сельскохозяйственных растений и животных
1. Укажите экологическое значение биометода при защите сельскохозяйственных растений и животных.___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите бактериальные и грибные препараты для борьбы с вредителями основных сельскохозяйственных культур, раскройте экологическую мотивацию расширения спектра применения биопрепаратов в агросфере, приведите примеры.____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие последствия возникновения стресса у животных на фермах, значение биопрепаратов для повышения иммунитета у сельскохозяйственных животных. _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Перечислите фитосанитарные культуры и укажите особенности их действия на компоненты агроценозов._____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 1.7
Мониторинг и нормирование окружающей среды
Экологические исследования стали проводиться в начале XX века в связи с возрастающим антропогенным воздействием на биосферный комплекс, год от года они все более развивались, а в последние десятилетия ушедшего века исследования в области экологии стали проводиться по специальной программе в рамках международных соглашений и конвенций по охране и сохранению окружающей среды, важнейшие из них:
· 1972г. Стокгольмская конференция по охране окружающей среды. Провозглашено право человека на чистую окружающую среду и суверенное право государств на эксплуатацию принадлежащих им ресурсов в соответствии с их собственной политикой в области окружающей среды;
· 1985г. Венская конвенция об охране озонового слоя;
· В 1987г. Монреальский протокол о постепенном сокращении, а затем и полном прекращении выпуска озоноопасных хладагентов. Но проблема продолжала обостряться, и в ноябре 1992 года в Копенгагене на очередной встрече стран - участниц Монреальского протокола была принята более жесткая редакция этого документа;
· 1992г. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;
· 1992г. Рио-де-Жанейро - Конвенция о био логическом разнообразии;
· 1998г. Орхусская конвенция о доступе к экологической ин формации;
· 1997г. Киотский протокол рамочной конвенции организации объединенных наций об изменении климата;
· 1998г. Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле;
· 2000 г . Картахенский протокол о биологической безопасности.
Экологический мониторинг — информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.
1. Составьте схему организации ГМОС (Государственный Мониторинг Окружающей Среды), опишите структурную взаимосвязь в системе мониторинга, охарактеризуйте основные типы мониторинга ОС.
ИМПАКТНЫЙ |
Г Э М О С |
ВВ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ |
ФОНОВЫЙ |
Рисунок 6. Схема организации мониторинга
___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Напишите, что следует понимать под нормативной оценкой качества окружающей среды._____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В Российской Федерации для загрязняющих веществ, установлены 3 основных норматива:
- норматив, рассчитанный на короткий период воздействия загрязняющих веществ. Данный норматив называется «………………………………………….
………………………………….»;
- норматив, рассчитанный на более продолжительный период воздействия (8 часов, сутки, по некоторым веществам год). В Российской Федерации данный норматив устанавливается для 24 часов и называется «…………………………
………………………………………..»;
- норматив, рассчитанный на небольшой период времени, длительность экспозиции которого (время контакта с загрязненными веществами или средами окружающей среды), этот норматив называется«………………………………...
……………………………………...».
4. Заполните характеристики классов опасности загрязняющих веществ для атмосферного воздуха.
- 1 класс -…………………………….;
- 2 класс - …………………………….;
- 3 класс - …………….;
- 4 класс - ……………………………..
5. Охарактеризуйте следующие показатели для оценки качества атмосферы:
а). СИ -________________________________________________________
__________________________________________________________________, определяется______________________________________________________
________________________________________________________________
б). НП -___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
в). ИЗА -_________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 1.8
Загрязнение агроландшафтов
«Почвой следует называть ”дневные”, или наружные, горизонты горных пород (все равно каких), естественно измененные совместным воздействием воды, воздуха и различного рода организмов, живых и мертвых». Это определение принадлежит знаменитому русскому ученому-почвоведу В.В. Докучаеву. В почве сосредоточен основной запас питательных элементов, которые в целом определяют потенциал плодородия. В настоящее время этот показатель существенно снижен вследствие высоких эксплуатационных нагрузок в агросфере и задача агроинженера-эколога заключается в разработке новых концептуальных подходов при разработке элементов и технологий системы земледелия.
Агроландшафт – антропогенный ландшафт, в котором доминируют культурные виды растений, образуя агроценозы. Равновесное состояние агроландшафта поддерживается системой агрономических, мелиоративных и экологических мероприятий.
1.Укажите причины формирования почвенной корки, раскройте её экологическое значение.____________________________________________________ ____________________________________________________________________
2. Что образуется ниже границ пахотного горизонта суглинистой и глинистой почвы, опишите меры борьбы с этим явлением.___________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Напишите, что означает термин «загрязнение почв».___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На способность почвы выполнять функции основной материальной базы для функционирования высших наземных растений оказывает степень загрязнения плодородного слоя различными химическими элементами, в том числе тяжелыми металлами.
