Классификация методов исследований химических условий среды обитания растений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы агрохимических исследований могут быть разделены на две группы: биологические и лабораторные, используемые со­вместно и взаимно дополняющие друг друга.

Биологические методы. Включают полевой опыт, вегетацион­ный и лизиметрический методы.

Полевой опыт. Это метод ис­следования, проводимого в природной (полевой) обстановке на специально вы­деленном участке для определения воз­действия условий или приемов возделы­вания (отдельно взятых или в сочетании) на урожай сельскох. растений. В полевых опы­тах с удобрениями определяют действие удобрения па неличину урожая и его качество. а 1акже на плодородие почиы. Полевой опыт — основной метод изучения эффективности удобрений (от­дельных их видов, сочетаний, форм, доз и т.д.) в различных почвенно-климатических условиях в зависимости от агротехнических и других факторов.

Стационарные опыты проводят на специально приспособлен­ных постоянных участках. Эти опыты, как правило, сопровожда­ются дополнительными наблюдениями и лабораторными исследо­ваниями для объяснения выявленных различий в действии удоб­рений и др.факторов. В стационарных опытах изучают систе­матическое внесение удобрений в севообороте в течение ряда лет. Чаше всего такие опыты бывают многолетними. Результаты ста­ционарных опытов служат надежной основой для разработки ре­комендаций по применению удобрений в зоне их проведения.

Производственные опыты, закладываемые непосредственно в хозяйствах, позволяют установить действие удобрений на урожай и его качество в производственных условиях. Они служат для про­верки и уточнения результатов, полученных в стационарных опы­тах, применительно к конкретным условиям хозяйства и исполь­зуются для определения не только агрономической, но и эконо­мической эффективности удобрений. Такие опыты в широких масштабах проводят агрохимические центры и станции химиза­ции в хозяйствах, имеющих типичные в пределах зоны обслужива­ния природные и организационно-экономические условия.

Вегетационный метод. Позволяет выделить и ис­следовать воздействие отдельных факторов на рост, развитие, об­мен веществ, питание и урожай растений. В вегетационных опы­тах растения выращивают в специальных стеклянных вегетацион­ных домиках или под сеткой на искусственных средах в сосудах с водой, песком или почвой. Вегетационные опыты дают возмож­ность строго контролировать и регулировать условия питания рас­тений и в определенной мере условия внешней среды — режим ув­лажнения, освещенности, температуры и т. д.

Лизиметрический метод. Позволяет в природных условиях с помощью специальных устройств — лизиметров — изучать передвижение и просачивание воды сквозь слой почвы. В агрохимических исследованиях лизиметрический метод ис­пользуют для изучения водного режима в опытах с удобрениями, размеров выщелачивания минеральных солей из почвы и удобре­ний, количественной оценки баланса питательных веществ в по­чве—сопоставления их поступления с выносом растениями и потерями.

Лабораторные методы агрохимического анализа растений, почв и удобрений. Включают химические, биохимические и микробиоло­гические методы, а также метод изотопных индикаторов (стабильные и радиоактивные изотопы). Ведущая роль среди лаборатор­ных методов принадлежит химическому анализу агрономических объектов.

Агрохимический анализ растений проводят в целях: оценки качества урожая сельскохозяйственных культур, серти­фикации продукции растениеводства и кормов;

оценки изменений химического состава, питательной, кормо­вой и технологической ценности растениеводческой продукции в ивисимости от условий выращивания, в том числе применения удобрений;

определения размеров выноса элементов питания с урожаем и динамики их потребления в течение вегетации;

диагностики питания растений и определения потребности в удобрениях;

изучения использования культурами питательных элементов из удобрений.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 314.