений, понятий, гипотез, несводимых к интуитивному знанию и не поддающихся проверке в опыте, а также тех понятий и гипотез, которые не несут в себе нового знания и не способны заменить уже имеющиеся.
Верификация – подтверждение (лат. делаю истинным) – логико-методологическая процедура установления истинности научного положения на основе его соответствия эмпирическим данным или теоретическим положением, которые соответствуют эмпирическим данным. Принцип верификации сводимость всех научных утверждений к их эмпирической базе, что является критерием научности и истинности положений, претендующих на статус научных.
Вненаучное знание - знание, не вписывающееся в жесткие каноны научной рациональности, а также представляющее собой способ освоения действительности, отличный от науки.
Восхождение от абстрактного к конкретному - метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции ("начало" - одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату - целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета.
Генезис - происхождение, возникновение; в более широком смысле - зарождение и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, предмету, явлению.
Герменевтика - искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов.
Гипотеза — любое утверждение (или система утверждений) эмпирического или теоретического характера, относительно значения истинности которого, веса и существенности в наличной системе знания решение пока не принято.
Гипотетико-дедуктивный метод - метод научного познания и рассуждения, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и др. посылок, истинностное значение которых неизвестно. Поскольку в дедуктивном рассуждении значение истинности переносится на заключение, а посылками служат гипотезы, то и заключение гипотетико-дедуктивного рассуждения имеет лишь вероятностный характер.
Глобалистика — междисциплинарная область знания, предметом исследования которого являются глобальные проблемы. (См. глобальные проблемы).
Глобальные научные революции – революции, которые захватывают всю науку в целом и приводят к возникновению нового видения мира.
Глобальные проблемы - проблемы, затрагивающие существование современного человечества как целого, все страны и народы, независимо от их цивилизационной специфики и уровня развития.
Глобальный эволюционизм - направление философской мысли, рассматривающее развитие живой и неживой природы в едином эволюционном процессе.
Гносеология – раздел философского знания, трактующий проблемы познания, сущность субъектно-объектных отношений в познавательной деятельности, структуру и механизм познавательного процесса, границы по знания, методы и формы познания, проблему истины и ее критерия, а также различные аспекты функционирования знания, его типы и виды.
Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, а также противопоставляются естественным и точным наукам.
Дедукция - вывод частных фактов из общих основных положений.
Деконструкция - это процедура расслоения, разборки, разложения лингвистических, этимологических, исторических и других структур высказываний и текстов с целью выявления существующей в скрытом виде «инаковости другого».
Демаркация - определение границ между наукой и другими видами познавательной деятельности (вненаучными).
Диалектизация науки – все более широкое внедрение во все сферы научного познания идеи развития.
Диалектический метод – метод рассмотрения процессов, явлений, вещей в их единстве и развитии.
Детерминизм – учение о началах и способах определенности сущего.
Дискурс (позднелат. – рассуждение, довод) – рассудочный, понятийный, логический, опосредованный в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного, непосредственного. В постмодернизме приобретает иные значения: речь, погруженная в жизнь (единство языковой практики и значимого поведения индивидов); составляющая социокультурного взаимодействия; совокупность языковых практик, формирующих представления о том объекте, который они подразумевают; вербально артикулированная форма объективации содержания сознания, и т.д.
Дисциплинарные методы — система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук.
Дифференциация науки – процесс, связанный с возрастанием числа специальных наук, становлением новых научных дисциплин, формированием новых научных направлений, подходов, концепций, теорий.
Догматизм — форма метафизического мышления, характеризующаяся застылостью, косностью, окостенелостью, «мертвостью» и неподвижностью, стремлением к авторитарности.
Доказательность — научное требование обоснования какого-либо утверждения, когда в пользу его принятия приводятся достоверные и достаточные основания.
Дополнительности принцип - один из фундаментальных принципов квантовой механики, сформулированный Н. Бором, согласно которому полное описание поведения квантовых объектов (элементарных частиц, фотонов, электронов) невозможно в рамках единого их представления.
Закон — существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между различного рода материальными и идеальными предметами (природными, социальными, психическими, мыслительными).
Закономерности развития науки - устойчивые тенденции, проступающие в ее развитии, или существенные связи, прослеживаемые между этапами, стадиями и фазами этого развития.
Идеалы и нормы научного исследования — множество внутринаучных ценностей, организующих, направляющих и оценивающих как сам ход научного исследования, так и его результаты — научное знание.
Идеальные объекты науки – абстракции, получаемые в процессе идеализации как метода или приема исследования и позволяющие проводить мысленные эксперименты, в результате которых выявляются закономерности. Такие объекты реально, эмпирически не существуют (материальная точка или твердое тело в механике, идеальный газ в термодинамике и т.п.), так как обладают жестко фиксированным, ограниченным и постоянным набором признаков (у реальных объектов их количество бесконечно). Их наличие – признак высокого уровня теоретичности науки. в зависимости от контекста употребляются синонимы: идеализированные объекты, абстрактные объекты, теоретические конструкторы.
Идиографизм — парадигмальная установка культурной традиции на видение реальности в качестве неунифицированной и, соответственно, не подлежащей познанию посредством поиска общих закономерностей и осмыслению посредством общих понятий.
Идиографические науки (методы) (греч. idios –своеобразный, graphō – греч. пишу) - термин, предложенный неокантианцем В. Виндельбандом. Идиографические науки (методы) исследуют единичные неповторимые явления, используя описание, эмпатию, принцип субъективного суждения.
Измерение – процедура отнесения объекта к тому или иному элементу шкалы (специальной математической структуры с множеством элементов, операций и отношений на этих элементах).
Индукция - умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).
Интеграция науки – процесс, связанный с объединением наук на основе единства различных уровней и фрагментов универсума.
Интернализм - подход, согласно которому движущей силой развития науки являются факторы, связанные с внутренней природой научного знания.
Искусство – форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.
История науки - особая область исследования, изучающая единство многообразных историй развития отдельных наук, научных направлений, школ,занимающихся описанием научных достижений отдельных эпох.
Картина мира — общие представления о мире, его устройстве, типах объектов и их взаимосвязях.
Квазинаучное знание - это область такого знания, в котором в разной степени и пропорции содержатся ложные и, возможно, истинные утверждения и которая может содержать утверждения как фактуального, так и сфальсифицированного характера.
Квантовая физика - раздел теоретической физики, в котором изучаются квантово-механические и квантово-полевые системы и законы их движения.
Кибернетика (от греч. kybernetike искусство управления) - наука об управлении, связи и переработке информации.
Классификация наук – сведение всех областей человеческих знаний в единую систему, в которой различные знания, расчлененные на относительно самостоятельные науки, связываются воедино в соответствии с объективными законами материального мира и человеческого познания.
