1. Методы мобилизации денежных ресурсов:
а) метод обязательной мобилизации реализует безусловные императивные обязанности, их выполнение, гарантии, обеспечивающие это исполнение. Реализуется он прежде всего из-за формы налоговых платежей, других безусловных и обязательных сборов. Императивно определяется и гарантируется вид платежа, плательщик, объект, ставка, размер, сроки, способы обеспечения и тому подобное;
б) метод добровольной мобилизации предусматривает преимущественно диспозитивные средства обеспечения финансовых поступлений, механизмы кредитования (вклады населения, приобретение государственных ценных бумаг, лотерейных билетов и т.д.).
2. Методы распределения денежных ресурсов:
а) метод финансирования представляет собой целевую, плановую, безвозмездную и безвозвратную передачу государственных средств из бюджетов на определенные цели, задачи, реализацию государственных функций;
б) метод кредитования означает целевую, срочную и поворотну передачу средств, осуществляемую на платной основе. Этот метод объединяет два различных по содержанию способа: государственное и банковское кредитование, хотя банковское кредитование лишь частично относится к сфере публичного регулирования. Методы финансирования и кредитования могут разделяться на различные подвиды в зависимости от цели использования средств, источников их образования, организационно-правовых режимов субъектов и т. д.
3. Методы использования денежных ресурсов в основном связаны с расходованием денежных фондов и подразделяются:
а) в зависимости от направленности расходов:
• пообъектный - предусматривает направление денежных ресурсов на финансирование определенных объектов (имущественных комплексов и т. д.);
• посубьектний - выделение и передача средств отдельным субъектам (конкретным распорядителям или получателям бюджетных средств - отдельным лицам, категориям лиц или регионам)
б) в зависимости от формы поступления денежных ресурсов:
• безналичные денежные перечисления, расчеты;
• наличные средства.
Методы финансовой деятельности не являются застывшими формами реализации движения денежных фондов, ее обеспечения. Конечно, они могут изменяться со временем, приобретать новое содержание. В основе этих изменений лежат изменение самого государства, изменение ее задач. Например, с начала 90-х годов XX века довольно активно развивался метод обязательной мобилизации, усложнялась налоговая система стран, которая в советский период применялась очень сдержанно, и т. д. Финансовая деятельность государства осуществляется в различных формах. Подробно они будут проанализированы в Особенной части. Здесь же обозначены отправные положения, подходы, основы характеристики форм финансовой деятельности.
Классификация форм финансовой деятельности может осуществляться по различным основаниям:
а) по юридическим формам, свойствами:
• правовая - форма финансовой деятельности, осуществляемой через принятие и реализацию финансово-правовых актов. их можно класифицировать по нескольким направлениям (по юридическим свойствам; по юридической природе, за органами, которые их принимают, и т. д.); подробнее эти вопросы будут рассмотрены при анализе финансово-правовых норм, финансового законодательства;
• неправовое - форма финансовой деятельности, не связанная с правовим выражением. Чаще всего она, правда, производная, связанная с правовыми формами, иногда - с пробелами в праве;
в) по организационным формам:
• создание централизованных фондов денежных средств;
• формирование децентрализованных денежных фондов;
г) по содержанию институтов финансовой деятельности:
• в сфере бюджетной деятельности;
• в сфере налогового регулирования;
• в сфере кредитования;
• в сфере валютного регулирования;
• в сфере финансового контроля.
Государство управляет финансовой деятельностью через государственные органы, наделенные с этой целью специальной компетенцией. В зависимости от характера деятельности, полномочий в сфере финансовой деятельности все органы, участвующие в ней, делятся на две группы. в финансовой деятельности участвуют практически все государственные органы в зависимости от их компетенции, установленной Конституцией и законами страны, нормативными актами, определяющими их правовой статус и др. Одна группа органов, осуществляет финансовую деятельность, относится к органам общей компетенции (в данной ситуации они реализуют полномочия в сфере финансовой деятельности наряду с другими типами полномочий). Осуществляя деятельность по многим направлениям, они реализуют в том числе и финансовую (Народный совет, кабинет министров и т. д.), Что не является для них основной или единственной. Другую группу составляют органы специальной компетенции, созданные государством и наделены полномочиями исключительно для осуществления финансовой деятельности (органы Государственного казначейства, Государственная финансовая инспекция, Счетная палата и т.д.).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 229.