Тотальная (при негативной акцентуации) —
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ

Клиническое психиатрическое исследование больных осущест­вляется путем расспроса больных, собирания субъективного (от больного) и объективного (от родственников, знакомых, медицинская документация) анамнеза и наблюдения. Расспрос является основным приемом психиатрического исследования. При исследовании надо беседовать просто и естественно, при таком характере собеседования выясняются психические отклонения. При сообщении больным о том или ином расстройстве необходимо просить привести соответствующий пример, подробно описать все проявления, все обстоятельства наступления того или иного нарушения. Не следует подсказывать пациенту ответ, так как это может привести к получению искаженной информации. Не следует торопить пациента, особенно в том случае, если, по психическому состоянию он не может отвечать на Ваши вопросы быстро. Особенности беседы (продолжительность, темп, объем информации, степень активности врача) определяются психическим состоянием пациента.

Беседа должна вестись в спокойном тоне, не носить характера экзамена (что раздражает), в случае утомляемости или нерасположения больного быть краткой, так что все необходимые сведения получаются в несколько приёмов. При первой беседе не следует касаться очень интимных отношений и переживаний. Вопросы должны быть ясны, коротки, понятны больному. соответствовать умственному развитию и образованию больного.

Не следует забывать, что вся информация, полученная от пациента, по возможности, должна быть проверена. Относясь к пациенту с уважением, не забывайте, что общаетесь с психически больным человеком, который в силу ряда обстоятельств, может не раскрывать свои переживания или искажать их.

Расспрос неотделим от наблюдения.

 

Наблюдение

Внешний вид больного, поведение (осанка, мимика, поза, жесты, степень подвижности, реакция на вопросы).

Домашняя обстановка (если её удаётся увидеть). Учесть беспорядок, запущенность, исписанные листы бумаги, костюм и внешняя опрятность. Отметить: небрежность костюма, неаккуратность причёски, грязные руки. Гневливость, раздражительность, раздражительная слабость, эйфория. Негативизм, нелепые поступки, нелепые выходки, задержка двигательных актов, возбуждение, ступор, эхопраксии, импульсивность. Объективные признаки галлюцинаций в поведении, в жестах, в мимике. Объективные признаки бреда (особенно ценны, если больной его скрывает): прислушивается, озирается, неадекватные поступки (например, смех вне контекста разговора), отношение к окружающему. Необходимо внимательно следить за поведением больного,  выражением его липа, интонацией голоса, улавливая его малейшие изменения, все движения больного.

 

Индивидуальная жизнь больного после рождения должна быть прослежена по периодам (в зависимости от того, в каком возрасте развилось заболевание):

ü грудного возраста,

ü детства,

ü юношества,

ü зрелого возраста,

ü инволюции и

ü старости.

 

 

I.    Общие сведения:

Фамилия, имя, отчество, возраст, семейное положение, образование. Профессия, занятие, домашний адрес, инвалидность. Дата начала курации. Дата поступления в клинику: первичное, повторное.

II.   ЖАЛОБЫ

III. АНАМНЕЗ (со слов больного - субъективный или со слов родных и по медицинским сведениям - объективный)

Анамнез жизни:

1. сведения о здоровье родителей и родственников. Не страдали ли родители или другие члены семьи психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, судорожными припадками, сифилисом, эндокринными заболеваниями, злокачественными новообразованиями, сосудистыми заболеваниями. Наличие в семье людей со странностями. Характер родителей. На кого из родителей похож пациент, или «белая ворона» в семье (например, если в малограмотной семье рождается ребенок с высокими интеллектуальными способностями). Не было ли в семье случаев самоубийства, причины смерти родителей.

2. Особенности протекания беременности у матери. Необходимы сведения о беременности больным и его рождении: Которая это была беременность по счёту, были ли многоплодные беременности, какова была частота беременностей у матери и как они протекали (токсикоз первой, второй половины, эклампсия, угроза выкидыша), не подвергалась ли мать во время беременности вредным воздействиям (тяжёлые душевные переживания, истощающие организм влияния, Болезни (указать какие), травмы, алкоголизм, наркомания). Насколько благополучно родился больной (роды срочные, преждевременные, спонтанные или со стимуляцией, кесарево сечение, вес и рост при рождении, оценки по шкале Апгар, не было ли при родах осложнений, таких как наложение щипцов, асфиксия).

3. Кем и как вскармливался ребёнок, проблемы с кормлением, со сном. Не подвергался ли отравлению наркотическими веществами через кормившую женщину. Как он развивался: когда прорезались зубы, когда начал ходить, когда начал говорить. Были ли появления минимальной мозговой дисфункции (ММД): гиперактивность (повышенная возбудимость, непоседливость, отвлекаемость внимания, раздражительность), моторная неловкость (особенно - мелкие движения), различные навязчивые движения,  тики,  заикания; возможна гиперсаливация (слюна в уголках рта), плохой сон (трудности засыпания, поверхностный сон, сноговорение, кошмарные сновидения). Имело ли место действие факторов или появление признаков нарушения нормального развития, и если да, то каких. Травмы, инфекции, если да, как их переносил, рахит, судорожные явления ( в том числе фебрильные судороги), лёгкое развитие бреда при инфекциях, протекающих с высокой температурой, осложнения инфекций мозговыми явлениями (головные боли, головокружения, обморочные состояния), энурез, энкопрез.

4. Возраст начала обучения в школе, какова была успеваемость по различным предметам. Требовался ли контроль родителей, до какого класса. Менялась ли успеваемость в разных классах, с чем это связано Проблемы с дисциплиной, прогулы. Конфликты с преподавателями.

5. Наличие или отсутствие друзей. Позиция пациента в неформальной группе (лидерская; не лидерская, но активная; интегрированная; ведомая, пассивная; краевая). Влияние неформальной группы на пациента (адаптирующее, нейтральной, дезадаптирующее). Отношения с формальной группой.

6. Позиция в формальной группе (класс): характер общения с одноклассниками(гармоничные, «белая ворона», «козел отпущения» и др.).

 

 

7. Свободное время. Домашний, уличный. Увлечения, особо обратить внимание на «странные» увлечения.

8. Взаимоот­ношения в семье. Отношения с родными, участие в домашних делах. Позиция родителей в отношении пациента (гармоничная, «беспризорник», потакающая гиперопека, подавляющая гиперопека, слишком много критических замечаний и др.)

