Анализ отчетности компании
Финансовая устойчивость — это способность предприятия функционировать, развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов[9].
Предприятие может испытывать трудности, если оно нерационально использовало свои финансовые ресурсы, вложив их в сверхнормативные производственные запасы или допустив большую дебиторскую задолженность.
Положительно, для финансовой устойчивости - наличие источников формирования запасов, динамика собственных оборотных средств и их сохранность.
Финансовое состояние предприятия — это состояние капитала в процессе его кругооборота и способность предприятия к погашению своих обязательств на настоящий момент.
Компания «1С-Архитектора бизнеса» осуществляется финансовое планирование, которое состоит из:
- анализа финансовых показателей деятельности предприятия за предыдущий год на основе отчетных данных. Основное внимание уделяется объему оказанных услуг, затратам на их производство и полученной прибыли. Делаются выводы о результатах работы, выявляются имеющиеся проблемы;
- составления финансового плана, в котором делается расчет планируемого поступления средств от реализации услуг; составляется плановый отчет о прибылях, календарь расчетов с кредиторами, для погашения кредиторской задолженности предприятия. Делается баланс доходов и расходов;
- оперативного финансового планирования, с помощью разработки оперативных финансовых планов;
- текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности компании, которая определяет ее конечные финансовые результаты;
- анализа и контроля выполнения планов. Определяются фактические финансовые результаты деятельности, которые сопоставляются с плановыми показателями, выявляются причины отклонений, разрабатываются меры по устранению этих явлений.
Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью таких методов:
- экономического анализа – позволяющие определить тенденции изменения показателей в динамике, выявить резервы их улучшения;
- нормативный метод –установленных норм по отчислениям в бюджет и во внебюджетные фонды, нормы амортизации, ставки по кредиту, чтобы определить потребность в финансовых ресурсах и источниках их образования;
- балансовый метод – составление балансов, определяющих потребности и источники, для их удовлетворения.
На основании данных баланса проведем анализ ликвидности предприятия, для оценки его кредитоспособности, который заключается в сравнении активов с обязательствами по пассиву, по степени их ликвидности.
Активы предприятия делятся на две основные группы:
– внеоборотные активы – первый раздел баланса;
– текущие активы – второй раздел баланса.
По уровню ликвидности активы существенно различаются.
Пассивы предприятия делятся три раздела:
– постоянные пассивы - третий раздел пассива баланса;
– долгосрочные обязательства - четвертый раздел пассива баланса;
– краткосрочные обязательства - пятый раздел пассива баланса[10].
Срочность обязательств, также различна.
Постоянные пассивы - собственные средства предприятия. Долгосрочные пассивы – обязательства на срок более 12 месяцев. Краткосрочные обязательства – они могут быть предъявлены к оплате в любой момент и предприятие должно иметь текущих активов столько, чтобы иметь возможность покрыть свою краткосрочную задолженность.
Поэтому, нужно знать краткосрочную и долгосрочную ликвидность предприятия и необходимо отслеживать два момента: может ли предприятие погасить свою текущую задолженность и в состоянии ли полностью рассчитаться со всеми своими долгами перед кредиторами.
Бухгалтерская отчетность – основное средство обеспечения финансового анализа информацией. Основные экономические показатели «1С-Архитектора бизнеса» на основании (Приложения 1 ф.1) проведем анализ динамики баланса и его структуры (табл.1) и определим темпы роста статей баланса за 2017-2018 гг, сравнив их с темпами роста выручки (табл.1,2).
Таблица 1 - Агрегированный актив баланса«1С-Архитектора бизнеса» (тыс.руб.)
Наименование строки актива баланса предприятия | Условное обозначение | За 2017 | За 2018 | Откл | Удел. Вес откл % |
Внеоборотные активы | ВНА | 1 305 | 1305 | 100 | |
Текущие активы, в т.ч. | ТА | 4 812 | 3 611 | - 1 201 | - 25,0 |
товарные запасы | ТЗ | 309 | 426 | 117 | 37,9 |
Краткосрочная дебиторская задолженность | КДЗ | 3 614 | 2 394 | - 1 220 | - 33,7 |
Денежные средства | ДС | 889 | 791 | - 98 | - 11,0 |
Итого активы | А | 4 812 | 4 916 | 104 | 2,2 |
По анализу актива баланса видно, что валюта баланса, в целом, за отчетный период, увеличилась не значительно, всего на 2,2 %, что указывает на небольшую положительную динамику, но, при этом, у предприятия появились ВНА в размере 1 305 тыс. руб., это также, указывает на положительную динамику, размер ТА за 2018 год снизался на 25,0 %, на это повлияло: увеличение запасов на 37,9% и снижение дебиторской задолженности на 33,7%, уменьшение денежных средств на 11,0%
Агрегированный пассив баланса (табл.2).
