Тема 1. Философия. Сущность и предназначение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кировский филиал

Кафедра общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Рабочая программа дисциплины

 

Для студентов, обучающихся по направлению

«Психология»

 

Киров 2017

 


Содержание дисциплины


Тема 1. Философия. Сущность и предназначение.

Мировоззрение и его исторические формы: миф, религия, философия. Социально-культурные предпосылки возникновения философии. Понятие «плюрализма» в философии. Множество подходов к философскому знанию. Функции, методы и разделы философии. Характеристика основных философских проблем, возможные варианты ответов на «вечные вопросы».

Тема 2. Особенности философии Древнего Востока

Специфика восточного мировоззрения. Синкретизм религии, литературы и философии. Особенности бытия Древнего Китая (устойчивость традиций, сложная символика языка, нумерология). Китайская метафизика: инь - ян, пять элементов «сущего» и «ци». Концепции даосизма и конфуцианства.
Учения буддизма и джайнизма.


Тема 3. Античная философия

Периодизация и особенности античной философии. Древнегреческая натурфилософия: размышления философов о начале природы (милетская, элейская, пифагорейская, атомистская школы, идеи Гераклита). Классический период греческой философии. Рациональная этика Сократа.  Учение Платона об идеях. Аристотель: критика предшествующей философии, концепции о форме, материи, об обществе и государстве.
Эллинистическо-римский период. Философия как руководство для житейской мудрости (стоики, скептики, эпикурейцы, киники).


Тема 4. Философия эпохи Средневековья и Возрождения

Христианство как новая духовная сила эпохи. Этапы христианской философии: схоластика и патристика. Августин Блаженный: учение о Боге и времени. Основные темы схоластики: проблема соотношения веры и разума, теодицея. Становление ведущих направлений средневековой мысли - реализма (Ансельм Кантерберийский) и номинализма (П. Абеляр), сор об универсалиях. Поздняя схоластика и философия Ф. Аквинского. Изменение социально-культурной ситуации в Европе к XIV веку, духовно-мировоззренческие основы Ренессанса. Социально-философская и политическая доктрина Н. Макиавелли. Пантеизм Н. Кузанского. Натурфилософия Ренессанса (Н. Коперник, Д. Бруно и др.)

Тема 5. Философия Нового времени

Периодизация философии Нового времени. Становление научного мировоззрения и усиление теории познания, Ф. Бэкон – представитель эмпиризма. Учение об идолах ума, индуктивный метод познания. Р. Декарт – основоположник рационализма. Размышление об отчётливых идеях, метод универсального сомнения. Понимание субстанций. Монадология Г. Лейбница. Философские идеи просветителей: Вольтер, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др.

Тема 6. Классическая немецкая философия

Особенности немецкой классической философии. И. Кант – родоначальник классической философии. Агностицизм и критицизм. Антиномии разума и этика Канта. Пространство и время – кантовские априории жизни. Ф. Гегель: диалектика и логика, абсолютная идея. Философия природы. Философия И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинга. Материалистическая антропология Л. Фейербаха. Влияние Немецкой классической философии на развитие философии XX века.

Тема 7. Марксистская философия

Истоки возникновения марксизма. Основные положения диалектического и исторического материализма. Марксизм-ленинизм в истории и культуре СССР.

Тема 9. Русская философия

История, периодизация и основные проблемы русской философии: предфилософия, систематизация философии в XVII в., светская мысль в России в XVIII-начале XX вв., особенности современного этапа отечественной философии.

П. Чаадаев об историческом пути России. Полемика западников и славянофилов. Русская религиозная философия: особенности и представители. Учение В. Соловьёва о всеединстве, оправдании добра и его теория познания. Философские взгляды С. Булгакова, Н. Бердяева, П. Флоренского. Русский космизм. Естественнонаучное направление в отечественном космизме (Н. Федоров, А. Чижевский, В. Вернадский и др.) Философский плюрализм конца XX в.: основные идеи, тенденции, представители.

Тема 10 .  Философская антропология

Понимание человека в историко-философском контексте. Основные теории антропогенеза. Смысл жизни человека и его предназначение. Индивид, индивидуальность, личность. Двойственная природа человека. Ценности и их роль в человеческой жизни.

 Тема 11. Социальная философия

Общество как предмет философского анализа. Философские модели развития общества. Философское понятие культуры. Общество и культура.

