Политическая культура. Типы и функции политической культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

 

Политической культурой обладают конкретные граждане, а не общество или партия в целом. Политическая культура в стране – это калейдоскоп политических культур личностей.

На формирование политической культуры влияют многие факторы:

 

исторический опыт;

собственная память граждан о каких-либо социальных или политических событиях (например, жестокое подавление восстания);

сформированные в обществе политические ценности и навыки;

личные убеждения граждан, имеющие влияние на политическое поведение.

Две составляющие

По мнению С. Н. Гаврова, рассматривавшего критерии политической культуры, она характеризуется и нормами поведения, которые сложились исторически и под влиянием религиозных убеждений, и самоощущением людей как членов нации, и их представлением о взаимосвязи своего и других народов. Исследователь выделяет две составляющих:

креативная (активное включение инокультурных, то есть свойственных другим народам, элементов);

консервативная (стремление сохранить в целостности и чистоте собственную культуру.

Эти составляющие не являются взаимоисключающими. Они сосуществуют, дополняя друг друга.

 

Функции политической культуры

 

Обычно роль политической культуры расценивается как положительная. Она позволяет формировать общество с учетом убеждений граждан, снижает риски непопулярных решений власти, способных вызвать непредсказуемые реакции большинства, в том числе дестабилизирующие.

 

Культура влияет на характер взаимоотношений человека и государства, человека и власти, так как определяет меру их зависимости друг от друга и меру их взаимовлияния. В конечном итоге низкий или высокий уровень политической культуры влияет и на форму государственного правления, так как находится с ним во взаимосвязи. Так, например, большой процент граждан с активным типом политической культуры позволяет надеяться на то, что становление демократического государства пройдет успешно. В других случаях это маловероятно: низкая политическая культура и пассивное отношение граждан сделает невозможным даже проведение справедливых выборов.

 

Типы политической культуры

Интерес к этому понятию возник в середине прошлого века. Тогда же и возникла первая типология. Ее авторы – Г. Алмонд и С. Верба.

 

Алмонд и Верба считали, что можно выделить три типа:

 

патриархальная (иначе приходская) политическая культура;

подданническая (или зависимая);

активистская (культура участия).

Посмотрим, какой смысл вкладывают обществоведы в каждый из них.

 


Патриархальный тип

Люди относятся с полным равнодушием к государству в целом, не имеют представления о центральной власти и не проявляют к жизни государства никакого интереса. Напротив, общественно-политическая жизнь на местах их интересует и вызывает живой отклик. Гражданин ориентируется не на государственную политику, а на местную политическую элиту или конкретного лидера: барина, шамана, градоправителя (вспомним пословицу: «До Бога высоко, до царя далеко»).

 


Подданнический тип

Это, по сути, исполнительский тип. Он имеет понятие о централизованной власти, но не воспринимает себя как гражданина, способного влиять на развитие социального государства, и не ощущает потребности в таком влиянии. Это «человек из большинства», наблюдатель, но не активный участник. Человек может негативно относиться к каким-либо решениям власти, но не пытается ничего делать. Этот тип был свойственен многим гражданам СССР.

 

Активистский тип

Гражданин отлично представляет себе структуру власти и считает себя способным влиять на нее на всех уровнях с помощью участия

 

в выборах;

в деятельности какой-либо партии;

в акциях поддержки или протеста (митингах, демонстрациях и т.п.).

Именно с этим видом политической культуры принято связывать развитие в направлении правового демократического государства.

 

Приведенная классификация была создана более полувека назад; сейчас ее берут за основу, но особенности развития общества требуют выделения еще ряда типов.

Фрагментарная и интегративная политическая культура

Характеризуя общество в целом, выделяют также интегративную культуру (в обществе царит согласие, низкая конфликтность, общие представления о развитии государства) и фрагментарную. Последней свойственна, напротив, разобщенность, наличие нескольких противоборствующих сил, высокий уровень конфликтности.

 

60. Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция.

Международное разделение труда, международная (внешняя) торговля

Кооперация – это соединение хозяйственных интересов и ресурсов различных компаний и стран для совместного производства какого- либо блага.

Международная торговля (внешняя торговля) - сфера товарно-денежных отношений, представляющий собой совокупность внешней торговли стран всего мира.

