Методы агрохимических исследований могут быть разделены на две группы: биологические и лабораторные, используемые совместно и взаимно дополняющие друг друга.
Биологические методы. Включают полевой опыт, вегетационный и лизиметрический методы.
Полевой опыт. Это метод исследования, проводимого в природной (полевой) обстановке на специально выделенном участке для определения воздействия условий или приемов возделывания (отдельно взятых или в сочетании) на урожай сельскох. растений. В полевых опытах с удобрениями определяют действие удобрения па неличину урожая и его качество. а 1акже на плодородие почиы. Полевой опыт — основной метод изучения эффективности удобрений (отдельных их видов, сочетаний, форм, доз и т.д.) в различных почвенно-климатических условиях в зависимости от агротехнических и других факторов.
Стационарные опыты проводят на специально приспособленных постоянных участках. Эти опыты, как правило, сопровождаются дополнительными наблюдениями и лабораторными исследованиями для объяснения выявленных различий в действии удобрений и др.факторов. В стационарных опытах изучают систематическое внесение удобрений в севообороте в течение ряда лет. Чаше всего такие опыты бывают многолетними. Результаты стационарных опытов служат надежной основой для разработки рекомендаций по применению удобрений в зоне их проведения.
Производственные опыты, закладываемые непосредственно в хозяйствах, позволяют установить действие удобрений на урожай и его качество в производственных условиях. Они служат для проверки и уточнения результатов, полученных в стационарных опытах, применительно к конкретным условиям хозяйства и используются для определения не только агрономической, но и экономической эффективности удобрений. Такие опыты в широких масштабах проводят агрохимические центры и станции химизации в хозяйствах, имеющих типичные в пределах зоны обслуживания природные и организационно-экономические условия.
Вегетационный метод. Позволяет выделить и исследовать воздействие отдельных факторов на рост, развитие, обмен веществ, питание и урожай растений. В вегетационных опытах растения выращивают в специальных стеклянных вегетационных домиках или под сеткой на искусственных средах в сосудах с водой, песком или почвой. Вегетационные опыты дают возможность строго контролировать и регулировать условия питания растений и в определенной мере условия внешней среды — режим увлажнения, освещенности, температуры и т. д.
Лизиметрический метод. Позволяет в природных условиях с помощью специальных устройств — лизиметров — изучать передвижение и просачивание воды сквозь слой почвы. В агрохимических исследованиях лизиметрический метод используют для изучения водного режима в опытах с удобрениями, размеров выщелачивания минеральных солей из почвы и удобрений, количественной оценки баланса питательных веществ в почве—сопоставления их поступления с выносом растениями и потерями.
Лабораторные методы агрохимического анализа растений, почв и удобрений. Включают химические, биохимические и микробиологические методы, а также метод изотопных индикаторов (стабильные и радиоактивные изотопы). Ведущая роль среди лабораторных методов принадлежит химическому анализу агрономических объектов.
Агрохимический анализ растений проводят в целях: оценки качества урожая сельскохозяйственных культур, сертификации продукции растениеводства и кормов;
оценки изменений химического состава, питательной, кормовой и технологической ценности растениеводческой продукции в ивисимости от условий выращивания, в том числе применения удобрений;
определения размеров выноса элементов питания с урожаем и динамики их потребления в течение вегетации;
диагностики питания растений и определения потребности в удобрениях;
изучения использования культурами питательных элементов из удобрений.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 338.