МужчиныЖенщины МужчиныЖенщины
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Посещение зрелищ и  40,7 37,0 78,7 82,6

общение, в том числе:

-учреждений культуры 8,1 5,5 3,5 5,0

-общение                 22,1 21,6 63,9 66,7

2.Спорт и активный досуг 35,2 32,4 32,7 24,5

3.Пассивный отдых          21,8 14,9 0,5 0,2

1 Труд, быт и отдых трудящихся. ИС АН СССР. М., 1990. С. 57.

2 Там же. С. 61.

 

Не обозначив всесторонних причин и следствий обнаруженного социального факта, не сделав своевременно широкого научного анализа, сторонники такого упрощения создали прецедент явления, широко наблюдаемого в последние годы. Целым потоком пошли модные некритические оценки образа жизни общества. Бросившись из одной крайности в другую, некоторые специалисты все чаще стали призывать брать за образцы для подражания сложившиеся на Западе социальные ориентиры качества жизни. При этом совершенно не учитывается объективная детермини­рованность форм социальной рекреации климатическими, географи­ческими, экономическими, расовыми и другими факторами. Игнорирование этих обусловленностей, например, при попытках искусственного переноса тех или иных форм в иную социальную среду чревато непредсказуемыми социальными последствиями.

Так, часто берется за пример способность японцев интенсивно тру­диться при минимальной длительности трудовых отпусков. Действи­тельно, в одной из самых развитых во многих отношениях капита­листических стран большинство трудящихся в условиях жестокой жиз­ненной борьбы, за принадлежность к "среднему классу" пользуется ежегодным отпуском, состоящим всего-навсего из нескольких дней. Рабочее время здесь составляет 2200 часов в год против, к примеру, Франции, где оно равно 1769 часов1. Для сравнения можем привести аналогичные данные и по бывшему СССР - 2346 часов в год2. Длительная рекреация, необходимая для снятия патогенных реакций организма застойного характера, искусственно заменяется кратковременной. Справедливости ради надо отметить, что сфера кратковременного досуга развита у японцев как нигде в мире, что, на наш взгляд, является одним из "секретов японского чуда". Здесь особое место занимает рекреационная система ежедневного отдыха, действующая весьма эффективно. Но даже с учетом этого - кто возьмет, на себя смелость предполагать, какие социальные последствия несет такая рекреационная деформация для будущего японской нации? Нельзя же достичь полноценного отдыха путем подмены одной формы рекреации другой. При этом будут нарушены потребности в определенных биологических процессах, в их катализаторах. Достаточно назвать проблему "кароси" - смерть от перенапряжения, которая приняла уже значительные масштабы в стране Восходящего солнца3.

 

1 Франция глазами французских социологов. М: Наука, 1990. С. 228-230.

2 Рассчитано по: Артемов В.А., Патрушев В.Д. Количественные данные, применяемые при анализе бюджетов времени // Методические проблемы анализа данных об использовании времени населения. ИС АН СССР. М., 1992. С. 10.

3 Дунаев В.И. Японцы на "рубежах" М.: Молодая гвардия, 1983.

 

При анализе функциональных способностей рекреации нельзя обойти вниманием то, что социальная рекреация обладает возможностью компен­сировать человечеству недоданные ему природой или недораз­витые против потребностей человека некоторые биологические задатки посредством выработанной человечеством культуры. Такое искус­ственное замещение естественных способностей приспособления к окружающей природной среде достаточно подробно рассмотрено представителями так называемого антропологического направления в социологии. Но их известный социологам вывод о базисном значении социальных институтов в "стабилизации" общества, о решающем влиянии системы таких институтов на сдерживание энтропийных тенденций в обществе представляется сомнительным. Мы убеждены, что социальная рекреация также осуществляет подобную функцию, восстанавливая недостающие биологические задатки. Действительно, неограниченный выбор форм рекреационного поведения помогает человеку систематизировать свою адаптацию к окружающей среде, типологизируя ее. В результате этого автоматизм рекреационного поведения, взаимоотношений адекватен институциональному регулированию.

Но есть и отличие. Институциональная система регулирования ограничивается сферой социального, тогда как рекреация бывает и биологической. Таким образом, спектр функциональных возможностей рекреации намного шире, а реализуются они не только через сферу культуры, но опираясь и на природные факторы.

Приведем пример такой "компенсаторной" функции. Любой из нас наблюдал, был очевидцем или информирован, а то и сам ощутил, как, скажем, уравнивает возможности человеческого духа спорт. Этим объяс­няется тяга инвалидов к состязаниям. Достигается определенное психо­логическое состояние - чувство собственного достоинства. Или общение с природой, когда человек приобретает или тренирует те человеческие черты, которые помогают ему выстоять в жизненной борьбе, в которую он вступил, имея определенные биологические недостатки. Этой же цели служат ритуальные праздники, семейное и дружеское общение, личные и групповые увлечения и склонности. Известно, что удачная интимная жизнь преображает человека. Но человека преображает и прием нар­котиков. Известно, что тяга к ним во многом обусловлена притяжением 'компенсаторного" характера.

