Схема описания психического состояния
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Психический статус описывается последующей схеме:

I. Сознание.

II. Внешний вид и  особености поведения

III. Выраженность расстройства в психомоторной сфере

IV. Расстройства речи

V. Восприятие.

VI. Мышление.

VII. Эмоции  и воля.

VIII. Интеллект и память

IX. Инстинкты и влечение

X. Критика.

 

I. Сознание: сознание ясное, формально ясное или помраченное: делириозное, онейроидное, аментивное, сумеречное). степень ясности сознания, аллопсихическая ориентировка (во времени, месте, окружающем); аутопсихическая ориентировка, наличие ясного сознания- оценка своего состояния, практическое отношение к своей болезни. Степень доступности, степень контакта с врачом, персоналом, окружающими. Отношение к беседе с врачом- активное стремление или пассивное, полное безразличие, формальное Стремление открыть или подчеркнуть болезненные симптомы. Расстройства сознания:

II. Внешний вид и особености поведения: выразительные движения - мимика, жестикуляция - адекватность их переживаний. Особенности поз, походки, вид движений. Доступность контакту. Характер контакта — проявляет ли при этом инициативу, вежливость, корректен, фамильярен, замкнут, фор­мален. Манера держаться. Ответы по существу вопроса, короткие, многословные. Особенности позы, мимика, жесты. Визуальный контакт, смотрит в сторону, напряженный и пристальный взгляд, «стальной блеск» в глазах. Аккурат­ность, неряшливость, особенности одежды (причудливость, украше­ния). Внимание (активное, пассивное), повышенная истощаем ость внимания, отвлекаем ость, недостаточная способность к переключе­нию. Основные спонтанные жалобы больного, их стойкость, обилие, отношение к ним.

III. Выраженные расстройства в психомоторной сфере: общее психомоторное возбуждение, отдельные гиперкинезы, тики, навязчивые движения. Общая замедленность, скованность, явления ступора.

IV. Расстройства речи:   Тональность голоса — громкость, приглушенность, шепотная, речь. Темп и ритм речи, выразительность и сила голоса, модуляция, ясность произношения, расстройства артикуляции, фонации, спотыкание в слогах, скандированная речь, заикания, явления сенсорной, моторной, амнестической афазии, парафазии, олигофазии. Оскудением словарного запаса, неологизмы, вычурность, витиеватость речи, аграмматизмы, склонность к вводным, лишним или дополнительным словам.     Персеверативность речи. 1) алалия. 2) афазия. 3) дизартрия, 4) дислалия, 5) диспраксия, 6) нарушение пространственного синтеза, 7) дискалькулия.

V. Нарушение восприятия. Иллюзии (аффектив­ные, парейдолические). Галлюцинации, псевдогаллюцинации, гипногагические, их ха­рактер, содержание, степень выраженности, постоянство или эпизодичность, влияние на поведение. Психосенсорные расстройства (нарушение схемы тела, деперсонализация и дереализация). Отношение больного к обманам восприятия: критическое, аффектное, безразличное.

VI. Мышление. Мышление и его расстройства. Целенаправленное или нет. Соскальзывания. Течение представлений и понятий (ассоциаций). Изменение темпа ассоциативной деятельности (замедление, ускорение, ментизм, «скачка идей»). Нарушение качества ассоциативной деятельности: уплощение ассоциаций, патологическая обстоятельность, «топтание па месте», резонерство, разорванность, «атактические замыкания», бессвязность, неологизмы, символы, шперрунги, щизофазия. мышление: правильность, последовательность и логичность мышления, способность к обобщениям, суждениям и умозаключениям. Склонность к схематизации мышления, резонерство, вычурность и витиеватость. Расстройства мышления: ускорение или замедление мышления, наплыв мыслей, задержка или потеря мыслей, раздвоение или разорванность мышления. Отчуждение мыслей- «чужие мысли». Автоматизмы мышления, прилипаемость или стереотипность, персеверативность мышления, навязчивые мысли и отношение к ним больного. Бредовые идеи: отношения воздействия, преследования, самообвинения и прочее. Стойкость бредовых идей от аффективных нарушений и расстройств восприятия Резидуальный бред. Синдром бредоподобных фантазий. Сверхценные, бредоподобные, бредовые идеи. Описывать галлюцинаторные и бредовые переживания с использование прямой речи пациента. Их содержание, структура (систематизированные, отрывочные). Эмоциональная окраска бредовых идей, их влияние на поведение больного.

