Тематика семинарских занятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТА

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине "ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА"

 

Направление подготовки:  47.03.01 - Философия

Квалификация (степень) выпускника: __ бакалавр

Форма обучения : дневная

 

 

УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры

Философии

Протокол № 1 от 01.09.2015.

Ялта - 201 5



ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА

Тематика семинарских занятий.

РАЗДЕЛ  1 . ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ ИСКУССТВА

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ, СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КУРСА

Цели и задания занятия: обозначить область философии искусства, ее проблематику, место в системе философии и гуманитарного знания. Раскрыть связь философии и искусства как причину интереса философии к искусству. Назначение философии искусства. Произвести обзор исторического развития философии искусства.

План

1. Предмет философии искусства. Философия искусства в системе философского знания и в истории философии.

2. Философия и искусство: проблемы соотношения. Назначение философии искусства.

3. Возникновение философии искусства. Проблематика, история развития философской мысли об искусстве. Основные представители и их труды.

 

Вопросы для проверки и дискуссии

1. Как соотносятся между собой философия искусства и эстетика?

2. Какую положительную функцию выполняет критика искусства по отношению к публике? к художнику?

3.  Какие особенности и стороны искусства интересуют философию? Как изменяется это с течением исторического времени?

4. В чем состоит назначение философии искусства?

5. Для кого существует философия искусства?

6. Чем обусловливаются взгляды на искусство и его понимание в каждую историческую эпоху?

Базовый текст: Бычков В. Триалог: разговор второй о философии искусстве / В.В. Бычков, Н.В. Маньковская, В.В. Иванов. – М.: ИФРАН, 2009. – 212 с. С. 3-10, 21-28, 58 – 65.

Рекомендуемая литература

1. Бычков В. Триалог: разговор второй о философии искусства / В.В. Бычков, Н.В. Маньковская, В.В. Иванов. – М.: ИФРАН, 2009. – 212 с.

2. Гуревич П. С. Эстетика: Учебное пособие – М.: КноРус, 2013. – 454 с.

3. Никитина И.П Эстетика: Учебник для бакалавров – 2-е изд.,перераб. И доп. («Бакалавр. Базовый курс»). М.: Юрайт, 2013. – 676 с.

4. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие - М.: КноРус, 2013. – 444 с.

ТЕМА 2. АНТРОПОЛОГИЯ ИСКУССТВА. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДА ИСКУССТВА . АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРЕКРАСНОГО.

Цели и задания занятия:  Раскрыть сущность искусства, его значение для человека и общества. Роль и место искусства в культуре. Выявить основания эстетического в  человеке. Раскрыть антропологические особенности искусства. Сущность художественного творчества.

План

1. Сущность искусства

2. Основания эстетического в сущности человека. Красота в природе.

3. Специфика человеческой деятельности как источник способности к абстрактному мышлению. Антропологическая составляющая творчества.

4. Художественное творчество как идеальная модель любого творческого процесса.

Базовый текст : Ипполит Тэн. Философия искусства. С. 7 – 30.

Вопросы для проверки и дискуссии

1. Что можно назвать искусством?

2. Почему возникает искусство?

3. Каковы предпосылки появления искусства: в человеке? В обществе?

4. Что можно назвать антропологическими основаниями искусства?

Рекомендуемая литература:

1. Тэн И. Философия искусства. М.:

2. Вельфлин В. Истолкование искусства. М., 1992.

3. Вещь в искусстве. М., 1986.

4. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

План

1. Искусство как саморазвивающаяся система. Цикличность и повторяемость в развитии системы искусства. Соответствие циклам общества.

2. Развитие искусства и развитие культуры и общества.

3. Марксистское понимание роли искусства в обществе.

4. Методология философского осмысления развития искусства. Гегель и К. Маркс о развитии искусства.

5. И. Тэн о закономерностях развития искусства.

 

Базовый текст: Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М. 1959. Т. 6. Стр. 173-201.

Вопросы для проверки и дискуссии:

Рекомендуемая литература:

Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М. 1959. Т. 6. Стр. 173-201.

Тэн И. Философия искусства. М.:

Базов ы й текст:

Ролан Барт «От произведения к тексту»

Мишель Фуко «Слова и вещи». Гл II, р. 1. Четыре типа подобия.

Вопросы для проверки и дискуссии

1. Как соотносятся между собой термины “произведение искусства”, “артобъект”, “изделие”, “экспонат”, “художественная акция”?

2. Любая ли вещь может быть названа “произведением искусства”?

3. Что такое «художественный текст» и как он соотносится с понятием «произведение искусства»?

4. Выделите основные идеи Ролана Барта о тексте как основном элементе творчества.

5. Различны ли позиции Р. Барта и М. Фуко о художественном тексте как носителе смыслов?

 

Тема 12. Литература и философия в современную эпоху

1. Литературоцентризм в европейской культуре 19 – начала 20 вв.

2. Художественная проза. Литература и философия.

