Кировский филиал
Кафедра общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа дисциплины
Для студентов, обучающихся по направлению
«Психология»
Киров 2017
Содержание дисциплины
Тема 1. Философия. Сущность и предназначение.
Мировоззрение и его исторические формы: миф, религия, философия. Социально-культурные предпосылки возникновения философии. Понятие «плюрализма» в философии. Множество подходов к философскому знанию. Функции, методы и разделы философии. Характеристика основных философских проблем, возможные варианты ответов на «вечные вопросы».
Тема 2. Особенности философии Древнего Востока
Специфика восточного мировоззрения. Синкретизм религии, литературы и философии. Особенности бытия Древнего Китая (устойчивость традиций, сложная символика языка, нумерология). Китайская метафизика: инь - ян, пять элементов «сущего» и «ци». Концепции даосизма и конфуцианства.
Учения буддизма и джайнизма.
Тема 3. Античная философия
Периодизация и особенности античной философии. Древнегреческая натурфилософия: размышления философов о начале природы (милетская, элейская, пифагорейская, атомистская школы, идеи Гераклита). Классический период греческой философии. Рациональная этика Сократа. Учение Платона об идеях. Аристотель: критика предшествующей философии, концепции о форме, материи, об обществе и государстве.
Эллинистическо-римский период. Философия как руководство для житейской мудрости (стоики, скептики, эпикурейцы, киники).
Тема 4. Философия эпохи Средневековья и Возрождения
Христианство как новая духовная сила эпохи. Этапы христианской философии: схоластика и патристика. Августин Блаженный: учение о Боге и времени. Основные темы схоластики: проблема соотношения веры и разума, теодицея. Становление ведущих направлений средневековой мысли - реализма (Ансельм Кантерберийский) и номинализма (П. Абеляр), сор об универсалиях. Поздняя схоластика и философия Ф. Аквинского. Изменение социально-культурной ситуации в Европе к XIV веку, духовно-мировоззренческие основы Ренессанса. Социально-философская и политическая доктрина Н. Макиавелли. Пантеизм Н. Кузанского. Натурфилософия Ренессанса (Н. Коперник, Д. Бруно и др.)
Тема 5. Философия Нового времени
Периодизация философии Нового времени. Становление научного мировоззрения и усиление теории познания, Ф. Бэкон – представитель эмпиризма. Учение об идолах ума, индуктивный метод познания. Р. Декарт – основоположник рационализма. Размышление об отчётливых идеях, метод универсального сомнения. Понимание субстанций. Монадология Г. Лейбница. Философские идеи просветителей: Вольтер, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др.
Тема 6. Классическая немецкая философия
Особенности немецкой классической философии. И. Кант – родоначальник классической философии. Агностицизм и критицизм. Антиномии разума и этика Канта. Пространство и время – кантовские априории жизни. Ф. Гегель: диалектика и логика, абсолютная идея. Философия природы. Философия И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинга. Материалистическая антропология Л. Фейербаха. Влияние Немецкой классической философии на развитие философии XX века.
Тема 7. Марксистская философия
Истоки возникновения марксизма. Основные положения диалектического и исторического материализма. Марксизм-ленинизм в истории и культуре СССР.
Тема 9. Русская философия
История, периодизация и основные проблемы русской философии: предфилософия, систематизация философии в XVII в., светская мысль в России в XVIII-начале XX вв., особенности современного этапа отечественной философии.
П. Чаадаев об историческом пути России. Полемика западников и славянофилов. Русская религиозная философия: особенности и представители. Учение В. Соловьёва о всеединстве, оправдании добра и его теория познания. Философские взгляды С. Булгакова, Н. Бердяева, П. Флоренского. Русский космизм. Естественнонаучное направление в отечественном космизме (Н. Федоров, А. Чижевский, В. Вернадский и др.) Философский плюрализм конца XX в.: основные идеи, тенденции, представители.
Тема 10 . Философская антропология
Понимание человека в историко-философском контексте. Основные теории антропогенеза. Смысл жизни человека и его предназначение. Индивид, индивидуальность, личность. Двойственная природа человека. Ценности и их роль в человеческой жизни.
Тема 11. Социальная философия
Общество как предмет философского анализа. Философские модели развития общества. Философское понятие культуры. Общество и культура.
Определение философии
Как вы думаете, чем можно объяснить различие трактовок термина «Философия»?
Ответ:
Тема 9. Русская философия.
