Вопросы и задания к документу №61:
1. На основе документа охарактеризуйте быт царской семьи. Как воспитывали царских отпрысков? Прокомментируйте и поясните каждый из составных элементов воспитания царевичей и царевен.
2. Как в XVII в. происходил свадебный обряд? Расскажите в последовательности об этапах подготовки свадьбы. Какой из них, на ваш взгляд, был самым важным? Почему?
*Котошихин Григорий Карпович (около 1630 — ноябрь 1667, Стокгольм), подьячий Посольского приказа, писатель. В1658—1661 гг. состоял в русском посольстве, которое вело переговоры со Швецией о заключении Валиесарского и Кардисского договоров. Весной 1664 г. послан в войска князя Я. К. Черкасского для ведения канцелярских дел, но в августе перебежал к литовцам, затем уехал в Силезию, а оттуда через Нарву в Стокгольм и в марте 1666 г. принят на шведскую службу. Был казнён за убийство хозяина дома, в котором жил. Котошихин — автор сочинения (издано под названием «О России в царствование Алексея Михайловича», 1840), которое является ценным источником по истории государственного строя России середины XVII в. Сведения К. весьма подробны и точны, большинство их подтверждается др. источниками XVII в., хотя следует учитывать, что сочинение составлено по заказу шведского правительства и некоторые суждения автора о русской действительности XVII в. тенденциозны.
3. Какие персонажи участвовали в свадьбе? Какую роль они играли в ее подготовке и проведении?
4. Сопоставьте свадьбу XVII в. и современную. Какие обряды и традиции сохранились? Чем, но вашему мнению, объясняется то, что многие свадебные обычаи безвозвратно ушли в прошлое?
О покоех царских. У царя и у царицы свои особые. И видают царя и царицу и ближние люди времянем, а простые люди мало видают. <...>
Сестры ж царские и тщери [дочери], царевны, имеяй свои особые ж покои разные, и живуще, яко пустынницы, мало зряху [видя] людей и их люди, но всегда в молитве и в посте пребываху и лица свои слезами омываху... А за государства своего за князей и за бояр замуж выдавати их не повелось, потому что князи и бояре их есть холопи и в челобитье своем пишутца холопами, и то поставлено в вечной позор, ежели за раба выдать госпожу. А иных государств за королевичей и за князей давати не повелось для того, что не одной веры...
А на воспитание царевича или царевны выбирают всяких чинов из жон — жену добрую, и чистую, и млеком сладостну, и здорову, и живет та жена у царицы в Верху на воспитание год... Да у того ж царевича или у царевны бывают приставлена для досмотру мамка, боярыня честная, вдова старая, да нянка и иные послужницы. А как царевич будет лет пяти, и к нему приставят для бережения и научения боярина, честью великого, тиха и разумна, а к нему придадут товарища — околничего или думного человека. Так же из боярских детей выбирают в слуги и в столники таких же младых, что и царевич. А как приспеет время учити того царевича грамоте, и в учители выбирают учителных людей, тихих и не бражников... А до 15 лет и болши царевича, окроме тех людей, которые к нему уставлены, и окроме бояр и ближних людей, видети никто не может, таковой бо есть обычай. А по 15 летех укажут его всем людем, как ходит со отцем своим в церковь и на потехи. А как уведают люди, что ну его изволили целовать, и наперед, по прошению гостей, целует свою жену господин, потом гости един по единому кланяются женам их в землю ж и, пришед, целуют, и поцеловав, отшед, потомуж кланяются в землю, а та, кого целуют,
89
кланяется гостем малым обычаем. И потом того господина жена учнет подносите гостем по чарке вина двойного или тройного, з зельи; величиною та чарка бывает в четвертую долю квартаря или малым болши... И по прошению тех гостей господин прикажет пити наперед вино жене своей, потом пьет сам, и подносят гостем, и гости перед питием вина и выпив, отдав чарку назад, кланяют-ца в землю ж... И по том питии того господина жена, поклонясь гостем, пойдет в свои покои к гостем же, к бояроням, тех гостей к женам. А жена того господина и тех гостей жены с мужским полом, кроме свадеб, не обедают никогда, разве которые гости бывают кому самые сродственные, а чужих людей не бывает, и тогда обедают вместе.
...А дочерей они своих, девиц, к гостем не выводят и не указывают никому, а живут те дочери в особых далних покоях. А как стол отойдет, и по обеде господин и гости потомуж веселятца и пьют друг про друга за здоровья, розъедутца по домом. Таким же обычаем и боярыни обедают и пьют меж себя, по достоинству, в своих особых покоях; а мужского полу... у них не бывает никого.