Классическая наука – первый этап развития науки, начавшийся с XVI в. и продолжавшийся до конца XIX века и характеризующийся господством механицизма, редукционизма, детерминизма (лапласовского типа), антиэволюционистской направленностью, нейтральностью в отношении общества и культуры, субстанциалистской установкой в отношении пространства и времени.
Когнитивизм - стремление достижения адекватного истинного знания об объекте познания.
Конвенциализм – установка в философии науки, согласно которой в основе научных теорий лежат произвольные соглашения (конвенции) участников познавательного процесса в соответствии с соображениями удобства, простоты, полезности и т.п. (т.е. ненаучными соображениями). Объективной основы конвенции не существует, следовательно, и научная истина в конечном счете – результат конвенции.
Конструкт – теоретическое или эмпирическое понятие с жестко установленными границами, правильно выраженное на языке данной науки. Не предполагает обязательного установления его онтологического статуса, т.е. не требует указания на конкретный денотат.
Концепция «движения с пересадками» - такой метод создания новаций, при котором побочные результаты одной науки переходят в другую и там становятся источником нового знания.
Концепция «пришельцев» - такой метод создания новаций, при котором в данную науку приходит человек из другой области, человек, не связанный традициями этой науки, и делает то, что никак не могли сделать другие.
Коэволюция человека и биосферы – это такое взаимоотношение природы и общества, которое допускает их совместное развитие.
Критика - способ духовной деятельности, основная задача которого — целостная оценка явления с выявлением его противоречий, сильных и слабых сторон и т. д.
Культура – это способ самоосуществления человека, включающий создание им различных идей, образов, материальных объектов, технологий, а также установившиеся формы взаимоотношений между людьми, институты, нормы, традиции, правила.
Куматоид (от греч. «волна») – понятие, отражающее системное качество объектов и характеризующее объект тем, что он может появляться, образовываться, а может исчезать, распадаться (например, любая социальная группа).
Кумулятивизм - (от лат. cumulatio - увеличение, скопление) - общая для ряда направлений в логике, методологии ифилософии науки эписте-мологическая модель роста научного знания, согласно которой эволюция наукисводится к постепенному непрерывному накоплению абсолютно достоверных, непроблематичных (иливысоковероятных) атомарных истин (теорий).
Лженаучное знание – знание, не соответствующее ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а предмет лженауки либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован.
Лингвистический поворот - термин, описывающий ситуацию, сложившуюся в философии в первой трети - середине 20 в. и обозначающий момент перехода от классической философии, которая рассматривала сознание в качестве исходного пункта философствования, к философии неклассической, которая выступает с критикой метафизики сознания и обращается к языку как альтернативе картезианского cogito.
Логика - (от греч. logos слово, понятие, рассуждение, разум), или Формальная логика, наука о законах и операциях правильного мышления.
Логический позитивизм - течение неопозитивизма, возникшее в 1920 х гг. (Венский кружок); пытался сочетать эмпиризм, основывающийся на принципе верификации, с методом логического анализа научного знания.
Логос - понятие античной философии, обозначающее разумный принцип.
Локальные революции – революции, охватывающие конкретную науку в целом.
Математизация науки - применение количественных понятий и формальных методов математики к качественно разнообразному содержанию частных наук.
Математическая гипотеза – метод, при котором в качестве гипотез выступают некоторые уравнения, предоставляющие модификацию ранее известных и проверенных состояний.
Математическое моделирование - замена исходного объекта соответствующей математической моделью и в дальнейшем - ее изучение (экспериментирование с нею) на ЭВМ с помощью вычислительно-логических алгоритмов.
Междисциплинарные исследования – исследования, представляющие собой изучение некоторого явления несколькими дисциплинами притом, что каждая из них сохраняет собственную систему базисных идеализаций и методологию, так что подходы различных дисциплин сотрудничают, т.е. взаимодополняют друг друга.
Метафизика (от греч. metaphysic то, что после физики) - наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.
Метафизический метод – метод рассмотрения первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового.
Метод (путь исследования, прослеживание) – способ достижения цели, совокупность приемов и операций познания объекта, обусловленная гипотезой (теорией) и задающая логику исследования. Метод складывается на основе парадигмы в ходе рефлексии над изучаемой предметной областью; закрепляется в принципах, нормах и методиках исследования; реализуется в навыках и умениях ученых.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному - способ реконструкции развития объекта, разработанный в диалектической философии и впервые достаточно широко и глубоко использованный Гегелем в теории развития мышления и других разделах философии (феноменология духа, философия природы, философия общества и др.).
Метод метафор - такой метод создания новаций, когда название науки соединяется с другими областями знаний, что ведет к переносу на них ее понятий и методологий.
Метод моделирования - процесс разработки, построения и исследования моделей.
Методологический плюрализм — характерная особенность современной науки, благодаря которой создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности, законов качественно различных явлений реальной действительности.
Методы междисциплинарного исследования - совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.
Методологическая рефлексия - процесс самопознания, связанный с осознанием субъектом совокупности методов и средств с точки зрения адекватности их целям деятельности, ее объекту и результату.
Методология – учение о способах организации и построения познавательной и практической деятельности человека, а также сама система этой организации и построения. Если гносеология акцентирует внимание на содержании и сущности знания, то методология – на путях и способах его достижения, на конструировании и преобразовании схем познавательной деятельности.
Методологический анархизм - концепция философии науки П. Фейерабенда, согласно которому нет единого научного метода, а сама наука не является привилегированной формой познания мира.
Механицизм - миропонимание, основанное на убеждении в том, что явление любого уровня сложности может быть описано на языке математической механики, которая рассматривается как универсальный родовой язык науки; или, что то же, любое научное описание, в принципе, — редуцируемо к механическому, обеспечивающему высшую меру точности, строгости и полноты.
«Мини-революции» - изменения, которые относятся к отдельным блокам в содержании той или иной науки.
Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в этом мире.
Миф - возникающая на ранних этапах истории своеобразная форма мировоззрения, воплощаемая в сказаниях и повествованиях.
Мысленный эксперимент - совокупность мысленно осуществляемых познавательных операций над теоретическими конструкциями в условиях, аналогичных экспериментальным.
Наблюдение – целенаправленное, организованное, систематическое изучение предметов и явлений внешнего мира, отличительной чертой которого является сохранение объекта в естественных условиях.
Наблюдение (научное) — получение фактуальной информации с использованием органов чувств человека в соответствии с поставленной познавательной задачей.
Натурализм – подход, согласно которому природные закономерности принимаются за универсальный принцип объяснения всех явлений, происходящих в обществе и связанных с человеческими формами бытия.
Натурфилософия – (от лат. natura природа) философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
Наука – социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания.
