Философия, ее роль и функции, в обществе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Суть мировоззрения и его исторические типы: мифологическое мировоззрение (мифология), религиозное мировоззрение (религия ), философское мировоззрение ( философия ), их характеристика. Мифология как идеология первобытного общественного строя. Философское содержание теогонических, космогонических и космологических мифов. Характеристика креационних, эволюционных, антропологических и эсхатологических мифов. Причины появления религии как исторического типа мировоззрения. Исторические формы религии и их характеристика. Самые давние формы религиозных верований: анимизм, тотемизм, фетишизм и магия. Национальные религии, причины и особенности их появления. Мировые религии: буддизм, христианство, и ислам. Рождение философской теоретической мысли. Философия как особенная наука. Соотношение философии и конкретных наук. Отличия науки от философии по их предмету. Отличия науки от философии по их методу. Идея мудрости у философии - понимание мира и человеческой жизни из позиции ума. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание. Практическое, познавательное, ценностное отношение человека к миру. Философия и мировоззрение. Основной вопрос философии как отношение мышления к бытию и две его стороны. Материализм и идеализм как выразители двух сторон основного вопроса философии. Основные формы материализма в истории философии. Объективный и субъективный идеализм, их характеристика. Дуализм и его суть, причины его появления. Агностицизм, исторические формы агностицизма. Философский метод как способ построения и обоснования философского знания. Исторические предпосылки и закономерность появления метафизического и диалектического методов в философской науке. Характеристика метафизического и диалектического методов философского мышления. Исторические формы диалектики: стихийная диалектика древних времен(античная диалектика), немецкая классическая диалектика, материалистическая диалектика. Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, воспитательная и образовательная. Философия в системе культуры. Философия и современная наука.

Историко-культурные предпосылки возникновения философии. Суть историко-философского процесса, типологізация философии. Своеобразие философии в Древней Индии и Китае. Философия вед и неортодоксальные философские школы Индии. Даосизм и конфуцианство как древнейшие философские школы Китая.

 

Смысловой модуль 2.

Античная философия

Становление античной философии, ее связь с достижениями естествознания и мифологией. Космоцентричний характер древнегреческой философии.

Период натурфилософии античной философии. Суть философских взглядов представителей милетской школы: Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра. Поиски первоосновы мира в построениях натурфилософии.

Научные достижения натурфилософии Понятия „архе” у Анаксимандра, его содержание. Апейрон как гениальное предвидение атомистического построения мира в натурфилософии Анаксимена

Идеи Левкиппа и Демокрита – вершина развития античной натурфилософии. Атомистическая теория Демокрита – высшее достижение античного материализма.

Зарождение и функционирование основных школ античной философии. Становление античной диалектики. Стихийная диалектика Гераклита как отпечаток развития мира в мышлении человека.

 Пифагор – основатель религиозно – философского направления греческой философии.

Метафизика бытия Ксенофана и его критика антропоморфического политеизма традиционной античной мифологии. Пантеистический вариант философского монотеизма.

        Критика гомеровско – гесиодовской мифологии Ксенофаном. Эмпиричнисть и Натурфилософичность космогонии Ксенофана.

Путь истины и путь мысли в произведении Парменида „О природе». Космогонические и космологические идеи Парменида.

 Проблема человека, общества и государства, в древнегреческой философии. Сократ и поворот к целостному идеалистическому учению. Этическое учение Сократа. Учение Сократа о человеке и государстве.

Платон - творец всеобъемлющей системы объективного идеализма античной Греции. Диалектические идеи Платона. Учение Платона об идеальном государстве.

Аристотель – гениальный мыслитель античного мира. Критика Аристотелем философского учения Платона. Социально – политические идеи Аристотеля. Этические положения Аристотеля. «Этика к Никомаху». Развитие Аристотелем учения о правилах мышления и создание им формальной логики.

Развитие философии античной Греции в Древнем Риме. Характеристика основных школ эллино – римской философии. Мегерская школа Эвклида. Элидо – Эритрейская школа Федона. Киренская школа Аристида. Киническая школа Антисфена и Диогена. Школа римского стоицизма А. Л. Сенеки, Философия Эпикура, Лукреция.

 

Смысловой модуль 3.

 Философия средневековья и эпохи Возрождения

Этапы развития средневекового общества: давнее общество У – Х1 века, развитое общество ХП – ХУ века, позднее общество ХУ1 – середина ХУП века. Основные особенности трех этапов эпохи средневековья.

Характерные черты мировоззрения средневековья: ретроспективность, традиционализм, теоцентризм, креационизм, провиденциализм, и ревеляционизм. Смена роли и социальных функций философии, ее религиозный характер. Апологетика и патристика родителей церкви.