 

Определение философии

Главная идея 1 Философия – это любовь к мудрости (Пифагор)   2 «…философия есть знание истины, не какой угодно, а той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первому началу бытия для всех вещей; откуда следует, что эта истина есть начало всякой истины, ибо распорядок вещей в истине такой же, как и в бытии…» (Ф. Аквинский)   3 «О философии… ты, любезный читатель, не должен думать как о чем-то, при помощи чего можно раздобыть философский камень, или как о искусстве, которое представлено в трактатах по метафизике. Философия есть скорее естественный человеческий разум, усердно изучающий все дела творца, чтобы найти и сообщить бесхитростную правду об их порядке, их причинах и следствиях. Философия есть дочь твоего мышления и всей Вселенной…» (Т. Гоббс)   4 «…философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов. …Неразумные животные, которые должны заботиться только о своем теле, непрерывно и заняты лишь поисками пищи для него; для человека же, главною частью которого является ум, на первом месте должна стоять забота о снискании его истинной пищи — мудрости. … Те, к кому судьба наиболее благосклонна, кто в избытке обладает здоровьем, почетом и богатством… они сильнее прочих тоскуют по благам более значительным и совершенным, чем те, какими они обладают. А такое высшее благо…есть не что иное, как познание истины по ее первопричинам, то есть мудрость; занятие последнею и есть философия». (Р. Декарт)   5   «…познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней или, поскольку еще нет реальной завершенной философии, стремление к такому познанию». (Ф. Шлегель)   6 «…чем таким была до сих пор любая великая философия, — исповедью своего сочинителя, чем-то вроде memoires против воли и без означения жанра, а сверх того прояснилось, что моральные (или аморальные) намерения составляют живой зародыш любой философии — из него произрос весь побег. На деле: объясняя, откуда повелись самые отвлеченнейшие метафизические утверждения философа, лучше (и разумнее) всего спрашивать себя, куда все это (куда он) гнет — что за мораль он преследует своей философией?» (Ф. Ницше)  

Как вы думаете, чем можно объяснить различие трактовок термина «Философия»?

Ответ:



Тема 9. Русская философия.

1. Прочитать фрагменты указанных текстов первоисточников:

Лосев А.Ф. Русская философия // Очерки истории русской философии., УрГУ, 1991. – С.70-73. и Чаадаев П.Я. «Философические письма к Даме. Письмо первое»./ Полное собрание сочинений и избранные письма. – М.: Наука, 1991. - Т. 1. - С.323-337.

Выписать главные мысли из каждого текста. Определить свое мнение на эти проблемы.

2. Темы для докладов:

ü Философский пароход – кампания правительства СССР по высылке неугодных власти интеллектуалов из России за границу.

ü Основные черты русского космизма.

Литература:

1. Марков Б.В., Липский Б.И. Философия. Учебник для бакалавров.- СПб., 2013.- 508 с.

2. Философия/ под ред. Лебедева С.А.- М., 2011.- 528 с.

3. Русская философия в текстах / под ред. Пахарь Л.И. – СПб., 2012. – 527 с.

4. Русские мыслители о В.С. Соловьеве Спб.–М., 2012. – 138 с.

5. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

6. Зеньковский В.В. История русской философии в 2 т. – Ростов н/Д., 2004.

7. Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей / сост.
Е. Васильев. – М., 2002.

8. Русская философия. Имена. Учения. Тексты / сост. Н.В. Солнцев. – М., 2001.

9. Соловьёв В.С. Сочинения. В 2 т. –  М., 1988.

10. Чаадаев П.Я. Сочинения. –  М., 1989.


Вариант 1.

1. Плюрализм методов и результатов в философии.

2. Теория познания Сократа.

3. Особенности русской философии XX века.

4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание:

«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

Объясните, почему вы так считаете.

 

Вариант 2.

1. Соотношение материального и идеального знания в философии.

2. Теоцентризм средневековой философии.

3. Формационный подход в марксистской философии.

4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание:

Однажды .[?].. вылез из своего жилища — бочки — среди ясного дня с зажженным фонарем и стал что-то или кого-то искать. Один из прохожих спросил его: «Что ты ищешь, .[?]..?» И философ ответил: «Ищу человека!»

Объясните, почему вы так считаете.

 

Вариант 3.

1. Происхождение философии.

2. Взгляды Платона и Аристотеля на государство.

3. Объективный идеализм Ф. Гегеля.

4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание:

 «В определенном смысле то, что мы называем счастьем случается в результате (непредвиденного) удовлетворения длительное время сдерживаемых потребностей »

Объясните, почему вы так считаете.

Вариант 4.

1. Взаимосвязь категорий онтологии и гносеологии.

2. Система философских категорий Аристотеля

3. Историческая роль философии Ф. Бэкона и её судьбы.

4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание:

«На учебное дело в России может быть установлен совершенно особый взгляд, ему возможно дать национальную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развивалась во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире».

Объясните, почему вы так считаете.

 

Вариант 5.

1. Диалектика как всеобщий научный метод познания.

2. Естественнонаучная мысль в эпоху Ренессанса.