9. Особо обратить внимание на подростковый период, период полового развития, пубертатный криз. Особенности течения. Взаимоотношения с противоположным полом. Подростковый максимализм. Отношения с родными.

10. Как сдавал экзамены. Выбор дальнейшего пути самостоятельно, по совету родителей, за компании. Если учился, отношения с однокурсниками и преподавателями, успеваемость описываются.

11. Участие в общественной жизни в школьный период и позже (социальный тип адаптации, отстраненный и др.).

12. Когда начал самостоятельно работать. Сколько имел профессий и какие именно. Причины перемены профессий и места работы. Заработок. Отношение к труду.

13. Военная служба. Условия прохождения, отношение к дисциплине, продвижение по службе, поощрения, взыскания. Участие в Великой Отечественной войне. Отношения к воинской обязанности (военнообязанный, снят с военного учета, по какой статье).

14. Особенности развития сексуальной сферы. Время появления интереса к противоположному полу (или к своему). Были ли проблемы в установлении контактов, как справлялся. Время начала половой жизни. Были ли проблемы, есть ли они сейчас. Есть ли друг, подруга.  Когда вступил в брак (первый, повторный) удовлетворен ли семейной жизнью Количество детей. Степень участия в воспитании детей. Смертность детей и их причины.

15. Для женщин гинекологические анамнез: когда появились менструации; как они протекают или протекали. Когда появились перебои в менструальном цикле. Психическое состояние во время этого периода

16. Перенесенные болезни. Инфекционные заболевания, болезни внутренних органов.  Ранения, физические травмы, закрытые травмы черепа, была ли при закрытых травмах черепа, потеря сознания .

17. Вредные привычки. Алкоголь - с какого возраста; в компании или в одиночестве; злоупотребление (характер, длительность, количество, отношение и реакция).. Курение. Наркотики.

18. Материальная обеспеченность. Жилищные условия. С кем проживает. Отношения с членами семье.

19. Эпид. Анамнез.

 

 

АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ.

В историю заболевания включаются не только явные проявления болезни, но и те особенности, которые отличают пациента от некоторой «нормы» в его развитии и адаптации в обществе.

I. I . Особенности личности. Установки в отношении себя и внешнего мира. Социальные установки. Стеничность, активность, решительность. Чувство собственного превосходства, переоценка своей личности, склонность к агрессивным действиям. Общительность, избирательная общительность. Отзывчивый, замкнутый, недоверчивый, скрытный, неискренний, злобный, льстивый, грубый, мстительный, злопамятный. Астенические установки: пассивность, неуверенность, нерешительность, тревожность, сознание собственной неполноценности, стремление к компенсации своей неполноценности или недостаточности. Сливается ли с коллективом или стоит особняком. Отношение к товарищам и близким, чувство товарищества и ответственности, принципиальность, сознание своего долга.

Желания и стремления. Планы на будущее. Взаимоотношения с окружающими, дисциплина, соблюдение режима в отделении. Отношение к лечению

 

1. Особенности в развитии в детстве: ускорение физического и психического развития, задержка физического и психического развития. Проявления ММД.

2. Характер. Каков был по характеру - общительный, замкнутый, добрый, эгоистичный, вспыльчивый, раздражительный. Черты характера в преморбидном периоде (параноидные, шизоидные, диссоциальные (эмоционально тупые), истерические, ананкастные, тревожные (сензитивные, психастенические), астенические, аффективные (гипотимные, гипертимные), неустойчивые. Степень выраженности характерологических особенностей (в пределах нормы, акцентуация, психопатия).  Изменение характера на фоне развития заболевания.

 

Выяснить, были ли у пациента следующие нарушения

 

3. Психомоторные нарушения в виде гипердинамического синдрома, различных навязчивых движений, заиканий и др.

4. Неспецифические расстройства сна в виде трудностей засыпания, поверхностного сна, кошмарных сновидений, сноговорения

5. Страхи сверхценного содержания  - "детские страхи": темноты, одиночества, реальных объектов (собаки, "чужие дяди" и т.п.) и фантастических (персонажи сказок); своеобразные по фабуле фобические переживания (боязнь змей на картинках, страх внезапного начала войны или "конца света", страх реального заката солнца или исчезновения солнца в будущем; приятупообразные страхи собственной смерти или смерти родителей; страх конца света и т.п.)

6. Особые формы нарушения сна (диссомнические) - снохождения; внезапные пробуждения с чувством страха, с ощущением нехватки воздуха, полета в пропасть, "умирания" (от ночных страхов отличаются отсутствием изменения сознания и последующей амнезии)

7. Невротические психогенные реакции - непродолжительные изменения самочувствия и поведения, обусловленные психотравмирующими факторами: угрозой развода родителей, переводом в другой коллектив, попыткой изнасилования, нападением собаки и т.п. В дошкольном возрасте чаще - астенические реакции (резкое ухудшение сна и аппетита, плаксивость, раздражительность), в более старшем возрасте - истерические и психосоматические реакции.

8. Эпизоды нарушения мышления и восприятия - кратковременные рудименты психопатологических расстройств: метаморфопсии, парейдолии, элементарные слуховые обманы, сенестопатии, эпизоды дереализационно-деперсонализационных расстройств, эпизоды своеобразной интеллектуальной несостоятельности, возникновение у подростков сверхценных идей сенситивного характера.

9. Немотивированные спады активности и аффективности - астенические состояния, длительностью от нескольких дней до двух месяцев, спонтанно проходившие. без суточных колебаний и вегетативных нарушений, с последующим многолетним периодом благополучия.

10. Преходящее изменение характера и (или) появление необычных интересов: вне связи с внешними обстоятельствами, без изменения социального статуса; отделены от очерченного начала болезни периодом полного здоровья.

11. Расщепление (дискордантность). Отсутствие согласованности между мышлением и аффектом. Противоречивость устремлений, желаний и чувств. Может проявляться в отдельных немотивированных действиях, нелепых поступках, двойственности чувств, противоречивости побуждений.

12. Ослабление психической активности (интенциональные расстройства). Нарушение избирательности внимания. Трудность сосредоточения, усвоения и переработки информации, формулирования собственных мыслей; чувство утраты спонтанности и активности мышления.