«Науки о духе» - термин, предложенный В. Дильтеем. Согласно Дильтею, в отличие от «наук о природе», «науки о духе» - социально-исторические и гуманитарные науки - изучают внутренний опыт – переживания субъекта, сферу его сознания и воли, стремясь понять смысл этих «духовных» феноменов, и поэтому конституируют самостоятельную сферу знания.
Науковедение - научная дисциплина, изучающая способы функционирования и развития науки, структуру и формы научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.
«Науки о природе» - термин, которым В. Дильтей обозначил естественные и точные науки - физику, химию, математику и т.п. «Науки о природе» изучают внешний мир как он предстает в ощущении и восприятии, стремясь при этом выявить устойчивые объективные причинно-следственные зависимости (законы).
Научная деятельность – специфический вид когнитивной активности, предметом которой является множество любых возможных объектов (эмпирических и теоретических), целью – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях этих объектов, средствами – различные методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования.
Научная дисциплина - определенная форма систематизации научного знания, связанная с его институализацией, с осознанием общих норм и идеалов научного исследования, с формированием научного сообщества, специфического типа научной литературы (обзоров и учебников), с определенными формами коммуникации между учеными, с созданием функционально автономных организаций, ответственных за образование и подготовку кадров.
Научная исследовательская программа - последовательность научных теорий, которая выстраивается как развитие некоторой исходной (как правило, фундаментальной) теории, основные идеи, методы и предпосылки которой выдвигаются интеллектуальными лидерами науки и усваиваются
научными сообществами догматически.
Научная истина – множество эмпирических и теоретических утверждений науки, соответствие содержания которых своему предмету удостоверено научным сообществом.
Научная картина мира – совокупность общих представлений науки определенного исторического периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности.
Научная проблема – существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования, его структуры, способов познания, практического использования и преобразования. В качестве необходимого исходного пункта исследования была впервые предложена и обоснована британским философом К. Поппером, трактовавшим научное познание как процесс выдвижения и отбора предполагаемых решений (гипотетических ответов) поставленной проблемы. К. Поппер противопоставил свою модель научного познания как множества проблем (загадок) и их возможных решений классическим моделям научной деятельности, согласно которым исходным пунктом цикла «научная деятельность» является некий внеположенный научному знанию «объект науки».
Научная рациональность – совокупность ценностей, норм и методов, используемых в научном исследовании, сменявших друг друга в истории техногенной цивилизации.
Научная революция - это новый этап развития науки, который включает в себя радикальное и глобальное изменение процесса и содержания системы научного познания, обусловленное переходом к новым теоретическим и методологическим основаниям, к новым фундаментальным понятиям и методам, к новой научной картине мира.
Научная традиция – это система канонизированных, общепринятых знаний, норм и идеалов научного познания.
Научная школа - коллектив исследователей, в котором явно присутствует лидер (разработчик новой исследовательской программы), несколько поколений учеников — последователей данной программы (обычно считается, что их должно быть не менее трех), научные результаты, подтверждающие эффективность программы.
Научное знание – знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ее особый язык и т.д.).
Научное сообщество - совокупность ученых-профессионалов, организация которой отражает специфику научной профессии.
Научный коллектив - дисциплинарное или междисциплинарное сообщество ученых, работающее над одной или несколькими сходными темами, проблемами или проектами.
Неевклидова геометрия - в буквальном понимании - любая геометрическая система, которая отличается от геометрии Евклида; однако традиционно термин «неевклидова геометрия» применяется в более узком смысле и относится только к двум геометрическим системам: геометрии Лобачевского и сферической геометрии.
Некласси́ческая нау́ка — концепция в советской и российской школе философии науки, введённая В. С. Стёпиным, выделяющая особый тип науки эпохи кризиса классической рациональности (конец ХIХ — 60-е годы XX в.).
Неопределенности принцип - один из основных принципов квантовой механики как одной из парадигмальных теорий неклассической науки.
Новация (от лат. novatio — обновление, изменение) в науке - новое знание, полученное путем преодоления незнания и неведения.
Номинализм - (от лат. nomen имя, название) филос. учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (общих понятий), т.е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.
Номотетические науки (методы) (греч. nomos – закон). – термин, предложенный неокантианцем В. Виндельбандом. Номотетические науки (методы), нацелены на открытие законов, понимаемых неокантианцами как неизменные линейные причинно-следственные зависимости. Номотетическими неокантианцы назвали естественные и точные науки (физику, биологию, химию, математику и т.п.), а также использующиеся в этих науках эмпирические и математические – количественные - методы.
Ноосфера — понятие, обозначающее часть земной биосферы, функционирующую благодаря деятельности человека и его разума.
Обоснованность - научный принцип, требующий, чтобы знание подкреплялось доказательствами.
Общелогические методы – методы, применяемые одновременно на теоретическом и эмпирическом уровне.
Обыденное знание – знание, основанное только на опыте, носящее не необходимый характер, использующееся только в повседневной жизни.
Объективность – научный принцип, требующий, чтобы содержание знания соответствовало объекту.
Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке (схем, таблиц, рисунков и пр.).
Основания научной теории - совокупность принципов и допущений теоретического и эмпирического характера, которые определяют содержание научной теории.
Парадигма (греч. paradeigma — пример, образец) — 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки — система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.
Паранаучное знание (дословно - «рядом с наукой») – знание, которое в большей или меньшей степени отклоняется от стандартов науки и содержит в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения.
Позитивизм (лат. positivus – положительный) – философское учение, оформившееся в середине XIX в трудах О. Конта и Г. Спенсера, С. Милля; разновидность эмпиризма. Согласно позитивизму, задача [положительной] науки заключается в том, чтобы, отказавшись от «метафизических» вопросов о существовании внешней объективной действительности, ее отношения к органам чувств человека и т.п., открывать и обобщать устойчивые связи между явлениями, т.е. ощущениями.
Полис - возникшая в Греции гражданско-демократическая форма государственного устройства, основанная на автономии и самоуправлении.
Получение побочного результата - такой метод порождения новаций, когда ученый, желая получить одно, вдруг получает другое.
Постмодернизм - понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций и конституирующего себя как пост-современная, т.е. постнеклассическая философия.
Постнекласси́ческая нау́ка - современный этап становления науки, начавшийся в 70-х гг. XX века и характеризующийся междисциплинарностью, сближением с человеческими ценностями и этикой, новыми подходами к изучению сложных «человекоразмерных систем».
Постпозитивизм - общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций, пришедших на смену методологии логического позитивизма.
Постструктурализм — совокупное обозначение ряда подходов в социо-гуманитарном познании 1970—1980-х, ориентированных на семиотическое истолкование реальности, опирающихся, подобно структурализму, на концепцию знака как единства означающего и означаемого, но осуществляющих пересмотр структуралистской парадигмы в плане центрации внимания на «вне-структурных» параметрах структуры и связанных с их постижением когнитивных процессах.