А лучитца [случится] которому боярину и ближнему человеку женити сына своего, [тогда] сведав у кого невесту, посылает к отцу тое невесты, или к матере, или к брату говорити друзей своих, му-жеск пол или женской... и спросити, ежели они похотят дочь свою... выдать замуж... и что будет за тою девицею приданого, платьем, и денгами, и вотчинами, и дворовыми людми. И тот человек, будет хочет дочь свою выдать замуж, на те речи скажет ответ, что он девицу свою выдать замуж рад, толко подумает о том з женою своею и с сродичами; а подумав, учинит им отповедь которого дни мочно.
А будет дать за него не хочет, ведая его, что он пьяница, или шаленой, или иной какой дурной обычай за ним ведает, и тем людем откажет, что ему дата за такого человека немочно, или чем-нибудь отговоритца и откажет.
А будет умыслит за него выдать, и жена и сродичи приговорят, и он, изготовя роспись, сколко за тою девицею даст приданого, денег, и серебряные и иные посуды, и платья, и вотчин, и дворовых людей, пошлет к тем людем, которые к нему от жениха приходили, а те люди отдадут жениху; а дочере, или кому ни буди, о том не скажут, и не ведает до замужества своего. И будет
90
тому жениху по тому приданому та невеста полюбитца, посылает к невестину отцу и к матере говорить прежних же людей, чтоб они ему тое невесту показали. А как те посланные люди придут и говорити о том учнут, и отец или мать тое невесты скажут, что они дочь свою показать ради, толко не ему самому, жениху, а отцу, или матере, или сестре, или сродственной жене, кому он, жених, сам верит. И по тем их словам посылает жених смотрити мать свою или сестру на которой день приговорят.
И тое невесты отец и мать к тому дни готовятся, и невесту нарядят в доброе платье, и созовут гостей, сродственных людей, и посадят тое невесту за стол. А как та смотрилщица приедет, и ей честь воздав, посадят за стол подле тое невесты. И сидячи за столом, за обедом, та смотрилщица с тое невестою переговаривает о всяких делах, изведываючи ее разуму и речи, и высматривает в лицо, и в очи, и в приметы, чтоб сказать, приехав к жениху, какова она есть. Й быв малое или многое время, поедет к жениху. И будет той смотрилщице та невеста не полюбитца, и она скажет жениху, чтоб он к ней болши того не сватался; присмотрит ее, что она глупа, или на лицо дурна, или на очи не добра, или хрома, или безъязычна, и тот жених от тое невесты отстанет прочь и болши того свататца не учнет. А будет та невеста полюбилась, и скажет тому жениху, что добра, и разумна, и речью и всем исполнена, и тот жених посылает к невестину отцу и к матере тех же первых людей, что он тое невесту излюбил и хочет с ним учинить зговор и записи написать, что ему на ней женитца на поставленной срок, а они бы потомуж тое невесту за него выдали на тот же срок. И тое невесты отец и мать приказывают с теми присланными людми к жениху, чтоб он приехал к ним для зговору с неболшими людми, кому он в таком деле верит, того дни до обеда или по обеде, и скажет им день, когда к нему быть, и к тому готовитца.
И жених, дождався того дни, нарядись, с отцом своим, или с сродичами, или з друзьями, кого любит, поедет к невестину отцу или матере. И они меж себя с обе стороны учнут уговариватца о всяких свадебных статьях и положат свадбе срок, как кому мочно к тому времяни изготовится, за неделю, и за месяц, и за полгода, и за год, и болши... И будет тот человек на тот уставленной срок тое девицы не возмет или тот человек своей девицы на срок не выдаст,
91
взяти на виноватом 1000, или 5000, или 10 000 рублев денег, скол-ко кто напишет в записи.... И того дни, в которой быть свадбе... едут летом на лошадях верхами, а зимою в санях, поп с крестом, потом бояре, и тысецкой, и жених. А приехав к невесте на двор, идут в хоромы, по чину; и невестин отец и гости встречают их с честию... А как будет время, что им ехать к венчанию, и дружки у отца и у матери невестиной спрашиваютца, чтоб они новобрачного и новобрачную благословили ехать к венчанию.
И они благословляют их словом, и на отпуске отец и мать жениха и невесту благословляют образами, а потом, взяв дочь свою за руку, отдают жениху в руки. И потом свадебной чин, и поп, и жених с невестою вместе, взяв ее за руку, пойдут ис хором вон, а отец, и мать, и гости их провожают на двор. И жених, посадя невесту в колымагу или в каптану, садитца на лошадь или в сани, также и весь свадебной чин, и едут з двора к той церкве, где венчатца. А провожает невесту толко одна сваха ее, да другая женихова. И быв у венчанья, поедут со всем поездом к жениху на двор... и как приедут они к жениху на двор, и их женихов отец, и мать, и гости встречают, и отец и мать, родные или поседелые, жениха и невесту благословляют образами и подносят хлеб да соль, и потом садятца за столы...
Документ № 62
Дата: 2019-03-05, просмотров: 245.