Философия, ее роль и функции, в обществе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Программа обязательной

 учебной дисциплин ы

ФИЛОСОФИЯ

Для студентов специальностей  07. 03. 04; 08. 03.01 Градостроительство;

Промышленное и гражданское строительство

  Квалификация (степень) выпускника Академический бакалавр
Факультет   Архитектурно - строительный  

        «УТВЕРЖДАЮ»

         Зам директора

 по учебно – воспитательной работе

___________ А. В. Андронов

«______»_______________2016__ год

 

 

Рассмотрено и одобрено назаседании  

 кафедры социально – гуманитарных

 наук

Протокол № 01 от «29» августа 2016 года

 

                                

 

 

                                Заведующий кафедры

                                                социально – гуманитарных наук

к.ф.н., доцент Михайлов А.Н.

«29» августа 2016 года

 

 

Симферополь –  2016 год

 

 

РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ:                              кфн, доцент Михайлов А.Н.                          

 

Одобрено методической комиссией высшего учебного заведения по  направлениям подготовки 07.03.04 Градостроительство; 08. 03.01 Промышленное и гражданское строительство

 

Протокол № 01 от «30» августа 2016 года

 

«29» ноября 2016 года                       Председатель ____________ ( Барыкин Ю. В.)

 

 

              

 

 


 ВСТУПЛЕНИЕ

Программа изучения нормативной учебной дисциплины “Философия” составлена               в соответствии с образовательно профессиональной программой подготовки бакалавра по направлениям подготовки 07.03.04 ; 08. 03.01 Градостроительство; Промышленное и гражданское строительство

.                                                                                                                                            

   Предметом изучения учебной дисциплины является объективная и субъективная реальность, законы функционирования и развития природы, общества и человека

Междисциплинарные связки:

Изучение философии происходит на втором курсе в третьем и четвёртом семестрах и базируется на курсе истории России,  истории и культуре народов Крыма, которые изучаются в первом семестре . В свою очередь, философия является базовой учебной дисциплиной для психологии социального взаимодействия. Эта учебная дисциплина  изучается на третьем курсе  в  пятом семестре.

Программа учебной дисциплины состоит из таких содержательных модулей:

Философия, ее роль и функции, в обществе.

Античная философия

Философия средневековья и эпохи Возрождения

4. Философия Нового времени.

Традиции и особенности развития философии в России.

6. Основные течения европейской философии в конце ХIХ – началу ХХ века.

Современная философия о проблемах и перспективах развития цивилизации.

Философские проблемы бытия и сознания.

Философская антропология, природа и общество.

Модуль 1.

Смысловой модуль 1.

Смысловой модуль 2.

Античная философия

Становление античной философии, ее связь с достижениями естествознания и мифологией. Космоцентричний характер древнегреческой философии.

Период натурфилософии античной философии. Суть философских взглядов представителей милетской школы: Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра. Поиски первоосновы мира в построениях натурфилософии.

Научные достижения натурфилософии Понятия „архе” у Анаксимандра, его содержание. Апейрон как гениальное предвидение атомистического построения мира в натурфилософии Анаксимена

Идеи Левкиппа и Демокрита – вершина развития античной натурфилософии. Атомистическая теория Демокрита – высшее достижение античного материализма.

Зарождение и функционирование основных школ античной философии. Становление античной диалектики. Стихийная диалектика Гераклита как отпечаток развития мира в мышлении человека.

 Пифагор – основатель религиозно – философского направления греческой философии.

Метафизика бытия Ксенофана и его критика антропоморфического политеизма традиционной античной мифологии. Пантеистический вариант философского монотеизма.

        Критика гомеровско – гесиодовской мифологии Ксенофаном. Эмпиричнисть и Натурфилософичность космогонии Ксенофана.

Путь истины и путь мысли в произведении Парменида „О природе». Космогонические и космологические идеи Парменида.

 Проблема человека, общества и государства, в древнегреческой философии. Сократ и поворот к целостному идеалистическому учению. Этическое учение Сократа. Учение Сократа о человеке и государстве.

Платон - творец всеобъемлющей системы объективного идеализма античной Греции. Диалектические идеи Платона. Учение Платона об идеальном государстве.

Аристотель – гениальный мыслитель античного мира. Критика Аристотелем философского учения Платона. Социально – политические идеи Аристотеля. Этические положения Аристотеля. «Этика к Никомаху». Развитие Аристотелем учения о правилах мышления и создание им формальной логики.