Предмет философии науки – это общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокуьтурном контексте.
Предметность - свойство объекта (явления, процесса, действия, состояния) выступать в качестве предмета практической или теоретической деятельности человека.
Преднаука - начальный этап становления научного знания в рамках цивилизаций Древнего Востока (Месопотамии, Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая).
Принцип дополнительности - методологический принцип, сформулированный Нильсом Бором применительно к квантовой физике, согласно которому, для того чтобы наиболее адекватно описать физический объект, относящийся к микромиру, его нужно описывать во взаимоисключающих, дополнительных системах описания, например, одновременно и как волну, и как частицу.
Принцип «контриндукции» - требование разрабатывать гипотезы, несовместимые с твердо установленными фактами и хорошо обоснованными теориями.
Принцип наблюдаемости - предъявляемое к научной теории методологическое требование, согласно которому теория должна иметь эмпирическое обоснование ее исходных посылок и существенных логических следствий из них.
Принцип неопределенности - фундаментальное положение квантовой теории, утверждающее, что характеризующие физическую систему т. н. дополнительные физические величины (напр., координата и импульс) не могут одновременно принимать точные значения.
Принцип пролиферации научных теорий - призыв умножать все более разные теории.
Принцип системности - требование смотреть на любой предмет познания как на систему, функционирование которой подчиняется общим закономерностям существования и эволюции любых системных объектов.
Проблема - существенный вопрос, имеющий важное теоретическое и практическое значение, для решения которого наличного знания либо недостаточно, либо возможность его использования далеко не очевидна.
Проблемная ситуация - интеллектуальное затруднение, возникающее у человека, когда он не может достичь цели известными ему средствами и способами.
Прогнозирование - предсказание тенденций развития (эволюции) любого предмета, процесса, системы на основе имеющейся о них специфической информации и достигнутого уровня науки.
Прогностика - наука для предсказания будущего.
Пролиферация - одно из основных понятий философии науки П. Фейерабенда, означающего размножение, максимальное увеличение разнообразия взаимно исключающих гипотез и теорий, как необходимое условие успешного развития науки.
Протокольные предложения - множество единичных (по логической форме) высказываний о наблюдаемых данных, полученных в ходе непосредственного или косвенного наблюдения (как правило, с помощью научных приборов) над объективными (естественными или искусственно созданными в эксперименте) явлениями и процессами.
Псевдонаучное знание – знание, полученное в результате деятельности, которая выдается за научную, но в действительности таковой не является.
Редукционизм - методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т. е. сведены к низшим формам.
Рационализм – определенный способ объяснения мира, где доминирующая роль принадлежит разуму.
Релятивизм (лат. relativus – относительный) – учение, отрицающее возможность достижения окончательной, абсолютной истины.
Рефлексия - форма познавательной активности субъекта, связанная с обращением мышления на самое себя, на свои собственные основания и предпосылки с целью критического рассмотрения содержания, форм и средств познания, а также ментальных установок сознания. Один из главных методов мета-теоретического уровня научного познания.
Самоорганизация – фундаментальное понятие синергетики, означающее упорядочивание, т.е. переход от хаоса к структурированному состоянию, происходящее спонтанно в открытых нелинейных системах. Именно свойства открытости и нелинейности являются причиной этого процесса. Открытость – это свойство систем, проявляющееся в их способности к обмену веществом, энергией и информацией с окружающей средой, а нелинейность – многовариантность путей эволюции.
Синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются общие закономерности процессов перехода от хаоса к порядку и обратно (процессов самоорганизации и самопроизвольной дезорганизации) в открытых нелинейных системах физической, химической, биологической, экологической, социальной и др. природы.
Синтез — операция соединения элементов в единое целое.
Система – способ организации духовной жизни и ее результатов, при котором познание и знание рассматриваются в отрыве от других форм жизнедеятельности, противостоят обыденной жизни и обыденному опыту, образно-художественному осмыслению мира, личным впечатлениям и пристрастиям. Автоматизация (научного) познания и знания в Новое время привела и к системной их организации – дисциплинарному строению науки, специфическому для науки способу организации научного знания.
Системность - понимание системы как комплекса взаимосвязанных элементов, образующих некоторую целостность.
Системный подход - направление методологии специально науч. познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.
Социально-гуманитарное познание - целостный процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Социальные науки - науки, изучающие социальные институты общественно-политической, экономической и правовой и других форм жизнедеятельности человека.
Социальный институт - (лат. institutum установление, учреждение) социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества.
Социология науки - социологическая дисциплина, выявляющая социальные условия научной деятельности.
Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (или ступеней развития объекта), т.е. их тождества и различия, но имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс.
Стиль научного мышления – совокупность характерных черт мышления ученых, система ориентации на те или иные идеи, методы, образцы исследования, интерпретации и оценки; готовность к направленному восприятию и соответствующему пониманию того, что воспринято».
Схоластика - рационалистическое обоснование и доказательство всех знаний, в том числе религиозных без опоры на опыт и эксперимент.
Сциентизм - (от лат. и англ. наука) – 1) общекультурная и философская ориентация на науку как высшую ценность, эталон духовной деятельности, способ решения всех социальных и человеческих проблем; 2) мировоззрение, абсолютизирующее роль науки и научного знания в социокультурном процессе; 3) течение в социальной науке ХIХ-XX вв., ставившее задачей уподо бить социальные науки по методам и теоретическому обоснованию естественным наукам (узкий смысл).
Телеологизм - учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом.
Теоретизм – одна из основных философских интерпретаций природы научного знания, согласно которой главным (основным) источником, основанием и критерием истинности (или ложности) любых утверждений науки и особенно фундаментальных научных теорий (парадигм) является не их соответствие конкретным эмпирическим данным, а их внутренняя непротиворечивость, конструктивная полезность, преемлемость для научного сообщества и органическая «вписываемость» (гармония) в структуру наличного (непроблематизированного) научного знания.
Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Теория относительности - физическая теория, основной смысл которой состоит в утверждении: в физическом мире все происходит благодаря структуре пространства и изменению его кривизны.
Теоцентризм – представление о Боге как о единственной подлинной реальности.
Техногенная цивилизация - это особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодавлеющая ценность. На основе техногенной цивилизации в XIX веке формируются индустриальные, в XX веке постиндустриальные общества.
Традиционная цивилизация - тип цивилизационного развития, для которого характерны высокая степень зависимости от природных условий бытия, а также жесткая связь индивида со своей социальной группой.