Следующей функцией рекреации, впрочем, как и всех других важней­ших сфер жизнедеятельности, является соучастие в процессе естественного видового отбоpa. Эта задача на выживание всегда была одной из центральных. Но особенное значение она приобретает в нынешних условиях коренной ломки устоявшихся условий проживания человека на Земле. Тем большую ценность приобретают знания о том, каким образом выполняется эта рекреационная функция. В ходе своего исторического развития человек либо устранил, либо снизил влияние других форм естественного отбора. Сам отбор идет по тому же сценарию приспособляемости и выживаемости человеческого вида в меняющихся условиях. Но эти изменения все чаще создаются либо вызываются самим человеком, сознательно либо неосознанно. В первом случае они носят характер создания более комфортных условий по сравнению с природой - т.наз. жизнь в искусственной среде. В другом - это зачастую агрессивная реакция на вмешательство в закономерную связь ее явлений, отторжение искусственного начала, противоречащего природе.

Но во всех случаях человек приспосабливается не столько путем совершенствования себя как биологического вида при помощи борьбы с голодом, болезнями, другими испытаниями, сколько опосредованно, с помощью искусственно создаваемой системы социальной защиты. Растет надежность защиты - замедляется рост естественной приспособляемости. В таких тепличных условиях нужен естественный ускоритель энергообмена, который бы заменил уходящие из жизни биологические катализаторы видового отбора. По нашему убеждению, все более важной формой сохранения генофонда человечества становится рекреация. Это проясняет массовое развитие таких энергонасыщенных видов рекреации, как спорт, туризм, наркомания.  В этом отношении следует указать, что исходящий из совершенно иной концепции социолог Я. Гилинский пришел к сходному выводу, признав необходимый, объективно детерминированный характер т. наз. девиантного поведения, выражающего, как мы видим, одну из функций рекреации - участие в эволюционном видовом отборе1 поведение 2/3 населения планеты едва ли разумно.          ;

Излагая нашу точку зрения на т.н. "девиантное поведение", надо при­знать, что рассмотрение наркомании (во всех ее видах и во всем диапа­зоне применяемых наркотиков - от "безобидного" чая до "крутого" ге­роина), как одной из форм рекреации, конечно же, натолкнется на возра­жения специалистов социологии отклоняющегося поведения, считающих ее "социальной болезнью", подразумевая тем самым, что ее можно вылечить. Если бы так просто обстояло дело, давно было бы найдено ле­карство. Внимательное изучение литературы убеждает, что граница, раз­деляющая "дозволенные" наркотики от "недозволенных" и "нормальное" потребление от "неприличного" - не столько результаты теоретического обобщения, сколько теоретическое отражение эмпирически-нормативной системы общественных ценностей.

Так, Л.Н. Рыбакова утверждает, что "в отличие от психолога, социолог считает, что наркоманами не рождаются, а становятся"2. К сожалению, этот вывод, как и у многих других авторов, не подкрепляется у нее до­казательствами. Логичным продолжением такого тезиса служит широко распространенный рецепт "бороться", "искоренять", "лечить" нарко­манов3.                       t

В поисках источников некоторые исследователи уходят от очевидной социобиологической причины наркомании еще дальше. Индийский исследо­ватель Р. Ахуджа предлагает, к примеру, рассматривать наркоманию как "результат столкновения субкультур молодежи и взрослых"4. Австрийский социолог В. Пёльц предлагает при анализе феномена наркомании опи­раться на теорию идентификации5. В.Б. Ольшанский поднимает значение одной из рекреационных субфункций наркомании - компенсаторной - до уровня сущностной и считает, что такой инструментальный подход при опоре на баланс ролевых предписаний членов общества дает ответ на по­ставленный вопрос6. Наиболее радикальные ученые считают, что со­циальные аномалии общество вправе устранять любыми доступными ему средствами.

 

1 Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социолог, исследования, 1991. № 4. С. 73.

2 Рыбакова JI . H . Наркомания в социологическом аспекте // Здоровый образ жизни и борьбы с социальными болезнями. ИС АН СССР. М., 1988. С. 82.

3 Наркомания с точки зрения социолога, врача, правоведа и журналиста // Социолог, исследования, 1989, № 2. С. 38-51.

4 Ahuja R. Sociology of youth culture. Jaipur, 1982. P. 119.

5 Poll W. Prognosen von drogen - bzw. sektengefahrdeten jugendlichen. Wien: 1981. S. 49.

6 Социолог, исследования, 1987. № 2. С. 41.

На наш взгляд, важный шаг к пониманию наркомании как формы ре­креационного поведения сделала финская исследовательница П. Мээттэ. По ее утверждениям, социологические обследования в США показали, что студенты, курившие марихуану, не только не обнаруживали пси­хопатологических черт, но даже, по сравнению с некурильщиками, были более гибки и менее авторитарны в поведении1. Однако напрашивающийся вывод о том, что такая характеристика прежде всего свойственна нормальному протеканию жизненных рекреационных циклов у субъектов, отличает хорошо отдыхающих людей, без комплекса "смер­тельной усталости" - ею не делается. Хотя, к чести ученого, она делает фугой важный вывод; Если в 60-х годах распространенной макротеорией наркомании была научная идея о том, что наркоманы - это социальные группы с "альтернативными ценностями", то, по наблюдениям исследовательницы, в качестве доминирующей ценности корректнее признать следующую группу:

- пробование, любопытство;

- постоянное употребление для расслабления или интенсификации впечатлений.