Развитие философии античной Греции в Древнем Риме. Характеристика основных школ эллино – римской философии. Мегерская школа Эвклида. Элидо – Эритрейская школа Федона. Киренская школа Аристида. Киническая школа Антисфена и Диогена. Школа римского стоицизма А. Л. Сенеки, Философия Эпикура, Лукреция.

 

Смысловой модуль 3.

 Философия средневековья и эпохи Возрождения

Этапы развития средневекового общества: давнее общество У – Х1 века, развитое общество ХП – ХУ века, позднее общество ХУ1 – середина ХУП века. Основные особенности трех этапов эпохи средневековья.

Характерные черты мировоззрения средневековья: ретроспективность, традиционализм, теоцентризм, креационизм, провиденциализм, и ревеляционизм. Смена роли и социальных функций философии, ее религиозный характер. Апологетика и патристика родителей церкви.

Общество и история в философско – религиозном учении А. Августина. Произведения А. Августина – главный источник философии и теологии ХП – ХШ веков. Геоцентрический характер мировоззрения А. Августина.

Европейская схоластика. Философия Ф.Аквинского – своеобразное соединение философии Аристотеля с христианской мыслью. Этапы развития схоластики: ранняя схоластика 1Х – ХП века, этап развития схоластики – ХШ века и этап упадка ХУ1 века.

Спор о природе общих понятий (универсалий) .Теоретическая борьба номинализма (Дунс Скотт, Роджер Бекон, Вильям Оккам) и реализма(Иоанн Скотт, Ансельм Кентеберийский). Фома Аквинский как выразитель идей реализма и идеализма.

     Характерные черты философии эпохи Возрождения как возрождения античной культуры: антропоцентризм и гуманизм. Натурфилософия Возрождения.

     Философия итальянского гуманизма. Идеи Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Джованни Бокаччо. Философские идеи творчества Микеланджело, Рафаэля Санти, Шекспира, Сервантеса.

Ренессансный неоплатонизм как жажда к моральной целостности и чистоте человека. Этические идеи Николая Кузанского и Я. Беме. Мистицизм Мейстера Екхарта. Идеи неоплатонизма в философии Марсилио Фичино. Пантеистические идеи Джованни Пико делла Мирандола.

     Направление натурфилософии в философии эпохи Возрождения. Рождение новой науки: Леонардо – да Винчи, Левенгук, Кеплер, Галилей, Н. Коперник, Торичелли. Гелиоцентрическая теория Николая Коперника и ее философское значение. Философские идеи Д.Бруно о бесконечности Вселенной, множестве миров, его утверждения о саморазвитии миров, об отсутствии потустороннего мира.

    Философские идеи об обществе и государстве Н. Макиавелли. Новый подход к политике как деятельности, свободной от влияния метафизике, морали и религии. Учение Н. Макиавелли о сильной государственной власти.

    Учение о социально – общественной перестройке на принципах утопического социализма. Произведение Т. Мора „Утопия – памятник утопического коммунизма. Коммунистический идеал Т. Кампанеллы в произведении „Город солнца”.

Смысловой модуль 4

 Философия Нового времени.

Развитие науки и формирование нового мировоззрения – мировоззрения буржуазного общества. Основные особенности, проблемы и направления философии Нового времени. Создание механико-материалистической картины природы. Эмпиризм и рационализм как основные направления развития философии Нового времени. Проблема теории познания – центральная теория эпохи Нового времени.

Эмпиризм и проблема метода в философии Ф.Бекона. Ф. Бекон об индуктивном методе в науке. „Новый Органон» как учение о методе. « Новая Атлантида» Ф. Бекона как панегирик научно – техническому прогрессу.

 Т. Гоббс и Д. Локк – продолжатели учения Ф. Бекона. Т. Гоббс как разработчик теории создания государства путем общественного договора. Материалистический сенсуализм Локка в теории познания. Его учение о первичных и вторичных качествах.

Рационализм философии Р.Декарта. Его учение о врожденных идеях. Познание как воспоминание. Дуализм Р. Декарта. Ясность и выразительность мысли как критерий истины в познании.

Пантеизм и гилозоизм Бенедикта Спинозы. Материя – causa sui.

Субъективный идеализм и агностицизм Д. Беркли и Д. Юма.

Плюралистично – идеалистическая концепция активно действующих субстанций – монад – сущность философии Г.В. Лейбница.

Философские идеи эпохи Просвещения. „Знание – сила” – главный лозунг філолсофии эпохи Просвещения. Рационализм и критика религии, общества, государственного строя, господствующих идей просветительства и воспитания средневековья. Французский материализм XV111 века, философские идеи "энциклопедистов". Материализм, атеизм и свободомыслие Ф. Вольтера, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Ж.Ж.. Руссо. «Система природы» П. Гольбаха – вершина учения о материи французского материализма.