Универсальный эволюционизм – представление о том, что все эволюционные процессы, происходящие в мире, начиная с возникновения Вселенной, образования вещества, звезд и галактик и до социокультурной динамики как целостный процесс самоорганизации всего сущего, подчиняющийся общим фундаментальным закономерностям и развивающийся в целостном многомерном онтологическом пространстве.
Уровни научного знания - качественно различные по предмету, методам и функциям виды научного знания, объединенные в единую систему в рамках отдельной научной дисциплины. В любой развитой конкретно-научной дисциплине можно выделить три таких уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический. Их единство обеспечивает для любой научной дисциплины ее относительную самостоятельность, устойчивость и способность к развитию на своей собственной основе.
Утилитаризм – установка на использование научных знаний и научных разработок для удовлетворения потребностей человека.
Факт (научный) — опытное звено, лежащие в основе построения эмпирических или теоретических систем знания: некая эмпирическая реальность, отображенная информационными средствами (текстами, формулами, фотографиями, видеопленками и т. п.).
Факт - само конкретное событие объективной действительности (в отличие от его возможной репрезентации в сознании); 2) истинное высказывание о конкретных событиях объективной действительности.
Фальсификация (лат. falsus – ложный и fasio – делаю) – научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соответствие принятым в научном сообществе фундаментальным теориям.
Феноменология - направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.
Философские основания науки – одно из центральных понятий современной философии науки, обозначающее совокупность философских идей, посредством которых обосновываются фундаментальные онтологические, гносеологические и методологические принципы научного познания.
Философия науки – одно из направлений философии ХХ в., исследующее природу научного познания, его методы и средства, факторы, направляющие его развития, а так же структуру, критерии, способы обоснования и развития научного знания и специфику субъекта научного познания.
Формализация – отображение содержательного знания в знаковой системе (формализованном языке).
Фундаментальные и прикладные исследования – типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно, по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества (страны, региона …) путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессий. Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т.д.).
Частнонаучные методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи.
Эволюционная эпистемология (теория познания) - направление, основная задача которого - выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе и, в частности, построение на этой основе теории эволюции науки.
Эвристика - в широком смысле наука о творчестве; в узком, более современном, теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.
Экономика науки - область науки и практики, занимающаяся разработкой методов и моделей эффективного экономического регулирования научной деятельности.
Эксперимент – активный целенаправленный метод изучение явлений в точно фиксируемых условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем.
Экспликация (лат. истолкование, объяснение) – процедура уточнения понятий и утверждений естественного и искусственного языков путем замены их более точными или через уточнение их места в используемой понятийной системе. Процедура может осуществляться и в связи с применением понятий к анализу нового объекта исследования или новой грани изучаемого объекта.
Экстернализм - подход, согласно которому не только возникновение науки, но и дальнейшее ее развитие всецело определяются потребностями и запросами общества.
Экстраполяция — экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какого-либо тезиса или теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы (предметные области).
Элементаризм – подход, согласно которому в строении любого объекта существует уровень простейших, далее неразложимых элементов («атомов»).
Элиминация (лат. изгонять из + порог) – процедура исключения, выведения за пределы, удаления вовне неточны, «лишних», избыточных, нефункциональных элементов из системы научного знания: вариант действия «бритвы Оккама».
Эмпиризм – одна из основных философских интерпретаций природы научного знания, согласно которой главным (основным) источником, основанием и критерием истинности любых утверждений науки является их соответствие конкретному множеству эмпирических (чувственных) данных. Наиболее последовательной формой утверждения этой гносеологической позиции является такое течение философии и методологии науки как позитивизм. Основные представители – Дж. Ст. Милль, Р. Карнап, К. Поппер и др.
Эмпирическое знание - низшая ступень (уровень) рационального знания; совокупность высказываний об эмпирических (абстрактных) объектах, получаемая с помощью мыслительной обработки данных наблюдения и эксперимента и фиксируемая с помощью определенных языковых средств (единичные предложения наблюдения, общие эмпирические высказывания, графики, естественные классификации и др.). Необходимо отличать эмпирическое знание, с одной стороны, от чувственного знания, а с другой, от теоретического знания.
Эмпириокритицизм (философия «критического опыта»), или махизм - реакционное субъективно-идеалистическое философское течение, возникшее во второй половине XIX в. в Германии и Австрии.
Эпистемология – термин для обозначения научного познания, в отличие от гносеологии как теории познания в целом, которая акцентирует внимание на оппозиции «субъект-объект познания», в то время как для эпистемологии главной является оппозиция «объект – знание», т.е. в центре ее внимания - объективные структуры самого знания.
Этос науки (греч. Обычай, нрав, характер) – система норм поведения ученого в процессе научной деятельности и в процессе коммуникаций в рамках научного сообщества.
Явление монтажа - это новая комбинация из уже известных теорий, методов, установок, причем взятых не только из науки, но и из культуры в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1) Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники [Текст] / Э. Агацци. – М.: МФФ, 1998. – 343 с.
2) Аршинов, В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки [Текст] / В. И. Аршинов. – М.: Наука, 1999. – 303 с.
3) Бабур, И. Этика в век технологии [Текст] / И. Бабур. М.: Прогресс, 2001. – 387 с.
4) Баженов, Л. Б. Строение и функции естественно-научной теории / Л. Б. Баженов. – М.: Наука, 1978. – 232 с.
5) Бажин, В.Ю. Эволюционные процессы и динамика науки [Текст] / В.Ю. Бажин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 3. - С. 148-151.
6) Баранец, Н.Г. О классификации наук и моделях роста научного знания [Текст] / Н.Г. Баранец, А.М. Дорожкин // Поволжский педагогический поиск. 2013. - № 2 (4). - С. 159-165.
7) Бартон, В.И. Сравнение как средство познания [Текст] / В. И. Бартон. – Минск: Изд-во БГУ, 1978. – 167с.
8) Берков, В.Ф. Структура и генезис научной проблемы [Текст] / В. Ф. Берков. – Минск: Изд-во БГУ, 1983. – 154 с.
9) Борисов, И.И. Очерки истории концепций научно-теоретического мышления: античность, средневековье, эпоха Возрождения, становление классич. естествознания : учеб. Пособие [Текст] / И.И. Борисов, Ю.Н. Малошенко. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. - 277 с.
10) Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - М.: Прогресс, 1984. - 348 с.
11) Вернадский, В.И. О науке [Текст] / В.И. Вернадский. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. — 600 с.
12) Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера [Текст] / В.И. Вернадский. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2003. — 575 с.
13) 8. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление [Текст] / В.И. Вернадский. — М.: Наука, 1991. — 270 с.
14) Визгин, В.П. Эксперимент и чудо: религиозно-теологический фактор генезиса науки Нового времени [Текст] / В. П. Визгин // Вопросы истории естествознания и техники. – 1995. – № 3. – С. 3-20.
