Основные направления эргономической стандартизации в системе управления качеством продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На стандартизации основывается отечественная концепция уп­равления качеством промышленной продукции, реализующая ком­плексный подход к проблеме качества. Система управления каче­ством определяется как совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержа­ние необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, эксплуатации и потреблении. Система предусмат­ривает активные управляющие воздействия на ведущих этапах формирования качества изделий — проектирования и производства. Становится общепризнанным, что продукция должна соответ­ствовать эргономическим требованиям, которые призваны повы­сить ее качество, гуманизировать технику и всемерно облегчить труд. Необходимость использования рекомендаций эргономики осо­бенно четко выявилась при постановке проблем оценки качества (аттестации) продукции, а позднее — задачи управления качеством. По стандартизованному определению, под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соот­ветствии с назначением. Согласно такому пониманию, анализ качества продукции включает в себя рассмотрение не всех без исключения ее свойств, а только тех, которые связаны со способ­ностью удовлетворять постребности как отдельных членов общест­ва, так и общества в целом, т. е. целевые функции изделия соот­носятся с его социальным адресом. Эргономическая оценка обу­словливается тем, что значительная часть промышленной продук­ции рассчитана на прямой или опосредствованный контакт с чело­веком.

Одно из важнейших условий учета человеческого фактора при проектировании промышленных изделий и их оценке — разработка нормативно-технических документов по эргономике, направленных как на формирование, обеспечение и поддержание требуемого уровня качества, так и на систематическое его повышение. Объек­тами стандартизации в этом случае должны стать характеристики человека, проявляющиеся в процессе труда и потребления изде­лий; элементы технических систем и изделий, с которыми взаимо­действует человек (органы управления, средства отображения ин­формации и т. п.); распределение функций между человеком и ма­шиной и т. д.

С расширением и углублением работ по стандартизации требо­ваний эргономики встает вопрос о структурной организации нор­мативно-технических документов. Построение системы стандартов должно основываться на известных принципах разработки много­уровневых иерархических систем.

Первый (верхний) уровень должен включать в себя подготов­ку комплекса основополагающих документов системы эргономи­ческих стандартов, устанавливающих условия и принципы ее фун­кционирования, основные термины и определения, классификацию объектов стандартизации в эргономике и другие положения, на­правляющие разработку нормативных документов нижестоящих уровней.

Следующим звеном в структуре нормативно-технической доку­ментации должны явиться стандарты на эргономические нормы, требования и показатели, сформированные в две самостоятельно развивающиеся подсистемы. Подсистема 1 предусматривает раз­работку группы эргономических требований, используемых, как правило, при проектировании и изготовлении изделий и их комп­лексов. В подсистему II должны войти документы, устанавливаю­щие номенклатуру эргономических показателей качества, а также нормирующие процедуру, критерии и методы оценки качества про­дукции с позиций эргономики. Обе подсистемы также строятся по иерархическому принципу: от общих эргономических требований и от групповых эргономических показателей качества для видов объектов стандартизации до конкретных требований и единичных показателей качества для отдельных групп этих объектов. Особо следует отметить, что уровни иерархии подсистем одновременно являются и уровнями иерархии всей системы нормативно-техни­ческой документации по эргономике.

Конечная цель стандартов этого направления — внедрение эр­гономических норм, требований и показателей (отдельными под­разделами или разделами) в массив стандартов на аттестуемую продукцию, на типовые технологические процессы, конструктор­скую документацию и т. д.

Реализация рассмотренных основных направлений эргономи­ческой стандартизации в системе управления качеством продукции возможна в ближайшие годы.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 292.