Тема 4. Художественное произведение как форма бытия искусства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Способ бытия художественного произведения как чувственно-материального объекта. Объективное и субъективное в искусстве.

2. Понятие художественного текста. Художественный текст в различных видах искусств.

3. Р. Барт и М. Фуко о художественном тексте. Автор текста и его реципиент, их размещение в разных культурно-исторических пространствах;

4. Различие в смыслах при создании и восприятии художественного произведения.

5. Разрыв между своим опредмеченным и невыразимым «я».

6. Герменевтика как способ истолкования художественного текста. Г.-Г. Гадамер. «Истина и метод».

 

Базов ы й текст:

Ролан Барт «От произведения к тексту»

Мишель Фуко «Слова и вещи». Гл II, р. 1. Четыре типа подобия.

Вопросы для проверки и дискуссии

1. Как соотносятся между собой термины “произведение искусства”, “артобъект”, “изделие”, “экспонат”, “художественная акция”?

2. Любая ли вещь может быть названа “произведением искусства”?

3. Что такое «художественный текст» и как он соотносится с понятием «произведение искусства»?

4. Выделите основные идеи Ролана Барта о тексте как основном элементе творчества.

5. Различны ли позиции Р. Барта и М. Фуко о художественном тексте как носителе смыслов?

 

Тема 5. Философская концепция искусства как игры

1. Искусство как игра.  Игра как свободная деятельность целостного человека. Игра и мимезис.

2. Теория игры Герберта Спенсера.

3. Психология игры Конрада Ланге.

4. Иллюзионистская теория искусства. Герман Гессе. Йохан Хёйзнга.

Базовый текст: Й. Хёйзинга. Homo lud ens

Тема 6. Философская методология осмысления искусства (4 часа)

1. Проблема истины в искусстве.

2. Зависимость методологии искусствознания от теории искусства, эстетики и философии искусства, а также от современной художественной жизни

3. Междисциплинарный характер всякой гуманитарной методологии и истории искусства, в частности: связь со смежными дисциплинами (историей, психологией, социологией, лингвистикой, литературоведением, религиоведением и т.д.).

4. Методологическая оснащенность историка искусства – умение применять те или иные теоретические установки в конкретном исследовательском контексте. Методология как критерий научности – способность науки к теоретической рефлексии и самоверификации.

6. Источниковедческие аспекты истории искусства. Памятник искусства как исторический источник.

7. Феноменология как метод осмысления искусства, ее влияние на гуманитарные науки (принцип редукции как метод «строгой науки»; интенциональность как условие сущностного (смыслового) анализа).

8. Феноменология искусства Р. Ингардена. Н. Гартмана. (Сирот)

9. Экзистенциальная философия искусства.

10.М. Хайдеггер и проект «онтологизации» человеческого знания. (работа М. Хайдеггера «Исток художественного творения») - Маша

11.Герменевтика искусства. Типы герменевтических подходов (от В. Дильтея к Г.-Г. Гадамеру и П. Рикёру).  (Настя)

12.Семиотика и когнитологические подходы к искусству.  (Аня)

13.«Ситуация постмодерна» и проблема искусства. Критика «нарратива» (деконструкция).  (Даша)

14.Аналитическая философия: методология искусствознания как анализ языковых проблем описания (репрезентации) искусства.

Раздел 2. И стория филос о фской мысли об искусстве

 

Тема 5. История философской мысли об искусстве. Античность. Философское осмысление искусства в эпоху Средневековья и Возрождения

1. Значение искусства в античной культуре

2. Концепция искусства Платона

3. Искусство как мимесис в философии Аристотеля. Катарсическая функция искусства

4. Теория искусства и художественная практика в эпоху эллинизма

5. Философия искусства неоплатонизма. (Плотин)

6. Средневековая философия о значении и сущности искусства (Августин, Бонавентура, Фома Аквинский).

7. Идея универсальности красоты в философии Возрождения (Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Лоренцо Валла, Л.Б. Альберти)

Дата: 2019-03-05, просмотров: 300.