3. Проблемы культуры и цивилизации в творчестве О. Шпенглера и
Н.А. Бердяева.

4. Определите, какому философу принадлежат данные высказывания:

«Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле — и быть голодным. Он может посвятить себя учению — и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности».

«Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду».

«Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами».

Объясните, почему вы так считаете.

 


Вариант 6.

1. Глобальные проблемы XX века: их происхождение и иерархия.

2. Основные черты философии Возрождения.

3. Ценностная ориентация античной философии.

4. Определите, какому философу принадлежат данные высказывания:

«Я мыслю, следовательно, существую».

«Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах».

Объясните, почему вы так считаете.

 



Вариант 7.

1. Проблема культуры и цивилизации.

2. Учения экзистенциализма о человеке.

3. Средневековая схоластика как синтез христианского мировоззрения
и античной философии.

4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание:

«Для того чтобы уничтожить учение Коперника, вовсе недостаточно заткнуть кому-нибудь рот. Нужно еще наложить запрет на всю астрономическую науку и, сверх того, воспретить кому бы то ни было глядеть в небо!»

Объясните, почему вы так считаете.

 


Вариант 8.

1. Материалистическая теория развития общества.

2. Полемика западников и славянофилов.

3. Отношение к жизни и смерти в духовном опыте Индии и Китая.

4. Проанализируйте представленное высказывание (в соответствии с планом анализа философского текста):

 «Философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов». (Рене Декарт)

Вариант 9.

1. Проблемы человеческого бытия в философии Древнего Востока.

2. Агностицизм И. Канта.

3. Диалог философии и науки.

4. Проанализируйте представленное высказывание (в соответствии с планом анализа философского текста):

«В чём цель жизни? Воспроизведение себе подобных. Зачем? Служить людям. А тем, кому мы будем служить, что делать? Служить Богу? Разве Он не может без нас сделать, что ему нужно. Если Он и велит служить себе, то только для нашего блага. Жизнь не может иметь другой цели, как благо, радость». (Л.Н. Толстой)

Вариант 10.

1. Социальная сущность науки в XX веке.

2. Сущность немецкой классической философии.

3. «Теория жизни» А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

4. Проанализируйте представленное высказывание (в соответствии с планом анализа философского текста):

«Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». (Аристотель).



Вопросы к зачету и экзамену

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

2. Причины возникновения философии, ее функции и методы.

3. Структура философского знания.

4. Древне восточная философия.. Особенности религиозных учений Древних Китая и Индии. Многообразие философских направлений.

5. Античная философия. Периодизация. Обзор крупнейших философских учений.

6. Античная натурфилософия (милетская, элейская, пифагорейская школы, идеи атомистов, учение о Логосе Гераклита).

7. Характеристика классического периода античной философии. Этический рационализм Сократа.

8. Философские взгляды Платона и Аристотеля.

9. Эллинско-римская философия (скептики, эпикурейцы, стоики): основные представители и идеи.

10. Философия эпохи Средневековья: периодизация, основные проблемы и персоналии.

11. Философия Ренессанса. Мировоззренческие особенности эпохи. Интеллектуальное наследие Н. Кузанского, Д. Бруно, Н. Макиавелли.

12. Философия Нового времени (общая характеристика). Философские идеи Просветителей.

13. Р. Декарт – основоположник рационализма: учение о субстанциях и врождённых идеях.

14. Философия эмпиризма Ф. Бэкона.

15. Классическая немецкая философия. Основные идеи Г. Гегеля.

16. Трансцендентальный идеализм И. Канта.

17. Философия марксизма: основные положения диалектического и исторического материализма.

18. Формирование неклассической философии  в Европе в конце XIX- начале XX вв. Философский иррационализм З. Фрейда, Ф. Ницше.

19. Обзор учений современной европейской философии (экзистенциализм, герменевтика, структурализм, позитивизм, постмодернизм, прагматизм).

20. Периодизация, особенности и основные идеи русской философии.

21. Пути развития России: П.Я. Чаадаев о судьбе России. Полемика славянофилов и западников.

22. Религиозная философия в России в XX веке. Философское учение В. Соловьева.

23. Русский космизм. Естественнонаучное направление в отечественном космизме (Н. Федоров, А. Чижевский, В. Вернадский и др.).

24. Философский плюрализм конца XX в.: основные идеи, тенденции, представители.

25. Проблема человека в истории философии. Философское познание его сущности, предназначения и смысла человеческой жизни.

26. Ценности и их роль в человеческой жизни.

27. Общество как предмет философского анализа. Философские модели развития общества.

28. Философское понятие культуры. Общество и культура. Культура и цивилизация.

29. Характеристика онтологических категорий философии.