1. Прочитать фрагменты указанных текстов первоисточников:
Лосев А.Ф. Русская философия // Очерки истории русской философии., УрГУ, 1991. – С.70-73. и Чаадаев П.Я. «Философические письма к Даме. Письмо первое»./ Полное собрание сочинений и избранные письма. – М.: Наука, 1991. - Т. 1. - С.323-337.
Выписать главные мысли из каждого текста. Определить свое мнение на эти проблемы.
2. Темы для докладов:
ü Философский пароход – кампания правительства СССР по высылке неугодных власти интеллектуалов из России за границу.
ü Основные черты русского космизма.
Литература:
1. Марков Б.В., Липский Б.И. Философия. Учебник для бакалавров.- СПб., 2013.- 508 с.
2. Философия/ под ред. Лебедева С.А.- М., 2011.- 528 с.
3. Русская философия в текстах / под ред. Пахарь Л.И. – СПб., 2012. – 527 с.
4. Русские мыслители о В.С. Соловьеве Спб.–М., 2012. – 138 с.
5. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.
6. Зеньковский В.В. История русской философии в 2 т. – Ростов н/Д., 2004.
7. Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей / сост.
Е. Васильев. – М., 2002.
8. Русская философия. Имена. Учения. Тексты / сост. Н.В. Солнцев. – М., 2001.
9. Соловьёв В.С. Сочинения. В 2 т. – М., 1988.
10. Чаадаев П.Я. Сочинения. – М., 1989.
Вариант 1.
1. Плюрализм методов и результатов в философии.
2. Теория познания Сократа.
3. Особенности русской философии XX века.
4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание:
«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».
Объясните, почему вы так считаете.
Вариант 2.
1. Соотношение материального и идеального знания в философии.
2. Теоцентризм средневековой философии.
3. Формационный подход в марксистской философии.
4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание:
Однажды .[?].. вылез из своего жилища — бочки — среди ясного дня с зажженным фонарем и стал что-то или кого-то искать. Один из прохожих спросил его: «Что ты ищешь, .[?]..?» И философ ответил: «Ищу человека!»
Объясните, почему вы так считаете.
Вариант 3.
1. Происхождение философии.
2. Взгляды Платона и Аристотеля на государство.
3. Объективный идеализм Ф. Гегеля.
4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание:
«В определенном смысле то, что мы называем счастьем случается в результате (непредвиденного) удовлетворения длительное время сдерживаемых потребностей »
Объясните, почему вы так считаете.
Вариант 4.
1. Взаимосвязь категорий онтологии и гносеологии.
2. Система философских категорий Аристотеля
3. Историческая роль философии Ф. Бэкона и её судьбы.
4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание:
«На учебное дело в России может быть установлен совершенно особый взгляд, ему возможно дать национальную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развивалась во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире».
Объясните, почему вы так считаете.
Вариант 5.
1. Диалектика как всеобщий научный метод познания.
2. Естественнонаучная мысль в эпоху Ренессанса.
3. Проблемы культуры и цивилизации в творчестве О. Шпенглера и
Н.А. Бердяева.
4. Определите, какому философу принадлежат данные высказывания:
«Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле — и быть голодным. Он может посвятить себя учению — и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности».
«Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду».
«Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами».
Объясните, почему вы так считаете.
Вариант 6.
1. Глобальные проблемы XX века: их происхождение и иерархия.
2. Основные черты философии Возрождения.
3. Ценностная ориентация античной философии.
4. Определите, какому философу принадлежат данные высказывания:
«Я мыслю, следовательно, существую».
«Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах».
Объясните, почему вы так считаете.
Вариант 7.
1. Проблема культуры и цивилизации.
2. Учения экзистенциализма о человеке.
3. Средневековая схоластика как синтез христианского мировоззрения
и античной философии.
4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание:
«Для того чтобы уничтожить учение Коперника, вовсе недостаточно заткнуть кому-нибудь рот. Нужно еще наложить запрет на всю астрономическую науку и, сверх того, воспретить кому бы то ни было глядеть в небо!»
Объясните, почему вы так считаете.
Вариант 8.
1. Материалистическая теория развития общества.
2. Полемика западников и славянофилов.
3. Отношение к жизни и смерти в духовном опыте Индии и Китая.
4. Проанализируйте представленное высказывание (в соответствии с планом анализа философского текста):
«Философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов». (Рене Декарт)
Вариант 9.
1. Проблемы человеческого бытия в философии Древнего Востока.
2. Агностицизм И. Канта.
3. Диалог философии и науки.