13. Признаки первичного аутизма. Утрата или снижение потребности в общении, потеря симпатии к близким, утрата «эмоционального резонанса». Избегание общения, стремление к внутреннему обособлению; погружение во внутренние переживания, фантазии.

14. Элементы аутопсихической деперсонализации (изменение образа «Я»). Нарушение самооценки, связанное с изменением чувства единства и простоты «Я», полноты выделения себя из круга других (неуверенность в себе, утрата «стержня», чувства своей самостоятельности, способности принимать решения). Потеря привычного мироощущения.

15. Отдельные компоненты дезавтоматизации. Нарушение сознания собственной активности, утрата привычных стереотипов обыденных действий, спонтанности обыденных действий психической жизни.

16. Эпизоды дереализации и соматодеперсонализации. Дереализация или соматодеперсонализация, возникающая на фоне переутомления или без видимых причин, длительностью от нескольких часов до нескольких дней.

17. Аутохтонная эмоциональная лабильность. Аутохтонные дистимии; диффузная безотчетная тревога, лишенная фабулы и проецируемая телесно в форме внутреннего напряжения; изменение настроения со снижением аффективного фона, чертами безрадостности, "мрачным мироощущением". Отчетливое, но непродолжительное снижение настроения, неадекватное по силе психотравмирующему фактору; беспричинное снижение настроения на 1-3 дня.

18. Эпизодические астенические проявления. Повышенная утомляемость, раздражительность, снижение работоспособности, нарушения сна, часто связанные с сезонностью.

19. Предменструальное напряжение со снижением настроения, нередко имеющим черты витальности.

20. Сомато-вегетативные эквиваленты депрессии. Периоды утренних головных болей, снижения аппетита, бессонницы, сонливости, колебания веса; сезонная пароксизмальная тахикардия, периодические вегето-сосудистые нарушения с диэнцефальным компонентом.

21. Субаффективные фазы, сочетающиеся астенией и нарушениями сна, в виде стертых вялоадинамических соматизированных или невротических субдепрессий, расцениваемыемых как «периоды переутомления», с преобладанием обсессивных и фобических явлений, кратковременных или более затяжных дистимических, гипотимических состояний без признаков интеллектуального торможения, но с раздражительностью, угнетенностью, плаксивостью, ощущением физического нездоровья либо тревожным аффектом. Настроение отличается неустойчивостью, возможны неожиданные, хотя и кратковременные, улучшения состояния с последующим их «спадом». Это непродолжительные изменения самочувствия и поведения, причинно обусловленные психотравмирующими факторами: угрозой развода родителей, переводом в другой коллектив, попыткой изнасилования, нападением собаки и т.п. Как видно, в одних случаях психотравмой служили внезапные и сильно пугавшие ребенка события, в других – длительные стрессовые ситуации, заставлявшие жить в постоянном напряжении и тревожном ожидании и приводящие в конце концов к нервным срывам.

22. Проявление реактивной лабильности:  психогенно/соматогенно обусловленные непродолжительные изменения самочувствия и поведения, но с чрезмерным «масштабом» реагирования относительно вызвавшей их причины. В дошкольном возрасте — это астено-дистимические (субдепрессивные) эпизоды: резкое ухудшение сна и аппетита, плаксивость, раздражительность. В школьном и более старшем возрасте — это психосоматические и истерические реакции, всегда связанные с воздействием психогенных факторов.

23. Диссоциированность - несогласованность потребностей, способностей, установок и поведения в разных сферах психической жизни, проявляющаяся в:

а) противоречивости характерологических черт (например, интровертированности со стремлением к лидерству);

б) несоответствии субъективных переживаний объективно фиксируемым особенностям поведения (например, декларируемой стеснительности со стеничным поведением);

в) неравномерности уровня развития различных сторон психики (например, эмоциональной недифференцированности и интеллектуальной одаренности; затруднения в сфере логического или математического интеллекта при хорошем или даже опережающем развитии вербального интеллекта);

г) несоответствие чрезмерно развитой внутренней эмоциональности и рефлексивности (повышенная впечатлительность, живость воображения, эмоциональная неустойчивость) внешней сдержанности в проявлении эмоций, что в целом снижает адаптивные возможности индивидуума и повышает его уязвимость к стрессу.

24. Дефицитарность - ущербность психики:

I. Сознание.

IV. Расстройства речи

V. Восприятие.

VI. Мышление.

VII. Эмоции  и воля.

VIII. Интеллект и память

IX. Инстинкты и влечение

X. Критика.

 

I. Сознание: сознание ясное, формально ясное или помраченное: делириозное, онейроидное, аментивное, сумеречное). степень ясности сознания, аллопсихическая ориентировка (во времени, месте, окружающем); аутопсихическая ориентировка, наличие ясного сознания- оценка своего состояния, практическое отношение к своей болезни. Степень доступности, степень контакта с врачом, персоналом, окружающими. Отношение к беседе с врачом- активное стремление или пассивное, полное безразличие, формальное Стремление открыть или подчеркнуть болезненные симптомы. Расстройства сознания:

II. Внешний вид и особености поведения: выразительные движения - мимика, жестикуляция - адекватность их переживаний. Особенности поз, походки, вид движений. Доступность контакту. Характер контакта — проявляет ли при этом инициативу, вежливость, корректен, фамильярен, замкнут, фор­мален. Манера держаться. Ответы по существу вопроса, короткие, многословные. Особенности позы, мимика, жесты. Визуальный контакт, смотрит в сторону, напряженный и пристальный взгляд, «стальной блеск» в глазах. Аккурат­ность, неряшливость, особенности одежды (причудливость, украше­ния). Внимание (активное, пассивное), повышенная истощаем ость внимания, отвлекаем ость, недостаточная способность к переключе­нию. Основные спонтанные жалобы больного, их стойкость, обилие, отношение к ним.

III. Выраженные расстройства в психомоторной сфере: общее психомоторное возбуждение, отдельные гиперкинезы, тики, навязчивые движения. Общая замедленность, скованность, явления ступора.