30. Познание как предмет философского анализа (знание как предмет гносеологии, виды и задачи познания, проблема истины).

31. Научное познание: сущность, задачи, критерии. Т. Кун о научных революциях.

32. Глобальные проблемы современности: философский аспект.


Тестовые задания

1. Что такое философия? Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов:

a) знания, приобретенные в результате научного эксперимента;

b) мировоззрение;

c) теоретическое ядро мировоззрения;

d) методология познания;

 

2. Основными типами человеческого познания являются (3 ответа):

a) наука;

b) творческая деятельность;

c) практика;

d) психическая деятельность;

e) мировоззрение;

 

3. Отражением взаимоотношений каких понятий является мировоззрение?

a) наука - общество;

b) человек - мир;

c) наука - философия;

d) культура - цивилизация.

 

4. Раздел философии, посвященный вопросам познавательной деятельности человека:

a) онтология;

b) философская антропология;

c) гносеология;

d) социальная философия;

e) аксиология;

 

5. Философская позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, видов бытия, оснований и форм знания и т.п. это-

a) монизм;

b) идеализм;

c) плюрализм;

d) антропоморфизм

e) дуализм;

 

6. Какие существуют уровни мировоззрения? Выберите три правильных ответа из предложенных вариантов:

a) исторический;

b) теоретический;

c) ценностный;

d) фактологический;

e) практический;

 

7. Для философии характерны (3 ответа):

a) доказательность;

b) опора на эмоции;

c) теоретическая направленность;

d) вера в сверхъестественное;

e) догматизм;

f) допустимость свободомыслия;

 

8. В основе какого типа философского мышления находится культ «созерцания природы»?

a) в западном;

b) в античном;

c) в философии Нового времени;

d) в восточном;

e) в эпоху Средневековья;

 

9. В каком философском направлении категория «материя» совпадает с субстанцией?

a) в схоластике;

b) в объективном идеализме;

c) в диалектическом материализме;

d) в сенсуализме;

 

10. Какое направление в философии утверждает, что сущность мира не познаваема?

a) агностицизм;

b) научный оптимизм;

c) позитивизм;

d) махизм;

 

11. Раздел философии, посвященный ценностным основаниям бытия человека и мира:

a) онтология;

b) философская антропология;

c) гносеология;

d) социальная философия;

e) аксиология;

 

12. Идеализм – это:

a) учение об идеалах и их роли в жизни;

b) мечтательность души, не замечающей житейской реальности;

c) учение о первичности сознания и вторичности материи;

 

13. Как в Индии называлась религиозно-философское учение о переселении душ?

a) буддизм;

b) даосизм;

c) джайнизм;

d) моизм;

 

14. Главными темами размышлений философов древних Китая и Индии были (2 ответа):

a) духовная жизнь человека;

b) социальная жизнь человека;

c) природа и космос;

d) проблема познания;

e) оправдание бога;

 

15. Какая форма бытия может рассматриваться как единство материальной и идеальной действительности?

a) бытие общества;

b) бытие духовного;

c) бытие вещей;

 

16. В основании какой религиозно-философской системы лежит учение о пути и добродетели?

a) буддизм;

b) конфуцианство;

c) даосизм;

d) ламаизм;

 

17. Кто ввел в научный оборот понятие «общественно-экономическая формация»?

a) Л. Фейербах;

b) К. Маркс;

c) М. Вебер;

d) П. Сорокин;

 

18. Какие четыре составляющие вещей выделяет Аристотель:

a) цвет, форма, вес, объем;

b) длина, ширина, высота, масса;

c) форма, материя, причина и цель;

 

19. Представители какой философской школы в качестве основы бытия полагали числа?

a) милетская;

b) пифагорейская;

c) академическая;

d) школа софистов;

 

20. Как Гераклит объяснял постоянную изменчивость окружающего мира?

a) разные люди по-разному воспринимают окружающую реальность;

b) первоосновой мира является огонь. Он изменчив и всегда находится в движении;

c) все зависит от климатических условий;

 

21. Кто стоял у истоков возникновения атомизма?

a) Сократ;

b) Гераклит;

c) Аристотель;

d) Демокрит;

 

22. Каким образом, по мнению Платона, человек приобретает истинное знание?

a) его «вспоминает» душа человека;

b) через логические рассуждения;

c) через практическую деятельность;

 

 23. Какое этическое правило выдвинул Аристотель?

a) относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе;

b) поиск «золотой середины» между пороками-крайностями;

c) уважение к старшим;

d) прав всегда сильнейший;

 

24. Философские идеи в эпоху средневековья основывались на:

a) этике буддизма;

b) системе мифов;

c) христианском вероучении;

d) системе политических взглядов Аристотеля;

 