4. Проанализируйте представленное высказывание (в соответствии с планом анализа философского текста):
«В чём цель жизни? Воспроизведение себе подобных. Зачем? Служить людям. А тем, кому мы будем служить, что делать? Служить Богу? Разве Он не может без нас сделать, что ему нужно. Если Он и велит служить себе, то только для нашего блага. Жизнь не может иметь другой цели, как благо, радость». (Л.Н. Толстой)
Вариант 10.
1. Социальная сущность науки в XX веке.
2. Сущность немецкой классической философии.
3. «Теория жизни» А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
4. Проанализируйте представленное высказывание (в соответствии с планом анализа философского текста):
«Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». (Аристотель).
Вопросы к зачету и экзамену
1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
2. Причины возникновения философии, ее функции и методы.
3. Структура философского знания.
4. Древне восточная философия.. Особенности религиозных учений Древних Китая и Индии. Многообразие философских направлений.
5. Античная философия. Периодизация. Обзор крупнейших философских учений.
6. Античная натурфилософия (милетская, элейская, пифагорейская школы, идеи атомистов, учение о Логосе Гераклита).
7. Характеристика классического периода античной философии. Этический рационализм Сократа.
8. Философские взгляды Платона и Аристотеля.
9. Эллинско-римская философия (скептики, эпикурейцы, стоики): основные представители и идеи.
10. Философия эпохи Средневековья: периодизация, основные проблемы и персоналии.
11. Философия Ренессанса. Мировоззренческие особенности эпохи. Интеллектуальное наследие Н. Кузанского, Д. Бруно, Н. Макиавелли.
12. Философия Нового времени (общая характеристика). Философские идеи Просветителей.
13. Р. Декарт – основоположник рационализма: учение о субстанциях и врождённых идеях.
14. Философия эмпиризма Ф. Бэкона.
15. Классическая немецкая философия. Основные идеи Г. Гегеля.
16. Трансцендентальный идеализм И. Канта.
17. Философия марксизма: основные положения диалектического и исторического материализма.
18. Формирование неклассической философии в Европе в конце XIX- начале XX вв. Философский иррационализм З. Фрейда, Ф. Ницше.
19. Обзор учений современной европейской философии (экзистенциализм, герменевтика, структурализм, позитивизм, постмодернизм, прагматизм).
20. Периодизация, особенности и основные идеи русской философии.
21. Пути развития России: П.Я. Чаадаев о судьбе России. Полемика славянофилов и западников.
22. Религиозная философия в России в XX веке. Философское учение В. Соловьева.
23. Русский космизм. Естественнонаучное направление в отечественном космизме (Н. Федоров, А. Чижевский, В. Вернадский и др.).
24. Философский плюрализм конца XX в.: основные идеи, тенденции, представители.
25. Проблема человека в истории философии. Философское познание его сущности, предназначения и смысла человеческой жизни.
26. Ценности и их роль в человеческой жизни.
27. Общество как предмет философского анализа. Философские модели развития общества.
28. Философское понятие культуры. Общество и культура. Культура и цивилизация.
29. Характеристика онтологических категорий философии.
30. Познание как предмет философского анализа (знание как предмет гносеологии, виды и задачи познания, проблема истины).
31. Научное познание: сущность, задачи, критерии. Т. Кун о научных революциях.
32. Глобальные проблемы современности: философский аспект.
Тестовые задания
1. Что такое философия? Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов:
a) знания, приобретенные в результате научного эксперимента;
b) мировоззрение;
c) теоретическое ядро мировоззрения;
d) методология познания;
2. Основными типами человеческого познания являются (3 ответа):
a) наука;
b) творческая деятельность;
c) практика;
d) психическая деятельность;
e) мировоззрение;
3. Отражением взаимоотношений каких понятий является мировоззрение?
a) наука - общество;
b) человек - мир;
c) наука - философия;
d) культура - цивилизация.
4. Раздел философии, посвященный вопросам познавательной деятельности человека:
a) онтология;
b) философская антропология;
c) гносеология;
d) социальная философия;
e) аксиология;
5. Философская позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, видов бытия, оснований и форм знания и т.п. это-
a) монизм;
b) идеализм;
c) плюрализм;
d) антропоморфизм
e) дуализм;
6. Какие существуют уровни мировоззрения? Выберите три правильных ответа из предложенных вариантов:
a) исторический;
b) теоретический;
c) ценностный;
d) фактологический;
e) практический;
7. Для философии характерны (3 ответа):
a) доказательность;
b) опора на эмоции;
c) теоретическая направленность;
d) вера в сверхъестественное;
e) догматизм;
f) допустимость свободомыслия;
8. В основе какого типа философского мышления находится культ «созерцания природы»?
