Модуль 2. Среда и экологические факторы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Что означает термин «среда обитания».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.  Дайте определение экологического фактора.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

3. Дайте определение лимитирующего фактора._________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Изложите закон минимума Ю. Либиха._________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Поясните закон оптимума._________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. В чем суть закона толерантности В. Шелфорда________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Изобразите графически закон толерантности

 

 


Рис.1. Закон толерантности В. Шелфорда

 

 

8. Как экологическая валентность связана с эври - и стенобионтными видами растительного и животного мира? ____________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9.  Подробно опишите абиотические факторы, раскройте их значение при взаи­модействии организмов с факторами окружающей среды.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Температурный фактор является одним из наиболее значимых в природе. На рисунке 2 изображен график зависимости численности колорадского жука от температуры окружающей среды. 

Укажите: 

А) температуру, оптимальную для данного вида;

Б) пределы выносливости вида;

В) температуру, ограничивающую жизнедеятельность вида;

Г) диапазон температур для зон угнетения.

Рис. 2. Зависимость численности колорадского жука от температуры окружающей среды

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

11.    Приведите примеры, как влияет эдафический фактор на распространение растений?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12. Биотические факторы – совокупность_______________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

13. Взаимодействия между особями одного вида называются ______________

______________________________. Среди них выделяют:

а)___________________________________, б)______________________________, в)__________________________________________________________________

 

Опишите типы межвидовых отношений: нейтрализм –__________________ _____________________________________________________________________,

конкуренция__________________________________________________________

_________________________________________________,

 мутуализм ________

___________________________________________________,

комменсализм __

___________________________________________________________________,

аменсализм ________________________________________________________

____________________________________________________,

паразитизм ____

__________________________________________________________________, хищничество _______________________________________________________

 

7. Перечислите основные формы взаимоотношений между растениями.

а)__________________________________________________________________,

б)__________________________________________________________________,

в)__________________________________________________________________,

г)__________________________________________________________________,

д)__________________________________________________________________.

 

8. Напишите определение антропогенных факторов, приведите примеры, раскройте сущность искусственной интродукции, как косвенного антропоген­ного воздействия на окружающую среду. ______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Напишите определение адаптации, в чем биологическое значение адапта­ции._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Перечислите 3 уровня адаптации:

1) _________________________________________________________________

2) _________________________________________________________________

3) _________________________________________________________________

11. Закон относительной независимости адаптации:______________________

____________________________________________________________________

 

12. Правило экологической индивидуальности: _________________________

____________________________________________________________________

 

13. Какие основные способы адаптации выделяют у живых организмов по от­ношению к экологическим факторам?

Ø ________________________________________________________________

Ø ________________________________________________________________

Ø ________________________________________________________________

 

14. Сформулируйте правило Бергмана._________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

15. Раскройте содержание правила Аллена, приведите примеры. ___________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

16. Сформулируйте правило Глогера____________________________________

______________________________________________________________________

 

17. Что такое “’экологическая пластичность”?____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Модуль 3. Популяции.

Популяция – это элементарная группировка организмов определенного вида, обладающая всеми необходимыми условиями для поддержания своей численности необозримо длительное время в постоянно изменяющихся условиях среды.

Популяция – «ячейка» биоты, которая является основой ее существования: в ней происходит самовоспроизводство живого вещества, она обеспечивает вы­живание вида, т.е. является элементарной единицей эволюционного процесса, тогда как вид есть его качественный этап.

1. Приведите классификацию популяций в зависимости от размеров занимае­мой территории.

а) _________________________________________________________________

б) _________________________________________________________________

в) _________________________________________________________________

2. Какие статические и динамические показатели характеризуют состояние популяции на данный момент времени. Раскройте смысл этих терминов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Приведите определение и формулу расчета удельной рождаемости /смертности/ популяции.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Определите скорость рождаемости (∆Nn) и величину удельной рождаемос­ти (B) за час, если известно, что популяция крупноресничных инфузорий составляла 200 особей, а спустя сутки численность возросла до 1000.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Перечислите типы пространственной структуры популяции.

а)___________________________________________________________________

б)___________________________________________________________________

в)___________________________________________________________________

 

В XVII в. было установлено, что численность популяций растет по закону геометрической прогрессии, в конце XVIII в. Томас Мальтус выдвинул (1766-1834) теорию о росте численности населения в геометрической прогрессии.

Экспоненциальный рост популяции определяется уравнением:

                                               dN /dt=rN , где

N – число особей в популяции и t – время, r – врожденная скорость роста чис­ленности популяции, связанная с максимальной скоростью размножения особи данного вида.

Экспоненциальный рост возможен, когда r имеет постоянное численное значе­ние, так как скорость роста популяции пропорциональна самой численности:

N/t = rN, при r – const.

Таким образом, экспоненциальный рост численности популяции – это рост популяции, не зависящий от плотности.

Чтобы рассчитать скорость роста численности, необходимо знать величину чистой скорости воспроизводства ( R ), которая показывает, во сколько раз увеличивается численность популяции за одно поколение, за время его жиз­ни t .