По степени опасности тяжелых металлов подразделяют на ....... класса.
4. Создайте правильный шаблон и заполните таблицу в соответствии с классом опасности по каждому металлу - кадмий, ртуть, бериллий, свинец, цинк, кобальт, хром, медь⃰, молибден, никель, ванадий, барий, вольфрам, марганец и стронций.
Таблица 2
ПДК, мг/кг | |
⃰ или ОДК
5. Как определить коэффициент концентрации химического элемента в почве
Кк =
6. Рассчитайте показатель суммарного загрязнения почвы тяжелыми металлами (ТМ) по результатам таблицы 3, составьте заключение на основании полученных показателей Zc .
Таблица 3
Валовое и подвижное содержание тяжёлых металлов
в дерново-подзолистой супесчаной почве, мг/кг сухого вещества
Вариант | Содержание ТМ, мг/кг | ||||
Pb | Cd | Cu | Zn | Zс =∑Кс -( n -1) | |
Контроль | 30,5/4,1 | 1,19/0,10 | 32,1/2,5 | 112,6/8,4 | |
40т/га ОСВ | 31,3/ 4,3 | 1,22/0,12 | 37,1/3,6 | 123,7/9,6 | |
80т/га ОСВ | 35,8/4,9 | 1,25/0,12 | 44,5/3,8 | 145,4/12,7 | |
120т/га ОСВ фон ПДК | 39,7/5,3 11,3 …… | 1,31/0,12 0,54 …… | 56,3/4,2 25,7 ……⃰⃰ | 167,0/25,3 75,8 …… |
⃰ - ориентировочная
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Опишите типы загрязнений и представьте классификацию загрязнений почв. Как составляется легенда экологической карты?______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Расчет возможной степени контаминации возбудителями паразитозов, содержащихся в сточных водах или осадках при подаче (внесении) их на земельные угодья, в т.ч. под кормовые культуры, проводят по формуле:
Д *П
ИК= ---------,
10000
где ИК - интенсивность контаминации объектов среды (в частности, почвы) возбудителями паразитозов, экз./ м2 площади; П - количество возбудителей паразитозов в единице -объема стоков, их осадков, экз./л., м3;
Д -доза вносимых на поля стоков или их осадков данной влажности с учетом кратности внесения, м3, т/га; 10000 – расчетная площадь, м2. . Рассчитайте ИК, если известно: доза осадка … т/га⃰, количество паразитозов – ….. экз./м3⃰.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Опишите традиционные и экологические (фиторемедиация) приемы для снижения содержания ТМ в ризосферной зоне агроценоза, рассчитайте коэффициент биологического накопления металлов надземной и подземной частью растений белой горчицы. Уточните технологию фиторемедиации. Проанализируйте аккумулирующую активность растений на основании проведенных расчетов и представленных значений в табл. 3 и 4, если известно, что на опытном участке по вариантам внесли осадок сточных вод в дозах 40, 80 и 120 т/га.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
⃰ задается индивидуально
Вариант | свинец | кадмий | медь | цинк |
I Контр. Стебли КБПстебли = Стм стебли./Стм почва (подв) | 0,53 ……….. | 0,697 ……….. | 14,98 ……… | 128,53 ………… |
I Контр. Корни КБПкорни = Стм корни./Стм почва (подв) | 1,55 ……… | 0,303 ………. | 15,92 ……….. | 80,09 ……….. |
II вар. Стебли 40 т ОСВ/га КБП | 0,10 ……….. | 0,781 ……….. | 17,79 ………. | 171,58 ………. |
II вар. Корни 40 т ОСВ/га КБП | 1,42 ………. | 0,261 ………. | 19,78 ………. | 89,90 ……….. |
III вар. Стебли 80т ОСВ/га КБП | 0,28 ……… | 0,557 ……….. | 14,23 ……….. | 254,62 ………. |
III вар. Корни 80т ОСВ/га КБП | 1,47 ……… | 0,294 ………. | 15,73 ……….. | 100,35 ………… |
IV вар. Стебли 120тОСВ/га КБП | 1,41 ……… | 1,060 ……… | 17,47 ………. | 174,60 ……… |
IV вар. Корни 120тОСВ/га КБП | 1,42 ……… | 0,461 ……….. | 18,74 ………. | 106,35 …………. |
Таблица 4
Содержание ТМ (мг/кг) в растительных образцах белой горчицы
Общий вывод
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 1.9
Дата: 2019-03-05, просмотров: 441.