VII. Эмоции и воля.

Эмоциональная сфера:     Преобладающее настроение (спокойное, серьезное, угрюмое, веселое, гневное, раздражительное, тревож­ное, боязливое и т.д.), лабильность и устойчивость настроения.

Расстройства настроения: патологически повышенное или подавленное, склонность к сменам настроения и т.д. Эйфория. Маниакальность. Депрессия, Слабодушие. Равнодушие. Безучастие, эмоциональная тупость. Эмоциональная неадекватность. Дисфория, Аффекты.  Спонтанное и реактивное возникновение смен настроения, их лабильность, частота и периодичность.

Качественные особенности расстройств настроения : преобладание тоскливости, вялости, заторможенности, злобности, гневливости.

Возбудимость эмоций: патологическое усиление эмоциональной возбудимости, повышенная истощаемость эмоционального тонуса, повышенная чувствительность, раздражительность, обидчивость, пугливость, плаксивость.

Понижение эмоциональной возбудимости: вялость, эмоциональная холодность. Патологическая длительность переживаний, способность к их подавлению. Сверхценные образования, быстрота отреагирования эмоций. Способность к переключению. Наклонность к быстро переходящим вспышкам настроения или длительным вспышкам эмоционального возбуждения.

Аффект: злоба, гнев, тоска, страх. Сила и продолжительность аффекта. Патологический аффект. Физиологические проявления аффекта (вазомоторные и двигательные компоненты). Навязчивые страхи.

 Описать наличие или отсутствие витальных компонентов. Суицидные мысли. При наличии суицидных мыслей указать их стойкость, отношения пациента, наличие суицидных действий, попыток, что может удержать от суицида.   Навязчивые мысли: (форма, содержание, эмоциональная окраска, сочетание с другими навязчивыми проявлениями). Фобии. Ритуалы. Навязчивые влечения. Извращения влечений. Импульсивные влечения: дромомания, клептомания, пиромания.

Волевая сфера. Амбивалентность (двойствен­ность) чувств. Усиление и ослабление волевых побуждений. Абулия, ступор, мутизм. Гипобулия, заторможенность, скованность, пассивная под­чиняем ость, каталепсия, эхолалия, эхопраксия. Гипербулия, повы­шенная инициатива, двигательное беспокойство. Импульсивность, агрессивность, амбитендентность, стереотипии, негативизм (актив­ный, пассивный). Расстройства влечений (пищевого, полового, самосохранения). Снижение

 

VIII. Интеллект и память

Интеллектуальная сфера: Обычно описывается кратко. Например, «интеллект -  в пределах нормы». Но, если есть какие-то проблемы – необходимо их описать.

1. Исследование функций интеллекта. Синтез и анализ, умение опе­рировать своими знаниями. Комбинаторные способности (классифи­кация, выделение четвертого лишнего, рассказ по картинкам, арифметические действия и др). Способность к обобщению, выбору, оригинальность мышления. Способность к абстрагированию, пониманию переносного смысла (пословицы, поговорки, иноска­зания, басни). Образование суждений, умозаключений, умение сделать вывод. Критика к окружающему, самокритика, такт, этика, учение держать себя, грамматический и синтаксический строй речи. Запас представлений и понятий: а) запас школьных знаний; б) общежитейские знания; в) уровень профессиональных сведений и знании;

г) круг общих понятий.

Заключение о выявлении дефекта интеллекта: слабоумие, (деменция), лакунарное, глобарное. Малоумие (олигофрения), его степени. Псевдодеменция. Качественные нарушения мышления:

2. Память. Способность к запоминанию. Удержание событий. Воспроизведение прошлого. Амнезии: антероградная, ретроградная, полная, ретардированная, фиксационная. Парамнезии (ошибки памяти): псевдореминисценции, конфабуляции и криптомнезии. быстрота и точность вспоминания, запоминания, ретенция, репродукция и точность воспроизведения. Расстройства памяти на прошлые и текущие события. Псевдоременесценции. Конфобуляции. Ретро- и антиретроградная амнезия. Явления амнестической амнезии.

 

IX . Инстинкты и влечение:

Инстинкт самосохранения, эгоизм, жадность, повышенная сексуальность, онанизм, повышенное влечение к еде, извращение влечений.

 

Х. Критика:

 Критика к болезненым переживаниям имеется, частичная критика к болезненым переживаниям, отсутствие критики к болезненым переживаниям, установка на лечение (есть/ нет), установка на фармакологическое или психотерапевтическое лечение, ожидание от лечения.

 

    

ПАМЯТКА

Дата: 2019-03-05, просмотров: 196.