Раздел I . Юридическая психология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(МОДУЛЯ)

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

 

 

Курс: 3

Семестры: 5

Форма обучения: очная

Срок освоения ООП по очной форме обучения: 4 года

Квалификация выпускника: бакалавр

Курс: 3

Семестры: 5

Форма обучения: очная

Срок освоения ООП по очной форме обучения: 3 года

Квалификация выпускника: бакалавр

Курс: 2

Семестры: 2, 3

Форма обучения: заочная

Срок освоения ООП по заочной форме обучения: 3 года

Квалификация выпускника: бакалавр

Курс: 1,2

Семестры: 1,2

Форма обучения: заочная (на базе СПО, на базе высшего обр-я)

Срок освоения ООП по заочной форме обучения: 3 года

Квалификация выпускника: бакалавр

 

Челябинск

2016


Составитель: Почивалова Жанна Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Уральского филиала ФГБОУВО «РГУП».

 

 

Рецензент: Танаева Замфира Рафисовна , доктор педагогических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Уральского филиала ФГБОУВО «РГУП».

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

Программа обсуждена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Уральского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (протокол №   )

 

 

Зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин Уральского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» Агаджанов А.А., кандидат юридических наук, доцент.

_________.

 

Рабочая программа одобрена учебно-методическим советом Уральского филиала Российского государственного университета правосудия (протокол №).

 

 

© Российский государственный

университет правосудия,

Уральский филиал, 2016.

© Почивалова Ж.Г., 2016.




Оглавление

 

Цели освоения дисциплины……………………………………………… 4
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы………………………………………………………………..   5
Требования к результатам освоения дисциплины……………………… 7
Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………… 10
Содержание дисциплины………………………………………………… 14
Тематический план…………………………………………………….. 20
Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций………………………………………………………………   25
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины... 27

 

 


1. Цели освоения дисциплины (модуля)

Юридическая психология  – отрасль психологии и учебная дисциплина, изучаемая по специальности 40.03.01 Юриспруденция.

Учебная дисциплина «Юридическая психология» является дисциплиной вариативной (профильной) части.

Для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности. Использование данных психологии в решении проблем хозяйственного и культурного строительства. А также вопросов совершенствования работы правоохранительных органов и должностных лиц. Глубокое исследование указанных вопросов требует психологического анализа личности и юридической деятельности, опирающегося на изучение основных психических явлений, их особенностей в правовой сфере.

Психологическая культура юриста предполагает наличие у всех работников юридических органов определенной системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечивают высокую культуру общения. Психологическая культура повышает эффективность юридической деятельности, способствует ее гуманизации.

Рабочая программа дисциплины отражает структуру отрасли юридической психологии, представляющей собой научно-практическую дисциплину, изучающую психологические закономерности системы «человек-право», разрабатывающую рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы. Вопросы, связанные с профилактикой преступности, ее преодолением, а также проблемы профессиональной деформации личности работников юридического труда и др. приобретают всё большую актуальность в социальной сфере жизни страны.

Цель данной учебной дисциплины (модуля) – ознакомление студентов заключается в формировании у студентов комплексных психолого-юридических знаний и навыков для решения профессионально-психологических задач в современных условиях развития правового государства, для предупреждения кризисных явлений в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества.

 .

 

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

В ходе изучения курса «Юридическая психология» рассматриваются основы деловой культуры, как в методологическом, так и в практическом аспектах: теоретические концепции, понятия, идеи, категории, излагающиеся в современной интерпретации с учетом материалов последних публикаций в данной области, а также материал информационно-практического плана, демонстрирующий взаимодействие и взаимовлияние теоретических и нормативных идей и социальной практики. Профессиональное общение и профессиональная этика рассматриваются в контексте проблемы формирования российской деловой культуры в целом – с точки зрения потребностей создания, развития и поддержания этической инфраструктуры общества, без которой невозможно движение России к цивилизованному рынку и правовому государству.

Знания и умения приобретённые студентами после освоения содержания дисциплины будут использоваться ими в дальнейшей профессиональной деятельности.

Основными задачами курса являются:

· раскрытие теоретико-методологических основ юридической психологии,

· формирование представлений о сущности психологических явлений в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества,

· изучение основ криминальной, правовой и пенитенциарной психологии, психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов,

· формирование и развитие умений и навыков психологического анализа противоправных действий, девиантной и делинквентной личности.

