ВОПРОС 4. ДЕЛОВАЯ ГРАФИКА В СРЕДЕ EXCEL
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Деловая графика предназначена для наглядного представления числовых данных, отображения соотношения различных значений или динамики изменения показателей.

Она включает диаграммы (графики) различных видов. В Excel диаграмма может быть создана на отдельном листе диаграмм или как графический объект на рабочем листе.

Основными элементами диаграммы являются: область диаграммы, область построения диаграммы, ряды и маркеры данных, оси координат, заголовки, легенда, линии сетки, подписи данных. Диаграмма имеет определенный тип и состоит из серий (рядов) данных и оформительских элементов (заголовка, осей, меток, легенды, произвольного текста).

Серией называется ряд (строка или столбец) точек данных, которые отображаются на диаграмме. Диаграмма по умолчанию строится в предположении, что серии расположены по рядам: текст из первого столбца таблицы данных будет вставлен в легенду в виде имен серий, а текст первого ряда (имена категорий) – в виде меток засечек горизонтальной строки.

Данные строки (или столбца) отображаются в диаграмме в виде ряда данных. Если для ряда данных используются значения строки, то значение столбцов образуют категории. Вертикальная ось (ОY) используется для шкалы значений. Все другие обозначения представлены на диаграмме в так называемой легенде. Легенда служит для идентификации рядов данных (категорий). Каждый ряд данных на диаграмме представлен определенным цветом или узором.

В зависимости от вида графического представления данных диаграммы различаются по типу. Excel предлагает пользователю различные типы диаграмм:

Гистограмма (в т.ч. объемная): отдельные значения представлены вертикальными столбиками различной высоты.

Линейчатая диаграмма (в т.ч. объемная): отдельные значения представлены полосами разной длины, расположенными горизонтально вдоль оси ОХ.

Круговая диаграмма (в т.ч. объемная): сумма всех значений принимается за 100 %, а процентное соотношение величины изображается в виде круга, разбитого на несколько секторов разного цвета. Допускается только один ряд данных.

Кольцевая диаграмма: особая форма круговой диаграммы. Сумма всех значений принимается за 100 %, а ряды данных представляют собой вложенные кольца, разделенные на сегменты в процентном соотношении.

Диаграмма с областями: отдельные ряды данных представлены в виде закрашенных разными цветами областей.

График (в т.ч. объемный): все отдельные значения будут соединены между собой линиями, полученными путем интерполяции.

Радар: категории представлены лучами, исходящими из одной точки. Каждое значение ряда данных будет выделено на оси и соединено с другими замкнутой линией.

XY (Точечная) диаграмма: отдельные значения таблицы представлены в декартовой системе координат.

Объёмная поверхностная диаграмма: совокупность всех значений отображается на диаграмме в виде некоторой поверхности, области которой представляют собой ряды данных.

Диаграмма, вставленная в документ, динамически связана с таблицей данных, т.е. изменяется в соответствии со сделанными изменениями исходных данных.

Построение диаграммы

Построение диаграмм осуществляется с помощью Мастера диаграмм.

Рассмотрим порядок построения на основе таблицы 1. Учет товаров на складах предприятия круговой диаграммы, отображающей остаток каждого товара на складах предприятия на начало месяца. Диаграмму разместим на отдельном листе диаграмм с именем Остаток.

1. Выделите на листе Товары диапазон ячеек С4:С8 с исходными данными (область данных диаграммы).

2. На ленте выберите вкладку Вставка, группу Диаграммы, выполните команду Круговая, выберите тип круговая диаграмма.

3. Левой клавишей мышки (КЛ_Л) щелкните по полю диаграммы и на ленте появится дополнительная вкладка Работа с диаграммами - Конструктор, проверьте правильность ориентации выбрав в группе [Данные] команду [Строка/столбец], выбрав [Столбец]. В групп [Данные] выберите команду [Выбрать данные], и в раскрывшемся диалоговом окне [Выбрать источник данных] в окне [Подписи горизонтальной оси (категорий)] нажмите кнопку [Изменить], выберите диапазон В4:В8 и нажмите ОК.

4. На ленте во вкладке выберите вкладку [Работа с диаграммами] – [Макет], в группе [Подписи] выберите команду [Название диаграммы], из раскрывающегося списка выберите [Над диаграммой] и введите «Остаток товаров на начло месяца». Выберите в группе [Подписи] команду [Легенда] и из раскрывающегося списка выберите [Добавить легенду снизу]. Там же выберите команду [Подписи данных] и из раскрывающегося списка выберите [У вершины снаружи].