Таблица 2 - Агрегированный пассив баланса «1С-Архитектора бизнеса» (тыс.руб.)
Наименование строки пассива баланса предприятия | Услов.об-ние | За 2017 год | За 2018 год | Откл | Удел. вес % |
Собственные средства | СС | 652 | 1 520 | 868 | 133,1 |
Текущие пассивы, в т.ч. | ТП | 4 160 | 3 396 | - 764 | - 18,4 |
краткосрочные заемные средства | КЗС | ||||
кредиторская задолженность, в т.ч. | КЗ | 4 160 | 3 396 | - 764 | - 18,4 |
Итого пассивы | П | 4 812 | 4 916 | 104 | 2,2 |
Изменения в пассиве баланса произошли за счет увеличения собственных средств на 133,1%, за счет снижения кредиторской задолженности на 18,4%, что демонстрирует положительную динамику, так как, предприятие стало более независимым, с ростом собственных средств.
Далее, проведем анализ структуры баланса (табл.3)
Анализ структуры баланса показывает, что в актив баланса за 2017 год состоял лишь из текущих активов, в которых 6,4% занимали запасы, 75,1% - дебиторская задолженность и 18,5% - денежные средства.
В 2018 году, у предприятия появились ВНА, которые составляют 26,6%, от итога баланса, доля текущих активов равна – 73,4%, они состоят:
- запасы – 8,7%;
- краткосрочная дебиторская задолженность – 48,7% ;
- денежные средства – 16%.
Пассив баланса за 2017 год выглядел следующим образом:
- собственные средства занимали в нем 13,5%, остальная доля принадлежала текущим пассивам, они составляли 86,5% и полностью состояли из кредиторской задолженности.
Таблица 3 - Анализ структуры баланса«1С-Архитектора бизнеса» (тыс.руб.)
Статья баланса | 2017 | Уд. вес % | 2018 | Уд.вес % |
Внеоборотные активы | - | 1 305 | 26,6 | |
Текущие активы | 4 812 | 100 | 3 611 | 73,4 |
Запасы материалов | 309 | 6,4 | 426 | 8,7 |
Краткосрочная дебиторская задолженность | 3 614 | 75,1 | 2 394 | 48,7 |
Денежные средства | 889 | 18,5 | 791 | 16,0 |
Итого активов | 4 812 | 100 | 4 916 | 100 |
Собственные средства | 652 | 13,5 | 1 520 | 30,9 |
Текущие пассивы | 4 160 | 86,5 | 3 396 | 69,1 |
Кредиторская задолженность | 4 160 | 86,5 | 3 396 | 69,1 |
Итого пассивов | 4 812 | 100 | 4 916 | 100 |
В 2018 году в нем произошли следующие изменения: доля собственных средств выросла с 13,5% до 30,9%, что указывает на положительную динамику. Величина текущих пассивов снизилась с 86,5% до 69,1%, это по-прежнему, только кредиторская задолженность предприятия. Данное изменение, также, является положительным.
В целом, можно сказать, что изменения в балансе за 2018 год имеют положительную направленность.
Далее, в (табл.4) проанализируем данные отчета о финансовых результатах (Приложение 2).
Таблица 4 - Анализ отчета о финансовых результатах «1С-Архитектора бизнеса» (тыс.руб.)