Решение этих задач будет способствовать формированию у студентов психолого-юридического мышления.


 

2. Требования к результатам освоения дисциплины

Дисциплина «Юридическая психология» – неотъемлемая составная часть профессионального цикла образовательной программы юриста.

Концепция освоения курса включает следующие аспекты:

· реформирование российского общества, развитие новой государственности, фундаментальное обновление законодательства;

· осуществляемые реформы в сфере судопроизводства и исполнения наказаний, направленные на усиление защиты прав и свобод граждан;

· психологический анализ основных правовых категорий (правовая социализация личности, социально-психологические проблемы эффективного правотворчества, аспекты формирования правосознания и правоисполнительного поведения);

· психологическую культуру как фактор, детерминирующий гуманизацию и эффективность правоохранительной деятельности.

В результате изучения учебной дисциплины «Юридическая психология» студенты должны:

иметь представление:

· о подходах к раскрытию юридико-психологической реальности;

· о сущности психологических явлений, формируемых в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества;

· о психологических аспектах противодействия и профилактики преступности;

знать:

· основы общей и социальной психологии;

· психологические особенности девиантной и делинквентной личности;

· психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов;

· психологические основы уголовного и гражданского судопроизводства;

· психологическую специфику культуры судебного процесса;

· основы психологического анализа следственных ситуаций;

уметь:

· ориентироваться в проявлениях психических состояний эмоциональной напряженности;

· анализировать психологические аспекты противоправных действий;

· психологически обоснованно конструировать коммуникативную и познавательную деятельность;

· реализовывать задачу воспитательно-профилактического воздействия суда;

· обобщать и систематизировать значимые факторы юридико-психологической действительности;

· пользоваться профессиональными психотехнологиями;

· актуализировать и углублять психологические познания.

 

Процесс изучения дисциплины «Юридическая психология» направлен на формирование следующих компетенций:

· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

· способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

· способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

· обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

· стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

· способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

· владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

· способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

· способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК–1);

в правоприменительной деятельности:

· способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

· способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18).

Студент в результате освоения программы настоящей дисциплины должен:

Знать:

· основы общей и социальной психологии;

· психологические особенности девиантной и делинквентной личности;

· психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов;

· психологические основы уголовного и гражданского судопроизводства;

· психологическую специфику культуры судебного процесса;

· основы психологического анализа следственных ситуаций;

уметь:

· ориентироваться в проявлениях психических состояний эмоциональной напряженности;

· анализировать психологические аспекты противоправных действий;

· психологически обоснованно конструировать коммуникативную и познавательную деятельность;

· реализовывать задачу воспитательно-профилактического воздействия суда;

· обобщать и систематизировать значимые факторы юридико-психологической действительности;

· пользоваться профессиональными психотехнологиями;

· актуализировать и углублять психологические познания.

Уметь:

· основы общей и социальной психологии;

· психологические особенности девиантной и делинквентной личности;

· психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов;

· психологические основы уголовного и гражданского судопроизводства;

· психологическую специфику культуры судебного процесса;

· основы психологического анализа следственных ситуаций;

уметь:

· ориентироваться в проявлениях психических состояний эмоциональной напряженности;

· анализировать психологические аспекты противоправных действий;

· психологически обоснованно конструировать коммуникативную и познавательную деятельность;

· реализовывать задачу воспитательно-профилактического воздействия суда;

· обобщать и систематизировать значимые факторы юридико-психологической действительности;

· пользоваться профессиональными психотехнологиями;

· актуализировать и углублять психологические познания.

Владеть:

1. Юридико-психологической  терминологией и основными понятиями дисциплины «Юридическая психология».

2. Навыками работы с методиками различных видов.

3. Навыками анализа причин, форм и видов различных психологических явлений и процессов.

4. Навыками анализа личности участников правоотношений.

5. Навыками эффективного профессионального общения с участниками правоотношений.

 


4. Объём дисциплины и виды учебной работы




Для очной формы обучения

на базе среднего (полного) общего образования

Набор 2015 г.

Вид учебной работы

 

  Зач. ед.

Час.

Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3

108

Аудиторные занятия  

54

Лекции  

18

Семинарские или практические занятия  

36

СРС под контролем преподавателя, НИРС  

38

Форма промежуточной аттестации

Зачёт

       

 

Для очной формы обучения

на базе среднего профессионального образования

Набор 2015 г.

Вид учебной работы

 

  Зач. ед.

Час.

Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 Аудиторные занятия  

108

Лекции  

18

Семинарские или практические занятия  

34

Под контролем преподавателя, НИРС  

36

Форма промежуточной аттестации  

Зачёт

       

 

Для заочной формы обучения

на базе среднего (полного) общего образования

Набор 2015 г.

Вид учебной работы

Трудоемкость

Зач. ед.

Час.

По семестрам

2 3 Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 108     Аудиторные занятия   8 2 6 Лекции     2   Семинарские или практические занятия       6 Самостоятельная работа (СРС)   96     Форма промежуточной аттестации     Контрольное задание Зачёт

 

\

Для заочной формы обучения

на базе высшего профессионального образования

Набор 2015 г.

Вид учебной работы

Трудоемкость

Зач. ед.

Час.

По семестрам

1 2 Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 108     Аудиторные занятия   10     Лекции   4 4   Семинарские или практические занятия   6   6 Самостоятельная работа (СРС)   94     Форма промежуточной аттестации     Контрольное задание Зачёт

Для заочной формы обучения

на базе среднего профессионального образования

Набор 2015 г.

Вид учебной работы

Трудоемкость

Зач. ед.

Час.

По семестрам

1 2 Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 36     Аудиторные занятия   4     Лекции         Семинарские или практические занятия     2 2 Под контролем преподавателя, НИРС   28     Форма промежуточной аттестации     Контрольное задание Зачёт

 

 


5. Содержание дисциплины


Текст рабочей программы

Набор 2015 г.

Раздел дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

Образовательные технологии, используемые при проведении занятий

Лекции практические или семинарские занятия

Набор 2015 г.

Раздел дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

Образовательные технологии, используемые при проведении занятий

Лекции практические или семинарские занятия

Набор 2015 г.

Раздел дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

Образовательные технологии, используемые при проведении занятий

Лекции практические или семинарские занятия

Набор 2015 г.

Раздел дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

Образовательные технологии, используемые при проведении занятий

Лекции практические или семинарские занятия

Набор 2015 г.

Раздел дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

Образовательные технологии, используемые при проведении занятий

Лекции практические или семинарские занятия

Самостоятельная работа

№ темы дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах
Тема 1. Юридическая психология как прикладная научная отрасль Подготовка к устному опросу. Для чего необходимо самостоятельно и достаточно глубоко изучить тему, обратив внимание на такие вопросы как: понятие, структура, задачи, методы, связь с другими науками 4
Тема 2. Психология личности в сфере правоприменения Подготовка к письменной контрольной работе или терминологическому диктанту по одной из главных тем дисциплины (модуля). При изучении этой темы необходимо обратить внимание на основные понятия, термины, дефиниции. 5
Тема 3. Судебная психологическая экспертиза Подготовка к запланированному по групповому разбору вопроса, который состоит в изучении научных статей по вопросам темы. При самостоятельной подготовке к занятию необходимо тщательно разобраться со спецификой различных видов экспертизы. 5
Тема 4. Криминальная психология Подготовка к письменной работе (терминологическому диктанту) или тестированию в рамках предлагаемой темы (самостоятельное решение тестовых заданий). Необходимо глубокое понимание основ механизма развития и формирования криминализации личности. Особое внимание необходимо обратить на  психологию насильственной и неосторожной преступности, на психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе,. 5
Тема 5. Психология группового преступного поведения Подготовка к написанию доклада, реферата (эссе). Написание реферата (эссе). Для этого необходимо тщательно изучить вопросы предлагаемой темы по учебной и дополнительной научной литературе. При выборе темы необходимо обратить внимание также на психологию терроризма, коррупции. 5
Тема 6. Психология правоохранительной деятельности Обсуждение и разрешение проблемных ситуаций. Важно понимать, что сегодня важно владеть знаниями специфики криминальной субкультуры, уметь психологически интерпретировать криминальную атрибутику и нормы криминального мира 6
Тема 7. Психологические аспекты судопроизводства Подготовка письменной домашней работы с изучением и описанием психологической характеристики деятельности судьи, прокурора, адвоката; психологии межличностного взаимодействия в уголовном процессе; психологического анализа материалов предварительного следствия; психологических особенностей судебного решения.. Необходимо обратить особое внимание на психологические причины ошибок при назначении наказания 5
Тема 8. Правовая психология Подготовка к написанию реферата (эссе). Написание реферата (эссе). Для этого необходимо тщательно изучить вопросы предлагаемой темы по учебной и дополнительной научной литературе. Реферат пишется по одному из предлагаемых вопросов (на выбор). 4
Тема 9. Пенитенциарная психология Подготовка письменной домашней работы с изучением и описанием социальной и психологической работы с различными категориями лиц, отбывающих наказание,  психологических аспектов деятельности персонала исправительных учреждений, психологии личности, отбывающей наказание и последующим обсуждением конкретных ситуаций. 5
Итого:   44


