- нормативные акты общего характера – одинаково касаются всех субъектов правовых отношений, принимаются компетентными органами в установленном порядке;
- организационные, ненормативные акты - локальные акты, не содержащие правовых норм общего характера.
3. В зависимости от особенностей возникновения, правового регулирования и характера:
- нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение;
- правовой обычай - то сложившееся в результате многократного, длительного применения, общепризнанное (в том числе государством) и повсеместно используемое в какой-либо сфере социальных взаимодействий правило, официально не зафиксированное в каком-либо нормативно-правовом акте. Регулируют наиболее устойчивые в течение длительного времени общественные отношения;
- судебный или административный прецедент - это решение конкретного юридического дела, которое выносит судебный или другой компетентный орган (должностное лицо) и которое становится обязательным для решения подобных дел в будущем. Юридический прецедент применяется тогда, когда имеют место пробелы в правовом регулировании или потребность в юридической квалификации конкретных обстоятельств, а за судом или иным органом государства признается право нормотворчества, то есть официальной формулировки юридических норм. Судебный прецедент как источник права присущ англосаксонской правовой системе (Англия, США, Индия);
- международный договор, конвенция, соглашение – это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права. Специфика этого источника заключается в том, что международные договоры имеют преимущество над внутренними законами, принятыми Верховной Радой;
- правовая доктрина - используется при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.
Нормы финансового права, содержащиеся в различных нормативно-правовых актах, представлены, прежде всего, в актах государственных органов власти и органов местного самоуправления. Именно они и составляют источники финансового права.
Наука финансового права
Наука финансового права представляет собой систему категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих предмет финансового права, т.е. определенную совокупность знаний, теоретических положений, понятий и выводов о содержании, роли, значении, а также развитии финансового права как отрасли права.
Отличия науки финансового права от одноименной отрасли права:
- если отрасль финансового права — это в основном совокупность правовых норм, то наука финансового права анализирует, классифицирует и систематизирует эти нормы;
- наука финансового права не регулирует общественные отношения и не определяет поведение субъектов, она изучает финансово-правовые категории и нормы, способствует их разработке, совершенствует финансовое
законодательство;
- если отрасль финансового права материализуется в финансово-правовых нормативных актах, то наука - в статьях, монографиях, учебных пособиях, учебниках, книгах.
Функции науки финансового права по отношению к действующему финансовому законодательству:
1. Аналитическая - комментирование, классификация финансово-правовых норм, приведение их в стройную систему.
2. Критическая - выявление дефектов и недочетов в действующем законодательстве.
3. Конструктивная - образование новых финансово-правовых норм и институтов.
Элементы состава науки финансового права:
I. Предмет науки.
П. Методология науки.
III. Система науки.
IV. Библиография науки.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 225.