Характер, излагаемой формы мотивации не оставляет сомнений в ее рекреационной сущности.

Специалистами высказывается предположение, что оптимальное соотношение энергозатратного и энерговосстанавливающего режимов работы и отдыха обладает тренирующим эффектом. Оптимальный режим сохраняется, по разным оценкам, в пределах от четверти до половины человеческой "мощности", тогда как общий запас этой мощности доставляет 7-10-кратную возможность адаптации, что позволяет осу­ществить деятельность в оптимальном режиме без утомления2.

 

1 Маа tta P. Images of a young drag user. Jyvaskyla, 1976. P. 95.

2 Виноградов M . Физиология трудовых процессов. М.: Наука, 1969. С. 461.

 

Попутно надо заметить, что известная концепция "пределов роста", как известно, заострила внимание на экологической опасности дальнейшего экспоненциального развития современной цивилизации, но, в силу опре­деленной недооценки генетического потенциала самосохранения челове­чества, ограничилась декларативным призывом выработки мер по дости­жению глобального равновесия, породила идею "нулевого роста". Д. Медоуз и возглавляемая им группа ученых, к сожалению, не обладали науч­ными данными об эффективности и возможности феномена рекреации, да, впрочем, и не могли бы этого иметь, т.к. в начале 70-х годов общепри­нятых макросоциологических концепций рекреации еще не было. Сегодня, по мере их разработки и одновременного развития идеи инвайронментализма, можно с уверенностью заявить, что в числе факторов стабилизации "глобального равновесия" рекреация займет далеко не последнее место. Убежден, что мир спасет не красота, а рекреация: отдых и покой.

Очень близка к рассмотренной функции другая - игровое начало рекре­ационной деятельности, основывающееся на информационном поиске, способности к обучению, моделированию реальных ситуаций психики. Игровое начало в рекреации было отмечено еще на заре социологии досуга. Не случайно первая организация, изучавшая рекреацию в США в начале текущего века, носила название "Ассоциация по игровой деятель­ности". Лишь в 1930 г. она была преобразована в "Национальную Ассоциацию рекреации"1. До сих пор в англоязычной литературе социология досуга прочно увязывается с игровой деятельностью2. Несомненно, такая игровая концепция рекреации при всей узости ее подхода ближе к разъяснению предмета исследования, чем доминирующая в советской социальной литературе ассоциативная увязка рекреационной деятельности : функцией восстановления здоровья. Справедливости ради надо от­метить, что такой трактовке рекреации советские исследователи обязаны исторически обусловленному диктату медиков в этой сфере.

Игре, лежащей в основе понимания одной из функций рекреации, посвя­щены и философские эссе (Т. Манн, Г. Гессе), и философские концепции (Й. Хейзинга, Э. Финк» Р. Кайюа). Но наше понимание игры отлично от предельно широкого понятийного диапазона, включающего взгляды "Благовестия" Франциска Ассизского, герменевтики X. Гадамера, теории "язы­ковых игр" Л. Виттгенштейна или теории социальных ролей Дж. Морено. Игра понимается нами в узком смысле состязательности, развлекатель­ности! кроме того, игра тесно увязывается с биоэнергетической концепцией, дающей ей уверенное онтологическое пристанище, в отличие от дебиологизированной трактовки Хейзинги, отрывающей игру от психо­физиологической основы3. Такая смысловая граница объединяет игровое биолого-социальное пространство и вводит его полностью в сферу ре­креации. Так игра становится гранью нашего предмета исследования. Этим самым мы преодолеваем парадокс X. Гадамера, теряющего при рас­ширительном до примата "игры самой по себе" субъект-объектное раз­деление участников рекреационных процессов4.

1 Теоретические проблемы рекреационной географии. М.: Ин-тут географии АН СССР. 1989. С. 95.

2 См.: Levy J. Play behavior. N.Y., 1978; Kelly J. Я . A new sociology of leisure. N.Y., 1987.

3 Самосознание европейской культуры XX века. Политиздат, 1991. С 69-82.

4 Современная западная социология. М.: Политиздат, 1991. С. 111.

5 Parker St . The sociology of leisure. N.Y., 1976. P. 19.

 

Тем не менее, игра как рекреация полностью укладывается и в дихо­томию определений Хейзинги "состояние - представление", и в более сложную и детализированную четырехтипную структуру игры Р. Кайюа. Как отмечено выше, наше представление о диалектической природе активности предполагает наличие тождественных антиподов у всех форм рекреационной деятельности. Эта же мысль высказана и Хейзингой; согласно ему францисканская радость вырастает из жертвенного зерна. По предложению Кайюа, противоположностью игры выступает насилие. Антимир насилия искажает мир игры и является ее причиной. Мир аутентичной игры исключает любые элементы насилия. Но, представляя насилие как силовое (энергозатратное) действие-усилие, мы должны при­знать его формой труда, т.к. труд есть применение силы к предмету труда, иными словами, трудовое насилие. Таким образом, мы вновь полу­чаем косвенное подтверждение нашей биоэнергетической гипотезы, анализируя игровые функции рекреации.