Критерии оценки на зачёте

Основные формы контроля знаний по окончании курса или его раздела – это зачет и экзамен.

Зачёт – это форма проверки знаний и навыков, полученных на практических и семинарских занятиях, в процессе учебной и производственной практики. Сдача всех зачетов, предусмотренных учебным планом на данный семестр (как правило, не более 6), является обязательным условием для допуска студента к экзаменационной сессии. Зачеты с дифференцированными оценками ставятся за курсовые работы, производственную практику, а также по дисциплинам, перечень которых устанавливается советом вуза (факультета).

Студенты сдают обязательные семестровые зачёты. Зачёт по дисциплине (модулю) служит для оценки работы студента в течение семестра и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний. Приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умения синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач.

Для подготовки к каждому семестровому зачёту вам дается 3-4 дня. В течение этого времени вы можете только повторить и систематизировать изученный материал, но не выучить его. Даже при усиленной многочасовой «зубрежке» запомнить весь материал за короткое время вам не позволят свойства человеческой памяти. Как показывает практика, на зачёте такие студенты помнят только первые и иногда – последние вопросы, а находящиеся в середине списка вытесняются из их памяти, что отражается на оценке.

Для успешной сдачи зачёта рекомендуется соблюдать несколько правил.

1. Подготовка к зачёту должна проводиться систематически, в течение всего семестра.

2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до зачёта: распределите вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.

3. Данные вам 3-4 дня перед зачётом используйте для повторения следующим образом: распределите вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Используйте его для повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для полного повторения курса).

4. Неплохой эффект дает «репетиция» зачёта. Сделайте себе «зачётные задания», и попытайтесь смоделировать ситуацию. Вытянув задание, в течение 15-20 минут попытайтесь ответить на вопросы. Откажитесь от соблазна сразу заглянуть в книгу, иначе смысл «репетиции» будет потерян. Напрягите свою память, и лишь по истечении 20 минут сверьте свой ответ с учебником или конспектом. В такой ситуации вы запомните все недочеты своего ответа, и на зачёте ответите правильно.

5. Откажитесь от второго соблазна – взять на зачёт шпаргалки. Как показывает опыт, они отвлекают и создают психологические препятствия для сдачи зачёта. Вместо того чтобы сосредоточиться на билете, студент думает о том, как незаметно воспользоваться шпаргалкой, и в результате оказывается не готов к ответу. Написание шпаргалок как вид конспектирования можно признать целесообразным для определенной категории студентов, так как происходит повтор и переработка материала. Однако если вы учитесь преимущественно на «отлично», вообще откажитесь от шпаргалок, так как вы достаточно подробно и много конспектируете материал в течение семестра, и механическое переписывание его еще раз для вас является лишь потерей времени.

 

Требования к результатам освоения дисциплины зачет
Вопросы заданий на зачёте раскрыты полностью, полностью проведён и анализ проблем с привлечением дополнительных источников. Все выводы по вопросам сделаны и обоснованы. Студент знает основные понятия юридической психологии, основные современные проблемы. зачтено
Вопросы заданий на зачёте не раскрыты вообще или раскрыты не полностью. Выводы не сделаны и (или) не обоснованы. Студент не знает основные категории юридической психологии, не владеет элементарными вопросами. не зачтено

 


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Основная

Общая, социальная и юридическая психология: учебник для вузов / М. Еникеев. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

Прикладная юридическая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 639 с.