 

Международное разделение труда (МРТ) - это специализация отдельных стран в рамках мирового (всемирного) хозяйства на тех или иных видах продукции и услуг, что обусловливает и предполагает обмен этих товаров и услуг на мировом рынке. Решающий фактор формирования мирового рынка и мирового хозяйства в целом - международное разделение труда (МРТ). Таким образом, МРТ является пространственной формой общественного разделения труда, характеризующейся разрывом между местом производства и местом потребления.

 

Важной составной частью мирового хозяйства является мировой (всемирный) рынок - система обменов товарами и услугами, сложившаяся на основе международного разделения труда и международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

 

В международном разделении труда можно различить две ситуации:

Первая –когда страна ввозит какой-либо продукт из другой страны потому, что по природным условиям совершенно не может его производить; и втораяситуация – когда ввозится продукт, который можно было бы произвести и у себя, но это обошлось бы дороже. Первую ситуацию можно назвать абсолютным МРТ, вторую - относительным.

 

В основе развития межд.экономики лежит система МРТ, которая представляет собой специализацию отдельных стран в производстве благ с последующим обменом ими через мировые рынки.

 

МРТ – это единство процессов объединения и расчленения труда.

 

От участия в МРТ страны получают выгоду, котеория формируется за счет разницы между национал. и интернационал. стоимостью товаров и услуг. В основе МРТ лежит закон стоимости. Разные страны в различной степени включены в МРТЕОРИЯ

 

Факторы, влияющие на участие в МРТ:

Естественные: наличие опред. ресурсов, размеры географ. расположения, климатические условия, структура и размер населения, плотность населения.

Внутриэкономические факторы: состояние национал. экономики, структура национал. экономики, уровень развития промышленности и с/х., тип экономики.

Внешне-экономические факторы: положение страны на мировом рынке, масштабы внешне-экономических связей и их направленность.

Международные факторы: состояние и ур. развития межд. экономики, глобальные проблемы и их обострение, состояние межгосударственных отношений, политической ситуации в мире, степень развития рыночной инфраструктуры.

Типы разделения МРТ

Общее МРТ – представляет собой специализацию на уровнях отдельных отраслей экономики (промышленное, аграрное, сырьевое МРТ).

Частное МРТ - это специализация на производстве отдельных видов готовой продукции.

Единичное МРТ – это специализация на производстве отд. компонентов готеория продукции.

Формы МРТ

Международная специализация (отраслевая, технологическая, подетальная).

Территориальный признак (специализация отдельных стран, специализация групп стран, региональная специализация).

По производственному признаку (межотраслевая, внутриотраслевая).


Предпосылками внешней торговли являются:

Недостаток ресурсного обеспечения

Политические отношения

НТП(научно-технический прогресс)

Глобальные проблемы

Стремление увеличить выигрыш от участия в МРТ

Ограниченность национал. экономик.

Способствовать стабилизации национал. и мировой экономики.


Виды МРТ (международного разделения труда):

международная кооперация и

международная специализация



Международное экономическое сотрудничество представляет собой процесс координации действий и объединения усилий различных стран мира для решения сложных социально-экономических проблем развития мировой экономики, взаимного экономического развития и получения экономических выгод.

 

Причинами возникновения и развития международного экономического сотрудничества являются:

 

•    неравномерность распределения природных, людских, научных ресурсов между странами;

•    различия в уровне профессионально-квалификационной подготовки кадров;

•    особенности специализации стран;

•    расширение масштаба инвестиционных проектов и риска их реализации;

•    появление глобальных проблем современности;

•    необходимость согласования национальной экономической политики в условиях усиления взаимного влияния стран на экономическое развитие друг друга.

 

Международное экономическое сотрудничество по масштабу эффекта и количеству вовлеченных в него участников делится на следующие виды:

 

• Глобальное сотрудничество - охватывает большинство стран мира, оказывает влияние на все уровни мировой экономической системы — международный, региональный, национальный;

• Региональное сотрудничество - охватывает страны региональной группировки и оказывает влияние на экономическое развитие определенного региона;

• Многостороннее сотрудничество - охватывает страны, не являющиеся участницами группировок, ориентировано на решение определенных локальных проблем;

• Сотрудничество на уровне отдельных компаний или международная межфирменная кооперация – охватывает экономических субъектов разных стран и имеет целью решение их собственных хозяйственных проблем.

