Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые обязаны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования. Основная задача руководителя – это организация выполнения работы силами подчиненных.
Работа современного руководителя сводится к выполнению ряда функций, среди которых:
1. стратегическая – заключается в постановке целей, разработке стратегии и планировании;
2. экспертно-инновационная – в процессе ее реализации руководитель организует работу над созданием и внедрением новых видов продукции и услуг.
3. административная, включающая ряд подфункций:
- контрольную – оценка результатов деятельности и проведение необходимой корректировки;
- организационную – распределение среди исполнителей полномочий, задач и ресурсов;
- координационную – организация взаимодействия работников;
- кадровую – подбор, обучение и развитие персонала;
- стимулирующую – воздействие на поведение исполнителей, их поощрение и наказание.
4. коммуникационная – проведение совещаний и переговоров, прием посетителей, распространение информации и т.д.
5. социальная – создание благоприятного морально- психологического климата в коллективе, поддержание традиций и норм поведения, оказание помощи подчиненным и т.д. [43]
Официальные права и обязанности руководителей регламентируются уставом организации, положениями о ней или о структурных подразделениях.
Неофициальные обязанности руководителей по отношению к подчиненным состоят в справедливом и уважительном отношении к работникам, заботе об их проблемах, оказании им необходимой помощи.
В зависимости от уровня в управленческой иерархии условно выделяют руководителей высшего, среднего и низового звена. Они отличаются друг от друга набором функций и возможностей.
К высшему звену относятся руководители организации и их заместители. Они определяют миссию, цели, политику и основные стандарты деятельности фирмы, ее структуру и систему управления.
Руководители среднего звена – основных подразделений – назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность доверенного им имущества. Они устанавливают задания низовым руководителям, осуществляют контроль, занимаются организацией процесса производства, совершенствованием условий труда, следят за соблюдением трудовой дисциплины, частично решают кадровые вопросы.
Низовой уровень управления – технический – обеспечивает нормальное осуществление технологических процессов и стабильную работу персонала. Низовые руководители работают непосредственно с исполнителями. Они распределяют задания, разрабатывают графики работы, организуют и координируют труд подчиненных, обеспечивают условия выполнения производственных заданий, контролируют соблюдение их сроков и рациональность использования оборудования.
Требования к качествам руководителя и их взаимосвязь с уровнем организационной иерархии
Главная задача любого руководителя заключается в управлении человеческим поведением, так как любые производственные процессы осуществляются через взаимодействие людей в объекте управления. Руководитель должен направить это взаимодействие в нужную организации сторону.
Требования к профессиональной компетенции руководителей можно условно разделить на три группы:
1. Знания и умения, помогающие выполнять профессиональную работу по управлению:
• умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
• информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию;
• способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;
• умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи;
• умение, решая оперативные вопросы, на 1 место ставить перспективные вопросы развития.
2. Способности к работе с людьми: • обязательность в двух аспектах: 1) по отношению к подчиненным; 2) по отношению к коллегам по руководящей деятельности;
• правильный подход к обучению подчиненных (задание на грани возможностей подчиненных);
• строгость и требовательность;
• высокое чувстводолга и преданностьделу;
• честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
• умение четко выражать свои мысли и убеждать;
• адекватность поощрения и наказания;
• строгость и требовательность;
• уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии.
3. Личные качества и способность к самоменеджменту:
• поисковая активность, т.е. нацеленность на решение возникающих проблем.
• целеустремленность и решительность, умение показать эти качества подчиненным. И обязательное соблюдение принципа – отдавать приказы только от своего имени.
• умение беречь время (свое и подчиненных).
• способность к риску;
• предпринимательские способности;
• высокая работоспособность;
• способность к эмпатии;
• профессиональная интуиция;
• умение владеть собой;
• организаторские способности;
• энергичность и воля.
Также одним из важнейших качеств руководителя является умение принимать нестандартные решения в стандартных ситуациях, что часто позволяет достичь желаемых результатов с минимальными усилиями и с большей эффективностью.
Кроме того, руководителю необходимо быть знакомым с основными личными проблемами непосредственных подчиненных и знать их человеческие качества. Первое необходимо, чтобы в меру своих возможностей оказывать им помощь в решении этих проблем, а второе, чтобы более правильно строить свою кадровую политику.
Необходимо отметить, что на разных уровнях организационной иерархии к руководителям будут предъявляться разные требования. Хотя общий набор личных и профессиональных качеств может быть и одинаковым, в приоритете будут разные его составляющие. Так, для руководителей высшего эшелона самыми важными качествами будут: способность предвидеть и прогнозировать перспективы развития компании, и, в связи с этим, хорошо развитая интуиция (что является немаловажным моментом при решении проблем с низкой информационной обеспеченностью); для руководителей среднего звена более важными будут организационные навыки и умение сплачивать подчиненных, а для низовых руководителей на первом месте будут технологические навыки и умение работать с людьми.
При этом, по мнению американского гуру менеджмента Ицхака Адизеса, идеального руководителя — супер-босса, который может всё, не существует. Это невозможно потому, что такой «идеальный» человек должен сочетать несочетаемые, по мнению И. Адизеса, качества. Его книга «Корпоративные процессы: как организации растут и умирают и что с этим делать?» считается классическим пособием в теории управления.[44]
Таких качеств, или ролей, которые нужны для достижения краткосрочной и долгосрочной результативности и эффективности, И. Адизес насчитывает четыре:
• производитель результатов (P, producer),
• администратор (A, administrator), • предприниматель (E, entrepreneur), • интегратор (I, Integrator).
По начальным буквам этих четырёх английских слов модель управленческих ролей образует аббревиатуру PAEI.
Эти качества противоречат друг другу, так как, например, хороший производитель результатов будет нетерпим к излишнему порядку, к чему склонен администратор, а предприниматель всегда будет придумывать что-то новое, что может мешать и производителю результатов и интегратору, нацеленному на гармонизацию отношений в коллективе.
Таким образом, во главе компании должен быть не супер-босс, а группа супер-боссов, каждый из которых отлично выполняет одну из четырёх ролей и на нормальном уровне имеет представление об остальных.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 536.