Романов, В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2010. – 525 с.*

Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: учебник: рек. уч.-метод. центром «Проф. учебник» / Ю.В. Чуфаровский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004. – 256 с.*

Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2003. – 607 с.*

Юридическая психология / Т.М. Бабаев, Н.В. Каргина. – М.: Российский университет дружбы народов, 2012. – 124 с.**1

Юридическая психология с основами общей и социальной психологией: учебник / В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 463 с.**2

Юридическая психология: учебное пособие / И.И. Аминов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 271 с.**2

Юридическая психология: учебное пособие / И.И. Аминов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 415 с.**2

Юридическая психология: учебное пособие / И.Н. Сорокотягин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.**1

Юридическая психология: хрестоматия / В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 471 с.*

Дополнительная

Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы / В.С. Агеев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 240 с.

Агрессия и психическое здоровье / под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.В. Шостаковича. – СПБ.: Юридический центр Пресс, 2002. – 464 с.

Алексеева Е. А. ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ КВАРТИРНЫХ ВОРОВ/

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2012, № 3, стр. 55-57.

 

Андреева, Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 303 с.

Анисимков, В.М. Криминальная субкультура: монография / В.М. Анисимков. – Уфа, 1997. – 168 с.

Антонян, Ю.М. Криминальная патопсихология / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан. – М.: Наука, 1991. – 248 с.

Антонян, Ю.М. Личность преступника / Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. – СПб: Юрид. центр Пресс, 2004. – 366 с.*

Антонян, Ю.М. Мотивация преступного поведения / Ю.М. Антонян // Юридическая психология. – 2006. – № 1. – С. 14 – 18.*

Антонян, Ю.М. Психология преступления и наказания / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов. – М.: Пенатес-Пенаты, 2000. – 454 с.

Антонян, Ю.М. Феномен зависимого преступника / Ю.М. Антонян, О.В. Леонова, Б.В. Шостакович; под ред. Ю.М. Антоняна. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 192 с.*.

Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник: рек. Мин-вом образования РФ / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 591 с.*

Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 558 с.

Ароцкер, Л.Е. Тактика и этика судебного допроса / Л.Е. Ароцкер. – М.:       Юрид. лит., 1996. – 120 с.

Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2002. – 416 с.

Справочная

Большой толковый психологический словарь (The Penguin): в 2-х т. Т. 1 / сост. А. Ребер. – 2-е изд. – М.: Вече: АСТ, 2000. – 592 с.*

Большой толковый психологический словарь (The Penguin): в 2-х т. Т. 2 / сост. А. Ребер. – 2-е изд. – М.: Вече: АСТ, 2000. – 560 с.*

Кордуэлл, М. Психология: А – Я: Словарь-справ. / М. Кордуэлл; пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: Фаир-Пресс, 2000. – 448 с.*.

Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2-х ч. Т. 1 / Р.С. Немов. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 207 с.*

Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2-х ч. Т. 2 / Р.С. Немов. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 352 с.*

Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 1096 с.

Методическая

Аминов, И.И. Занимательная психология для юристов: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2001. – 206 с.

Еникеев, М.И. Практикум по юридической психологии / М.И. Еникеев. – М.: НОРМА, 2001. – 592 с.

Либин, А.В. Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм / А.В. Либин, А.В. Либина, В.В. Либин. – М.: Эксмо, 2008. – 368 с.

 

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский; под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Питер, 2006. – 560 с.

Шапарь, В.Б. Практическая психология. Проективные методики / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 480 с.

 

Интернет - источники

http://www.yurpsy.fatal.ru

 

http://www.koob.ru

 

http://dic.academic.ru

 

http://magref.ru

 

http://lawcanal.ru

http://www.yurpsy.com/



Вид

Занятий

Наименование

Авторы

Издательство

Год

издания

Вид издания

Количество экз. в вузе

Печат. Электр.(указать ЭБС) 1 2 3 4 5 6 7 8

Основная литература

Лекция /практ.зан. Романов, В.В. Юридическая психология: учебник Романов, В.В. 4-е изд., перераб. и доп. 2010. 525 с.   5 чит.зал   Юридическая психология: учебник Чуфаровский, Ю.В. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект 2004 256 с.       Юридическая психология: учебник Т.М. Бабаев, Н.В. Каргина М.: Российский университет дружбы народов 2012 124 с. Эл.-библ. система IPRbooks     Юридическая психология с основами общей и социальной психологией: учебник В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА 2012 463с. Эл.-библ. система book.ru     Юридическая психология: учебник В.Л. Васильев 5-е изд.,доп. И перераб. СПб.:Питер 2004 655с.   15 чит.зал