Основные особенности немецкой классической философии. И.Кант – основатель немецкой классической философии. Диалектика Канта, его учение о познании. Агностицизм Канта. Развитие Кантом этики и эстетики. Категорический императив Канта. Объективный идеализм. Г.Гегель – творец системы объективного идеализма и диалектического метода. Открытие Гегелем законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количественных изменений, в качественных и обратно, закона отрицания отрицания. Антропологический материализм Л.Фейербаха и его характеристика. Учение Л. Фейербаха о человеке. Фейербах и христианство.

Смысловой модуль 5.

Смысловой модуль 6.

 Основные течения европейской философии в конце ХIХ – начале ХХ века.

Появление философии марксизма как органической составляющей марксистской теории об экономике, человеке и обществе.

Социальные предпосылки формирования марксистской философии: вступление на историческую арену нового класса – пролетариата, который не имел идеологического обоснования своей исторической роли; перемещение центра мирового революционного движения в Германию.

 Общественно – теоретические предпосылки марксистской философии: немецкая классическая философия, английская политическая экономия, французский утопический социализм.

Естественно – научные предпосылки марксизма: открытие клеточного построения растительного и живого мира, открытие закона сохранения и преобразовывания энергии, разработка эволюционной теории Ч. Дарвином.

 Формирование основ диалектико материалистического мировоззрения. Суть материалистического понимания истории. Развитие истории как результат действия закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Структура производительных сил. Средства труда и предметы труда их характеристика.

Новая концепция общественного сознания. Проблема человека, его порабощения и свободы. Разработка концепции материалистической диалектики К. Марксом и Ф. Энгельсом. Учение марксизма об общественно – экономической формации. Вывод о переходе от одной общественной формации к другой только путем революции. Революции – локомотивы истории. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил как объективная основа революционного изменения общественно-экономических формаций.

Последующее развитие философии марксизма В.И.Лениним. Субъективизм и волюнтаризм Ленина в трактовке теории К. Маркса и Ф. Энгельса. Разработка В. Лениним и воплощение в жизнь его продолжателями идей социалистического тоталитарного режима Платона и С. Нечаева.

Иррационализм и позитивизм в европейской философии. Ограничение роли ума в философии иррационализма, утверждения иррационального характера бытия, сведение его к воле, к субъективному существованию человеческого «Я», к стремлению к власти. Философские взгляды А.Шопенгауера, С.Кьеркегора, Ф.Ницше. Учение А. Шопенгауера о воле. Философия жизни Ф. Ницше. Воля к власти как основная цель и смысл жизни. Учение о сверхчеловеке Ф. Ницше.

О. Конт – основатель позитивной философии. Содержание труда О. Конта „Курс позитивной философии. Характеристика основных законов О. Конта: Закона трех стадий, закона постоянного подчинения воображения наблюдению, энциклопедического закона классификации наук. Три стадии интеллектуального развития по О. Конту: теологическая стадия, метафизическая стадия, позитивная стадия. Три стадии технической эволюции: традиционное общество, доиндустриальное общество, индустриальное общество.

Особенности российской и украинской философии этого периода, взгляды западников, славянофилов. Особенности философии Ф.Достоевского, Л.Толстого, В.Соловьёва, Н.Бердяева. Учение  Н.Бердяева о свободе, творчестве и личности.

 

Смысловой модуль 7.

    Современная философия о проблемах и перспективах развития цивилизации.

Особенности общественно-политического и научно-технического развития в ХХ веке и их отражение в современной философии. Технократические идеи, сциентизм и антисциентизм. Новое решение проблемы человека, экзистенциальная философия. Основные школы современной философии, идеалистические направления и их эволюция. Феноменология и ее идея о сознании как основном предмете философии. Позитивизм в ее новейших формах как стремление лишить философию методологической и мировоззренческой функции. Экзистенциализм – философия существования. Пессимизм и безысходность философии экзистенциализма. Герменевтика как субъективно идеалистическое философское направление. Основной предмет философии – исследование текстов. Язык как важнейшее условие благоустройства связи событий. Неотомизм – наиболее влиятельная религиозно философская школа католицизма. Субъективно – идеалистический характер прагматзма, психоанализа, структурализма.