5. На ленте выберите группу [Конструктор] и в ней группу [Расположение], команду [Переместить диаграмму]. В открывшемся диалоговом окне поставьте флажок [На отдельном листе] и напишите имя листа «Остаток», нажмите ОК.

Полученная диаграмма представлена на рисунке 11.

 

Рисунок 11 – круговая диаграмма

Редактирование диаграмм

Созданные диаграммы можно корректировать, вплоть до изменения исходных данных и способа их представления. Редактирование диаграмм предполагает изменение типа диаграммы или ориентации данных, изменение визуальных эффектов. Можно также добавлять или удалять отдельные элементы, либо изменять определенные параметры. В Excel предусмотрена также возможность дополнения диаграмм другими рядами данных.

Диаграмму, созданную на рабочем листе, перед обработкой необходимо выделить двойным щелчком мыши. При выделении диаграммы на рабочем листе или листа диаграммы изменяется строка меню. В ней будут представлены команды, используемые для обработки и форматирования диаграмм.

Рассмотрим порядок изменения типа построенной диаграммы «Остаток товаров на начало месяца» на тип [Гистограмма].

1. Перейдите на лист «Остаток».

2. Выполните команду [Изменить тип диаграммы] в группе [Тип], вкладки [Конструктор].

3. В раскрывшемся диалоговом окне выберите [Тип] – [Гистограмма], [Вид] – [Гистограмма с группировкой] и нажмите ОК.

4. На ленте выберите вкладку [Макет], группу [Подписи], команду [Легенда] и из раскрывающегося списка выберите [Нет].

Вид полученной диаграммы представлен на рисунке 12.

 

 

Рисунок 12 – гистограмма.

 

Рассмотрим порядок добавления на диаграмму новых рядов данных. Добавим к диаграмме «Остаток товаров на начало месяца» данные «Приход», «Расход» и «Остаток на конец месяца».

1. На листе «Остаток» выделите диаграмму и выполните команду [Добавить данные] в группе [Данные] вкладки [Конструктор]. В раскрывшемся диалоговом окне [Выбор источника данных] нажмите на кнопку [Добавить], в открывшемся окне в поле значения необходимо указать диапазон ячеек D4:D8 на листе «Товары», данными из которых будет дополнена диаграмма, нажмите [ОК]. Проделайте аналогичные действия для столбцов «Расход» и «Остаток на конец месяца».

2. Перейдите на вкладку [Макет] и в группе [Подписи] выберите команду [Подписи данных] и из раскрывающегося списка выберите [У вершины снаружи].

3. Выберите вкладку [Макет], группу [Подписи], команду [Легенды] и из раскрывающегося списка [Добавить легенду снизу].

На данной диаграмме (рисунке 11) основу рядов будут составлять показатели остатков на начало и конец месяца, прихода и расхода по каждому товару. Категориями выступают коды товаров.

Измените названия элементов легенды «Ряд1», «Ряд2» и «Ряд3». Для этого перейдите на вкладку [Конструктор], выберите группу [Выбрать данные], в открывшемся диалоговом окне в поле [Элементы легенды (ряды)] выберите «Ряд1» и нажмите на кнопку [Изменить], в поле [Имя ряда] щелкните [КЛ_Л] на кнопке справа и выберите ячейку С3 на листе «Товары», которая содержит заголовок «Остаток товаров на начало месяца». Проделайте то же самое с элементами «Ряд2» и «Ряд3» задав для них в качестве названия содержимое ячеек Е3 и F3 листа «Товары».

Рассмотрим порядок изменения заголовка диаграммы и названий осей координат на диаграмме.

Выберите вкладку [Работа с диаграммами] – [Макет], в группе [Подписи] команду [Название диаграммы] – [Над диаграммой]. В поле []Название диаграммы введите «Учет товаров на складах предприятия».

В этой же группе [Подписи] выберите команду [Название осей] – [Название основной горизонтальной оси] – [Название под осью] и введите «Коды товаров», нажмите [Enter]. Выберите [Название основной вертикальной оси] – [Повернутое название] и введите «Количество», нажмите [Enter].

Вид полученной диаграммы представлен на рисунке 13.

 

 

Рисунок 13 – Гистограмма с добавленными данными

 

Рассмотрим алгоритм удаления на диаграмме ряда данных «Остаток товаров на начало месяца».

1. На диаграмме выделите ряд «Остаток товаров на начало месяца», щелкнув на одном из его маркеров.

2. Нажмите клавишу [Delete] на клавиатуре.