С. Паркер подчеркивает: если игра - это всегда досуг, то досуг - не всегда игра5. По Дж. Леви, общность игры и рекреации лежит в общности внутренней мотивации, в том, что действия в них совершаются во имя собственного удовольствия1. По мере того, как работа все менее становится источником удовлетворения человека, все большая роль будет принадлежать игровой деятельности в широком смысле досуга. Растущее в настоящее время стремление к различным формам рекреационного поведения, таким, как танцы, поэзия, туризм, хобби и др., способным удовлетворить потребности человека в самоосознании, свидетельствуют о неудовлетворенности этих потребностей. В некоторых из классических теорий игр: игра как использование избыточной энергии (Г. Спенсер, Ф. Шиллер), игра как способ восстановления сил (М. Лазарус), игра как релаксация, игра - противопоставление работе (Т. Патрик) - явно просматриваются рекреацентрические факторы.

 

1 Теоретические проблемы рекреационной географии. М.: Ин-тут географии АН СССР. 1989. С. 95.

2 См.: Levy J. Play behavior. N.Y., 1978; Kelly J Я . A new sociology of leisure. N.Y., 1987.

3 Самосознание европейской культуры XX века. Политиздат, 1991. С 69-82.

4 Современная западная социология. М.: Политиздат, 1991. С. 111.

5 Parker St . The sociology of leisure. N.Y., 1976. P. 19.

1 Levy J. Ibid. P. 6.

 

Выделим еще одну важную функцию рекреации - участие рекреационных процессов в социализации человека. Эта функция, вне сомнения, является базисной для социальной рекреации, ибо социальная рекреация охватывает все три сферы генезиса социализации: деятельность, обще­ние, самосознание. Являясь видом деятельности, рекреация способствует ее непрерывной исторической дифференциации. Идет постоянный, объек­тивно детерминированный законом возвышения потребностей человека процесс возникновения все новых и новых видов отдыха. Одновременно, сознавая и постигая новые виды рекреационной деятельности, от самых примитивных до все более высоких, человек развивает свое сознание, ориентируясь во все более сложных рекреационных системах.ы

Как правило, рекреация связана с общением: либо непосредственно с другим участником или соучастником рекреационной деятельности, либо опосредованно, когда субъект рекреации включается в сферу оказания социальных услуг. Развиваются навыки общения, растущее число соци­альных отношений по поводу отдыха обогащает субъект рекреации, способствует более глубокому проникновению его в духовный мир дру­гих людей или других социальных групп. Наконец, растет количество просто социальных контактов.

В сфере самосознания субъекта рекреации также идут нарастающие процессы более дробного и глубокого представления о собственном внут­реннем образе. Кем бы ни был субъект рекреации - отдельным человеком или большой социальной группой - образы собственного "Я" и"Мы" как активных участников рекреационных процессов способствуют лучшей со­циальной ориентации, формированию и усвоению ценностей, установок, стереотипов поведения. При этом говорится не только о рекреационных ценностях, рекреационных установках, о рекреационных стереотипах по­ведения. Рекреация служит катализатором осмысления и конкретизации своей социальной роли субъектом рекреационной системы. Таким образом, происходит не только формирование и обмен социальным опытом, но и его сознательное воспроизводство.

Рассматривая рекреацию как генетическую функцию организма - способность приобретать социальные аттитьюды и опыт, релевантные их социальному статусу, мы поневоле должны признать истинность гипотезы социобиологов о взаимосвязи между генетическим фактором и поведением. Если сделать это, есть риск подвергнуться серьезной и во многом справедливой критике их оппонентов по социологии. На наш взгляд, истина лежит глубже, ибо и процесс прироста социабельности, и формирование генетико-бихевиорных связей есть проявление базисных энергетических законов, законов биоэнергопревращения. Поэтому нам кажутся верными взгляды на социализацию как на непрерывный жизненный процесс (О. Брим-младший, Э. Эриксон)1.

 

1 Смелзер Н.Дж. Социология // Социолог. исследования, 1991. № 5. С 113-115.

 

Изложенное дает достаточное основание поставить под сомнение цельность и полноту предложенных специалистами-рекреологами и получивших широкое распространение концепций рекреационной деятельности, в соответствии с которыми функции рекреации сводятся к восстановлению и развитию израсходованных в процессе труда физических и духовных сил и формированию нового образа жизни и терт личности. На наш взгляд, к этим функциям должны быть отнесены:

- восстановление затраченной в ходе энергозатратной деятельности человека его биологической и социальной энергии;

- восстановление энергобаланса организма человека путем накопления энергии, компенсирующей ее затраты на энергопревращения;

- выполнение роли биологического и социального "предохранителя" организма человека в экстремальных ситуациях;

- выполнение роли катализатора процессов энергообмена и энерго­превращения;

- компенсация недоданных природой человеку некоторых биологических качеств;

-соучастие в процессе естественного видового отбора;

- информационно-игровое начало в структуре сознания;

- соучастие в процессах социализации;

- воспроизводство (оказание) рекреационных услуг.