25. Периодами средневековой философии являются (2 ответа):

a) патристика;

b) натурфилософия;

c) ренессанс;

d) схоластика;

e) просвещение;

 

26. Период систематизации христианства с позиций логики на основе учения Аристотеля называется:

a) постсократический;

b) классический;

c) схоластика;

d) патристика;

27. Какому средневековому мыслителю принадлежат 5 доказательств бытия Бога?

a) Сенеке;

b) Бонавентуре;

c) Демокриту;

d) Ф. Аквинскому;

e) П. Абеляру;

f) А. Кентерберийскому;

 

28. Выберите две мировоззренческие особенности, характерные для эпохи Возрождения (2 ответа):

a) атеизм;

b) пантеизм;

c) монизм;

d) антропоцентризм;

e) теоцентризм;

f)гедонизм;

 

29. Кому принадлежит высказывание: «Познание никогда не может остановиться, истина неисчерпаема»?

a) Т. Мору;

b) П. Абеляру;

c) Н. Кузанскому;

d) Ф. Аквинскому;

 

30. Интересы мыслителей эпохи Ренессанса сосредоточились на:

a) проблеме познаваемости мира;

b) доказательстве бытия Бога; 

c) поисках первоосновы мира;

d) изучении человека;

 

31. Кто из мыслителей Возрождения впервые сформулировал идеи


Пантеизма?

a) Н. Коперник;

b) Н. Кузанский;

c) Н. Макиавелли;

 

 32. К философам эпохи Просвещения не относятся (2 ответа) ?

a) Вольтер

b) И. Кант;

c) Д. Дидро.

d) А. Блаженный;

e) Монтескье

 

 33. Как И. Кант отзывался о мире «вещей в себе»?

a) он познаваем;

b) он непознаваем;

c) он существует лишь в восприятии человека;

d) человек существует в этом мире.

 

34. Свобода, согласно концеации Г. Гегеля – это:

a) свобода духа;

b) познанная необходимость;

c) сила духа;

d) познание необходимости;

e) самосознание духа;

f) познание абсолютной идеи.

 

 35. Основоположником какого направления является А. Шопенгауэр?

a) волюнтаризма;

b) гилозоизма;

c) антропоморфизма;

d) дуализма.

 

36.  Особенностями неклассической философии не являются (2 ответа)?

a) Наличие единой философской школы;

b) Наличие иррационалистических учений;

c) культ разума;

d) наличие сциентистских и антисциентистских концепций.

 

37.  Как называл Ф. Ницше христианскую мораль?

a) инфантильной;

b) благодетельной;

c) «рабской моралью»;

d) лживой.

 

38. Мыслитель 17 века, основоположник рационализма и дедукции

a) Р. Декарт;

b) Ф. Бэкон;

c) Беркли;

39. Назовите доминирующую идею философии Ф. Ницше?

a) идея сверхчеловека;

b) идея абсолютизма;

c) идея витализма;

d) идея антропоцентризма.

 

40. Создателем какого метода в науке является 3. Фрейд?

a) гипноза;

b) синтеза;

c) электрошока;

d) психоанализа.

 

41. Какая черта была характерна для русской предфилософии?

a) диалектизм;

b) системность;

c) включение философских идей в тексты литературного характера;

d) рационалистичность.

 

42. Какому философу было свойственно определение России, как страны, находящейся вне мировой истории?

a) П. Чаадаеву;

b) А. Хомякову;

c) К. Аксакову;

d) И. Киреевскому.

 

43. Кто является автором работы «Смысл истории»?

a) Н. Карамзин;

b) В. Соловьев;

c) Н. Бердяев;

d) П. Флоренский.

44. Кому принадлежала концепция Всеединства?

a) В. Соловьеву;

b) А. Хомякову;

c) П. Чаадаеву.

45. Какое философское направление из перечисленных ниже уделяет особое внимание культуре научного мышления?

a) «философия жизни»;

b) психоанализ;

c) персонализм;

d) неотомизм;

e) постпозитивизм;

46. Укажите из перечисленных ниже проблем наиболее важные проблемы герменевтики (2 ответа):

a) соотношение бытия и духа;

b) интерпретация культур прошлого;

c) идеальное;

d) человеческая индивидуальность;

e) интерпретация текстов;

f) культурный кризис.

 

47. Принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений, учение о причинно-следственной взаимосвязи явлений материального и духовного мира называется -

a) индетерминизм;

b) постпозитивизм;

c) детерминизм;

d) волюнтаризм.

48. Какие из перечисленных ниже положений являются существенными для философии экзистенциализма? (2 ответа)

a) существование предшествует сущности.

b) бытие определяет сознание;

c) сущность человека есть совокупность общественных отношений;

d) человеческой жизни присущ феномен тревоги;

 49. Учение о сверхчувственных (трансцендентных) основах и принципах бытия, объективно альтернативное по своим установкам натурфилософии как философии природы называется -


a) парадигма;

b) схоластика;

c) дискурс;

d) теология;

e) метафизика;

f) симулякр.