15) Гайденко, П. П. Античная философия в ее связи с наукой [Монография] / П. П. Гайденко. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 319 с.
16) Гайденко, П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: учеб. пособие для вузов [Текст] / П.П. Гайденко. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 456 с.
17) Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум [Текст] / П.П. Гайденко. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 528 с.
18) Гемпель, К. Логика научного объяснения[Текст] / К. Гемпель. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. – 240 с.
19) Голованов, В.Н. Гносеологическая природа законов науки[Текст] / В.Н. Голованов. – М.: Мысль, 1967. – 96 с.
20) Губанов, Н.Н. Новая методологическая концепция: уровневая методология науки [Текст] / Н.Н. Губанов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2014. - № 3. - С. 192-198.
21) Губман, Б.Л. Индуктивный метод и его роль в научном познании [Текст] / Б.Л. Губман // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2015. - № 1. - С. 223-230.
22) Гутнер, Л.М. Философские аспекты измерения в современной физике[Текст] / Л.М. Гутнер. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. -148 с.
23) Дмитриев, Ю.Я. Первая научная революция и становление новой философии [Текст] / Ю.Я. Дмитриев // Актуальные проблемы философии науки / Отв. Рел. Гирусов Э.В. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 191-199.
24) Добролюбова, И.В. Экологизация науки – создание биосферо-ноосферного класса наук[Текст] / И.В. Добролюбова // Актуальные проблемы философии науки / Отв. ред. Гирусов Э.В. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 267-273.
25) Жильсон, Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XVI века / Э. Жильсон. – С.: Культурная революция, Республика, 2010. – 678 с. – С. 265.
26) Зайцев, А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-Vвв. до н.э. [Текст] / А.И. Зайцев. - СПб., 2001.
27) Злобин, Н. С. Культурные смыслы науки [Текст] / Н. С. Злобин. – М.: Наука, 1997. – 256 с.
28) Зотов, А.Ф. Структура научного мышления [Текст] / А.Ф. Зотов. – М.: Политиздат, 1973. – 184 с.
29) Ивин, А.А. Современная философия науки [Текст] /А.А. Ивин. – М.: Высш. шк., 2005. – 592 с.
30) Ильин, В.В. Природа науки [Текст] / В.В. Ильин, А.Т. Калинкин. – М.: Высш. Школа, 1985. – 230 с.
31) Ильин, В.В. Критерии научности знания [Текст] / В. В. Ильин. – М.: Высш. Шк., 1989. – 128 с.
32) Ищенко, Е.Н. Современная эпистемология и гуманитарное познание: монография / Е.Н. Ищенко. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – 144 с.
33) Казютинский, В. В. Антропный принцип в неклассической и постнеклассической науке [Текст] / В. В. Казитюнский // Проблемы методологии постнеклассической науки: Сб. науч. статей / Отв. ред. В. С. Степин. – М.: Наука, 1992. – С. 146-153.
34) Канке, В.А. Основные философские направления и концепции науки: итоги ХХ столетия [Текст] / В.А. Канке. – М., 2000. – 318 с.
35) Караваев, Э.Ф. Философия науки, ее предмет и основные проблемы / Э.Ф. Караваев // История и философия науки. Учебное пособие под редакцией Мамзина А.С. - СПб., 2008. - С.8-13.
36) Карпович, В.Н. Проблема. Гипотеза. Закон [Текст] / В.Н. Карпович. – Новосибирск: Наука, Сиб. Отд-е, 1980. – 175 с.
37) Касавин, И.Т. Проблема как форма знания[Текст] / И.Т. Касавин // Эпистемология & философия. – 2009. – № 4. – С. 5-14.
38) Касавин, И.Т. Об эпистемологическом статусе ситуационных исследований [Текст] / И.Т. Касавин // Смирновские чтения. - М., 1999.
39) Князева, Е. Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем [Текст] / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. – М.: Прогресс, 1994. – 295 с.
40) Койре, А. Очерки истории философской мысли: о влиянии философских концепций на развитие научных теорий [Текст] / А. Койре. – М.: Прогресс, 1985. – 286 с.
41) Кочергин, А.Н. Методы и формы научного познания [Текст] / А.Н. Кочергин. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 76 с.
42) Кочергин, А.Н. Экология и техносфера [Текст] / А.Н. Кочергин. М.: Наука, 1995. – 206 с.
43) Кохановский, В.П. Социально-гуманитарная методология Макса Вебера [Текст] / В.П. Кохановский, П.А. Шевченко. - Ростов-на-Дону, 2003.
44) Кохановский, В.П. Философия для аспирантов: учебное пособие. изд. 2-е [Текст] / В.П. Кохановский, Е.В. Золотухин, Т.Г. Лешкевич. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 448 с.
45) Кравец, А.С. Традиции и новации в становлении стиля мышления [Текст] / А. С. Кравец // Философия, естествознание, социальное развитие: Сб. статей / Отв. ред. М. С. Розов. – М.: Наука, 1989. – С. 45 – 67.
46) Кун, Т. Структура научных революций [Текст] / Т. Кун. – М.: АСТ; АСТ МОСКВА, 2009. – 317 с.
47) Лебедев, С.А. Уровни научного познания [Текст] / С.А. Лебедев // Вопросы философии. – 2010. – № 1. – С. 62-76.
48) Лебедев, С.А. Методология науки: проблема индукции [Монография] / С.А. Лебедем.- М.: Альфа-М, 2013. – 192 с.
49) Лекторский, В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? [Текст] / В.А. Лекторский // Наука глазами гуманитариев / Отв. Ред. В.А. Лекторский. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – С. 13-22.
50) Лось, В.А. Глобальный интегрализм как современная форма взаимодействия наук [Текст] / В.А. Лось // Актуальные проблемы философии науки / Отв. ред. Гирусов Э.В. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 207-219.
51) Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности [Текст] / М. К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1994. – 89 с.
52) Марков, Б.В. Проблемы обоснования и проверяемости теоретического знания [Текст] / Б.В. Марков. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. —155 с.
53) Маркова, Л.А. Конец века - конец науки? [Текст] / Л.А. Маркова. - М.: Наука, 1992. - 134 с.
54) Мартынович, С.Ф. Факт науки и его детерминация [Текст] / С.Ф. Мартынович. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1983. —180 с.
55) Мещерякова, Н.А. Онтологические и ценностные основания научной рациональности: [монография] / Н.А. Мещерякова, С.Н. Жаров. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011. – 244 с.
56) Мещерякова, Н.А. Детерминизм в философском рационализме: от Фалеса до Маркса / Н.А. Мещерякова. – Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 1998. – 168 с.
57) Мирская, Е.З. Научные школы как формы организации науки. Социологический анализ проблемы / Е.З. Мирская. // Науковедение. - 2002. - №3. - С.8-24.