a) в западном;
b) в античном;
c) в философии Нового времени;
d) в восточном;
e) в эпоху Средневековья;
9. В каком философском направлении категория «материя» совпадает с субстанцией?
a) в схоластике;
b) в объективном идеализме;
c) в диалектическом материализме;
d) в сенсуализме;
10. Какое направление в философии утверждает, что сущность мира не познаваема?
a) агностицизм;
b) научный оптимизм;
c) позитивизм;
d) махизм;
11. Раздел философии, посвященный ценностным основаниям бытия человека и мира:
a) онтология;
b) философская антропология;
c) гносеология;
d) социальная философия;
e) аксиология;
12. Идеализм – это:
a) учение об идеалах и их роли в жизни;
b) мечтательность души, не замечающей житейской реальности;
c) учение о первичности сознания и вторичности материи;
13. Как в Индии называлась религиозно-философское учение о переселении душ?
a) буддизм;
b) даосизм;
c) джайнизм;
d) моизм;
14. Главными темами размышлений философов древних Китая и Индии были (2 ответа):
a) духовная жизнь человека;
b) социальная жизнь человека;
c) природа и космос;
d) проблема познания;
e) оправдание бога;
15. Какая форма бытия может рассматриваться как единство материальной и идеальной действительности?
a) бытие общества;
b) бытие духовного;
c) бытие вещей;
16. В основании какой религиозно-философской системы лежит учение о пути и добродетели?
a) буддизм;
b) конфуцианство;
c) даосизм;
d) ламаизм;
17. Кто ввел в научный оборот понятие «общественно-экономическая формация»?
a) Л. Фейербах;
b) К. Маркс;
c) М. Вебер;
d) П. Сорокин;
18. Какие четыре составляющие вещей выделяет Аристотель:
a) цвет, форма, вес, объем;
b) длина, ширина, высота, масса;
c) форма, материя, причина и цель;
19. Представители какой философской школы в качестве основы бытия полагали числа?
a) милетская;
b) пифагорейская;
c) академическая;
d) школа софистов;
20. Как Гераклит объяснял постоянную изменчивость окружающего мира?
a) разные люди по-разному воспринимают окружающую реальность;
b) первоосновой мира является огонь. Он изменчив и всегда находится в движении;
c) все зависит от климатических условий;
21. Кто стоял у истоков возникновения атомизма?
a) Сократ;
b) Гераклит;
c) Аристотель;
d) Демокрит;
22. Каким образом, по мнению Платона, человек приобретает истинное знание?
a) его «вспоминает» душа человека;
b) через логические рассуждения;
c) через практическую деятельность;
23. Какое этическое правило выдвинул Аристотель?
a) относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе;
b) поиск «золотой середины» между пороками-крайностями;
c) уважение к старшим;
d) прав всегда сильнейший;
24. Философские идеи в эпоху средневековья основывались на:
a) этике буддизма;
b) системе мифов;
c) христианском вероучении;
d) системе политических взглядов Аристотеля;
25. Периодами средневековой философии являются (2 ответа):
a) патристика;
b) натурфилософия;
c) ренессанс;
d) схоластика;
e) просвещение;
26. Период систематизации христианства с позиций логики на основе учения Аристотеля называется:
a) постсократический;
b) классический;
c) схоластика;
d) патристика;
27. Какому средневековому мыслителю принадлежат 5 доказательств бытия Бога?
a) Сенеке;
b) Бонавентуре;
c) Демокриту;
d) Ф. Аквинскому;
e) П. Абеляру;
f) А. Кентерберийскому;
28. Выберите две мировоззренческие особенности, характерные для эпохи Возрождения (2 ответа):
a) атеизм;
b) пантеизм;
c) монизм;
d) антропоцентризм;
e) теоцентризм;
f)гедонизм;
29. Кому принадлежит высказывание: «Познание никогда не может остановиться, истина неисчерпаема»?
a) Т. Мору;
b) П. Абеляру;
c) Н. Кузанскому;
d) Ф. Аквинскому;
30. Интересы мыслителей эпохи Ренессанса сосредоточились на:
a) проблеме познаваемости мира;
b) доказательстве бытия Бога;
c) поисках первоосновы мира;
d) изучении человека;
31. Кто из мыслителей Возрождения впервые сформулировал идеи
Пантеизма?
a) Н. Коперник;
b) Н. Кузанский;
c) Н. Макиавелли;
32. К философам эпохи Просвещения не относятся (2 ответа) ?
a) Вольтер
b) И. Кант;
c) Д. Дидро.
d) А. Блаженный;
e) Монтескье
33. Как И. Кант отзывался о мире «вещей в себе»?
a) он познаваем;
b) он непознаваем;
c) он существует лишь в восприятии человека;
d) человек существует в этом мире.