Общество и история в философско – религиозном учении А. Августина. Произведения А. Августина – главный источник философии и теологии ХП – ХШ веков. Геоцентрический характер мировоззрения А. Августина.

Европейская схоластика. Философия Ф.Аквинского – своеобразное соединение философии Аристотеля с христианской мыслью. Этапы развития схоластики: ранняя схоластика 1Х – ХП века, этап развития схоластики – ХШ века и этап упадка ХУ1 века.

Спор о природе общих понятий (универсалий) .Теоретическая борьба номинализма (Дунс Скотт, Роджер Бекон, Вильям Оккам) и реализма(Иоанн Скотт, Ансельм Кентеберийский). Фома Аквинский как выразитель идей реализма и идеализма.

     Характерные черты философии эпохи Возрождения как возрождения античной культуры: антропоцентризм и гуманизм. Натурфилософия Возрождения.

     Философия итальянского гуманизма. Идеи Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Джованни Бокаччо. Философские идеи творчества Микеланджело, Рафаэля Санти, Шекспира, Сервантеса.

Ренессансный неоплатонизм как жажда к моральной целостности и чистоте человека. Этические идеи Николая Кузанского и Я. Беме. Мистицизм Мейстера Екхарта. Идеи неоплатонизма в философии Марсилио Фичино. Пантеистические идеи Джованни Пико делла Мирандола.

     Направление натурфилософии в философии эпохи Возрождения. Рождение новой науки: Леонардо – да Винчи, Левенгук, Кеплер, Галилей, Н. Коперник, Торичелли. Гелиоцентрическая теория Николая Коперника и ее философское значение. Философские идеи Д.Бруно о бесконечности Вселенной, множестве миров, его утверждения о саморазвитии миров, об отсутствии потустороннего мира.

    Философские идеи об обществе и государстве Н. Макиавелли. Новый подход к политике как деятельности, свободной от влияния метафизике, морали и религии. Учение Н. Макиавелли о сильной государственной власти.

    Учение о социально – общественной перестройке на принципах утопического социализма. Произведение Т. Мора „Утопия – памятник утопического коммунизма. Коммунистический идеал Т. Кампанеллы в произведении „Город солнца”.

Смысловой модуль 4

 Философия Нового времени.

Развитие науки и формирование нового мировоззрения – мировоззрения буржуазного общества. Основные особенности, проблемы и направления философии Нового времени. Создание механико-материалистической картины природы. Эмпиризм и рационализм как основные направления развития философии Нового времени. Проблема теории познания – центральная теория эпохи Нового времени.

Эмпиризм и проблема метода в философии Ф.Бекона. Ф. Бекон об индуктивном методе в науке. „Новый Органон» как учение о методе. « Новая Атлантида» Ф. Бекона как панегирик научно – техническому прогрессу.

 Т. Гоббс и Д. Локк – продолжатели учения Ф. Бекона. Т. Гоббс как разработчик теории создания государства путем общественного договора. Материалистический сенсуализм Локка в теории познания. Его учение о первичных и вторичных качествах.

Рационализм философии Р.Декарта. Его учение о врожденных идеях. Познание как воспоминание. Дуализм Р. Декарта. Ясность и выразительность мысли как критерий истины в познании.

Пантеизм и гилозоизм Бенедикта Спинозы. Материя – causa sui.

Субъективный идеализм и агностицизм Д. Беркли и Д. Юма.

Плюралистично – идеалистическая концепция активно действующих субстанций – монад – сущность философии Г.В. Лейбница.

Философские идеи эпохи Просвещения. „Знание – сила” – главный лозунг філолсофии эпохи Просвещения. Рационализм и критика религии, общества, государственного строя, господствующих идей просветительства и воспитания средневековья. Французский материализм XV111 века, философские идеи "энциклопедистов". Материализм, атеизм и свободомыслие Ф. Вольтера, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Ж.Ж.. Руссо. «Система природы» П. Гольбаха – вершина учения о материи французского материализма.

Основные особенности немецкой классической философии. И.Кант – основатель немецкой классической философии. Диалектика Канта, его учение о познании. Агностицизм Канта. Развитие Кантом этики и эстетики. Категорический императив Канта. Объективный идеализм. Г.Гегель – творец системы объективного идеализма и диалектического метода. Открытие Гегелем законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количественных изменений, в качественных и обратно, закона отрицания отрицания. Антропологический материализм Л.Фейербаха и его характеристика. Учение Л. Фейербаха о человеке. Фейербах и христианство.

Смысловой модуль 5.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 173.