58) Моисеев, В.И. Философия и методология науки [Монография] / В.И. Моисеев. - Воронеж: Изд-во ВГМА, 2003. – 239 с.
59) Морозова, Н.М. Метод и методология научного познания [Текст] / Н.М. Морозова // Вестник Воронежского института МВД России. - 2014. - № 4. - С. 120-122.
60) Наука и культура: сб. науч. Статей / отв. Ред. В. Ж. Келле. – М.: Наука, 1984. – 335 с.
61) Научные революции в динамике культуры: Сб. статей / Отв. ред. В. С. Степин. – Минск: БГУ, 1987. – 296 с.
62) Нидем, Д. Общество и наука на востоке и западе [Текст] / Д. Нидем // Наука о науке: Сб. науч. статей / Отв. ред. В. С. Швырев. – М.: Наука, 1966. – С. 149-177.
63) Никитин, Е. П. Открытие и обоснование [Текст] / Е. П. Никитин. – М.: Мысль, 1988. – 222 с.
64) Огурцов, А. П. Дисциплинарная структура науки [Текст] / А. П. Огурцов. – М.: Наука, 1988. - 245 с.
65) Огурцов, А. П. Куда идет философия науки? [Текст] / А. П. Огурцов // Актуальные проблемы философии науки / Отв. ред. Гирусов Э.В. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 76-104.
66) Огурцов, А.П. Благо и истина. Точки схождения и расхождения [Текст] / А.П. Огурцов // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. – М.: Наука, 1998. – С. 67-84.
67) Ополев, П.В. Проблемные ситуации в науке [Текст] / П.В. Ополев // Архитектура, строительство, транспорт: материалы Международной научно-практической конференции (к 85-летию ФГБОУ ВПО "СибАДИ"). - 2015. Омск: Издательство «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия». - С. 1621-1627.
68) Пастушкова, О.В. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности: [учеб. пособие] / О.В. Пастушкова. - Воронеж: ВГТУ, 2006.
69) Пахомов, Б.Я. Проблема индукции: Карл Поппер и Имре Лакатос [Текст] / Б.Я. Пахомов // Вопросы философии. – 2009. – № 11.– С. 123-133.
70) Пестр, Д. Социальная и культурологическая история науки: новые определения, новые объекты, новые практики [Текст] / Д. Пестр // Вопросы истории естествознания и техники. – 1996. – № 4. – С.40-59.
71) Петров, М.К. Социально-культурные основания развития современной науки[Текст] / М. К. Петров. - М.: Прогресс, 1992. – 323 с.
72) Полани, М. Личностное знание [Текст] / М. Полани. – М.: Прогресс, 1985. – 344 с.
73) Поппер, К. Логика научного исследования [Текст] / К. Поппер. – М.: Республика, 2004. - 447 с.
74) Порус, В.Н. К вопросу о междисциплинарности философии науки [Текст] / В.Н. Порус // Актуальные проблемы философии науки / Отв. Рел. Гирусов Э.В. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 60-75.
75) Порус, В.Н. О философских аспектах проблемы «несоизмеримости» научных теорий [Текст] / В.Н Порус // Вопросы философии. – 1986. – № 12. – С. 52-65.
76) Порус, В. Н. Рациональность. Наука. Культура / В. Н. Порус. – М.: Университет российской академии образования, 2002. – 352 с.
77) Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Прогресс, 1984. – 305 с.
78) Рабинович, В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры [Текст] / В. Л. Рабинович. - М.: Наука, 1979. - 391 с.
79) Ракитов, А.И. Классификация наук как философская проблема [Текст] / А.И. Ракитов, А.Э. Анисимова // Философские науки. 2014. - № 7. - С. 30-40.
80) Рожанский, И. Д. Античная наука [Текст] / И. Д. Рожанский. – М.: Наука, 1980. – 199 с.
81) Розин, В.М. Природа и особенности гуманитарного познания и науки [Текст] / В.М. Розин // Наука глазами гуманитариев / Отв. Ред. В.А. Лекторский. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – С. 59-93.
82) Розов, М.А. Задачи и проблемы философии науки [Текст] / М.А. Розов // Актуальные проблемы философии науки / Отв. Рел. Гирусов Э.В. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 5-16.
83) Рузавин, Г.И. Предмет философии науки [Текст] / Г.И. Рузавин // Актуальные проблемы философии науки / Отв. Реl. Гирусов Э.В. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 17-39.
84) Рузавин, Г.И. Научная теория: логико-методологический анализ [Текст] / Г.И. Рузавин. – М.: Мысль, 1978. – 244 с.
85) Рузавин, Г.И. Предмет и основные концепции философии науки [Текст] / Г.И. Рузавин // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2005. № 2 (46). - С. 154-162.
86) Рузавин, Г.И. Роль и место абдукции в научном исследовании[Текст] / Г.И. Рузавин // Вопросы философии. 1998. - № 1.
87) Рузавин, Г.И. Методология научного познания [Учеб. пособ.] / Г.И. Рузавин. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 287 с.
88) Смирнова, Н.М. Философия, специализированное социальное знание и жизненный мир человека[Текст] / Н.М. Смирнова // Наука глазами гуманитариев / Отв. Ред. В.А. Лекторский. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – С. 167-201.
89) Смирнова, Н.М. Социально-теоретическое знание и жизненный мир: классический и неклассический тип взаимодействия[Текст] / Н.М. Смирнова // Теория и жизненный мир человека. М. 1995.
90) Сокулер, З. А. Знание и власть: наука в обществе модерна[Текст] / З. А. Сокулер. — СПб. РХГИ, 2001. - 240 с.
91) Социальная динамика современной науки: Сб. науч. статей / Отв. ред. Е. А. Мамчур. – М.: Наука, 1995. – 276 с.
92) Степин, В. С. Философия науки и техники: [Учеб. Пособие]. / В. С. Степин, В.Г. Горохов, М. А. Розов. – М.: Контакт-Альфа, 1996. – 380 с.
93) Степин, В. С. Становление и развитие научной теории [Текст] / В. С. Степин. – Минск: Изд-во БГУ, 1978. – 319 с.
94) Степин, В.С. Особенности научного познания и критерии типов научной рациональности [Текст] / В.С. Степин // Эпистемология и философия науки. - 2013. - Т. 36. - № 2. - С. 78-91.
95) Степин, В.С. Типы научной рациональности и синергетическая парадигма [Текст] / В.С. Степин // Сложность. Разум. Постнеклассика. – 2013. – № 4. – С. 45-59.
96) Степин, В. С. Теоретическое знание[Текст] / В. С. Степин. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 744 с.