Дополнительная литература

  Лицо человека как средство общения, междисциплинарный подход: монография В.А. Барабанщиков, Н.Л. Белопольская, В.В. Виссарионова; под ред. В.А. Барабанщикова, А.А. Демидова, Д.А. Дивеева. М.: Когито-Центр: Московский ин-т психоанализа 2012 348 с. Эл.-библ. система IPRbooks     Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности: монография Д.В. Сочивко М.: Пер Сэ 2012 304 с. Эл.-библ. система IPRbooks     Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений А.Н. Леонтьев 5-е изд., стер. – М.: Смысл: Академия 2010 2010 с.       Использование психологических знаний в практике расследования групповых преступлений несовершеннолетних: история и современные проблемы Костина Л.Н. Труды Академии управления МВД России. 2007.-№ 4.   Эл.-библ. система IPRbooks  

 

Зав. библиотекой ___________                                                                                                              Зав. кафедрой__________________  

*звездочкой отмечаются издания, имеющиеся в библиотечном фонде Академии, указывается также литература из ЭБС с указанием названия ЭБС, информационно-образовательного портала Академии.

 



ПРОТОКОЛ ИЗМЕНЕНИЙ РПД

Дата Раздел Изменения Комментарии
01.09.2016 Дополнительная литература   Интернет-источники Лукаш Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или Трудовая конфликтология в бизнесе: учебное пособие для практического применения. — «Юстицинформ», 2014 г   АХМЕДШИН Р.Л. КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Вестник Томского Государственного университета, № 341, декабрь 2010, с. 114-117.   http://www.yurpsy.com/    

Программа разработана:

кафедра государственно-правовых дисциплин

доцент кафедры, канд. педагог. наук  Почивалова Жанна Георгиевна

                (должность, ФИО)                                                                                                 __________________________________________________

                     (подпись)

 

 

 


** Литература, отмеченная «**1», имеется в электронно-библиотечной системе IPRbooks.

** Литература, отмеченная «**2», имеется в электронно-библиотечной системе BOOK.RU.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(МОДУЛЯ)

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

 

 

Курс: 3

Семестры: 5

Форма обучения: очная

Срок освоения ООП по очной форме обучения: 4 года

Квалификация выпускника: бакалавр

Курс: 3

Семестры: 5

Форма обучения: очная

Срок освоения ООП по очной форме обучения: 3 года

Квалификация выпускника: бакалавр

Курс: 2

Семестры: 2, 3

Форма обучения: заочная

Срок освоения ООП по заочной форме обучения: 3 года

Квалификация выпускника: бакалавр

Курс: 1,2

Семестры: 1,2

Форма обучения: заочная (на базе СПО, на базе высшего обр-я)

Срок освоения ООП по заочной форме обучения: 3 года

Квалификация выпускника: бакалавр

 

Челябинск

2016


Составитель: Почивалова Жанна Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Уральского филиала ФГБОУВО «РГУП».

 

 

Рецензент: Танаева Замфира Рафисовна , доктор педагогических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Уральского филиала ФГБОУВО «РГУП».

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

Программа обсуждена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Уральского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (протокол №   )

 

 

Зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин Уральского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» Агаджанов А.А., кандидат юридических наук, доцент.

_________.

 

Рабочая программа одобрена учебно-методическим советом Уральского филиала Российского государственного университета правосудия (протокол №).

 

 

© Российский государственный

университет правосудия,

Уральский филиал, 2016.

© Почивалова Ж.Г., 2016.




Оглавление

 

Цели освоения дисциплины……………………………………………… 4
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы………………………………………………………………..   5
Требования к результатам освоения дисциплины……………………… 7
Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………… 10
Содержание дисциплины………………………………………………… 14
Тематический план…………………………………………………….. 20
Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций………………………………………………………………   25
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины... 27

 

 


1. Цели освоения дисциплины (модуля)

Юридическая психология  – отрасль психологии и учебная дисциплина, изучаемая по специальности 40.03.01 Юриспруденция.