34. Свобода, согласно концеации Г. Гегеля – это:
a) свобода духа;
b) познанная необходимость;
c) сила духа;
d) познание необходимости;
e) самосознание духа;
f) познание абсолютной идеи.
35. Основоположником какого направления является А. Шопенгауэр?
a) волюнтаризма;
b) гилозоизма;
c) антропоморфизма;
d) дуализма.
36. Особенностями неклассической философии не являются (2 ответа)?
a) Наличие единой философской школы;
b) Наличие иррационалистических учений;
c) культ разума;
d) наличие сциентистских и антисциентистских концепций.
37. Как называл Ф. Ницше христианскую мораль?
a) инфантильной;
b) благодетельной;
c) «рабской моралью»;
d) лживой.
38. Мыслитель 17 века, основоположник рационализма и дедукции
a) Р. Декарт;
b) Ф. Бэкон;
c) Беркли;
39. Назовите доминирующую идею философии Ф. Ницше?
a) идея сверхчеловека;
b) идея абсолютизма;
c) идея витализма;
d) идея антропоцентризма.
40. Создателем какого метода в науке является 3. Фрейд?
a) гипноза;
b) синтеза;
c) электрошока;
d) психоанализа.
41. Какая черта была характерна для русской предфилософии?
a) диалектизм;
b) системность;
c) включение философских идей в тексты литературного характера;
d) рационалистичность.
42. Какому философу было свойственно определение России, как страны, находящейся вне мировой истории?
a) П. Чаадаеву;
b) А. Хомякову;
c) К. Аксакову;
d) И. Киреевскому.
43. Кто является автором работы «Смысл истории»?
a) Н. Карамзин;
b) В. Соловьев;
c) Н. Бердяев;
d) П. Флоренский.
44. Кому принадлежала концепция Всеединства?
a) В. Соловьеву;
b) А. Хомякову;
c) П. Чаадаеву.
45. Какое философское направление из перечисленных ниже уделяет особое внимание культуре научного мышления?
a) «философия жизни»;
b) психоанализ;
c) персонализм;
d) неотомизм;
e) постпозитивизм;
46. Укажите из перечисленных ниже проблем наиболее важные проблемы герменевтики (2 ответа):
a) соотношение бытия и духа;
b) интерпретация культур прошлого;
c) идеальное;
d) человеческая индивидуальность;
e) интерпретация текстов;
f) культурный кризис.
47. Принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений, учение о причинно-следственной взаимосвязи явлений материального и духовного мира называется -
a) индетерминизм;
b) постпозитивизм;
c) детерминизм;
d) волюнтаризм.
48. Какие из перечисленных ниже положений являются существенными для философии экзистенциализма? (2 ответа)
a) существование предшествует сущности.
b) бытие определяет сознание;
c) сущность человека есть совокупность общественных отношений;
d) человеческой жизни присущ феномен тревоги;
49. Учение о сверхчувственных (трансцендентных) основах и принципах бытия, объективно альтернативное по своим установкам натурфилософии как философии природы называется -
a) парадигма;
b) схоластика;
c) дискурс;
d) теология;
e) метафизика;
f) симулякр.