50. Из приведенных ниже объектов назовите объекты культурной интерпретации герменевтики (2 ответа):

a) истина и заблуждение в социальном познании

b) литературные памятники;

c) предметы материального производства;

d) моральные качества личности;

 



Список персоналий

Августин Аврелий (345-430 гг.) Средневековый христианский теолог и философ, представитель патристики.
Анаксимандр (610 – 540 до н.э.) Древнегреческий натурфилософ, представитель милетской школы.
Анаксимен (2 пол. VI в. до н.э.) Древнегреческий натурфилософ, представитель милетской школы.
Аристотель  (384-322 гг.) Древнегреческий философ, классический ученый-энциклопедист.
Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948 гг.) Русский религиозный философ.
Будда Имя, данное основателю буддизма Сиддхархе Гаутаме (623 – 544 до н.э.)
Булгаков Сергей Николаевич (1871 – 1944 гг.) Русский религиозный философ, богослов.
Бэкон Фрэнсис (1561-1626 гг.) Английский философ, ведущий представитель эмпиризма.
Вебер Макс (1864-1920 гг.) Немецкий социолог, историк, философ.
Витгенштейн Людвиг (1889-1951 гг.) Австралийский философ-неопозитивист, логик; представитель аналитической философии.
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778 гг.) Французский философ-просветитель, писатель, публицист.
Гегель Георг (1770-1831 гг.) Представитель немецкой философии, создатель диалектической теории.
Гераклит Эфесский (ок. 520-460 до н.э.) Древнегреческий натурфилософ, представитель стихийной диалектики.
Гоббс Томас (1588-1679 гг.) Английский философ-материалист.
Гуссерль Эдмунд (1859-1938 гг.) Немецкий философ, основатель феноменологии.
Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885 гг.) Русский мыслитель, идеолог панславизма; представитель цивилизационного подхода.
Декарт Ренэ (1596-1650 гг.) Французский философ-рационалист.
Демокрит (V в. до н.э.) Древнегреческий философ-атомист.
Диоген Синопский (ум. ок. 330-320 до н.э.) Философ-моралист, представитель кинизма.
Зенон Китийский (ок. 333-262 до н.э.) Древнегреческий философ, основоположник стоицизма.
Кант Иммануил (1724-1804 гг.) Основоположник немецкой классической философии.
Кассирер Эрнст (1874-1945 гг.) Немецкий философ-неокантианец, создатель теории символов.
Конфуций (Кун Фу-цзы) (551-479 г. до н.э.) Древнекитайский философ, основатель конфуцианства.
Кун Томас (1922-1996 гг.)   Американский философ и историк науки.
Кьеркегор (Киркегор) Сёрен (1813-1855 гг.) Датский философ, теолог; один из вдохновителей экзистенциализма.
Лакатос Имре (1922-1974 гг.)   Английский философ, историк науки.
Лао-цзы (604-после 504 г. до н.э.) Древнекитайский философ, основатель даосизма.
Лосев Алексей Фёдорович (1893-1988 гг.) Русский философ XX века, исследователь символизма, мифологии, эстетики.
Макиавелли Николо (1469-1527 гг.) Итальянский мыслитель, представитель политической философии.
Маркс Карл (1818-1883 гг.) Немецкий философ, основоположник марксизма.
Мах Эрнст (1838-1916 гг.) Австрийский философ-позитивист, один из основателей эмпириокритицизма.
Николай Кузанский (1401-1464 гг.) Философ эпохи раннего Возрождения, автор концепции об «ученом незнании».
Ницше Фридрих (1844-1900 гг.) Немецкий философ-иррационалист, основоположник «философии жизни».
Парменид (VI в. до н.э.) Древнегреческий философ, основатель элейской школы, основоположник онтологии.
Пифагор (VI-V в. до н.э.) Древнегреческий философ, мистик, основатель пифагорейской школы.
Платон (427-347 г. до н.э.) Древнегреческий философ-идеалист, представитель классической философии.
Поппер Карл (1902-1994гг.) Английский философ, социолог, основатель постпозитивизма.
Риккерт Генрих (1863-1936 гг.) Немецкий философ-неокантианец, один из основателей аксиологии.
Сократ (ок. 470-399 г. до н.э.) Древнегреческий философ, основатель классической философии.
Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900 гг.) Русский религиозный философ.
Тойнби Арнольд (1889-1975 гг.) Английский историк и философ, сторонник к цивилизационного подхода.
Толстой Лев Николаевич (1828-1910 гг.) Русский писатель и мыслитель, основоположник этики ненанисилия.
Фалес Милетский (ок. 625- ок. 547 г. до н.э.)   Древнегреческий натурфилософ, основатель милетской школы.
Федоров Николай Федорович (1829- 1903 гг.) Русский философ, основоположник космизма.
Фейербах Людвиг (1804-1872 гг.) Немецкий классический философ, представитель философии материализма.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Средневековый теолог, схоласт, основоположник томизма.
Фрейд Зигмунд (1856-1939 гг.) Австрийский психолог и психиатр, основатель психоанализа.
Хайдеггер Мартин (1889-1976 гг.) Немецкий философ-экзистенциалист.
Хейзенга Йохан (1872-1945 гг.) Нидерландский философ и культуролог, исследователь проблемы игровой деятельности.
Хомяков Алексей Степанович (1804-1860 гг.) Русский религиозный философ, один из основоположников славянофильства.
Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856 гг.) Русский мыслитель, публицист, сторонник славянофильства.
Швейцер Альберт (1875-1965 гг.) Немецкий философ, создатель «этики благоговения перед жизнью».
Шопенгауэр Артур (1788-1860 гг.) Немецкий философ-иррационалист.
Энгельс Фридрих (1820-1885 гг.) Немецкий философ-материалист, один из основоположников марксизма.
Эпикур из Самоса (341-270 г. до н.э.) Греческий философ, родоначальник эпикуреизма.
Юм Дэвид (1711-1776 гг.) Английский философ, агностик, предшественник позитивизма.
Юнг Карл Густав (1875-1961 гг.) Швейцарский психолог и психиатр, представитель неофрейдизма.