Пространство этого функционального многогранника, по нашему мне­нию, с одной стороны, полностью охватывает все способности рекреаци­онных явлений влиять на человека, организуясь от биологического уровня до уровня социетального, с другой - наполнено всем множеством биологи­ческих и социальных связей и отношений по поводу рекреационных про­цессов, тенденциально сгруппированных в 9 групп такого взаимодействия. Логика группирования опирается на соответствие этих элементов удов­летворению основных биологических или социальных потребностей. В то же время каждое функциональное направление определяется множеством рекреационных явлений. Учитывая, что в ходе анализа функций рекреа­ции мы исходим из общепризнанных человеческих потребностей, можем сделать вывод о соответствии результатов нашего анализа базисной теореме функциональной парадигмы Р. Мертона, гласящей: как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями. Этот вывод весьма важен и может послужить опорой в дальнейших исследованиях феномена рекреации.

 

 

Глава III

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

РЕКРЕАЦИИ

 

1. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ

Бесчисленное множество рекреационных процессов и рекреационных актов пронизывает жизнь каждого индивида и всего общества. И все же человек без труда ориентируется в их структуре, оценивая рекреационное поведение других и отбирая по своим рекреационным запросам нужное для себя. Зная закономерности формирования и удовлетворения рекреацион­ных потребностей и мотиваций, можем поставить перед собой задачу объяснения причины такого разнообразия форм, их динамики и научной классификации.

Если учесть филогенез человека, то физиологически оптимальны ре­жимы неутомительной энергосбалансированной работы внутренних орга­нов1. Высказывается предположение, что такая оптимальная нагрузка, в отличие от предельно допустимой, обладает тренирующим эффектом; оба вида нагрузки безвредны2. Но когда, в силу условий деятельности, изме­няется принудительный режим чередования труда и отдыха, то зачастую меняется во вред последнему. Так, А.А. Багров установил, что микро­паузы отдыха составляют до 20% рабочего времени. Но если снизить их за счет мнимого резерва для роста производительности труда, то эффект будет обратным: производительность упадет вдвое3. Или же назовем в качестве примера специфический отдых сменного работника (работаю­щего круглосуточно мастера на буровой, матросов, сменного водителя и др.), который намного ниже по своему рекреационному эффекту по срав­нению с отдыхом в домашней обстановке.

Между тем, советская социология до последнего времени опиралась в своих исследованиях рабочего времени на методологию, учитывающую две группы внутрисменных потерь рабочего времени: резервообразующие и резервонеобразующие. При этом к резервообразующим поте­рям, по классификации ЦСУ России, относят, в частности, и реаль­ные рекреационные акты, микропаузы отдыха4. Справедливости ради надо отметить, что данная проблема уже формулировалась социоло­гами1.

 

1 Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха. М.: Наука, 1984.

2 Виноградов ММ. Физиология трудовых процессов. М.: Наука, 1969. С 407.

3 Багров А.Л.. Макушин В.Т., Деревянко Е.Л. Межотраслевые рекомендации по пре­дупреждению переутомления работников физического и умственного труда. М.: Профиздат, 1979. С. 72.

4 Методические проблемы анализа данных об использовании времени населением. ИС АН СССР. М., 1991.

1 Патрушев В.Д., Подовалова Р.Я. Методика учета рабочего времени нуждается в совершенствовании // Социалистический труд. 1978. 6. С. 73-76.

 

Исследования советских ученых показали, что в среднем человек за­трачивает всего около 15% своей физической и психической энергии. Постоянное восполнение энергии на таком низком уровне невозможно, что обосновывает неизбежность накопления усталости. Но, поскольку накоп­ление усталости носит непредсказуемый изменчивый характер, зависящий от множества факторов, это суммирование рождает разностороннюю по­требность в различного вида рекреации. Общественную потребность в социальной рекреации вызывают прежде всего периодические накопления усталости в организме человека, а следовательно, периодически возни­кающая физиологическая или психологическая потребность в релаксации этой усталости, в регенерации сил и энергии. Интересно отметить, что на Востоке издревле мерой расстояния между географическими точками слу­жили не линейные системы, а качественно иные: меры затраты и восста­новления энергии. Говорилось, что расстояние вмещает такое-то количе­ство привалов.

Неверным будет представление об утомлении как о побочном резуль­тате труда. Утомляться можно и отдыхая. Утомление - это результат деятельности вообще. Известны два основных взгляда на природу утом­ления. По первому - в результате напряжения мышечной ткани в нее по­током крови переносятся продукты обмена, замедляющие ее выносливость и работоспособность. Этим объясняется то, что человек субъективно ощущает усталость именно в мышцах. По другому - в период работы истощаются запасы медиатора - вещества, передающего возбуждение от центральной нервной системы к мышцам. В итоге наи­более уязвимым местом является кора головного мозга. Видно, что оба подхода сходятся на том, что для восстановления нарушенного биохими­ческого равновесия требуется затрата энергии организма. При этом, в зависимости от длительности работы и накопленных изменений, в разном объеме и разной интенсивности релаксации. Различными соотношениями энергопотоков определяются разные циклы энергопревращений.