50. Из приведенных ниже объектов назовите объекты культурной интерпретации герменевтики (2 ответа):
a) истина и заблуждение в социальном познании
b) литературные памятники;
c) предметы материального производства;
d) моральные качества личности;
Список персоналий
Августин Аврелий (345-430 гг.) | Средневековый христианский теолог и философ, представитель патристики. |
Анаксимандр (610 – 540 до н.э.) | Древнегреческий натурфилософ, представитель милетской школы. |
Анаксимен (2 пол. VI в. до н.э.) | Древнегреческий натурфилософ, представитель милетской школы. |
Аристотель (384-322 гг.) | Древнегреческий философ, классический ученый-энциклопедист. |
Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948 гг.) | Русский религиозный философ. |
Будда | Имя, данное основателю буддизма Сиддхархе Гаутаме (623 – 544 до н.э.) |
Булгаков Сергей Николаевич (1871 – 1944 гг.) | Русский религиозный философ, богослов. |
Бэкон Фрэнсис (1561-1626 гг.) | Английский философ, ведущий представитель эмпиризма. |
Вебер Макс (1864-1920 гг.) | Немецкий социолог, историк, философ. |
Витгенштейн Людвиг (1889-1951 гг.) | Австралийский философ-неопозитивист, логик; представитель аналитической философии. |
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778 гг.) | Французский философ-просветитель, писатель, публицист. |
Гегель Георг (1770-1831 гг.) | Представитель немецкой философии, создатель диалектической теории. |
Гераклит Эфесский (ок. 520-460 до н.э.) | Древнегреческий натурфилософ, представитель стихийной диалектики. |
Гоббс Томас (1588-1679 гг.) | Английский философ-материалист. |
Гуссерль Эдмунд (1859-1938 гг.) | Немецкий философ, основатель феноменологии. |
Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885 гг.) | Русский мыслитель, идеолог панславизма; представитель цивилизационного подхода. |
Декарт Ренэ (1596-1650 гг.) | Французский философ-рационалист. |
Демокрит (V в. до н.э.) | Древнегреческий философ-атомист. |
Диоген Синопский (ум. ок. 330-320 до н.э.) | Философ-моралист, представитель кинизма. |
Зенон Китийский (ок. 333-262 до н.э.) | Древнегреческий философ, основоположник стоицизма. |
Кант Иммануил (1724-1804 гг.) | Основоположник немецкой классической философии. |
Кассирер Эрнст (1874-1945 гг.) | Немецкий философ-неокантианец, создатель теории символов. |
Конфуций (Кун Фу-цзы) (551-479 г. до н.э.) | Древнекитайский философ, основатель конфуцианства. |
Кун Томас (1922-1996 гг.) | Американский философ и историк науки. |
Кьеркегор (Киркегор) Сёрен (1813-1855 гг.) | Датский философ, теолог; один из вдохновителей экзистенциализма. |
Лакатос Имре (1922-1974 гг.) | Английский философ, историк науки. |
Лао-цзы (604-после 504 г. до н.э.) | Древнекитайский философ, основатель даосизма. |
Лосев Алексей Фёдорович (1893-1988 гг.) | Русский философ XX века, исследователь символизма, мифологии, эстетики. |
Макиавелли Николо (1469-1527 гг.) | Итальянский мыслитель, представитель политической философии. |
Маркс Карл (1818-1883 гг.) | Немецкий философ, основоположник марксизма. |
Мах Эрнст (1838-1916 гг.) | Австрийский философ-позитивист, один из основателей эмпириокритицизма. |
Николай Кузанский (1401-1464 гг.) | Философ эпохи раннего Возрождения, автор концепции об «ученом незнании». |
Ницше Фридрих (1844-1900 гг.) | Немецкий философ-иррационалист, основоположник «философии жизни». |
Парменид (VI в. до н.э.) | Древнегреческий философ, основатель элейской школы, основоположник онтологии. |
Пифагор (VI-V в. до н.э.) | Древнегреческий философ, мистик, основатель пифагорейской школы. |
Платон (427-347 г. до н.э.) | Древнегреческий философ-идеалист, представитель классической философии. |
Поппер Карл (1902-1994гг.) | Английский философ, социолог, основатель постпозитивизма. |
Риккерт Генрих (1863-1936 гг.) | Немецкий философ-неокантианец, один из основателей аксиологии. |
Сократ (ок. 470-399 г. до н.э.) | Древнегреческий философ, основатель классической философии. |
Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900 гг.) | Русский религиозный философ. |
Тойнби Арнольд (1889-1975 гг.) | Английский историк и философ, сторонник к цивилизационного подхода. |
Толстой Лев Николаевич (1828-1910 гг.) | Русский писатель и мыслитель, основоположник этики ненанисилия. |
Фалес Милетский (ок. 625- ок. 547 г. до н.э.) | Древнегреческий натурфилософ, основатель милетской школы. |
Федоров Николай Федорович (1829- 1903 гг.) | Русский философ, основоположник космизма. |
Фейербах Людвиг (1804-1872 гг.) | Немецкий классический философ, представитель философии материализма. |
Фома Аквинский (1225-1274 гг.) | Средневековый теолог, схоласт, основоположник томизма. |
Фрейд Зигмунд (1856-1939 гг.) | Австрийский психолог и психиатр, основатель психоанализа. |
Хайдеггер Мартин (1889-1976 гг.) | Немецкий философ-экзистенциалист. |
Хейзенга Йохан (1872-1945 гг.) | Нидерландский философ и культуролог, исследователь проблемы игровой деятельности. |
Хомяков Алексей Степанович (1804-1860 гг.) | Русский религиозный философ, один из основоположников славянофильства. |
Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856 гг.) | Русский мыслитель, публицист, сторонник славянофильства. |
Швейцер Альберт (1875-1965 гг.) | Немецкий философ, создатель «этики благоговения перед жизнью». |
Шопенгауэр Артур (1788-1860 гг.) | Немецкий философ-иррационалист. |