Глоссарий

Аксиология Философское учение о ценностях духвно-практической жизни каждого отдельного индивида и целого общества.
Аналитическая философия Направление философии 20 в., разновидность неопозитивизма; сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания.  
Бытие философская категория отражающая множественность объективных форм жизни мира во всех его проявлениях, существующих независимо от сознания; реальная жизнь природы, общества и человека в их бесконечном многообразии.
Бытие общественное философское понятие, характеризую ее материальную жизнь общества и означающее совокупность объективных отношений людей к природе и друг другу, независимых от их сознания.
Герменевтика (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий), искусство и теория истолкования текстов; экзегетика. Философская герменевтика зарождалась в трудах немецких романтиков, Ф. Шлейермахера. Была существенно развита М. Хайдеггером, как особое направление сформирована Х. Г. Гадамером.
Гносеология (теория познания) раздел философии, изучающий характер взаимоотношений субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношения знания к действительности, возможность познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания и т.д.
Гуманизм исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих позитивных способностей, считающая принципы равенства прав, справедливости, человечности обязательной нормой социальных отношений между людьми.
Движущие силы общественного развития существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс общества.
Деизм Религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сотворивший мир, но в дальнейшем не вмешивающийся в законы природы.  
Действитель- ность (объективная реальность) То, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а включает в себя результаты своего собственного действия и развития. Такой действительностью является объективная реальность во всей ее конкретности.
Детерминизм (от лат. determino — определяю), философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.
Дуализм Философский принцип, признающий существование двух самостоятельных первоначал, одно из которых оценивалось положительно, а другое - отрицательно.
Духовность Совокупность качеств и свойств, которые позволяют человеку полноценно существовать в мире культуры, в нормативно-ценностных сферах мифологии, религии, нравственности, искусства, философии.
Закон внутренняя, существенная, повторяющаяся и устойчивая связь между явлениями, обусловливающая их упорядоченное изменение.
Идеализм одно из направлений в философии, берущее в качестве первичного идеальное, субъективное; противоположно материализму.
Индивид единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.
Интерес основная причина действий индивидов, социальных общностей, определяющая их общественное поведение.
Истина адекватное отражение действительности социальным объектом, критерием которого в конечном счете является практика; воспроизведение ее такой, какой она существует на самом деле, объективно.
Качество философская категория, выражающая такую определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное.
Личность человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена общности.  
Логический позитивизм Течение неопозитивизма, возникшее в 1920-х гг. на основе Венского кружка (Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк и др.); пытался сочетать эмпиризм, основывающийся на принципе верификации, с методом логического анализа научного знания. Со 2-й половины 1930-х гг. стал известен под названием логического эмпиризма; с 1960-х гг. не существует как самостоятельное течение.
Материя философская категория, являющаяся центральной для различных материалистических философских систем, где она трактуется как объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания.
Мера философская категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или объекта.
Метафизика (греч. meta ta physika, букв. — то, что после физики), философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия. В истории философии слово «метафизика» часто употреблялось как синоним философии; близкое понятие — онтология.
Миф архаическое повествование о деяниях богов и героев, которые основываются на фантастических и реалистических представлениях о мире.
Монизм философский подход, который принимает за основу всего существующего одно начало. Например, материалисты основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею.
Народ понятие, отражающее дифференциацию общества на слои, группы, классы и т.д., которые помогают реализовать объективно исторические задачи прогрессивного развития данной страны.
Народность общность людей, исторически складывающаяся из племенных союзов в связи с расширением хозяйственных и культурных контактов на основе общей территории, языка и государственности. Она как форма общности людей предшествует более высокой общности - нации.
Нация историческая форма общности людей, характеризующаяся единым типом организации хозяйства, культуры, общей территорией, языком и достаточно высоким уровнем национального самосознания.
