1. Способ бытия художественного произведения как чувственно-материального объекта. Объективное и субъективное в искусстве.
2. Понятие художественного текста. Художественный текст в различных видах искусств.
3. Р. Барт и М. Фуко о художественном тексте. Автор текста и его реципиент, их размещение в разных культурно-исторических пространствах;
4. Различие в смыслах при создании и восприятии художественного произведения.
5. Разрыв между своим опредмеченным и невыразимым «я».
6. Герменевтика как способ истолкования художественного текста. Г.-Г. Гадамер. «Истина и метод».
Базов ы й текст:
Ролан Барт «От произведения к тексту»
Мишель Фуко «Слова и вещи». Гл II, р. 1. Четыре типа подобия.
Вопросы для проверки и дискуссии
1. Как соотносятся между собой термины “произведение искусства”, “артобъект”, “изделие”, “экспонат”, “художественная акция”?
2. Любая ли вещь может быть названа “произведением искусства”?
3. Что такое «художественный текст» и как он соотносится с понятием «произведение искусства»?
4. Выделите основные идеи Ролана Барта о тексте как основном элементе творчества.
5. Различны ли позиции Р. Барта и М. Фуко о художественном тексте как носителе смыслов?
Тема 5. Философская концепция искусства как игры
1. Искусство как игра. Игра как свободная деятельность целостного человека. Игра и мимезис.
2. Теория игры Герберта Спенсера.
3. Психология игры Конрада Ланге.
4. Иллюзионистская теория искусства. Герман Гессе. Йохан Хёйзнга.
Базовый текст: Й. Хёйзинга. Homo lud ens
Тема 6. Философская методология осмысления искусства (4 часа)
1. Проблема истины в искусстве.
2. Зависимость методологии искусствознания от теории искусства, эстетики и философии искусства, а также от современной художественной жизни
3. Междисциплинарный характер всякой гуманитарной методологии и истории искусства, в частности: связь со смежными дисциплинами (историей, психологией, социологией, лингвистикой, литературоведением, религиоведением и т.д.).
4. Методологическая оснащенность историка искусства – умение применять те или иные теоретические установки в конкретном исследовательском контексте. Методология как критерий научности – способность науки к теоретической рефлексии и самоверификации.
6. Источниковедческие аспекты истории искусства. Памятник искусства как исторический источник.
7. Феноменология как метод осмысления искусства, ее влияние на гуманитарные науки (принцип редукции как метод «строгой науки»; интенциональность как условие сущностного (смыслового) анализа).
8. Феноменология искусства Р. Ингардена. Н. Гартмана. (Сирот)
9. Экзистенциальная философия искусства.
10.М. Хайдеггер и проект «онтологизации» человеческого знания. (работа М. Хайдеггера «Исток художественного творения») - Маша
11.Герменевтика искусства. Типы герменевтических подходов (от В. Дильтея к Г.-Г. Гадамеру и П. Рикёру). (Настя)
12.Семиотика и когнитологические подходы к искусству. (Аня)
13.«Ситуация постмодерна» и проблема искусства. Критика «нарратива» (деконструкция). (Даша)
14.Аналитическая философия: методология искусствознания как анализ языковых проблем описания (репрезентации) искусства.
Раздел 2. И стория филос о фской мысли об искусстве
Тема 5. История философской мысли об искусстве. Античность. Философское осмысление искусства в эпоху Средневековья и Возрождения
1. Значение искусства в античной культуре
2. Концепция искусства Платона
3. Искусство как мимесис в философии Аристотеля. Катарсическая функция искусства
4. Теория искусства и художественная практика в эпоху эллинизма
5. Философия искусства неоплатонизма. (Плотин)
6. Средневековая философия о значении и сущности искусства (Августин, Бонавентура, Фома Аквинский).
7. Идея универсальности красоты в философии Возрождения (Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Лоренцо Валла, Л.Б. Альберти)
Дата: 2019-03-05, просмотров: 300.