Аналогичные процессы, рождающие потребность в рекреации, проис­ходят и в других социальных субъектах отдыха, объединяя их, всю субъектную структуру общими латентными закономерностями. Это положение приводит к мысли о возможности применения для классифи­кации видов социальной рекреации критерия периодичности. Тогда можно выделить, в зависимости от устоявшихся моделей жизненного уклада и стиля жизни, группы рекреационных процессов.

Так, в достаточно распространенной отечественной методике рекреа­ционной классификации выделяют ежедневный, еженедельный и еже­годный периоды отдыха2. В зависимости от времени, отводимого для удовлетворения рекреационных потребностей, определяют не только его периодичность и продолжительность, но и место проведения отдыха. Учитывается, что ежедневный отдых в основном проводится в пределах насе­ленного пункта, где живет человек, в его зрелищных и культурных уч­реждениях, парках, других натуральных или искусственных ландшафтных достопримечательностях, имеющих рекреационную притягательность. Известно также, что для еженедельного отдыха в основном используются пригородные зоны отдыха. Ежегодный длительный отдых связывается с проведением его на курортах, в зонах отдыха и туризма.

Есть несколько отличные трактовки содержания рекреационных перио­дов приведенного выше традиционного метода их выделения. Так, поль­ский социолог Ян Богуш рассматривает отдых с точки зрения социологии досуга по категориям времени: краткие периоды (ежедневные), средние периоды (в виде праздников, отпусков, выходных дней) и длительные периоды (ежегодные отпуска)1.

 

2 Полянский А. Архитектура и отдых // Архитектура СССР. 1972. № 6. С. 6.

1 Управление социально-экономическим развитием курортно-рекреационных комплексов. Ма­териалы к международному семинару молодых социологов. (Сочи, октябрь 1987). ИСИ АН СССР, CCA. M., 1989. С. 6.

 

Но все модификации такой классификации не совсем удачны с той точки зрения, что она как бы смазывает резкое отличие первой и второй форм отдыха (по месту жительства) от третьей (выездного отдыха). Это существенно, ибо пространственно-временное изменение условий осущест­вления рекреационных потребностей человека в последнем случае про­текает на фоне глубоких социальных изменений. При выезде на дачу, курорт или при путешествиях резко меняются социальные условия его жизнедеятельности, социальные связи и отношения, а следовательно - система социальных нормативов, установки, ожидания. Все это закреп­ляется относительной длительностью отрыва от привычного образа жиз­ни. Человек как бы временно живет иной, второй жизнью в новом со­циальном пространстве. Причины популярности среди ученых упомянутого календарного подхода к социологическому явлению кроются в узкоэкономических интересах, обслуживаемых целым отрядом специалистов-рекреологов прикладной специализации. Ими не учитывается системный характер рекреации. Значительное число трудящихся в силу своей про­фессиональной принадлежности, а также пенсионеры, молодежь, больные, представители отдельных конфессий и некоторые иные социальные груп­пы не вписываются в такую схему рекреационного поведения.

Поэтому предлагается несколько иная классификация рекреационной деятельности, свободная от названных недостатков. Представляется, что среди множества различных рекреационных процессов со свойственной им всевозможной периодичностью достаточно выделить следующие три основных их типа:

1. Кратковременные (ежедневные, еженедельные);

2. Долговременные (ежегодные);

3. Эпизодические.

В предлагаемом варианте учтены высказанные выше соображения о значении изменения социальных условий для рекреационных процессов, объединены близкие в этом отношении непродолжительные рекреацион­ные периоды, тесно взаимосвязанные и превращающие разные формы одной стороны человеческой жизни, взаимодополняющие ее. Самостоя­тельно выделены эпизодические рекреационные процессы, представляю­щие значительную долю всех рекреационных процессов в жизни каждого человека: отгулы (да и прогулы!), неоплаченные внеочередные отпуска, отдых в период выздоровления, выезды по различным семейным обстоя­тельствам и др.

Рассматривая эту устоявшуюся модель рекреационного поведения лю­дей современного общества, видим, что на ее формирование наложили отпечатки все длительные и разнообразные этапы исторического развития социальной рекреации, начиная со времен написания четвертой библей­ской заповеди - отдыхай в день седьмой, а может, и раньше.

Надо отметить, что предложенная схема структурирования системы со­циологического познания сферы социальной рекреации, при которой кри­терием распределения происходящих в них процессов и явлений берутся временные параметры - продолжительность отдыха, слишком упрощена. Для уяснения всей сложности рекреационных процессов такой монострук­туры, конечно же, недостаточно. Каждой форме рекреационного поведе­ния соответствуют несколько устоявшихся типовых поведенческих моде­лей отдыха, отличающихся друг от друга по ряду критериев: интенсив­ности отдыха, степени включения в рекреационные условия природных факторов, изменению условий, образа и качества жизни, временной смене социальной и природной среды и др. Для проведения научной типологизации всех известных и малоизвестных моделей социальной рекреа­ционной сферы исследователю не обойтись без дифференциации массива социальных явлений и процессов, наблюдаемых при изучении объекта по таким различным критериям. Однако это предмет совершенно особого разговора о проблемах социальной рекреации и методах их изучения.