Учебная дисциплина «Юридическая психология» является дисциплиной вариативной (профильной) части.

Для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности. Использование данных психологии в решении проблем хозяйственного и культурного строительства. А также вопросов совершенствования работы правоохранительных органов и должностных лиц. Глубокое исследование указанных вопросов требует психологического анализа личности и юридической деятельности, опирающегося на изучение основных психических явлений, их особенностей в правовой сфере.

Психологическая культура юриста предполагает наличие у всех работников юридических органов определенной системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечивают высокую культуру общения. Психологическая культура повышает эффективность юридической деятельности, способствует ее гуманизации.

Рабочая программа дисциплины отражает структуру отрасли юридической психологии, представляющей собой научно-практическую дисциплину, изучающую психологические закономерности системы «человек-право», разрабатывающую рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы. Вопросы, связанные с профилактикой преступности, ее преодолением, а также проблемы профессиональной деформации личности работников юридического труда и др. приобретают всё большую актуальность в социальной сфере жизни страны.

Цель данной учебной дисциплины (модуля) – ознакомление студентов заключается в формировании у студентов комплексных психолого-юридических знаний и навыков для решения профессионально-психологических задач в современных условиях развития правового государства, для предупреждения кризисных явлений в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества.

 .

 

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

В ходе изучения курса «Юридическая психология» рассматриваются основы деловой культуры, как в методологическом, так и в практическом аспектах: теоретические концепции, понятия, идеи, категории, излагающиеся в современной интерпретации с учетом материалов последних публикаций в данной области, а также материал информационно-практического плана, демонстрирующий взаимодействие и взаимовлияние теоретических и нормативных идей и социальной практики. Профессиональное общение и профессиональная этика рассматриваются в контексте проблемы формирования российской деловой культуры в целом – с точки зрения потребностей создания, развития и поддержания этической инфраструктуры общества, без которой невозможно движение России к цивилизованному рынку и правовому государству.

Знания и умения приобретённые студентами после освоения содержания дисциплины будут использоваться ими в дальнейшей профессиональной деятельности.

Основными задачами курса являются:

· раскрытие теоретико-методологических основ юридической психологии,

· формирование представлений о сущности психологических явлений в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества,

· изучение основ криминальной, правовой и пенитенциарной психологии, психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов,

· формирование и развитие умений и навыков психологического анализа противоправных действий, девиантной и делинквентной личности.

Решение этих задач будет способствовать формированию у студентов психолого-юридического мышления.


 

2. Требования к результатам освоения дисциплины

Дисциплина «Юридическая психология» – неотъемлемая составная часть профессионального цикла образовательной программы юриста.

Концепция освоения курса включает следующие аспекты:

· реформирование российского общества, развитие новой государственности, фундаментальное обновление законодательства;

· осуществляемые реформы в сфере судопроизводства и исполнения наказаний, направленные на усиление защиты прав и свобод граждан;

· психологический анализ основных правовых категорий (правовая социализация личности, социально-психологические проблемы эффективного правотворчества, аспекты формирования правосознания и правоисполнительного поведения);

· психологическую культуру как фактор, детерминирующий гуманизацию и эффективность правоохранительной деятельности.

В результате изучения учебной дисциплины «Юридическая психология» студенты должны:

иметь представление:

· о подходах к раскрытию юридико-психологической реальности;

· о сущности психологических явлений, формируемых в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества;

· о психологических аспектах противодействия и профилактики преступности;

знать:

· основы общей и социальной психологии;

· психологические особенности девиантной и делинквентной личности;

· психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов;

· психологические основы уголовного и гражданского судопроизводства;

· психологическую специфику культуры судебного процесса;

· основы психологического анализа следственных ситуаций;

уметь:

· ориентироваться в проявлениях психических состояний эмоциональной напряженности;

· анализировать психологические аспекты противоправных действий;

· психологически обоснованно конструировать коммуникативную и познавательную деятельность;

· реализовывать задачу воспитательно-профилактического воздействия суда;

· обобщать и систематизировать значимые факторы юридико-психологической действительности;

· пользоваться профессиональными психотехнологиями;

· актуализировать и углублять психологические познания.