R = N t / N 1 , где N t численность нового поколения; N 1 - численность особей предшествующего поколения (Коробкин, Передельский, 2006).

6. Напишите уравнение логистического роста популяции.

____________________________________________________________________

7. Перечислите различия между r - и K -стратегами_____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модуль 4. Биоценозы (сообщества)

1. Биоценоз – это____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

БИОЦЕНОЗ = ________________ + ________________ + __________________

2. Что понимают под «видовой структурой биоценоза»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. В каких целях используется индекс разнообразия Шеннона? Приведите его формулу.

 

 

 

4. Обилие вида – это ________________________________________________

____________________________________________________________________

 

5. Что характеризует “частота встречаемости”?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

6. Дайте определение вида-эдификатора

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Консорция это__________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Расшифруйте значки на схеме строения консорции (по Мазингу, 1966)

 

 

     _____________________________________________________________

          

         _____________________________________________________________

 


        _____________________________________________________________

 

Ярус – это единица ________________________структуры биоценоза.

 

 

9. Перечислите ярусы на рисунке.

 

 

 

10. Что является единицей горизонтальной структуры биоценоза?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. Перечислите типы взаимоотношений в биоценозе. Какие из них имеют наибольшее значение?

а)___________________________________________________________________

б)___________________________________________________________________

в)___________________________________________________________________

г)___________________________________________________________________

 

12. Объясните различие в терминах “потенциальная” и ”реализованная” экологические ниши.

 


Модуль 5. Экосистемы

1. Напишите определение экосистемы по А. Тэнсли. ____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.  В чем состоит различие между понятием биогеоценоз и экосистема?___

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Перечислите основные типы экосистем, опишите их характеристики.___

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Опишите три типа экологических пирамид.

а). Пирамида чисел.___________________________________________________

б). Пирамида биомасс

г) Пирамида энергии._________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.  Постройте пирамиду биомасс пищевой цепи:  

растения → сверчки → лягушки → ужи → ястреб–змееяд, предполагая, что животные каждого трофического уровня питаются  только организмами предыдущего уровня.

  Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 тонн.

  Биомасса 1–го побега травянистого растения 5 г (0,005 кг); 1–го сверчка– 1 г (0,001 кг); 1–ой лягушки – 10 г (0,01 кг); 1–го ужа – 100 г (0,1 кг); 1–го змееяда – 2 кг.

6. Напишите и прокомментируйте закон пирамиды энергии Р. Линдема­на._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. На приведенной схеме укажите статьи расхода энергии живыми организма­ми.

 

8. На приведенной схеме укажите типы биологической продуктивности

 

 

9. Раскройте смысл понятия сукцессия и напишите принципы образования первичных и вторичных сукцессий.______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Климаксовая экосистема это _____________________________________

____________________________________________________________________

 

11. Что такое гомеостаз, почему гомеостаз для биологических систем носит ди­намический характер?_______________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Модуль 6. Биосфера

1. Напишите определение биосферы.__________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Изложите кратко основные научные положения развития биосферы по В.И. Вернадскому?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________

 

3. Среды, на которые делят биосферу по физическим природным условиям:

а)___________________________________________________________________

б)___________________________________________________________________

в)___________________________________________________________________

 

4. Напишите принципы распространения организмов в биосферном комплексе и укажите для них границы биосферы _____________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Перечислите типы вещества в биосфере.

1) _________________________________________________________________

2) _________________________________________________________________

3) _________________________________________________________________

4) _________________________________________________________________

5) _________________________________________________________________

6) _________________________________________________________________

7) _________________________________________________________________

 

6. Свойства живого вещества в биосфере.

I.___________________________________________________________________

II.__________________________________________________________________

III._________________________________________________________________

IV._________________________________________________________________

V.__________________________________________________________________

VI.__________________________________________________________________

7. Функции живого вещества в биосфере:

Ø _____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø _____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø _____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø _____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø _____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø _____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Что такое “ноосфера”? Возможна ли гармония человека и природы, если да, то при каких условиях?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Сформулируйте Закон биогенной миграции атомов:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Закон константности количества живого вещества гласит: __________

____________________________________________________________________

 

11. Закон физического единства живого вещества: ______________________

____________________________________________________________________

 

12. Закон сохранения структуры биосферы гласит: _____________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

13. Закон стремления к климаксу: _____________________________________

____________________________________________________________________

14. Закон экологического порядка или экологического мутуализма:_________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

15. Закон упорядоченности заполнения пространства и пространственно-временной определённости: ____________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

16. Закон самоконтроля и саморегуляции живого: _______________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

17. Правило автоматического поддержания глобальной среды обитания: ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

18. Принцип Реди: __________________________________________________

____________________________________________________________________

 

19. Перечислите законы Коммонера (1974).

1) _________________________________________________________________

2) _________________________________________________________________

3) _________________________________________________________________

4) _________________________________________________________________



Дата: 2019-03-05, просмотров: 356.