Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского, является единство биосферы и человечества. Он рассматривал человеческую деятельность как геологический фактор, во многом определяющий дальнейшее развитие Земли. Человеческий разум воспринимался им как космическое явление, естественная и закономерная часть природы. Природа создала разумное существо, постигая таким образом себя.
В учении о биосфере человек и человечество выступают преимущественно одной своей сущностной гранью - как часть живого вещества, подчиненного общим законам организованности биосферы, вне которой оно существовать не может. И человеческая мысль выступает здесь одним из новых геологических факторов, осуществляющих в небывалых ранее масштабах биогеохимические превращения вещества и энергии, но еще факторов стихийных, бессознательных, что неоднократно подчеркивал Вернадский. При этом стихийность им понималась как закономерность, как неотвратимый геологический процесс не зависящий от воли и сознания отдельных индивидуумов.
Рассматривая роль антропогенных факторов. В.И. Вернадский отмечал растущее могущество человека, в результате чего его деятельность приводит к изменению структуры биосферы. Вместе с тем сам человек и человечество теснейшим образом связаны с живым веществом, населяющим нашу планету, от которого они реально никаким физическим процессом не могут быть отделены. Эволюционный процесс живых веществ, охвативший биосферу, сказываете и на ее косных природных телах и получает особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу - научную мысль социального человечества. Так Вернадский определяет переход биосферы в ноосферу. При разработке этого учения он использует и синтезирует не только геологический и биологический, но и социально-исторический материал.
Необходимо отметить, что впервые понятие ноосфера (от греч. noos – разум и sphaira – шар, область) было предложено французским математиком Э. Леруа, который имел в виду, в основном, мыслительную деятельность людей и обмен ее результатами в человеческом обществе с последующим накоплением знаний от поколения к поколению. Позже похожее понимание ноосферы было продолжено французским палеонтологом и священником П. Тейяром де Шарденом, который попытался представить ноосферу как мыслящий пласт планеты, непрерывно ширящийся и восходящий в конечном счете, к некоторому высшему своему значению. По его словам, с «первым проблеском мысли на Земле жизнь породила силу, способную критиковать ее саму и судить о ней». Ноосфера включала в себя мысли и дела человека, совокупность мыслящих сил и единиц. Вовлеченная во всеобщее объединение посредством совместных действий, она будет влиять и в значительной степени определять эволюцию нашей планеты.
В едином эволюционном потоке понятие «ноосфера» фиксирует появление и использование новых средств и факторов развития, имеющих духовно-психическую природу. По мысли Тейяра де Шардена, с появлением ноосферы завершается после более чем шестисот миллионов лет биосферное усилие церебрализации - развития нервной системы. Это огромный эволюционный скачок в планетарном и космическом развитии, сравнимый разве что с явлением витализации материи, т.е. с возникновением самой жизни. Появление человека, способного к свободному изобретению и к рефлексии, осознаванию своих действий и мыслей, - это с логической точки зрения и новое, перспективное развитие предыдущей - биологической формы движения материи, и фактор, задающий перед лицом неодушевленной материи «новый порядок реальности». Это действительно инициативный системообразующий фактор, который по своей «физической внедренности» выступает не как внешний, инородный элемент, а как нечто равнозначное, но превосходящее все существующее.
В.И. Вернадский «очистил» концепцию ноосферы Тейяра де Шардена от религиозных наслоений и вложил в это понятие более емкий диалектико-материалистический смысл.
К общей идее, лежащей в основе учения о ноосфере, В. И. Вернадский пришел еще в самых ранних своих работах конца прошлого века. Она складывалась в виде определенной концепции творческого характера человеческого разума, не только отражающего внешний мир, но и активно воздействующего через труд на условия существования людей. В письмах, дневниках, различных статьях и заметках того периода В. И. Вернадский неоднократно обращался к обоснованию идеи активности человеческого разума. Еще в 1892 г. он писал: «Вдумываясь в окружающую будничную жизнь, мы можем... видеть постоянное стремление человеческой мысли покорить и поработить себе факты совершенно стихийного на вид характера... Быстро исчезает человеческая личность, но часто чрезвычайно долго в круговороте текущей жизни сказывается ее мысль и влияние ее труда. В сущности, мы видим во всей истории постоянную борьбу сознательных укладов жизни против бессознательного строя мертвых законов природы, и в этом напряжении сознания вся красота исторических явлений, их оригинальное положение среди остальных природных процессов». Вернадский предупреждал, что процесс перехода биосферы в ноосферу не может происходить однонаправлено, что на этом пути временные отступления неизбежны.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 347.