Осуществляя контрольную деятельность, Комитет государственного контроля и его территориальные органы правомочны: проводить проверки (ревизии) государственных органов и субъектов хозяйствования; получать от государственных органов и субъектов хозяйствования, а также Национального банка и иных банков необходимую информацию для проведения проверок (ревизий); выносить в пределах своей компетенции обязательные для исполнения решения в случаях выявления нарушений в финансовой и иной деятельности; направлять материалы проверок (ревизий) в государственные органы для рассмотрения и принятия по ним необходимых мер; осуществлять контроль за проведением валютных операций.
Должностные лица Комитета государственного контроля и его территориальных органов при проведении проверок наделены соответствующими правами: беспрепятственно посещать территорию и помещения (кроме жилых) государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; требовать от руководителей государственных органов, иных должностных лиц проведения проверок (ревизий) деятельности подконтрольных или подчиненных им юридических лиц; опечатывать кассы, склады, архивы, а также изымать необходимые документы; вызывать должностных лиц для объяснений по поводу выявленных нарушений законодательства; требовать от должностных лиц в установленных законодательством случаях декларации о доходах и имуществе; указывать на недостатки, допущенные должностными лицами, обязывать устранить нарушения, передавать материалы о нарушениях на обсуждение трудовых коллективов, на рассмотрение государственных органов.
В соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь», от 2 октября 2001 г. № 617 «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» структурным подразделением Комитета государственного контроля является Департамент финансовых расследований, созданный на базе Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь.
В состав Департамента финансовых расследований входят управления Департамента финансовых расследований по областям и г. Минску, межрайонные отделы управлений Департамента по областям и г. Минску (территориальные органы финансовых расследований).
Департамент возглавляет заместитель Председателя Комитета государственного контроля – директор Департамента финансовых расследований, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Комитета государственного контроля.
Правовой статус Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля наряду с Законом "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах" определяется Законом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 414-З "Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь".
В соответствии со ст. 2 данного Закона основными задачами органов финансовых расследований являются:
· защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;
· защита прав и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не указано иное, – граждане) и организаций в экономической сфере;
· профилактика, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений в экономической сфере, в том числе коррупционных правонарушений (далее – преступления и административные правонарушения);
· производство дознания по уголовным делам, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией.
Следует обратить внимание, что органы финансовых расследований являются правоохранительными органами в сфере обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь. Органы финансовых расследований осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, иными организациями и гражданами Республики Беларусь.
В целях совершенствования системы мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, Указом Президента Республики от 14 сентября 2003 г. № 408 "Об образовании Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь" в структуре Комитета государственного контроля образован Департамент финансового мониторинга, основными задачами которого являются:
· принятие эффективных мер по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем;
· создание и функционирование автоматизированной интегрированной системы учета, обработки и анализа финансовых операций, подлежащих особому контролю;
· взаимодействие с компетентными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем;
· участие в установленном порядке в работе международных организаций по вопросам противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем.
Министерство финансов Республики Беларусь как орган финансового контроля
Важное место в системе органов государственного финансового контроля занимает Министерство финансов Республики Беларусь, которое не только разрабатывает финансовую политику, но и непосредственно контролирует ее осуществление.
Министерство финансов Республики Беларусь действует на основании Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 "Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь"
В соответствии с данным Положением (п. 3) основными задачами Министерства финансов являются:
1) проведение государственной политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация финансовой деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
2) обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
3) разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
4) эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
5) участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности;
6) контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
7) государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
8) формирование и реализация единой государственной политики в области разработки и производства защищенных бумаг и специальных материалов;
9) проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;
10) осуществление лицензирования и контроль за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;
11) государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
12) государственное регулирование аудиторской деятельности.
Для реализации основных задач Министерство финансов наделено определенными функциями и правами. Министерство финансов в сфере финансового контроля обладает, в частности, следующими правами:
а) требовать и получать от республиканских органов государственного управления и организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств, материалы, необходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины;
б) ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства, необоснованного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению, непредставления в установленные сроки отчетов об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по их счетам, а также в случаях временных кассовых разрывов;
в) взыскивать в бесспорном порядке в республиканский бюджет средства из местных бюджетов областей и г. Минска в соответствии с законодательными актами;
г) взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, задолженность организаций по бюджетным займам, бюджетным ссудам, проценты по займам, а также задолженность по обязательствам, возникшим в случае выполнения Правительством Республики Беларусь платежей по погашению и обслуживанию кредитов, полученных под гарантию Правительства Республики Беларусь;
д) давать обязательные для выполнения всеми банками республики указания о приостановлении расчетов по банковским счетам распорядителей средств республиканского бюджета и государственным целевым бюджетным и внебюджетным фондам при нарушении ими законодательства;
е) проводить в установленном порядке в государственных органах, у иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных органов, соответствующие проверки (ревизии) по вопросам, относящимся к компетенции Министерства финансов;
ж) вносить обязательные для выполнения проверяемыми субъектами предложения об устранении нарушений законодательства в сфере деятельности Министерства финансов;
з) применять экономические санкции и налагать административные взыскания в соответствии с законодательством.