 

Процесс изучения дисциплины «Юридическая психология» направлен на формирование следующих компетенций:

· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

· способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

· способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

· обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

· стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

· способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

· владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

· способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

· способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК–1);

в правоприменительной деятельности:

· способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

· способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18).

Студент в результате освоения программы настоящей дисциплины должен:

Знать:

· основы общей и социальной психологии;

· психологические особенности девиантной и делинквентной личности;

· психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов;

· психологические основы уголовного и гражданского судопроизводства;

· психологическую специфику культуры судебного процесса;

· основы психологического анализа следственных ситуаций;

уметь:

· ориентироваться в проявлениях психических состояний эмоциональной напряженности;

· анализировать психологические аспекты противоправных действий;

· психологически обоснованно конструировать коммуникативную и познавательную деятельность;

· реализовывать задачу воспитательно-профилактического воздействия суда;

· обобщать и систематизировать значимые факторы юридико-психологической действительности;

· пользоваться профессиональными психотехнологиями;

· актуализировать и углублять психологические познания.

Уметь:

· основы общей и социальной психологии;

· психологические особенности девиантной и делинквентной личности;

· психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов;

· психологические основы уголовного и гражданского судопроизводства;

· психологическую специфику культуры судебного процесса;

· основы психологического анализа следственных ситуаций;

уметь:

· ориентироваться в проявлениях психических состояний эмоциональной напряженности;

· анализировать психологические аспекты противоправных действий;

· психологически обоснованно конструировать коммуникативную и познавательную деятельность;

· реализовывать задачу воспитательно-профилактического воздействия суда;

· обобщать и систематизировать значимые факторы юридико-психологической действительности;

· пользоваться профессиональными психотехнологиями;

· актуализировать и углублять психологические познания.

Владеть:

1. Юридико-психологической  терминологией и основными понятиями дисциплины «Юридическая психология».

2. Навыками работы с методиками различных видов.

3. Навыками анализа причин, форм и видов различных психологических явлений и процессов.

4. Навыками анализа личности участников правоотношений.

5. Навыками эффективного профессионального общения с участниками правоотношений.

 


4. Объём дисциплины и виды учебной работы




Для очной формы обучения

на базе среднего (полного) общего образования

Набор 2015 г.

Вид учебной работы

 

  Зач. ед.

Час.

Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3

108

Аудиторные занятия  

54

Лекции  

18

Семинарские или практические занятия  

36

СРС под контролем преподавателя, НИРС  

38

Форма промежуточной аттестации

Зачёт

       

 

Для очной формы обучения

на базе среднего профессионального образования

Набор 2015 г.

Вид учебной работы

 

  Зач. ед.

Час.

Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 Аудиторные занятия  

108

Лекции  

18

Семинарские или практические занятия  

34

Под контролем преподавателя, НИРС  

36

Форма промежуточной аттестации  

Зачёт

       

 

Для заочной формы обучения

на базе среднего (полного) общего образования

Набор 2015 г.

Вид учебной работы

Трудоемкость

Зач. ед.

Час.

По семестрам

2 3 Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 108     Аудиторные занятия   8 2 6 Лекции     2   Семинарские или практические занятия       6 Самостоятельная работа (СРС)   96     Форма промежуточной аттестации     Контрольное задание Зачёт

 

\

Для заочной формы обучения

на базе высшего профессионального образования

Набор 2015 г.

Вид учебной работы

Трудоемкость

Зач. ед.

Час.

По семестрам

1 2 Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 108     Аудиторные занятия   10     Лекции   4 4   Семинарские или практические занятия   6   6 Самостоятельная работа (СРС)   94     Форма промежуточной аттестации     Контрольное задание Зачёт

Для заочной формы обучения

на базе среднего профессионального образования

Набор 2015 г.

Вид учебной работы

Трудоемкость

Зач. ед.

Час.

По семестрам

1 2 Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 36     Аудиторные занятия   4     Лекции         Семинарские или практические занятия     2 2 Под контролем преподавателя, НИРС   28     Форма промежуточной аттестации     Контрольное задание Зачёт

 

 


5. Содержание дисциплины


Текст рабочей программы

Раздел I . Юридическая психология

Дата: 2019-03-05, просмотров: 210.