IV. Расстройства речи:   Тональность голоса — громкость, приглушенность, шепотная, речь. Темп и ритм речи, выразительность и сила голоса, модуляция, ясность произношения, расстройства артикуляции, фонации, спотыкание в слогах, скандированная речь, заикания, явления сенсорной, моторной, амнестической афазии, парафазии, олигофазии. Оскудением словарного запаса, неологизмы, вычурность, витиеватость речи, аграмматизмы, склонность к вводным, лишним или дополнительным словам.     Персеверативность речи. 1) алалия. 2) афазия. 3) дизартрия, 4) дислалия, 5) диспраксия, 6) нарушение пространственного синтеза, 7) дискалькулия.

V. Нарушение восприятия. Иллюзии (аффектив­ные, парейдолические). Галлюцинации, псевдогаллюцинации, гипногагические, их ха­рактер, содержание, степень выраженности, постоянство или эпизодичность, влияние на поведение. Психосенсорные расстройства (нарушение схемы тела, деперсонализация и дереализация). Отношение больного к обманам восприятия: критическое, аффектное, безразличное.

VI. Мышление. Мышление и его расстройства. Целенаправленное или нет. Соскальзывания. Течение представлений и понятий (ассоциаций). Изменение темпа ассоциативной деятельности (замедление, ускорение, ментизм, «скачка идей»). Нарушение качества ассоциативной деятельности: уплощение ассоциаций, патологическая обстоятельность, «топтание па месте», резонерство, разорванность, «атактические замыкания», бессвязность, неологизмы, символы, шперрунги, щизофазия. мышление: правильность, последовательность и логичность мышления, способность к обобщениям, суждениям и умозаключениям. Склонность к схематизации мышления, резонерство, вычурность и витиеватость. Расстройства мышления: ускорение или замедление мышления, наплыв мыслей, задержка или потеря мыслей, раздвоение или разорванность мышления. Отчуждение мыслей- «чужие мысли». Автоматизмы мышления, прилипаемость или стереотипность, персеверативность мышления, навязчивые мысли и отношение к ним больного. Бредовые идеи: отношения воздействия, преследования, самообвинения и прочее. Стойкость бредовых идей от аффективных нарушений и расстройств восприятия Резидуальный бред. Синдром бредоподобных фантазий. Сверхценные, бредоподобные, бредовые идеи. Описывать галлюцинаторные и бредовые переживания с использование прямой речи пациента. Их содержание, структура (систематизированные, отрывочные). Эмоциональная окраска бредовых идей, их влияние на поведение больного.

VII. Эмоции и воля.

Эмоциональная сфера:     Преобладающее настроение (спокойное, серьезное, угрюмое, веселое, гневное, раздражительное, тревож­ное, боязливое и т.д.), лабильность и устойчивость настроения.

Расстройства настроения: патологически повышенное или подавленное, склонность к сменам настроения и т.д. Эйфория. Маниакальность. Депрессия, Слабодушие. Равнодушие. Безучастие, эмоциональная тупость. Эмоциональная неадекватность. Дисфория, Аффекты.  Спонтанное и реактивное возникновение смен настроения, их лабильность, частота и периодичность.

Качественные особенности расстройств настроения : преобладание тоскливости, вялости, заторможенности, злобности, гневливости.

Возбудимость эмоций: патологическое усиление эмоциональной возбудимости, повышенная истощаемость эмоционального тонуса, повышенная чувствительность, раздражительность, обидчивость, пугливость, плаксивость.

Понижение эмоциональной возбудимости: вялость, эмоциональная холодность. Патологическая длительность переживаний, способность к их подавлению. Сверхценные образования, быстрота отреагирования эмоций. Способность к переключению. Наклонность к быстро переходящим вспышкам настроения или длительным вспышкам эмоционального возбуждения.

Аффект: злоба, гнев, тоска, страх. Сила и продолжительность аффекта. Патологический аффект. Физиологические проявления аффекта (вазомоторные и двигательные компоненты). Навязчивые страхи.

 Описать наличие или отсутствие витальных компонентов. Суицидные мысли. При наличии суицидных мыслей указать их стойкость, отношения пациента, наличие суицидных действий, попыток, что может удержать от суицида.   Навязчивые мысли: (форма, содержание, эмоциональная окраска, сочетание с другими навязчивыми проявлениями). Фобии. Ритуалы. Навязчивые влечения. Извращения влечений. Импульсивные влечения: дромомания, клептомания, пиромания.

Волевая сфера. Амбивалентность (двойствен­ность) чувств. Усиление и ослабление волевых побуждений. Абулия, ступор, мутизм. Гипобулия, заторможенность, скованность, пассивная под­чиняем ость, каталепсия, эхолалия, эхопраксия. Гипербулия, повы­шенная инициатива, двигательное беспокойство. Импульсивность, агрессивность, амбитендентность, стереотипии, негативизм (актив­ный, пассивный). Расстройства влечений (пищевого, полового, самосохранения). Снижение

 

VIII. Интеллект и память

Интеллектуальная сфера: Обычно описывается кратко. Например, «интеллект -  в пределах нормы». Но, если есть какие-то проблемы – необходимо их описать.

1. Исследование функций интеллекта. Синтез и анализ, умение опе­рировать своими знаниями. Комбинаторные способности (классифи­кация, выделение четвертого лишнего, рассказ по картинкам, арифметические действия и др). Способность к обобщению, выбору, оригинальность мышления. Способность к абстрагированию, пониманию переносного смысла (пословицы, поговорки, иноска­зания, басни). Образование суждений, умозаключений, умение сделать вывод. Критика к окружающему, самокритика, такт, этика, учение держать себя, грамматический и синтаксический строй речи. Запас представлений и понятий: а) запас школьных знаний; б) общежитейские знания; в) уровень профессиональных сведений и знании;

г) круг общих понятий.

Заключение о выявлении дефекта интеллекта: слабоумие, (деменция), лакунарное, глобарное. Малоумие (олигофрения), его степени. Псевдодеменция. Качественные нарушения мышления:

2. Память. Способность к запоминанию. Удержание событий. Воспроизведение прошлого. Амнезии: антероградная, ретроградная, полная, ретардированная, фиксационная. Парамнезии (ошибки памяти): псевдореминисценции, конфабуляции и криптомнезии. быстрота и точность вспоминания, запоминания, ретенция, репродукция и точность воспроизведения. Расстройства памяти на прошлые и текущие события. Псевдоременесценции. Конфобуляции. Ретро- и антиретроградная амнезия. Явления амнестической амнезии.