Философия о проблемах и перспективах развития цивилизации. Понятие цивилизации. Отношения цивилизаций и их отражение в философии. Глобальные проблемы современности: проблемы войны и мира, ликвидация  экономической и технико-экономической отсталости, минерально-сырьевая, энергетическая, загрязнение окружающей среды, демографические проблемы, проблема здравоохранения, проблема общественной нравственности и пути их решения.

 

Смысловой модуль 8.

 Философские проблемы бытия и сознания.

Проблема происхождения и сущности мира. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия. Бытие вещей, человека, социальное и духовное бытие. Специфика бытия человека. Формирование научно философского понятия материи. Античные взгляды на материю. Разновидности взглядов на материю в эпоху философии Нового времени. Кризис в физике в конце Х1Х – в начале ХХ века и объективная необходимость гносеологического определения понятия материи. Определение материи В. Лениним в работе „Материализм и эмпириокритицизм”. Онтологическое и гносеологическое содержание понятия материи. Современная наука о строении и свойствах материи. Движение как способ существования материи, формы движения, и их классификация Пространство и время как формы существования материи. Общие свойства пространства и времени: объективность существования, бесконечность и бесграничность, вечность, несотворимость и неуничтожимость. Специфические свойства пространства: трехмерность и разнонаправленность. Специфические свойства времени: одномерность и однонаправленность. Философская интерпретация взаимосвязи пространства и времени в специальной и общей теории относительности А. Эйнштейна.

Сознание как идеальное отражение действительности. Возникновение сознания, его биологические и социальные предпосылки. Сознание и язык. Сознание и самосознание. Сознание и мышление. Структура и функции сознания: познавательная, творческая, целеполагания, управления и регуляции. Сознание и бессознательное.

Общественное сознание и его структура, связь с общественным бытием. Общественное и индивидуальное сознание. Идеология и общественная психология как уровни общественного сознания. Основные формы общественного сознания: экономическое сознание, политическое сознание, правовое сознание, моральное сознание, философское сознание, эстетичное сознание, религиозное сознание.

 

Смысловой модуль 9.

Смысловой модуль 10.

Смысловой модуль 11.

 Философские проблемы познания.

Познание как социально опосредствованное отношение критически развивающегося человека к миру. Элементы процесса познания: объект познания, субъект познания, содержание познания. Структура объекта познания: фрагменты вещественного мира, проявления духовных процессов человека, идеальные теоретические объекты науки.

Структура процесса познания, его диалектический характер. Чувственное познание, его характеристика и основные формы. Ощущение, восприятие и представление. Логическое познание, его характеристика и основные формы. Понятие, мысль и вывод. Диалектическая связь чувственной и логической степеней познания. Философское учение об истине. Проблема истины, ее объективность, абсолютность и относительность. Диалектика абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Практика и ее роль в познании. Методы научного познания: общие философские методы (диалектика и метафизика), общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, моделирование, абстрагирование, формализация ). Формы научного познания: научный факт, научная проблема, научная гипотеза, научная теория, научная концепция).

 

Смысловой модуль 12.

Философские проблемы общественного развития.

Общество как предмет философского анализа, мир социальных законов, основы и пределы человеческой свободы. Системность общества.

Основные сферы жизни общества, их суть, структура и взаимосвязь. Материальная сфера жизни общества как основа его существования. Содержание материальной сферы: способ производства материальных благ, его структура, диалектика производительных сил и производственных отношений; материальные отношения между людьми; экономическое сознание людей; материально – производственная деятельность; институты и организации, которые регулируют материально, – производственную деятельность. Соотношение материальной сферы общества и способа производства материальных благ.

 Социальная сфера жизни общества, ее определения. Структура социальной сферы: специфические социальные законы; наличие специфических социальных отношений с точки зрения равенства и неравенства людей в обществе; Собственный вид деятельности, направленный на удовольствие потребности интересов людей.

Политическая сфера жизни общества, ее определение. Структура политической сферы: политическое сознание, политические отношения, политическая деятельность. Субъекты политической деятельности: государство, его формы, типы и функции., политическая организация государства.

Духовная сфера жизни общества, ее определения. Структура духовной сферы: идеологическая составляющая, научная составляющая, художественно-эстетическая составляющая, религиозная составляющая, общественно воспитательная составляющая. Назначение духовной жизни общества.

Суть научного прогнозирования. Научное предвидение как способ научного исследования. Эмпирический и теоретический уровень предвидения. Формы научного предвидения: версия и гипотеза. Понятие социального прогнозирования. Основные методы социального прогнозирования: метод экстраполяции, метод исторических аналогий, метод экспертных оценок, метод написания сценариев будущего.

  Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Научно – технический прогресс и научно – техническая революция. Глобальные проблемы современности как последствия научно – технического прогресса.

Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Характеристика общественного прогресса в современную эпоху.

 

 

Основная литература

1. Введение в философию. Т.1, Т.2, - М., 1989.

2.  Горбань а.В. Михайлов а.Н., Философия.- Симферополь, 2012.

3. История философии на Украине, Киев, 1987 г.

4. Кальной и.И. Флософия.- Симферополь, 2004.

5. Мир философии. Т.1,т.2. - М.: Политиздат, 1993 г

6. Нижников С. А. История философии. Курс лекций.- М., 2004.

7. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии.- М., 2003.

8. Спиркин а.Г. Основы философии, - М.,1988 г.

9. Философия. Основные идеи и принципы. М.: Политиздат, 1990 .

10. Философия. - Ростов н/Д.: Феникс, 1995 г.

11. Философия, Киев "Фита", 1994 г.

 

                                   Вспомогательная литература

1.Быстрова А.Н. Мир культуры. Основы культурологи. - М.: КЖЭА, 2002.-712 с

2.Виндельбанд Вильгельм О свободе волы // Избранное. Дух и история. - М., 1995.

3. Гусейнов а.А. Социальная природа нравственности. - М., 1974.

4. Дробницкий о.Г. Понятие морали. — М., 1974.

5.Дейл Карнеги "Как завести друзей", - Минск, 1992 г.

6.Захария И. "Борьба идей в философской мысли на Украине ХУП-ХУШ в., Киев, 1982 г.

7.Серия "Мыслители прошлого", Москва, 1970-1975 гг.

8.С чего начинается личность, - М., Политиздат, 1982г.

9.Сумерки богов, - М., Политиздат, 1990г.

10.Таранов п.С. "120 философов", Т.1, Т.2 - "Таврия", 1995г.

11.Философская энциклопедия в 5-ти томах, - М., 1970

12.Философский энциклопедический словарь, - М.1983г

 

Информационные ресурсы

 

http://www.nbuv.gov.ua/

http :// www . dissercat . com /

http :// www . gaudeamus . omskcity . com /

http://www.arcto.ru/article/166

http://www.gumer.info/

http://sbiblio.com/biblio/

http :// lib . rus . ec /

http://eot.su/polit.articles-eot%20inoforum

Программа обязательной

 учебной дисциплин ы

ФИЛОСОФИЯ

Для студентов специальностей  07. 03. 04; 08. 03.01 Градостроительство;

Промышленное и гражданское строительство

  Квалификация (степень) выпускника Академический бакалавр
Факультет   Архитектурно - строительный  

        «УТВЕРЖДАЮ»

         Зам директора

 по учебно – воспитательной работе

___________ А. В. Андронов

«______»_______________2016__ год

 

 

Рассмотрено и одобрено назаседании  

 кафедры социально – гуманитарных

 наук

Протокол № 01 от «29» августа 2016 года

 

                                

 

 

                                Заведующий кафедры

                                                социально – гуманитарных наук

к.ф.н., доцент Михайлов А.Н.

«29» августа 2016 года

 

 

Симферополь –  2016 год

 

 

РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ:                              кфн, доцент Михайлов А.Н.                          

 

Одобрено методической комиссией высшего учебного заведения по  направлениям подготовки 07.03.04 Градостроительство; 08. 03.01 Промышленное и гражданское строительство

 

Протокол № 01 от «30» августа 2016 года

 

«29» ноября 2016 года                       Председатель ____________ ( Барыкин Ю. В.)

 

 

              

 

 


 ВСТУПЛЕНИЕ

Программа изучения нормативной учебной дисциплины “Философия” составлена               в соответствии с образовательно профессиональной программой подготовки бакалавра по направлениям подготовки 07.03.04 ; 08. 03.01 Градостроительство; Промышленное и гражданское строительство

.                                                                                                                                            

   Предметом изучения учебной дисциплины является объективная и субъективная реальность, законы функционирования и развития природы, общества и человека

Междисциплинарные связки:

Изучение философии происходит на втором курсе в третьем и четвёртом семестрах и базируется на курсе истории России,  истории и культуре народов Крыма, которые изучаются в первом семестре . В свою очередь, философия является базовой учебной дисциплиной для психологии социального взаимодействия. Эта учебная дисциплина  изучается на третьем курсе  в  пятом семестре.

Программа учебной дисциплины состоит из таких содержательных модулей:

Философия, ее роль и функции, в обществе.

Античная философия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 177.