Философские взгляды периода Киевской Руси как продолжения лучших идей античной философии. Основные письменные источники этого периода: «Изборники», «Диалектика» И.Дамаскина, «Наставление» Владимира Мономаха, «Слово, о законе и благодати» митрополита Иллариона и др.
Становление славянского неоплатонизма, исихазма, ареопагетики. Взгляды Юрия Дрогобича о гармоничном развитии человека и обществах. Учение ареопагетиков о познании как понимании Бога. Учение И.Вишенского о мире как творении Бога.
Роль братских школ и Киево-могилянской академии в распространении и развитии просветительства, культуры и философии. Идеи человеческого достоинства и развития украинской нации и культуры.
Г.С.Сковорода – выдающийся философ и просветитель, последователь философии Б. Спинозы. Пантеизм и гилозоизм философии Г.С. Сковороды, .його учение о трёх миры и двух натурах.
Значительный взнос в философскую сокровищницу Украины учения В.И Вернадского о ноосфере. Разум как естественное следствие эволюции жизни на планете Земля.
Смысловой модуль 6.
Основные течения европейской философии в конце ХIХ – начале ХХ века.
Появление философии марксизма как органической составляющей марксистской теории об экономике, человеке и обществе.
Социальные предпосылки формирования марксистской философии: вступление на историческую арену нового класса – пролетариата, который не имел идеологического обоснования своей исторической роли; перемещение центра мирового революционного движения в Германию.
Общественно – теоретические предпосылки марксистской философии: немецкая классическая философия, английская политическая экономия, французский утопический социализм.
Естественно – научные предпосылки марксизма: открытие клеточного построения растительного и живого мира, открытие закона сохранения и преобразовывания энергии, разработка эволюционной теории Ч. Дарвином.
Формирование основ диалектико материалистического мировоззрения. Суть материалистического понимания истории. Развитие истории как результат действия закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Структура производительных сил. Средства труда и предметы труда их характеристика.
Новая концепция общественного сознания. Проблема человека, его порабощения и свободы. Разработка концепции материалистической диалектики К. Марксом и Ф. Энгельсом. Учение марксизма об общественно – экономической формации. Вывод о переходе от одной общественной формации к другой только путем революции. Революции – локомотивы истории. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил как объективная основа революционного изменения общественно-экономических формаций.
Последующее развитие философии марксизма В.И.Лениним. Субъективизм и волюнтаризм Ленина в трактовке теории К. Маркса и Ф. Энгельса. Разработка В. Лениним и воплощение в жизнь его продолжателями идей социалистического тоталитарного режима Платона и С. Нечаева.
Иррационализм и позитивизм в европейской философии. Ограничение роли ума в философии иррационализма, утверждения иррационального характера бытия, сведение его к воле, к субъективному существованию человеческого «Я», к стремлению к власти. Философские взгляды А.Шопенгауера, С.Кьеркегора, Ф.Ницше. Учение А. Шопенгауера о воле. Философия жизни Ф. Ницше. Воля к власти как основная цель и смысл жизни. Учение о сверхчеловеке Ф. Ницше.
О. Конт – основатель позитивной философии. Содержание труда О. Конта „Курс позитивной философии. Характеристика основных законов О. Конта: Закона трех стадий, закона постоянного подчинения воображения наблюдению, энциклопедического закона классификации наук. Три стадии интеллектуального развития по О. Конту: теологическая стадия, метафизическая стадия, позитивная стадия. Три стадии технической эволюции: традиционное общество, доиндустриальное общество, индустриальное общество.
Особенности российской и украинской философии этого периода, взгляды западников, славянофилов. Особенности философии Ф.Достоевского, Л.Толстого, В.Соловьёва, Н.Бердяева. Учение Н.Бердяева о свободе, творчестве и личности.
Смысловой модуль 7.
Современная философия о проблемах и перспективах развития цивилизации.
Особенности общественно-политического и научно-технического развития в ХХ веке и их отражение в современной философии. Технократические идеи, сциентизм и антисциентизм. Новое решение проблемы человека, экзистенциальная философия. Основные школы современной философии, идеалистические направления и их эволюция. Феноменология и ее идея о сознании как основном предмете философии. Позитивизм в ее новейших формах как стремление лишить философию методологической и мировоззренческой функции. Экзистенциализм – философия существования. Пессимизм и безысходность философии экзистенциализма. Герменевтика как субъективно идеалистическое философское направление. Основной предмет философии – исследование текстов. Язык как важнейшее условие благоустройства связи событий. Неотомизм – наиболее влиятельная религиозно философская школа католицизма. Субъективно – идеалистический характер прагматзма, психоанализа, структурализма.
Философия о проблемах и перспективах развития цивилизации. Понятие цивилизации. Отношения цивилизаций и их отражение в философии. Глобальные проблемы современности: проблемы войны и мира, ликвидация экономической и технико-экономической отсталости, минерально-сырьевая, энергетическая, загрязнение окружающей среды, демографические проблемы, проблема здравоохранения, проблема общественной нравственности и пути их решения.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 177.