 

IX . Инстинкты и влечение:

Инстинкт самосохранения, эгоизм, жадность, повышенная сексуальность, онанизм, повышенное влечение к еде, извращение влечений.

 

Х. Критика:

 Критика к болезненым переживаниям имеется, частичная критика к болезненым переживаниям, отсутствие критики к болезненым переживаниям, установка на лечение (есть/ нет), установка на фармакологическое или психотерапевтическое лечение, ожидание от лечения.

 

    

ПАМЯТКА

СИНДРОМ СВЕРХЦЕННЫХ ИДЕЙ

На реальных фактах ложная идея.

Не бывает нелепой, правдоподобна.

Моноидея

Не изменяет мировоззрения

Два пути развития:

а) медленное угасание- результат лечения

б) трансформация в бред - паранойяльный бред

По содержанию - ипохондрическая, ревности, изобретательства, преследования и т.д,

 

ОБСЕССИВНЫЙ СИНДРОМ

1. чувства, мысли, страх, воспоминания, влечения, двигательные акты возникают у больного помимо его желания

2. критика сохранена по содержанию

Навязчивые сомнения

 

СИНДРОМЫ ПАТОЛОГИИ СОЗНАНИЯ

1. Количественные нарушения сознания (выключения):

а) оглушение: -обнубиленция

                    -сомналенция

б) Сопор

в) Кома

2. Качественные нарушения сознания:

а) Делирий: профессиональный

                 мусситирующий

б) Онейроид (сновидение)

в) Аменция

г) Сумеречное помрачение сознания:

ü классические сумерки (бред, галлюцинации)

ü амбулаторный автоматизм (фуги, трансы, сомнамбулизм)

ü особые состояния

ü психогенное сужение сознания

 

СЕНЕСТОПАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

состояние, при котором больной испытывает неопределенные, тягостные, мучительные ощущения в различных областях и частях тела.

 

ПАРАФРЕННЫЙ СИНДРОМ

1. Повышенный фон настроения.           

2. Бредовые идеи величия.

3. Синдром Кандинского-Клерамбо или его элементы

4. Парамнезии (конфабуляция, псевдореминисценция).

Бред преследования.

Отсутствие критики.

 

СИНДРОМ КАПГРА

С-м «Фрегали» (один и тот же человек периодически появляется в разных лицах).

С-м «положительного двойника» (незнакомые и чужие воспринимаются как знакомые и родные).

Бред «отрицательного двойника» (знакомые и родные воспринимаются как незнакомые и чужие).

Бред интерметарфозы (многое из окружающих людей подвержены внешним и внутренним изменениям).

Навязчивые воспоминания. Навязчивые представления Навязчивые влечения Навязчивые страхи Навязчивые чувства апатии Навязчивые опасения, действия.

 

ГАЛЛЮЦИНАТОРНЫЙ СИНДРОМ

Тревога, страх. Двигательное беспокойство. Наплыв зрительных, слуховых, тактильных галлюцинаций. Могут сопутствовать бредовые идеи. Сознание не нарушено.

 

ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Чрезмерное внимание к своему здоровью. Утрированная озабоченность. Убежденность в несуществующем заболевании.

 

КАТАТОНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Ступор:

а) мышечное оцепенение (обездвиженность)

б) восковая гибкость- каталепсия

в) мутизм

дополнительно:
а) воздушная подушка Дюпре

б) с-м хоботка

в) с-м Павлова (больной отвечает на вопрос или выполняет какое-либо действие только после обращения к нему тихим голосом, однако не отвечает на аналогичное обращение, сказанное обычным или громким голосом. Кроме того, часто такие пациенты отвечают на вопрос с отрицательным смыслом).

г) с-м Капюшона     

Возбуждение (речевое): а) эхолалия б)персеверации в) вербигерации

г) инкогеренция д) стереотипная речь– шизофазия.

Возбуждение (двигательное): а) эхопраксия б) вычурные движения в) Стереотипные движения г) импульсивные движения д) активный и пассивный негативизм.

 


МАНИАКАЛЬНЫЙ СИНДРОМ

Повышенное настроение.

Ускорение темпа мышления.

Психомоторное возбуждение.

Переоценка собственной личности, доходящая до бреда величия.

 

ДЕПРЕССИВНЫЙ СИНДРОМ

Пониженное настроение (тоска).

Замедленные темпы мышления.

Двигательная заторможенность.

Бредовые идеи самообвинения, самоунижения.

 

 ГАЛЮЦИНАТОРНО-ПАРАНОИДНЫЙ СИНДРОМ

Бредовые идеи.

Галлюцинации.

Паранойяльный синдром

Характерен реальный факт. Ложное умозаключение. Псевдоподобные доказательства. Бред преследования. Обстоятельность мышления. Отсутствие критики. Патологическая почва.

 

СИНДРОМ КАТАРА

1. Пониженное настроение (ажитация).

Ипохондрический бред.

Нигилистический бред.

Идеи громадности (всеобщая гибель)

Идеи самообвинения, самоунижения.

Отсутствие критики.

 

ДЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЙ СИНДРОМ

1. Искажение восприятия окружающего мира.

2. Искаженное восприятие окружающего больного:

а) во времени

б) вычурные движения

в) стереотипные движения

г) импульсивные движения

д) активный и пассивный негатизм

 

ИСТЕРИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ

1. Состояния функциональных по механизму - расстройства психики, моторики и чувствительности,

Психогенные по происхождению.

Полиморфная симптоматика:

а) истерические припадки

б) истерические сумеречные состояния

в) истерические амбулаторные автоматизмы

г) см-м Ганзера – Псевдодеменция (больные не могут ответить на элементарные вопросы); сумеречное помрачение сознания; длительность несколько дней

Амнезия.

д) псевдодеменция

е) пуэрелизм и др.

 

 

СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ

Клиническое психиатрическое исследование больных осущест­вляется путем расспроса больных, собирания субъективного (от больного) и объективного (от родственников, знакомых, медицинская документация) анамнеза и наблюдения. Расспрос является основным приемом психиатрического исследования. При исследовании надо беседовать просто и естественно, при таком характере собеседования выясняются психические отклонения. При сообщении больным о том или ином расстройстве необходимо просить привести соответствующий пример, подробно описать все проявления, все обстоятельства наступления того или иного нарушения. Не следует подсказывать пациенту ответ, так как это может привести к получению искаженной информации. Не следует торопить пациента, особенно в том случае, если, по психическому состоянию он не может отвечать на Ваши вопросы быстро. Особенности беседы (продолжительность, темп, объем информации, степень активности врача) определяются психическим состоянием пациента.