97) Степин, В.С. Парадигмальные образцы решения теоретических задач и их генезис[Текст] / В.С. Степин // Философия науки: сб. статей / отв. Ред. А. М. Анисов. – М.: ИФРАН, 1988. – Вып. 4. – С. 10 – 26.
98) Стёпин, В.С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты) [Текст] / В.С. Степин // Вопросы философии, 2004. - № 3. – С. 37-43.
99) Томпсон, М. Философия науки [Текст] / Мел Томпсон.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 304 с.
100) Тощенко, Ж.Т. Классификация наук: отражает ли она новую реальность? [Текст] / Ж.Т. Тощенко // Вестник ВЭГУ. - 2014. - № 6 (74). - С. 96-105.
101) Туманова, М.А. Мировоззренческое и социокультурное измерение следствий научно-технологического прогресса для общества [Текст] / М.А. Туманова, Н.З. Алиева, Ю.С. Шевченко // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5 // URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7293
102) Устюжанина, Е.В. Научная школа как структурная единица научной деятельности [Текст] / Е.В. Устюжанина, С.Г. Евсюков, А.Г. Петров, Р.В. Казанкин, М.Б. Дмитриева. – М.: ЦЭМИ РАН, 2011. – 73 с.
103) Финогентов, В.Н. Лекции по философии науки: учебное пособие для аспирантов [Текст] / В.Н. Финогентов. – Уфа: Уфимск. гос. академ. экономики и сервиса, 2006. – 246 с.
104) Фролов, И. Т. Этика науки [Текст] / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. – М.: Политиздат, 1986. – 398 с.
105) Флек, Л. Возникновение и развитие научного факта[Текст] / Л. Флек. – М.: Дом интеллектуальной книги,1998. – 224 с.
106)
107) Хесле, В. Философия и экология [Текст] / В. Хесле. - М.: Наука, 1993. 204 с.
108) Холтон, Дж. Что такое «антинаука» [Текст] / Дж. Холтон // Вопросы философии. – 1992. – № 12. – С. 26-58.
109) Цофнас, А.Ю. Типы научных проблем [Текст] / А.Ю. Цофнас // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. – СпбГУ, 2004. – С. 133-135.
110) Швырев, В.С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки [Текст] / В.С. Швырев. - М.: Наука, 1966. – 156 с.
111) Швырёв, В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании [Текст] / В. С. Швырев. – М.: Наука, 1978. – 382 с.
112) Швырев, В.С. Рациональность как философская проблема [Текст]/ В.С. Швырев // Рациональность как предмет философского исследования. - Москва, 1995.- С. 3-20.
113) Шюц, А. Формирование понятия и теории в общественных науках[Текст] / А. Шюц // Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996. - С. 526-541.
114) Шюц, А. Смысловое строение социального мира [Текст] /А. Шюц // Избранное: Мир, светящийся смыслом. - М., 2004.
115) Эволюционная эпистемология: проблемы и перспективы: Сб. ст. / Отв. ред. И. П. Меркулов. – М.: РОССПЭ, 1996. – 197 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
ТЕМА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУКИ................4
§ 1. Предмет и характерные черты философии науки…………………………...4
§ 2. Научное знание как система, его специфика…………………………………8
§ 3. Проблема демаркации научного знания. Научное и вненаучное знание….11
§ 4. Понятие науки. Три аспекта бытия науки…………………………………...15
§ 5. Основные концепции философии науки…………………………………….18
§ 6. Многообразие типов и отраслей научного знания, критерии их классификации…………………………………………………………………………..29
§ 7.Функции науки в жизни общества……………………………………………34
ТЕМА II. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ…..36
§ 1. Наука как феномен культуры………………………………………………...36
§ 2. Традиционная культура и техногенная цивилизация……………………….40
ТЕМА I II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ……………………………………………...46
§1. Генезис науки и проблема периодизации ее истории: : от преднауки к науке классической, неклассической, постнеклассической……………………………46
§ 2. Становление первых форм теоретической мысли в античности…………..50
§3. Формирование предпосылок научного мышления и опытной науки в культуре средневековья и Возрождения………………………………………….54
§4. Этапы, особенности новоевропейской науки и ее методологии……………61
§5. Революции в естествознании конца ХIХ - начала ХХ в. и становление идей и методов неклассической науки…………………………………………...67
§6. Становление постнеклассической науки. Главные характеристики современной постнеклассической науки…………………………………………70
§7. Становление социально-гуманитарных наук………………………………...73
ТЕМА IV. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ…………………………….78
§1. Структура и уровни научного знания. Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания……………………………………..79
§2. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Факт и проблема его теоретической нагруженности…………………………………….81
§3. Структура теоретического знания: первичные теоретические модели и законы, теория, теоретические модели…………………………………………...84
§4. Основания науки и их структура……………………………………………...88
§5. Идеалы и нормы научного исследования…………………………………….91
§6. Научная картина мира, ее исторические формы и функции………………..92
§7. Роль философии в обосновании научного знания, в развитии науки. Философские основания науки……………………………………………………95
ТЕМА V. МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ…….98
§ 1. Специфика методологии науки………………………………………………98
§2. Методы научного познания и их классификация…………………………..101
ТЕМА VI. ДИНАМИКА НАУКИ И ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ …………………………………………………………………………111
§1. Динамика научного знания и модели роста научных знаний……………..115
§3. Общие закономерности развития науки…………………………………….117
ТЕМА VII. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ…………………………………………...122
§1. Научные традиции и научные революции. Их роль в динамике научного знания……………………………………………………………………………...122
§2. Научная рациональность, ее структура и типология………………………129
§3. Глобальные революции и смена исторических типов научной рациональности…………………………………………………………………...133
ТЕМА VIII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯНАУКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА……………………………………………………………………..138
§1. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска………………………………………………………138
§2. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира………141
§3. Экологическая этика и ее философские основания. В.И. Вернадский – биосфера, техносфера и ноосфера……………………………………………….144
§ 4. Наука в контексте современной техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм…………………………………………………………………….153
§5. Роль науки и техники в процессе возникновения и разрешения глобальных проблем современности. ………………………………………………………...157
ТЕМА IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ НАУКИ…………………………….161
§ 1. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки……………………………………………………161
§ 2. Расширение этоса науки. Этические проблемы современной науки…….164
§3. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности………………………………………………………………………166
§ 4. Историческое развитие способов трансляции научных знаний…………169
§ 5. Соотношение науки и экономики, науки и власти………………………...173
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….178
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….179
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..197
Учебное издание
Пастушкова Ольга Вячеславовна
Белоглазова Людмила Алексеевна
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
В авторской редакции
Подписано к изданию 24.11.2016.
Объем данных 2 Мб.
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный
технический университет»
394026 Воронеж, Московский просп., 14
Дата: 2019-03-05, просмотров: 289.