Сознательное же упрощение, сведение всей сложности рекреационных процессов к отбору по одному минимальному числу критериев имеет то преимущество, что помогает достаточно четко определить основные груп­пы процессов и явлений. Рассмотрение их с точки зрения наиболее общих рекреацентрических критериев помогает увязыванию разрозненных видов человеческой деятельности в единую систему, наблюдения над которой позволяют проще увидеть главные закономерности социальной рекреации.

Формы удовлетворения рекреационных потребностей определяют структуру организации массового отдыха. К социальным формам кратко­временной рекреации, помимо упомянутых выше, относятся занятия спортом и физкультурой, прогулки и пассивный отдых, включая сон, общение с близкими людьми и занятие любимым делом, развлечение и потребление развлекательной информации. К еженедельным формам рекреационного поведения добавляются короткие выезды не только с туристической, познавательной, развлекательной, оздоровительной целя­ми, но и с целями общения, занятий любимым делом, ритуальными целя­ми. Это создает более сильные сознательно вызванные эмоциональные или физические разгрузки и переживания, чем ежедневные рекреа­ционные процессы.

В корне отличаются условия проведения рекреационных долговре­менных процессов. Они обладают наиболее сильным релаксационным воздействием. В первую очередь это связано с временным изменением усло­вий проживания, причем произведенным по желанию самого индивида, и зачастую, с их улучшением, комфортным или экологическим. Это также объясняется долговременным характером их воздействия- Надо отметить, что долговременносгь воспринимается в разных социальных условиях по-разному. Потребность в длительном отдыхе, который для большинства людей бывает один раз в году, и, как правило, совмещается с трудовым отпуском, длящимся от 3 до 7 недель, давно стала для них нормой жизни. Но не будем забывать, что есть и такие общественные группы, которые своим рекреационным поведением выпадают из этой схемы. Учащиеся отдыхают в каникулярные периоды. Пенсионеры - в зависимости от возможностей, потребностей и условий. Находящиеся на излечении - по рекомендациям врачей и т.д. Но при всех случаях особенностью дли­тельного отдыха является явно выраженная периодичность рекреацион­ного поведения, обычно определяемая как календарная сезонность.

Рассматривая закономерности протекания социальных процессов дли­тельной периодичности, легко заметить, что здесь выделяются три основ­ные формы удовлетворения рекреационных потребностей: путешествия, дачный и курортный отдых. Они достаточно близки друг к другу, различались лишь в некоторых характерных чертах. Об этих формах можно говорить как о родственных процессах длительного выездного отдыха. В отличие от дачника или курортника, турист посещает не одну местность, а несколько, причем, как правило, это рекреационные зоны, хотя не обязательно курортные; у туриста выше социальная контакт­ность. Оба отличия проистекают из различий в структуре мотивации.

Кромптон определяет девять мотивов туризма, семь из них социально-психологические1:

- стремление к смене своего "Я";

- переоценка и обновление своего "Я";

- релаксация;

- престиж;

- стремление преодолеть регрессию;

- поддержание родственных связей;

- стремление к социальным контактам.

И два мотива социокультурные:

- познание нового;

- пополнение знаний.

Коэн подразделяет мотивы путешествия на пять групп, из которых, на наш взгляд, первые два определяют мотивацию курортного отдыха, а три остальные - туризма2:

- рекреационные;

- времяпрепровождение;

- стремление к разнообразию;

- накопление нового опыта;

- любовь к экспериментам.

1 Crompton 1. Motivation for pleasure volation // Annals of tourism research. 1979. V. 6.

2 Cohen E. Rethinking the sociology of tourism // Annals of tourism research. 1979. V. 6.

Знание мотивации основных форм длительного отдыха раскрывает привлекательность тех или иных мест отдыха, их способность удовлет­ворить ту или иную группу рекреационных потребностей. Если известны мотивы выездного отдыха, легко объяснить, почему одно и то же место отдыха вызывает разные реакции, разный рекреационный эффект. Такое понимание отсутствует в социологии туризма, где в предмете изучения смешивается разнородная деятельность человека, формально объединяе­мая необходимостью осуществить поездку. Так, Пирс подразделяет туризм на пять категорий: деловые поездки, отдых для установления контактов, для изучения окружающей среды, с миссионерской целью1. Если вычленить из этой классификации поездки по трудовой мотивации, то рекреационные будут соответствовать предложенной нами схеме.

Что касается эпизодических рекреационных процессов, то их пра­вильнее будет отнести и к первому, и ко второму классу рекреации. Такой отдых знаком каждому из личных наблюдений или переживаний. Он отражает вполне объяснимую такого рода потребность в отдыхе, что возникает в условиях, когда у индивида физическая или психическая ус­талость накапливается по каким-либо причинам быстрее, чем обычно, и привычный рекреационный ритм повседневной жизни не может ее удовлетворить. Происходит как бы "незапланированная" релаксация уста­лости человеческого организма.