Беседа должна вестись в спокойном тоне, не носить характера экзамена (что раздражает), в случае утомляемости или нерасположения больного быть краткой, так что все необходимые сведения получаются в несколько приёмов. При первой беседе не следует касаться очень интимных отношений и переживаний. Вопросы должны быть ясны, коротки, понятны больному. соответствовать умственному развитию и образованию больного.

Не следует забывать, что вся информация, полученная от пациента, по возможности, должна быть проверена. Относясь к пациенту с уважением, не забывайте, что общаетесь с психически больным человеком, который в силу ряда обстоятельств, может не раскрывать свои переживания или искажать их.

Расспрос неотделим от наблюдения.

 

Наблюдение

Внешний вид больного, поведение (осанка, мимика, поза, жесты, степень подвижности, реакция на вопросы).

Домашняя обстановка (если её удаётся увидеть). Учесть беспорядок, запущенность, исписанные листы бумаги, костюм и внешняя опрятность. Отметить: небрежность костюма, неаккуратность причёски, грязные руки. Гневливость, раздражительность, раздражительная слабость, эйфория. Негативизм, нелепые поступки, нелепые выходки, задержка двигательных актов, возбуждение, ступор, эхопраксии, импульсивность. Объективные признаки галлюцинаций в поведении, в жестах, в мимике. Объективные признаки бреда (особенно ценны, если больной его скрывает): прислушивается, озирается, неадекватные поступки (например, смех вне контекста разговора), отношение к окружающему. Необходимо внимательно следить за поведением больного,  выражением его липа, интонацией голоса, улавливая его малейшие изменения, все движения больного.

 

Индивидуальная жизнь больного после рождения должна быть прослежена по периодам (в зависимости от того, в каком возрасте развилось заболевание):

ü грудного возраста,

ü детства,

ü юношества,

ü зрелого возраста,

ü инволюции и

ü старости.

 

 

I.    Общие сведения:

Фамилия, имя, отчество, возраст, семейное положение, образование. Профессия, занятие, домашний адрес, инвалидность. Дата начала курации. Дата поступления в клинику: первичное, повторное.

II.   ЖАЛОБЫ

III. АНАМНЕЗ (со слов больного - субъективный или со слов родных и по медицинским сведениям - объективный)

Анамнез жизни:

1. сведения о здоровье родителей и родственников. Не страдали ли родители или другие члены семьи психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, судорожными припадками, сифилисом, эндокринными заболеваниями, злокачественными новообразованиями, сосудистыми заболеваниями. Наличие в семье людей со странностями. Характер родителей. На кого из родителей похож пациент, или «белая ворона» в семье (например, если в малограмотной семье рождается ребенок с высокими интеллектуальными способностями). Не было ли в семье случаев самоубийства, причины смерти родителей.

2. Особенности протекания беременности у матери. Необходимы сведения о беременности больным и его рождении: Которая это была беременность по счёту, были ли многоплодные беременности, какова была частота беременностей у матери и как они протекали (токсикоз первой, второй половины, эклампсия, угроза выкидыша), не подвергалась ли мать во время беременности вредным воздействиям (тяжёлые душевные переживания, истощающие организм влияния, Болезни (указать какие), травмы, алкоголизм, наркомания). Насколько благополучно родился больной (роды срочные, преждевременные, спонтанные или со стимуляцией, кесарево сечение, вес и рост при рождении, оценки по шкале Апгар, не было ли при родах осложнений, таких как наложение щипцов, асфиксия).

3. Кем и как вскармливался ребёнок, проблемы с кормлением, со сном. Не подвергался ли отравлению наркотическими веществами через кормившую женщину. Как он развивался: когда прорезались зубы, когда начал ходить, когда начал говорить. Были ли появления минимальной мозговой дисфункции (ММД): гиперактивность (повышенная возбудимость, непоседливость, отвлекаемость внимания, раздражительность), моторная неловкость (особенно - мелкие движения), различные навязчивые движения,  тики,  заикания; возможна гиперсаливация (слюна в уголках рта), плохой сон (трудности засыпания, поверхностный сон, сноговорение, кошмарные сновидения). Имело ли место действие факторов или появление признаков нарушения нормального развития, и если да, то каких. Травмы, инфекции, если да, как их переносил, рахит, судорожные явления ( в том числе фебрильные судороги), лёгкое развитие бреда при инфекциях, протекающих с высокой температурой, осложнения инфекций мозговыми явлениями (головные боли, головокружения, обморочные состояния), энурез, энкопрез.

4. Возраст начала обучения в школе, какова была успеваемость по различным предметам. Требовался ли контроль родителей, до какого класса. Менялась ли успеваемость в разных классах, с чем это связано Проблемы с дисциплиной, прогулы. Конфликты с преподавателями.

5. Наличие или отсутствие друзей. Позиция пациента в неформальной группе (лидерская; не лидерская, но активная; интегрированная; ведомая, пассивная; краевая). Влияние неформальной группы на пациента (адаптирующее, нейтральной, дезадаптирующее). Отношения с формальной группой.

6. Позиция в формальной группе (класс): характер общения с одноклассниками(гармоничные, «белая ворона», «козел отпущения» и др.).

 

 

7. Свободное время. Домашний, уличный. Увлечения, особо обратить внимание на «странные» увлечения.

8. Взаимоот­ношения в семье. Отношения с родными, участие в домашних делах. Позиция родителей в отношении пациента (гармоничная, «беспризорник», потакающая гиперопека, подавляющая гиперопека, слишком много критических замечаний и др.)

9. Особо обратить внимание на подростковый период, период полового развития, пубертатный криз. Особенности течения. Взаимоотношения с противоположным полом. Подростковый максимализм. Отношения с родными.

10. Как сдавал экзамены. Выбор дальнейшего пути самостоятельно, по совету родителей, за компании. Если учился, отношения с однокурсниками и преподавателями, успеваемость описываются.

11. Участие в общественной жизни в школьный период и позже (социальный тип адаптации, отстраненный и др.).