 

Одним из эффективных путей построения многостороннего экономического сотрудничества является создание международных экономических организаций, призванных содействовать подписанию многосторонних договоров, создавать международные механизмы наблюдения и контроля за их выполнением, разрабатывать и устанавливать нормы, направленные на правовое регулирование международных экономических отношений, и пр.

 

Первые международные экономические организации (комиссии, союзы, комитеты, ассоциации) возникли еще в XIX в. Так, были созданы комиссии по вопросам эксплуатации международных рек Рейн (1814 г.) и Дунай (1856 г.), Всемирный почтовый союз (1875 г.), Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (1885 г.) и др.

 

Активно шел процесс создания международных организаций после Второй мировой войны. 24 октября 1945 г. была создана международная межгосударственная организация — Организация Объединенных Наций (ООН), призванная поддерживать международный мир и безопасность, развивать дружеские отношения стран мира на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также осуществлять международное сотрудничество в решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.

 

В 1964 г. была основана Конференция ООН по торговле и развитию (КТР) - орган Генеральной Ассамблеи ООН. В состав КТР входят государства-члены ООН.

 

Большую роль в развитии международных экономических отношений играет международная межправительственная Организация ООН по промышленному развитию (ОПР). Она создана в 1965 г. для содействия ускорению индустриализации стран, освободившихся от колониализма и ставших на путь самостоятельного развития.

 

В 1995 г. с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов была создана Всемирная торговая организация (ВТО).

 

Важное место в системе международного торгового сотрудничества занимает Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК). Эта межправительственная организация (также называемая картелем), создана нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть.

 

В отличие от международного экономического сотрудничества международная экономическая интеграция ограничивает суверенитет ее участников.

 

Интеграция – это процесс объединения суверенных государств с целью установления единого экономического пространства, в котором могут свободно перемещаться товары, услуги, капиталы, рабочая сила.

 

В то время как характерным для международного экономического сотрудничества методом регулирования является координация (согласование по горизонтали), для регулирования международной экономической интеграции характерен метод субординации (согласование по вертикали – соподчинение).

 

Предпосылки международной экономической интеграции стран:

 

- Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости.

- Географическая близость, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связей.

- Общность экономических и иных проблем.

 

Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны.

 

«Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции.

 

История развития интеграционных процессов уходит в двадцатый век. Сначала (с 1950-х) международная экономическая интеграция получила развитие в Европе, а затем (с 1960-х) распространилась и на другие регионы.

 

Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в экономическом развитии, к наиболее значимым из которых можно отнести:

 

1. Более широкий доступ хозяйствующих субъектов к различным ресурсам и возможность производить продукцию в расчете на более емкий рынок.

2. Возможность оперировать на более широком международном (интеграционном) рыночном пространстве.

3. Создание привилегированных условий для фирм стран-участниц, защита их от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

4. Совместное решение сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем.

 

Целями международной экономической интеграции являются:

 

1. Использование преимуществ экономии от масштаба за счет расширения размеров рынка, сокращения транзакционных издержек.

2. Создание более стабильной и предсказуемой среды для взаимной торговли, а также благоприятной внешнеполитической среды, укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях.

3. Создание блока стран для участия в многосторонних торговых и иных переговорах.

4. Содействие структурной перестройке экономики стран, осуществляющих глубокие экономические реформы при подключении их к торговым соглашениям со странами, находящимися на более высоком уровне развития.

5. Поддержание молодых отраслей национальной промышленности, для которых в этом случае возникает более широкий региональный рынок.

6. Достижение более высокой эффективности производства.

7. Возможность регулирования социально-экономических процессов.

8. Насыщение рынка товарами.

9. Обеспечение экономической и политической консолидации и международной военной безопасности.

 

Недостатки экономической интеграции:

 

1. Для более отсталых стран интеграция приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), их перераспределение в пользу более сильных партнёров.

2. Олигополистический сговор между ТНК стран - участниц, приводящий к повышению цен.

3. Потери от увеличения масштабов производства при очень высоком уровне концентрации.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 348.