Энгельс Фридрих (1820-1885 гг.) | Немецкий философ-материалист, один из основоположников марксизма. |
Эпикур из Самоса (341-270 г. до н.э.) | Греческий философ, родоначальник эпикуреизма. |
Юм Дэвид (1711-1776 гг.) | Английский философ, агностик, предшественник позитивизма. |
Юнг Карл Густав (1875-1961 гг.) | Швейцарский психолог и психиатр, представитель неофрейдизма. |
Глоссарий
Аксиология | Философское учение о ценностях духвно-практической жизни каждого отдельного индивида и целого общества. |
Аналитическая философия | Направление философии 20 в., разновидность неопозитивизма; сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания. |
Бытие | философская категория отражающая множественность объективных форм жизни мира во всех его проявлениях, существующих независимо от сознания; реальная жизнь природы, общества и человека в их бесконечном многообразии. |
Бытие общественное | философское понятие, характеризую ее материальную жизнь общества и означающее совокупность объективных отношений людей к природе и друг другу, независимых от их сознания. |
Герменевтика | (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий), искусство и теория истолкования текстов; экзегетика. Философская герменевтика зарождалась в трудах немецких романтиков, Ф. Шлейермахера. Была существенно развита М. Хайдеггером, как особое направление сформирована Х. Г. Гадамером. |
Гносеология (теория познания) | раздел философии, изучающий характер взаимоотношений субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношения знания к действительности, возможность познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания и т.д. |
Гуманизм | исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих позитивных способностей, считающая принципы равенства прав, справедливости, человечности обязательной нормой социальных отношений между людьми. |
Движущие силы общественного развития | существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс общества. |
Деизм | Религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сотворивший мир, но в дальнейшем не вмешивающийся в законы природы. |
Действитель- ность (объективная реальность) | То, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а включает в себя результаты своего собственного действия и развития. Такой действительностью является объективная реальность во всей ее конкретности. |
Детерминизм | (от лат. determino — определяю), философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности. |
Дуализм | Философский принцип, признающий существование двух самостоятельных первоначал, одно из которых оценивалось положительно, а другое - отрицательно. |
Духовность | Совокупность качеств и свойств, которые позволяют человеку полноценно существовать в мире культуры, в нормативно-ценностных сферах мифологии, религии, нравственности, искусства, философии. |
Закон | внутренняя, существенная, повторяющаяся и устойчивая связь между явлениями, обусловливающая их упорядоченное изменение. |
Идеализм | одно из направлений в философии, берущее в качестве первичного идеальное, субъективное; противоположно материализму. |
Индивид | единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. |
Интерес | основная причина действий индивидов, социальных общностей, определяющая их общественное поведение. |
Истина | адекватное отражение действительности социальным объектом, критерием которого в конечном счете является практика; воспроизведение ее такой, какой она существует на самом деле, объективно. |
Качество | философская категория, выражающая такую определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное. |
Личность | человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена общности. |
Логический позитивизм | Течение неопозитивизма, возникшее в 1920-х гг. на основе Венского кружка (Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк и др.); пытался сочетать эмпиризм, основывающийся на принципе верификации, с методом логического анализа научного знания. Со 2-й половины 1930-х гг. стал известен под названием логического эмпиризма; с 1960-х гг. не существует как самостоятельное течение. |
Материя | философская категория, являющаяся центральной для различных материалистических философских систем, где она трактуется как объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания. |
Мера | философская категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или объекта. |
Метафизика | (греч. meta ta physika, букв. — то, что после физики), философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия. В истории философии слово «метафизика» часто употреблялось как синоним философии; близкое понятие — онтология. |
Миф | архаическое повествование о деяниях богов и героев, которые основываются на фантастических и реалистических представлениях о мире. |
Монизм | философский подход, который принимает за основу всего существующего одно начало. Например, материалисты основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею. |
Народ | понятие, отражающее дифференциацию общества на слои, группы, классы и т.д., которые помогают реализовать объективно исторические задачи прогрессивного развития данной страны. |
Народность | общность людей, исторически складывающаяся из племенных союзов в связи с расширением хозяйственных и культурных контактов на основе общей территории, языка и государственности. Она как форма общности людей предшествует более высокой общности - нации. |