12. Когда начал самостоятельно работать. Сколько имел профессий и какие именно. Причины перемены профессий и места работы. Заработок. Отношение к труду.

13. Военная служба. Условия прохождения, отношение к дисциплине, продвижение по службе, поощрения, взыскания. Участие в Великой Отечественной войне. Отношения к воинской обязанности (военнообязанный, снят с военного учета, по какой статье).

14. Особенности развития сексуальной сферы. Время появления интереса к противоположному полу (или к своему). Были ли проблемы в установлении контактов, как справлялся. Время начала половой жизни. Были ли проблемы, есть ли они сейчас. Есть ли друг, подруга.  Когда вступил в брак (первый, повторный) удовлетворен ли семейной жизнью Количество детей. Степень участия в воспитании детей. Смертность детей и их причины.

15. Для женщин гинекологические анамнез: когда появились менструации; как они протекают или протекали. Когда появились перебои в менструальном цикле. Психическое состояние во время этого периода

16. Перенесенные болезни. Инфекционные заболевания, болезни внутренних органов.  Ранения, физические травмы, закрытые травмы черепа, была ли при закрытых травмах черепа, потеря сознания .

17. Вредные привычки. Алкоголь - с какого возраста; в компании или в одиночестве; злоупотребление (характер, длительность, количество, отношение и реакция).. Курение. Наркотики.

18. Материальная обеспеченность. Жилищные условия. С кем проживает. Отношения с членами семье.

19. Эпид. Анамнез.

 

 

АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ.

В историю заболевания включаются не только явные проявления болезни, но и те особенности, которые отличают пациента от некоторой «нормы» в его развитии и адаптации в обществе.

I. I . Особенности личности. Установки в отношении себя и внешнего мира. Социальные установки. Стеничность, активность, решительность. Чувство собственного превосходства, переоценка своей личности, склонность к агрессивным действиям. Общительность, избирательная общительность. Отзывчивый, замкнутый, недоверчивый, скрытный, неискренний, злобный, льстивый, грубый, мстительный, злопамятный. Астенические установки: пассивность, неуверенность, нерешительность, тревожность, сознание собственной неполноценности, стремление к компенсации своей неполноценности или недостаточности. Сливается ли с коллективом или стоит особняком. Отношение к товарищам и близким, чувство товарищества и ответственности, принципиальность, сознание своего долга.

Желания и стремления. Планы на будущее. Взаимоотношения с окружающими, дисциплина, соблюдение режима в отделении. Отношение к лечению

 

1. Особенности в развитии в детстве: ускорение физического и психического развития, задержка физического и психического развития. Проявления ММД.

2. Характер. Каков был по характеру - общительный, замкнутый, добрый, эгоистичный, вспыльчивый, раздражительный. Черты характера в преморбидном периоде (параноидные, шизоидные, диссоциальные (эмоционально тупые), истерические, ананкастные, тревожные (сензитивные, психастенические), астенические, аффективные (гипотимные, гипертимные), неустойчивые. Степень выраженности характерологических особенностей (в пределах нормы, акцентуация, психопатия).  Изменение характера на фоне развития заболевания.

 

Выяснить, были ли у пациента следующие нарушения

 

3. Психомоторные нарушения в виде гипердинамического синдрома, различных навязчивых движений, заиканий и др.

4. Неспецифические расстройства сна в виде трудностей засыпания, поверхностного сна, кошмарных сновидений, сноговорения

5. Страхи сверхценного содержания  - "детские страхи": темноты, одиночества, реальных объектов (собаки, "чужие дяди" и т.п.) и фантастических (персонажи сказок); своеобразные по фабуле фобические переживания (боязнь змей на картинках, страх внезапного начала войны или "конца света", страх реального заката солнца или исчезновения солнца в будущем; приятупообразные страхи собственной смерти или смерти родителей; страх конца света и т.п.)

6. Особые формы нарушения сна (диссомнические) - снохождения; внезапные пробуждения с чувством страха, с ощущением нехватки воздуха, полета в пропасть, "умирания" (от ночных страхов отличаются отсутствием изменения сознания и последующей амнезии)

7. Невротические психогенные реакции - непродолжительные изменения самочувствия и поведения, обусловленные психотравмирующими факторами: угрозой развода родителей, переводом в другой коллектив, попыткой изнасилования, нападением собаки и т.п. В дошкольном возрасте чаще - астенические реакции (резкое ухудшение сна и аппетита, плаксивость, раздражительность), в более старшем возрасте - истерические и психосоматические реакции.

8. Эпизоды нарушения мышления и восприятия - кратковременные рудименты психопатологических расстройств: метаморфопсии, парейдолии, элементарные слуховые обманы, сенестопатии, эпизоды дереализационно-деперсонализационных расстройств, эпизоды своеобразной интеллектуальной несостоятельности, возникновение у подростков сверхценных идей сенситивного характера.

9. Немотивированные спады активности и аффективности - астенические состояния, длительностью от нескольких дней до двух месяцев, спонтанно проходившие. без суточных колебаний и вегетативных нарушений, с последующим многолетним периодом благополучия.

10. Преходящее изменение характера и (или) появление необычных интересов: вне связи с внешними обстоятельствами, без изменения социального статуса; отделены от очерченного начала болезни периодом полного здоровья.

11. Расщепление (дискордантность). Отсутствие согласованности между мышлением и аффектом. Противоречивость устремлений, желаний и чувств. Может проявляться в отдельных немотивированных действиях, нелепых поступках, двойственности чувств, противоречивости побуждений.

12. Ослабление психической активности (интенциональные расстройства). Нарушение избирательности внимания. Трудность сосредоточения, усвоения и переработки информации, формулирования собственных мыслей; чувство утраты спонтанности и активности мышления.

13. Признаки первичного аутизма. Утрата или снижение потребности в общении, потеря симпатии к близким, утрата «эмоционального резонанса». Избегание общения, стремление к внутреннему обособлению; погружение во внутренние переживания, фантазии.

14. Элементы аутопсихической деперсонализации (изменение образа «Я»). Нарушение самооценки, связанное с изменением чувства единства и простоты «Я», полноты выделения себя из круга других (неуверенность в себе, утрата «стержня», чувства своей самостоятельности, способности принимать решения). Потеря привычного мироощущения.