Научно-техническая революция (НТР) Коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Началась в середине 20 в. под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством. Резко ускоряет научно-технический прогресс; оказывает воздействие на все стороны жизни общества.
Общественно-экономическая формация конкретно-исторический тип общества, представляющий систему общественных отношений, функционирующих и развивающихся на основе способа производства материальных благ (например, первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный строй).
Онтология философское учение о бытии (о сущем) как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм.
Отрицание философская категория, отражающая качественно новый момент процесса развития объекта, который не обязательно предполагает утрату им всех прежних черт и свойств, а может сопровождаться удержанием, сохранением наиболее прогрессивных, стойких из них, но не противоречащих новому состоянию объекта.
Плюрализм философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания.
Позитивизм философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат спец. наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии.
Познание общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.
Противоречие категория, выражающая внутренний источник всякого развития, движения.
Рациональное разумно (аналитически, логически) обоснованное, целесообразное.
Рефлексия способность субъекта к самоанализу, исследование собственных отношений с реальностью.
Сознание специфический способ взаимоотношений человека с реальностью, при помощи которого он выделяет себя из окружающей реальности и, внутренне воссоздавая ее в виде особых психических образов, регулирует свои действия, пытается понять то, что происходит в его внутреннем и окружающем внешнем мире.
Сознание (общественное) целостное духовное явление социальной жизни людей, включающее различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политика, право, религия, философия, наука, искусство и т.д.).
Социальная мобильность Изменение социальным объектом своего места, занимаемого в данной общественной структуре, перемещение его из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же слоя (горизонтальная мобильность).
Социальная стратификация Понятие, обозначающее структуру общества и его слоев, систему признаков социальной дифференциации (образование, быт, занятие, доходы, психология и т.д.), на основе которых общество делится на страты (чаще на «высшие», «средние», «низшие» слои).
Субстанция Основа мира, объективная реальность во внутреннем единстве всех форм ее саморазвития, включая все многообразие явлений природы и истории.
Традиция Механизм воспроизводства социальных институтов и норм, передача духовных ценностей от поколения к поколению; общественные отношения, отличающиеся определенной исторической устойчивостью, повторяемостью, общностью.
Трансценден-тальный (с нем. transzendental от лат. transcendere — переходить, переступать), термин, возникший в схоластической философии и обозначающий предельно общие категории (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое).
Трансцендент-ный Запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. В философии Канта — выходящее за пределы возможного опыта и недоступное теоретическому познанию.
Феноменология  Одно из главных направлений в философии 20 в., основателем которого является Э. Гуссерль. В центре ее внимания — анализ сознания как интенционального переживания, смыслопридающей активности; достижение и экспликация (при помощи феноменологического метода) первичных, непосредственно очевидных пластов и структур опыта (феноменов); превращение философии в «строгую науку».
Философия жизни философское течение кон. 19 — нач. 20 вв., исходящее из понятия «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. Философия жизни возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания.
Экзистенциа- лизм Совокупность течений в философии и искусстве 20 в., концептуальным ядром которых выступает понятие экзистенции (человеческого существования). Для экзистенциализма характерно толкование сущности человека через его (уникальное) существование, описываемое преим. во внерациональных категориях (забота, страх, решимость); интерес к проблемам этики, свободы воли, проявлениям экзистенции в пограничных ситуациях (нравственный выбор, страдание, смерть).

 

Кировский филиал

Кафедра общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Рабочая программа дисциплины

 

Для студентов, обучающихся по направлению

«Психология»

 

Киров 2017

 


Содержание дисциплины


Тема 1. Философия. Сущность и предназначение.

Мировоззрение и его исторические формы: миф, религия, философия. Социально-культурные предпосылки возникновения философии. Понятие «плюрализма» в философии. Множество подходов к философскому знанию. Функции, методы и разделы философии. Характеристика основных философских проблем, возможные варианты ответов на «вечные вопросы».

Дата: 2019-03-05, просмотров: 337.