Тема 12. Онтологический и гносеологический аспекты философского знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ некоторых философских категорий (бытие, материя, сознание, пространство и время, необходимость, случайность, количество и качество и т.д.). Познание как феномен жизни. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Сознание и познание. Понятие «истина», ее познаваемость и относительность.

Тема 13. Научное познание. Философские проблемы науки и техники

Обыденное и научное познание. Способ научного познания: проблема - метод - решение. Наука и мировоззрение. Критерии научности. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.

Тема 14. Будущее человечества в контексте глобальных проблем современности.

Проблемы культуры и цивилизации. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 



Тема 1. Философия. Сущность и предназначение.

Подготовка докладов дома

1. Философия и наука: общее и особенное.

2. Мифы в древности и в наше время: влияние на сознание человека.

3. Философия и религия: взаимовлияние и возможные противоречия.

4. Специфика философского мышления на Востоке и Западе: противопоставление или взаимодополнение.

5. Философия и искусство: точки пересечения и различия в восприятии мира.

Литература:

1. Адрианова Т.В., Уваров А.И. Введение в глобальное мировоззрение. Учебное пособие. – М. – 2014. – 319 с.

2. Актуальные проблемы философии науки. – М., 2007. – 344 с.

3. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

4. Марков Б.В., Липский Б.И. Философия. Учебник для бакалавров.- СПб., 2013.- 508 с.

5. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. – М., 2014. – 271 с.

6. Родыгина С.Н. Религия как форма мировоззренческого познания. Киров, 2008.

7. Философия/ под ред. Лебедева С.А.- М., 2011.- 528 с.

8. Щавелев С.П. Практическое познание: философско-методологические очерки. – Воронеж, 1994.

Работа на занятии:

Соотнесите смысл каждого из высказываний с одним из разделов философии. Объясните, почему вы так считаете.

1. Сохранить жизнь человека – лучше, чем построить мечеть. (тадж. посл.)

2. Сделай все, что можешь, а в остальном положись на судьбу. (яп. посл.)

3. Бывают люди-растения, люди-звери, люди-боги. (Ж-П. Рихтер)

4. Вселенная – это разнообразие в единстве. (О. Бальзак)

5. Берегите время: это ткань, из которой сделана жизнь. (С. Ричардсон)

6. Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все. (Фалес)

7. Добрыми намерениями вымощена дорога в ад.

8. На вкус и цвет товарища нет.

9. Век живи, век учись

10. Дорога ложка к обеду.

11. Красота спасет мир.

12. Человек человеку - волк.

13. Природа – творец всех творцов. (И. Гете)

14. С помощью искусства природа творит чудеса. (К. Линней)


Заполните сравнительную таблицу. Прочитайте определения философии, предложенные разными авторами. Определите их главную идею, вписав результаты во второй столбец таблицы.


Взгляды философов разных эпох на сущность философии

Определение философии

Главная идея 1 Философия – это любовь к мудрости (Пифагор)   2 «…философия есть знание истины, не какой угодно, а той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первому началу бытия для всех вещей; откуда следует, что эта истина есть начало всякой истины, ибо распорядок вещей в истине такой же, как и в бытии…» (Ф. Аквинский)   3 «О философии… ты, любезный читатель, не должен думать как о чем-то, при помощи чего можно раздобыть философский камень, или как о искусстве, которое представлено в трактатах по метафизике. Философия есть скорее естественный человеческий разум, усердно изучающий все дела творца, чтобы найти и сообщить бесхитростную правду об их порядке, их причинах и следствиях. Философия есть дочь твоего мышления и всей Вселенной…» (Т. Гоббс)   4 «…философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов. …Неразумные животные, которые должны заботиться только о своем теле, непрерывно и заняты лишь поисками пищи для него; для человека же, главною частью которого является ум, на первом месте должна стоять забота о снискании его истинной пищи — мудрости. … Те, к кому судьба наиболее благосклонна, кто в избытке обладает здоровьем, почетом и богатством… они сильнее прочих тоскуют по благам более значительным и совершенным, чем те, какими они обладают. А такое высшее благо…есть не что иное, как познание истины по ее первопричинам, то есть мудрость; занятие последнею и есть философия». (Р. Декарт)   5   «…познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней или, поскольку еще нет реальной завершенной философии, стремление к такому познанию». (Ф. Шлегель)   6 «…чем таким была до сих пор любая великая философия, — исповедью своего сочинителя, чем-то вроде memoires против воли и без означения жанра, а сверх того прояснилось, что моральные (или аморальные) намерения составляют живой зародыш любой философии — из него произрос весь побег. На деле: объясняя, откуда повелись самые отвлеченнейшие метафизические утверждения философа, лучше (и разумнее) всего спрашивать себя, куда все это (куда он) гнет — что за мораль он преследует своей философией?» (Ф. Ницше)  

Как вы думаете, чем можно объяснить различие трактовок термина «Философия»?

Ответ:



Дата: 2019-03-05, просмотров: 303.