15. Отдельные компоненты дезавтоматизации. Нарушение сознания собственной активности, утрата привычных стереотипов обыденных действий, спонтанности обыденных действий психической жизни.

16. Эпизоды дереализации и соматодеперсонализации. Дереализация или соматодеперсонализация, возникающая на фоне переутомления или без видимых причин, длительностью от нескольких часов до нескольких дней.

17. Аутохтонная эмоциональная лабильность. Аутохтонные дистимии; диффузная безотчетная тревога, лишенная фабулы и проецируемая телесно в форме внутреннего напряжения; изменение настроения со снижением аффективного фона, чертами безрадостности, "мрачным мироощущением". Отчетливое, но непродолжительное снижение настроения, неадекватное по силе психотравмирующему фактору; беспричинное снижение настроения на 1-3 дня.

18. Эпизодические астенические проявления. Повышенная утомляемость, раздражительность, снижение работоспособности, нарушения сна, часто связанные с сезонностью.

19. Предменструальное напряжение со снижением настроения, нередко имеющим черты витальности.

20. Сомато-вегетативные эквиваленты депрессии. Периоды утренних головных болей, снижения аппетита, бессонницы, сонливости, колебания веса; сезонная пароксизмальная тахикардия, периодические вегето-сосудистые нарушения с диэнцефальным компонентом.

21. Субаффективные фазы, сочетающиеся астенией и нарушениями сна, в виде стертых вялоадинамических соматизированных или невротических субдепрессий, расцениваемыемых как «периоды переутомления», с преобладанием обсессивных и фобических явлений, кратковременных или более затяжных дистимических, гипотимических состояний без признаков интеллектуального торможения, но с раздражительностью, угнетенностью, плаксивостью, ощущением физического нездоровья либо тревожным аффектом. Настроение отличается неустойчивостью, возможны неожиданные, хотя и кратковременные, улучшения состояния с последующим их «спадом». Это непродолжительные изменения самочувствия и поведения, причинно обусловленные психотравмирующими факторами: угрозой развода родителей, переводом в другой коллектив, попыткой изнасилования, нападением собаки и т.п. Как видно, в одних случаях психотравмой служили внезапные и сильно пугавшие ребенка события, в других – длительные стрессовые ситуации, заставлявшие жить в постоянном напряжении и тревожном ожидании и приводящие в конце концов к нервным срывам.

22. Проявление реактивной лабильности:  психогенно/соматогенно обусловленные непродолжительные изменения самочувствия и поведения, но с чрезмерным «масштабом» реагирования относительно вызвавшей их причины. В дошкольном возрасте — это астено-дистимические (субдепрессивные) эпизоды: резкое ухудшение сна и аппетита, плаксивость, раздражительность. В школьном и более старшем возрасте — это психосоматические и истерические реакции, всегда связанные с воздействием психогенных факторов.

23. Диссоциированность - несогласованность потребностей, способностей, установок и поведения в разных сферах психической жизни, проявляющаяся в:

а) противоречивости характерологических черт (например, интровертированности со стремлением к лидерству);

б) несоответствии субъективных переживаний объективно фиксируемым особенностям поведения (например, декларируемой стеснительности со стеничным поведением);

в) неравномерности уровня развития различных сторон психики (например, эмоциональной недифференцированности и интеллектуальной одаренности; затруднения в сфере логического или математического интеллекта при хорошем или даже опережающем развитии вербального интеллекта);

г) несоответствие чрезмерно развитой внутренней эмоциональности и рефлексивности (повышенная впечатлительность, живость воображения, эмоциональная неустойчивость) внешней сдержанности в проявлении эмоций, что в целом снижает адаптивные возможности индивидуума и повышает его уязвимость к стрессу.

24. Дефицитарность - ущербность психики:

Тотальная (при негативной акцентуации) —

а) явления психического инфантилизма

б) пассивность всех психических проявлений, слабость побуждений при определенной эмоциональной нивелированности – так называемые «образцовые личности», «пассивные шизоиды», «дефицитарные личности»

Парциальная, при которой наиболее существенной является дефицитарность в следующих сферах:

а) интеллектуальной - задержка в речевом развитии, неравномерность развития с элементами дисграфии, дислексии, дислалии, дискалькулии;

б) эмоциональной - слабая насыщенность и дифференцированность эмоциональных переживаний; эмоциональная бледность, невысокая амплитуда аффективных реакций;

в) «энергетической» - задержка в развитии моторики; снижение интенсивности побуждений; легкая степень безынициативности; некоторая общая заторможенность;

г) коммуникативной – страх перед общением, трудность вхождения в любой коллектив; отсутствие длительных, прочных дружеских связей; отсутствие постоянных компаний; неумение поддержать беседу, особенно по телефону;

д) сексуальной - сексуальная ретардированность при социальной взрослости, страх перед представителями противоположного пола и половыми отношениями.

 

2. Манифестный период: стойкий перелом в течении болезни в худшую сторону, заметное развитие ее с появлением новых, наиболее типичных для данной болезни симптомов, усиление социальной дезадаптации. Необходимо уточнить время появления любого из отмеченных признаков.

Если речь идет об остром состоянии, то его возникновение и динамика, по возможности, прослеживаются буквально по часам. Если речь идет о длительно существующем заболевании – по годам.

Начало заболевания: острое или постепенное, дальнейшее развитие болезни. Заболел впервые или повторно, если повторно, то когда имело место в прошлом заболевание, сколько времени продол­жалось, как менялись симптомы, где и когда лечился, какой был установлен диагноз, выздо­ровел или переведен на инвалидность. Данные врачебно-трудовой, военно-врачебной экспертизы. Находился ли на учете в психоневро­логическом диспансере и по какому поводу.

 Какие причины, по мне­нию больного или его близких, вызвали настоящее заболевание. Ка­кие вредности (инфекции, интоксикации, соматические заболевания, физические и психические травмы) непосредственно предшествовали настоящему заболеванию.

Первые признаки настоящего ухудшения: изменение работоспособности и характера, поведения и нарушения сна, аппетита, настроения. Последовательность развития психотиче­ских симптомов.

Чем непосредственно вызвано данное обращение в клинику (желание пациента, его родственников).

 Течение болезни в клинике до начала, курирования и проведенное лечение.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 174.