Перечень экзаменационных вопросов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Перечень экзаменационных вопросов

Итоговой государственной аттестации бакалавров по педагогике и психологии

Г.

 

1. Педагогика как наука об образовании, человеке и обществе.

Объект и предмет педагогики. Проблемы и задачи педагогики на современном этапе. Взаимодействие педагогической теории и практики. Основные категории педагогики: развитие, образование, воспитание, обучение, педагогический процесс.

       2. Источники и факторы развития личности. Внешние и внутренние факторы развития личности.

       Понятие «Развитие личности». Биологическое и социальное развитие личности. Саморазвитие и самоактуализация личности. Социальная ситуация развития личности (Выготский Л.С.) Факторы развития личности: внутренние (наследственность и саморазвитие личности), внешние (среда и воспитание). Движущие силы развития ребенка.

3. Содержание общего образования в современной школе. Характеристика нормативных документов, определяющих содержание образования: Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план, учебная программа.

Основные ступени образования, преемственность ступеней образования. Основные компоненты содержания образования (информация, знания, умения, навыки, опыт учебной и творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к действительности, готовность к деятельности), их функции. Понятие стандарта в образовании. Характеристика особенностей федеральной и национально-региональной частей стандарта. Базисный учебный план: краткая характеристика его структуры и содержания. Учебная программа, ее структура и требования к содержанию.

Методология и методика научно-педагогического исследования.

Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Объект, предмет и задачи научно-педагогического исследования. Классификация педагогических исследований. Методологические принципы научно-педагогического исследования. Методы научно-педагогического исследования: общенаучные и конкретно-научные. Структура и логика научно-педагогического исследования: проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость. 

5. Образование как целенаправленный процесс. Закономерности и принципы целостного образовательного процесса.

Сущность, движущие силы, противоречия, логика педагогического процесса. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Общность и специфика процессов обучения и воспитания. Педагогический процесс как система. Основные структурные компоненты целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.

Процесс обучения: его структура, закономерности и принципы организации.

Сущность процесса обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Краткая характеристика компонентов процесса обучения. Закономерности и принципы обучения, их взаимосвязь.

 

Профессиональная компетентность современного педагога.

Понятие компетенции. Виды компетенций. Структура компетенций. Профессионально-значимые личностные качества педагога как факторы эффективности педагогической деятельности. Важнейшие функции педагогической деятельности: гностическая, конструктивная, проектировочная, коммуникативная, организаторская. Стили и виды педагогической деятельности.

11. Инновационные процессы в образовании. Инновационная деятельность педагога.

Понятия «инновации» и «инновационная деятельность». Структура и виды инноваций (частные, комплексные, системные). Проект как форма организации индивидуальной деятельности педагога. 

Учебная деятельность.

Учебная деятельность как специфический вид деятельности. Структура учебной деятельности. Характеристика учебной деятельности. Особенности, средства, способы, продукт и результат учебной деятельности.

       24. Сознание и самосознание.

Понятие сознания. Структура сознания. Основные характеристики сознания. Развитие сознания в онтогенезе. Понятие самосознания. Развитие самосознания и «Я-концепция».

       25. Психологическая характеристика педагогической деятельности.

Понятие педагогической деятельности. Психологическая структура педагогической деятельности. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Профессиональная направленность и позиция личности учителя. Профессионально важные качества личности учителя.

 

 

 

Критерии оценки ответов

 

· Оценки «отлично» заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, а также усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплин в их значении для приобретаемой профессии.

· Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, обнаруживший полное знание учебного материала, показавший систематический характер знаний по дисциплинам.

· Оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, обнаруживший знание основного программного материала, но допустившего погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий.

· Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий.

 

      Перечень психолого-педагогических работ для собеседования

 

1. Бессонов Р.В., О.П. Околелов Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс // Педагогика. – № 7. – 2006.– С.23–29.

2. Барамзина С. А. Учебная деятельность школьников в контексте личностноориентированного обучения // Педагогика. – № 8. – 2006.– С.41-47.

3. Бобровников Н. А. Что такое хороший урок // Антология педагогической мысли России 2 половины XIX– начала XX вв.– М., 1990.– С. 412–418.

4. Бунаков Н. Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы и воспитывающего обучения на учеников // Антология педагогической мысли России 2 половины XIX– начала XX вв.– М., 1990.– С. 246–253.

5. Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности // Педагогика. – № 8. – 2007.– С.71–78.

6. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики // Антология педагогической мысли России 2 половины XIX– начала XX вв.– М., 1990.

7. Корчажкина О.М. Реализация педагогических проектов в общеобразовательной школе // Педагогика.– № 8.– 2008. – С.29–35.

8. Каптерев П. Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология педагогической мысли России 2 половины XIX– начала XX вв.– М., 1990. – С. 218–221.

9. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. – М.: Просвещение, 1972.   

10. Щербаков Р. Н. Процесс обучения: от объяснения – к пониманию // Педагогика. – № 5. – 2007. – С. 48–55.

 

Примерная структура анализа статьи

¾ Название статьи, автор, краткая биографическая справка об авторе;

¾ Основные идеи и проблематика статьи, их значение при организации образовательного процесса;

¾ Доступность, четкость, лаконичность изложения основных положений;

¾ Введение автором новых понятий и категорий для характеристики описываемых явлений;

¾ Используемый автором источник педагогического опыта, представленный в статье;

¾ Практическая ценность и теоретическая значимость статьи в развитии педагогической или психологической науки;

¾ Основные выводы и рекомендации для использования современного практического опыта педагогической деятельности.

 

Перечень экзаменационных вопросов

Дата: 2019-03-05, просмотров: 186.