В структуре Министерства финансов созданы департаменты без прав юридического лица, которые осуществляют государственное регулирование в отдельных сферах экономической жизни:
· департамент государственных знаков;
· департамент драгоценных металлов и драгоценных камней;
· департамент страхового надзора;
· департамент бюджетной политики;
· департамент налоговой политики и доходов бюджетов;
· департамент финансирования непроизводственной сферы и социальной защиты;
· департамент рынка ценных бумаг и денежно-кредитной политики;
· департамент финансов внешнеэкономических связей и внешнего долга.
Структурным подразделением Министерства финансов является Главное контрольно-ревизионное управление, основными задачами которого являются:
1) осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства, целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций;
2) проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета, проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности, исполнения смет на содержание финансовых органов, учреждений и организаций системы Министерства финансов республики;
3) разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других органах государственного управления;
4) проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности по постановлениям органов предварительного следствия, определениям (постановлениям) судов (судей) субъектов хозяйствования;
5) анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственных материальных и денежных ресурсов и подготовка предложений по ее совершенствованию.
В целях эффективного проведения бюджетной политики, обеспечения оперативного финансирования государственных программ, усиления контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов в Республике Беларусь создана система органов государственного казначейства, включающая Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь и его представительства в областных центрах и г. Минске, городах областного подчинения, районных центрах (территориальные органы казначейства).
На счетах Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь и его территориальных органов аккумулируются средства республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов, республиканских органов государственной власти, министерств, ведомств (включая внебюджетные фонды), а также подведомственных им организаций и учреждений.
Основными задачами Главного государственного казначейства являются организация исполнения республиканского бюджета и управление государственными финансовыми ресурсами, находящимися на счетах казначейства; осуществление учета и проведение бюджетно-финансовых операций по счетам казначейства, обеспечивающих исполнение бюджета, распределение бюджетных потоков.
Для решения возложенных на него задач Главное государственное казначейство наделено широкими правами:
· истребовать и получать от юридических и физических лиц информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных средств, от банков и других финансово-кредитных учреждений – сведения о состоянии счетов министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений, использующих средства республиканского бюджета, целевых бюджетных фондов, движении средств по этим счетам;
· выдавать банковским учреждениям обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке средств, выделенных из республиканского бюджета и использованных не по целевому назначению, а также задолженности по ссудам при несоблюдении условий их погашения;
· ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств, в случае несоблюдения их получателями законодательных норм и нормативных актов, нецелевого и неэффективного их использования;
· давать указания о замораживании банковских счетов распорядителей средств по республиканскому бюджету и целевым фондам при нарушении ими законодательных норм и нормативных актов.
Функции и полномочия Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и его органов в сфере финансового контроля
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, а также подчиненные ему налоговые органы, являются органами специальной компетенции, проводящими в пределах своей компетенции государственную политику и осуществляющими регулирование и управление в сфере налогообложения, а также координирующими деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.
Налоговые органы в Республике Беларусь представляют собой единую централизованную систему, возглавляет которую Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. В структуру Министерства по налогам и сборам входят: Департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий; управления, отделы, а также инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах.
Главной задачей налоговых органов на территории Республики Беларусь является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, установленных законодательством Республики Беларусь.
В соответствии с п. 4 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г.) № 1592[1] Министерство по налогам и сборам выполняет следующие задачи:
1) осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве; декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств; обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды;
2) осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий;
3) учет исчисленных и уплаченных (взысканных) налогов в бюджет;
4) разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;
5) осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;
6) предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции;
7) подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;
8) принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления и уплаты (взыскания) налогов в бюджет.
Министерство по налогам и сборам выполняет следующие функции:
а) контроль за соблюдением налогового законодательства;
б) организация деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам по различным аспектам налоговых отношений;
в) подготавливает предложения по совершенствованию государственной политики в области производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий;
г) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий;
д) в целях предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, осуществляет контроль за порядком проведения финансовых операций в пределах своей компетенции;
е) проводит разъяснительную работу по вопросам применения законодательства о налогах и предпринимательской деятельности; издает нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции; разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением, уплатой и учетом налогов, а также отчетов инспекций Министерства по налогам и сборам;
ж) анализирует отчетные данные, результаты проверок правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и на основании их анализа разрабатывает предложения по совершенствованию деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам;
з) проводит проверки деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам и по их результатам принимает меры по устранению выявленных недостатков, заслушивает отчеты руководителей инспекций Министерства по налогам и сборам о деятельности налоговых инспекций, оказывает методическую и практическую помощь в ее организации, изучает и распространяет положительный опыт;
и) осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.
В вышеуказанном Положении предусмотрен целый ряд полномочий Министерства по налогам и сборам, основными из которых являются:
· проведение в установленном законодательством порядке налоговых проверок;
· проведение в установленном законодательством порядке в организациях и у граждан проверок документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
· проведение с соблюдением законодательства личного досмотра нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве, а также досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
· в случаях, предусмотренных законодательством, проведение изъятие документов, вещей и товарно-материальных ценностей налогоплательщиков, которые являются объектами нарушения налогового законодательства;
· в случаях, предусмотренных законодательством, приостановление операций налогоплательщиков по их счетам и вкладам в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;
· внесение в уполномоченные органы представления о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных законодательством, а также предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь лиц до погашения ими задолженности по налогам, недоимкам и финансовым санкциям.
Необходимо отметить, что ряд полномочий налоговых органов передан по законодательству таможенным и иным уполномоченным органам, которые действуют в пределах своей компетенции, определенной соответствующими актами законодательства.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 241.