Форматирование диаграмм

Изменение вида элементов диаграммы (цвета фона, выбор узора, использование рамок и т.д.) или шрифта (типа, стиля начертания и размера используемых символов текста) выполняется с помощью форматирования. Окно форматирования для любого элемента диаграммы можно открыть с помощью двойного щелчка мыши на нем или путем активизации команды меню Формат.

Рассмотрим порядок изменения цвета для рядов данных, снятия линий сетки, установки параметров для элементов диаграммы: шрифта – 12 пт, выравнивание подписей значений для ряда Приход – под углом 90 градусов.

1. Активизируйте лист «Остаток».

2. Выделите на диаграмме ряд данных «Приход» щелчком мыши по любому маркеру ряда на диаграмме.

3. Выберите вкладку [Работа с диаграммами] – [Формат], в группе [Стили фигур] команду [Эффекты для фигур] – [Тень] – [Снаружи] – [Слева снаружи].

4. Выберите вкладку [Работа с диаграммами] – [Формат], в группе [Стили фигур] команду [Заливка фигуры] – выберите любой понравившейся цвет воспользовавшись кнопкой [Заливка] или [Текстура].

5. Самостоятельно измените цвет для остальных рядов.

6. Выделите область диаграммы, одним щелком мыши на поле цифровых подписей рядов, установите размер шрифта – 12 пт выбрав на ленте вкладку [Главная], группу [Шрифт] и поставьте значение 12.

7. Выделите область диаграммы, [КЛ_П] щелкните на цифровой подписи данных ряда и в открывшемся меню выберите [Формат подписи данных], вкладку [Выравнивание], в окне направление текста выберите [Повернуть весь текст на 2700].

8. Выберите вкладку [Работа с диаграммами], вкладку [Макет], выберите группу [Оси], команду [Сетка], во вкладках [Горизонтальные линии сетки по основной оси] и [Вертикальные линии сетки по основной оси] и выберите [Нет] (не показывать горизонтальные/вертикальные лини сетки).

 

Вид полученной диаграммы представлен на рис. 5.12.

 

 

Рисунок 14 – Гистограмма псле форматирования



ВОПРОС 5. ЗАЩИТА ДАННЫХ

 

При работе с таблицей Excel бывает необходимо защитить рабочие книги, отдельные ячейки, диаграммы и другие объекты от несанкционированного доступа или нежелательного изменения. Excel позволяет это сделать с помощью специальных действий. После включения функции защиты нельзя изменить заблокированный элемент. По умолчанию Excel защищает все ячейки на ленте на вкладке [Рецензирование] выберите группу [Рецензирование], команда [Защитить лист], там по умолчанию стоит флажок [Защитить лист] и содержимое защищаемых ячеек.

 

Однако защита не вступает в силу пока не выбрана команда [Защитить лист]. В результате выполнения этой команды будет открыто диалоговое окно [Защитить лист] (рисунок 15). Установленные в нем варианты защиты применяются только к текущему листу.

Обычно от изменения защищают ячейки с формулами, названия и шапку таблицы. Если же пользователь попытается ввести информацию в защищенную ячейку таблицы, то выдается сообщение Ячейка или диаграмма защищена от изменений.

В большинстве случаев нет необходимости в блокировке всех ячеек рабочего листа. Перед защитой листа необходимо выделить те ячейки, которые необходимо оставить незаблокированными, и на ленте во вкладке [Главная], группы [Ячейки] выберите команду [Формат] и в раскрывшемся списке сделайте неактивной команду [Блокировать ячейку]. Тогда при вводе в таблицу данных для перемещения курсора по пустым незащищенным ячейкам можно использовать клавишу [Тab].

Снимается защита командой [Снять защиту листа] на вкладке [Главная], группы [Ячейки], в ниспадающем списке команды [Формат].

Рассмотрим порядок установки защиты на лист «Товары» для блокировки в таблице 1 заголовка, названий столбцов и формул.

1. Активизируйте лист «Товары».

2. Для того, чтобы оставить ячейки А4:Е8 доступными для редактирования после защиты листа, выделите их и выполните команду на ленте во вкладке [Главная], группы [Ячейки] выберите команду [Формат] и в раскрывшемся списке сделайте неактивной команду [Блокировать ячейку].

3. Установите защиту на лист, выбрав на ленте вкладку [Главная], группу [Ячейки], команду [Формат] и в раскрывшемся списке выберите [Защитить лист]. После проверки работы защиты снимите ее командой [Снять защиту листа].

 

 

Рисунок 15 – окно Защита листа



Дата: 2019-03-05, просмотров: 233.