. Даже из этого краткого изложения предлагаемой гипотетической си­стемы социальной рекреации следует, что ее виды (кратковременные и долговременные) и формы (спорт, туризм, досуговый отдых, развлечения, профилактическое лечение, курортный отдых и др.) органично образуют сложную структуру социальных процессов, явлений и других сторон спе­цифической общественной жизнедеятельности.

Говоря о формах рекреационного поведения, следует разъяснить, что многие из них обладают и самостоятельными, внерекреационными эле­ментами. Например, спорт может быть трудом, профессией, игрой. Так, социологи Греттон и Тейлор считают, что определение понятия "спорт", помимо рекреационных (физическая активность и рекреационная направ­ленность), включает в себя такие элементы, как состязательность и социальная организация2. И все же большинство видов спорта тесно увязано с рекреацией организма, приводят к его релаксации и регенерации. Активное занятие спортом способствует как физической, так и психологической рекреации организма. Психологическое чувство удовлет­воренности при занятии спортом возникает у человека, когда он ощущает, что полон сил, может успешно соревноваться с другими и победить, испытать эстетическое наслаждение, рекреационное освобождение. Физи­ческое удовлетворение является непосредственным результатом рекреа­тивной деятельности организма, в итоге физической активности улуч­шается здоровье. Широкий диапазон форм спортивной рекреации дает возможность большого выбора: от дорогостоящих, роскошных видов, как яхтинг или автогонки, до распространенных: рыбалка, бег, ходьба, плавание.

 

1 Pearse P.L. The social psychology of tourist behavior. Oxford, 1982; Pearse PL. Tourists and their hosts // Cultures in contact: studies in cross-cultural interaction. Oxford, 1982. P. 208.

2 Gratton Ch. and Taylor P. Sport and recreation. An economic analysis. L., 1985. P. 5.

 

 

Динамика рекреационной сферы общеизвестна. В ХХ в. это стреми­тельно развивающаяся отрасль экономики и одновременно растущая заполненность отдыхом свободного времени людей. Однако вряд ли убедительно увязывать рост потребности в рекреации и рост свободного времени у людей. Исследования не показывают здесь линейной зави­симости, хотя и выявили некоторую корреляцию. Так, А. Вил считает, что отождествлять сокращение рабочего времени и рост досуга непра­вомерно, ибо освобождающееся время может быть использовано и на досуг, и на альтернативные сферы деятельности - образование, домашний быт, семейная жизнь1. Австралийские ученые, изучая современные виды отдыха и соотношение рабочего и свободного времени на основании проведенных исследований в Австралии и США, также пришли к выводу о том, что увеличение свободного времени за счет сокращения рабочего не обязательно повлечет за собой увеличение рекреационной деятель­ности2. Правительство, намеревающееся осуществить планирование и прогнозирование рекреационной деятельности в рамках национальных программ, должно учитывать эти тенденции, так же как и сбаланси­рованность потенциала рекреационных национальных ресурсов и воз­можную их долю, выделяемую для внешнего туризма. К сожалению, ни в России, ни в других странах СНГ такие разработки не ведутся, они - дело будущего.

Тем не менее, исследования западных и отечественных социологов показывают, что отдых как символ "хорошей жизни" явно выходит на первое место в жизни людей3. Прогнозы, составленные до конца тысяче­летия, основываются на том, что отдых станет более разнообразным и активным4. Естественно, что прогнозируемые изменения в структуре рек­реационного поведения во многом связаны с общим научно-техническим прогрессом. С. Паркер отмечает этап революционности в досуге, начав­шийся после распространения телевидения и автомашин5. Однако при этом он предостерегает от обольщения технологическими возможностями, т.к. их влияние пока трудно предвидеть. Ожидается приоритетное разви­тие туризма. По словам известного американского футуролога Г. Кана, к концу тысячелетия туризм станет индустрией досуга номер один6. Про­гнозы предполагаемых изменений в Англии до 2001 г. приведены в сле­дующих таблицах7:

1 См.: Veal AJ. Leisure and the future. L., 1987. P. 179.

2 Work, leisure and technology. Ed. by R. Castle, Don Lewis and J. Magnum. Melburn, 1986. P. 175.

3 Cleverdon R.. The USA and UK on holiday. L., 1983. P. 118.

4 Young M., Willmott P. The symmetrical family. L., 1973. P. 375.

5 Parker St. Leisure and work. L., 1983. P. 120.

6 Цит. по: Cleverdon R. Ibid. P. 2.

7 Рассчитано по: Young M ., Willmott P . Ibid. P. 367-374.

Таблица 3

Прогнозы динамики числа занятых видами отдыха в Англии к 2001 году

■   Вид рекреационной деэтельности Рост (снижение) против 70-х годов, %
Занятие спортом +3
Пассивный домашний отдых +2
Посещение кино, театров +6
Посещение ресторанов, кафе +7
Игра в карты, шахматы +3
Танцы +4
Автотуризм +10

Таблица 4

Дата: 2019-03-05, просмотров: 173.