3. Современная философия и литература: точки пересечения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Самостоятельная работа состоит из:

1. Подготовки к семинарским занятиям

2. Подготовки эссе, докладов

3. Работы с текстами первоисточников, составление аналитического конспекта

4. Выполнения индивидуального задания аналитического характера

5. Работы с учебной и методической литературой

6. Подготовка презентаций

                     1. Составление аналитического конспекта

Аналитический конспект, пишется в ручную в отдельной тетради. Тексты для конспектирования выбираются их классического философского наследия по согласованию с преподавателем.

Перечень источников

1. Аристотель. Поэтика. // Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1. М.: Искусство, 1976.

2. Беpгсон А. Смех. М., 1992

3. Вольтер. Эстетика. - М., 1980.

4. Дальше Сальвадор. Дневник одного гения. - К., 1991.

5. Дидро Д. Парадокс об актере. - Киев: Искусство, 1966. - 146 с.

6. Ингарден Р. Исследования по эстетике. - М., 1962.

7. История красоты / под редакцией Умберто Эко; перевод с итал. А.А. Сабашниковой, И.В. Макарова, Е.Л. Кассировой, М. М. Сокольской. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. - 442 с.

8. История уродства / под редакцией Умберто Эко; перевод с итал. А.А. Сабашниковой, И.В. Макарова, Е.Л. Кассировой, М. М. Сокольской. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2007. - 456 с.

9. Кант И. Кpитика чистого pазума. Тpансцендентальная эстетика. Ч. 1. Спб., 1993

10. Кант И. Критика способности суждения. Соч. в 6 т. М., 1965. Т. 5

11. Лессинг Г. - Э. Лаоокоон, иои О границах живописи и поэзии. - М., 1957.

12. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - М., 1996.

13. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. - М., 1998.

14. Ницше Ф. Рождения трагедии из духа музыки. / Ницше Ф. / Полное собрание произведений. - Львов: Астролябия, 2004.

15. Феллини Ф. Делать фильм / Пер. с ит. и коммент. Ф. М. Двин. М.: Искусство, 1984 - 287 с.: илл.

16. Хогарт У. О красоте. - К.: Искусство, 1978. - 224 с.

2. Индивидуальное творческое задание аналитического характера

Индивидуальные творческие здания (ИТЗ) посвящены философскому осмыслению проблем и идей метафизики онтологии, гносеологии и выполняются в форме реферативного исследования или проблемного задания. И та, и другая формы должны содежать творческий компонент, элементы содержательной реконструкции философского текста.

Выполнение ИТЗ имеет 2 основных направления:

1) Написание реферата или эссе на предложенную тему (объем – 10-12 стр. с соблюдением всех требований к реферату)

2) Анализ философского текста (Размышление на тему. Эссе) – объем до 10 стр. , форма свободная.

 

Примерная тематика индивидуальных творческих заданий (реферат)

1. Природа эстетического чувства и эстетической потребности.

2. Классификация эстетических идеалов.

3. Этапы развития эстетической теории : канонический, нормативный, концептуальный.

4. Эстетические взгляды философов Античности.

5. Взгляды Сократа на искусство.

6. Платоновское понимания музыки.

7. Аристотель: катарсис и риторика.

8. От Плотина к трансцендентной красоте христианской истины.

9. Защита красоты Августином Аврелием.

10. Уродство как отсутствие эстетической реакции в Фомы Аквинского.

11. Обновление античных традиций в эстетике Возрождения.

12. Разум в философии, правила в искусстве XVII ст.

13. Красота и добродетель в английской эстетике XVIIІ ст. (Локк, Беркли, Юм).

14. Красота как соотношение и порядок : немецкая традиция эстетики (Баумгартен).

15. Классическая немецкая эстетика (Кант, Гете, Шиллер).

16. Романтическая философия искусства

17. Искусство как игра сознания (Шопенгауер).

18. Красота как триединая гармония (Гегель).

19. Философия искусства ХІХ-ХХ ст.

20. Эстетика времени модерна и постмодерна.

21. Дионисийское и апполоническое в искусстве (концепция Ф. Ницше).

22. Гламур и ужас как ведущие эстетические категории современности.

23. Классификационные системы в искусстве.

24. Социальные функции искусства.

25. Социальнопсихологические характеристики гениальности.

26. Трансцендентная природа эстетического.

27. Онтологический статус эстетической ценности

28. Эстетическое, этическое, религиозное - проблема соотношения.

29. Соотношения эстетического и физиологичного в человеческой телесности

30. Природа гениальности.

31. Эстетический анализ политической рекламы (на примере актуальных роликов и кампаний).

32. Эстетическая составляющая политического имиджа.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТА

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине "ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА"

 

Направление подготовки:  47.03.01 - Философия

Квалификация (степень) выпускника: __ бакалавр

Форма обучения : дневная

 

 

УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры

Философии

Протокол № 1 от 01.09.2015.

Ялта - 201 5



ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА

Тематика семинарских занятий.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 200.