Нация | историческая форма общности людей, характеризующаяся единым типом организации хозяйства, культуры, общей территорией, языком и достаточно высоким уровнем национального самосознания. |
Научно-техническая революция (НТР) | Коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Началась в середине 20 в. под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством. Резко ускоряет научно-технический прогресс; оказывает воздействие на все стороны жизни общества. |
Общественно-экономическая формация | конкретно-исторический тип общества, представляющий систему общественных отношений, функционирующих и развивающихся на основе способа производства материальных благ (например, первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный строй). |
Онтология | философское учение о бытии (о сущем) как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм. |
Отрицание | философская категория, отражающая качественно новый момент процесса развития объекта, который не обязательно предполагает утрату им всех прежних черт и свойств, а может сопровождаться удержанием, сохранением наиболее прогрессивных, стойких из них, но не противоречащих новому состоянию объекта. |
Плюрализм | философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. |
Позитивизм | философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат спец. наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. |
Познание | общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. |
Противоречие | категория, выражающая внутренний источник всякого развития, движения. |
Рациональное | разумно (аналитически, логически) обоснованное, целесообразное. |
Рефлексия | способность субъекта к самоанализу, исследование собственных отношений с реальностью. |
Сознание | специфический способ взаимоотношений человека с реальностью, при помощи которого он выделяет себя из окружающей реальности и, внутренне воссоздавая ее в виде особых психических образов, регулирует свои действия, пытается понять то, что происходит в его внутреннем и окружающем внешнем мире. |
Сознание (общественное) | целостное духовное явление социальной жизни людей, включающее различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политика, право, религия, философия, наука, искусство и т.д.). |
Социальная мобильность | Изменение социальным объектом своего места, занимаемого в данной общественной структуре, перемещение его из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же слоя (горизонтальная мобильность). |
Социальная стратификация | Понятие, обозначающее структуру общества и его слоев, систему признаков социальной дифференциации (образование, быт, занятие, доходы, психология и т.д.), на основе которых общество делится на страты (чаще на «высшие», «средние», «низшие» слои). |
Субстанция | Основа мира, объективная реальность во внутреннем единстве всех форм ее саморазвития, включая все многообразие явлений природы и истории. |
Традиция | Механизм воспроизводства социальных институтов и норм, передача духовных ценностей от поколения к поколению; общественные отношения, отличающиеся определенной исторической устойчивостью, повторяемостью, общностью. |
Трансценден-тальный | (с нем. transzendental от лат. transcendere — переходить, переступать), термин, возникший в схоластической философии и обозначающий предельно общие категории (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). |
Трансцендент-ный | Запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. В философии Канта — выходящее за пределы возможного опыта и недоступное теоретическому познанию. |
Феноменология | Одно из главных направлений в философии 20 в., основателем которого является Э. Гуссерль. В центре ее внимания — анализ сознания как интенционального переживания, смыслопридающей активности; достижение и экспликация (при помощи феноменологического метода) первичных, непосредственно очевидных пластов и структур опыта (феноменов); превращение философии в «строгую науку». |
Философия жизни | философское течение кон. 19 — нач. 20 вв., исходящее из понятия «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. Философия жизни возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания. |
Экзистенциа- лизм | Совокупность течений в философии и искусстве 20 в., концептуальным ядром которых выступает понятие экзистенции (человеческого существования). Для экзистенциализма характерно толкование сущности человека через его (уникальное) существование, описываемое преим. во внерациональных категориях (забота, страх, решимость); интерес к проблемам этики, свободы воли, проявлениям экзистенции в пограничных ситуациях (нравственный выбор, страдание, смерть). |
Кировский филиал
Кафедра общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа дисциплины
Для студентов, обучающихся по направлению
«Психология»
Киров 2017
Содержание дисциплины
Тема 1. Философия. Сущность и предназначение.
Мировоззрение и его исторические формы: миф, религия, философия. Социально-культурные предпосылки возникновения философии. Понятие «плюрализма» в философии. Множество подходов к философскому знанию. Функции, методы и разделы философии. Характеристика основных философских проблем, возможные варианты ответов на «вечные вопросы».
Дата: 2019-03-05, просмотров: 384.