Наименование строки отчета о прибылях и убытках | 2017 | 2018 | Откл. | % откл. |
Выручка | 58 487 | 70 770 | 12 283 | 21,0 |
Себестоимость | - 23 972 | - 31 846 | - 7 874 | - 32,8 |
% к выручке | 41,0 | 45,0 | 4,0 | |
Валовая прибыль | 34 515 | 38 924 | 4 409 | 12,8 |
% к выручке | 59,0 | 55,0 | - 4,0 | |
Управленческие расходы | - 31 793 | - 35 400 | - 3 607 | - 11,3 |
% к выручке | 54,3 | 50,0 | - 4,3 | |
Прибыль (убыток) от продаж | 2 722 | 3 524 | 802 | 29,4 |
% к выручке | 4,6 | 5,0 | 0,4 | |
Проценты к получению | - | 2 | 2 | 100,0 |
% к выручке | - | - | - | |
Проценты к уплате | - 295 | - | - 295 | - 100,0 |
% к выручке | - 0,5 | - | - 0,5 | |
Прочие доходы | 1 461 | 1 860 | 399 | 27,3 |
% к выручке | 2,5 | 2,6 | 0,1 | |
Прочие расходы | - 3 356 | - 3 542 | - 186 | - 5,5 |
% к выручке | - 5,7 | - 5,0 | - 0,7 | |
Прибыль до налогообложения | 829 | 1 547 | 718 | 86,6 |
% к выручке | 1,4 | 2,1 | 0,7 | |
Налог на прибыль | 187 | 310 | 123 | 65,8 |
% к выручке | 0,3 | 0,4 | 0,1 | |
Чистая прибыль | 642 | 1 237 | 595 | 92,7 |
% к выручке | 1,1 | 1,7 | 0,6 |
Анализ показал, что выручка предприятия выросла за 2018 год на 21,0% или на 12 283 тыс. руб., при этом себестоимость выросла на 32,8%, и составила 45,0% к выручке, а в 2017 году ее удельный вес в выручке составлял 41,0%, это не является положительным фактором.
Валовая прибыль в 2018 году выросла на 12,8%, положительным фактором, можно отметить то, что управленческие расходы в 2018 году снизились, по отношению к выручке на 4,3%.
Прибыль от продаж увеличилась на 0,4%, прочие доходы выросли незначительно – на 0,1%, а прочие расходы увеличились незначительно.
Чистая прибыль увеличилась на 595 тыс. руб., а у удельном весе, к выручке, лишь на 0,6%.
В целом, можно сказать, что наблюдаются положительные сдвиги в деятельности предприятия.
Рассмотрим еще основные экономические показатели «1С-Архитектора бизнеса» (табл.5).
По приведенным экономическим показателям можно сказать, что стоимость основных фондов выросла на 100 %, стоимость же оборотных фондов, уменьшилась на 25,0%. Положительная динамика наблюдается по выручке, которая выросла за 2018 год на 21,0 %, но, при этом, себестоимость увеличилась на 20,5 %, то есть, аналогично росту выручки. Рост прибыли от продаж составил – 29,4 %, а чистой прибыли на 92,7%, что, несомненно, можно отнести, к положительным факторам предприятия.
Численность персонала выросла на 14,2 %, при этом, производительность труда выросла на 30,3 %, это один из лучших показателей данного анализа.
За счет каждого рубля стоимости основных фондов, в 2018 году было произведено продукции на 54,22 руб. в 2017 году предприятие не имело основных фондов, поэтому, рассчитать его фондоотдачу невозможно.
Таблица 5 - Анализ основных экономических показателей «1С-Архитектора бизнеса» тыс.руб.
Показатели | Ед.изм. | 2017 год | 2018 год | Откл | Темп % |
Стоимость ВНА | т.р. | - | 1 305 | 1 305 | 100,0 |
Стоимость оборотных фондов | т.р | 4 812 | 3 611 | - 1 201 | 25,0 |
Выручка | т.р. | 58 487 | 70770 | 12 283 | 21,0 |
Полная себестоимость продукции | т.р | 55 765 | 67 246 | 11 481 | 20,5 |
Прибыль от продаж | т.р | 2 722 | 3 524 | 802 | 29,4 |
Чистая прибыль | т.р | 642 | 1 237 | 595 | 92,7 |
Численность | чел | 25 | 28 | 5 | 14,2 |
Производительность труда | т.р. | 1 939,5 | 2 527,5 | 588 | 30,3 |
Производство продукции на 1руб. основных фондов | р. | - | 54,22 | 54,22 | 100,0 |
Производство продукции на 1 руб. оборотных средств | Р. | 12,15 | 19,6 | 7,45 | 61,3 |
Рентабельность продаж | % | 4,7 | 5,0 | 0,3 | 6,3 |
Денежные средства | т.р. | 829 | 791 | - 38 | - 4,6 |
Производство продукции на 1 руб. оборотных средств в 2017 году составляло 12,15 руб., а в 2018 году, данный показатель вырос до 19,6 руб. или на 61,3%, что тоже следует отнести к положительным моментам.
Рентабельность продаж в 2017 году была невысокой и составляла только 4,7%, в 2018 году она выросла незначительно до 5,0% , то есть, выросла на 6,3%.
В целом, можно сказать, что наблюдается плавная динамика улучшения показателей предприятия.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 286.