С формированием казацкого республиканского строя складывается своеобразная правовая система на Запорожье. Казаки не признавали действия статутов и магдебургского права на своей территории. Правосудие на Запорожье происходило в соответствии со старинными обычаями, "словесным правом и здравым смыслом".
Важное значение в украинских землях имело обычное казацкое право — совокупность правовых обычаев, которые устанавливались в сфере казачества. Важность этого источника подчеркивает тот факт, что сразу после присоединения Украины к России царская грамота от 25 марта в 1654 г. предоставляла войску Запорожскому право судиться «у своих старшин по давнишним правам их», то есть на основе обычного права. А база обычного права закладывалась как раз в XV — середине XVII ст. Сначала особенную популярность обычное казацкое право получило в среде украинских крестьян, которые убегали от своих хозяев и властей в районы среднего и нижнего Приднепровья. Нормы обычного права, которые сложились на Запорожской Сечи, закрепляли военно-административную организацию казачества, некоторые правила военных действий, работу судебных органов, порядок землепользования и заключения отдельных договоров, виды преступлений и наказаний. Наличие у казачества своего особенного права признавалось польским правительством. Невзирая на строгость, а иногда жесткость норм обычного казацкого права, в нем была "честность великая". Казачество всячески отстаивало обычное казацкое право, побаиваясь, что писаное право сможет ограничить казацкие вольности.
Нормы обычного права, которые сложились в Запорожской Сечи, закрепляли военно-административную организацию казачества, работу судебных органов, порядок землепользования, порядок составления отдельных договоров, виды преступлений и наказаний. Можно утверждать, что казацкое обычное право представляло собой народную конституцию. Среди уголовных преступлений наиболее тяжкими признавались убийство, нанесение побоев, воровство, дезертирство, пьянство и др.
Как наказание практиковалось привязывание преступников к пушке, битье канчуками (батогами) под виселицей, членовредительство и т. д.
За наиболее тяжкие преступления приговаривали к смертной казни, которая подразделялась на простую и квалифицированную. К последней относились закапывание живым в землю, посажение на кол, повешение на крюк, забивание палками возле позорного столба.
Продолжало действовать и каноническое право. Правовым сборником православных норм был греческий Номоканон, католических — "Свод канонического права" 1532 г.
Формирование украинского государства, бесспорно, повлияло на развитие украинского права. Но если после освободительной войны польский аппарат государственной власти был полностью ликвидирован, то в правовой сфере изменения происходили несколько иначе. Среди источников права были упразднены лишь те, которые служили укреплению господства польской шляхты: “Устава на волоки”, “Ординация войска Запорожского”, Королевская и сеймовая конституции. Другие же, в частности, Литовские статуты (1529, 1566, 1588 гг.), сборники магдебургского права, отдельные королевские и княжеские грамоты, постановления сейма частично продолжали действовать. Однако своеобразие правовой системы Гетманщины заключалось в том, что в ее основе лежало обычное право, которое в наиболее традиционной форме и полнее всего действовало на Запорожский Сечи. Оно регулировало широкий круг общественных отношений, военно-административную организацию государственности, казацкую систему судопроизводства. Обычное право продолжало существовать в условиях ограничения украинской государственности в XVIII в.
Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что его нормы учитывались всеми без исключения кодификациями и законодательством империи, которое распространялось на территорию Украины. Важная роль принадлежала Мартовским статьям Б. Хмельницкого, а также статьям, подписанными другими гетманами. Это были правовые документы конституционного характера, которые определяли правовое положение Гетманщины в составе России, затрагивали главные вопросы внутренней жизни Украины. Главное место занимало также гетманское законодательство, в частности, универсалы, декреты, грамоты, ордера, инструкции, письма. Настоящие акты регулировали преимущественно административные и гражданские отношения. Среди них были как общеобязательные, так и те, которые определяли правовое положение отдельных состояний, учреждений, хозяйств, лиц. Статус подзаконных актов, направленных на реализацию актов царя и гетмана, имели универсалы и Указы Генеральной военной канцелярии. Нормы российского законодательства действовали на Слобожанщине и в Новоросии, хотя и там в некоторых случаях, например, при рассмотрении мелких уголовных дел, еще придерживались обычного права. Начиная с XVIII в. российское законодательство все больше распространялось на украинские земли, хотя не могло вытеснить нормы местного права. Отдельные российские законодательные акты, которые имели определяющее значение (Указ о единонаследии в 1714 г., Табель о рангах 1722 г. и др.), все более ощутимо влияли на развитие общественных отношений.
Со временем значительный вес получают новые источники права. Речь идет прежде всего о гетманских универсалах. Это были распорядительные акты высшей власти, которые носили общеобязательный характер для всего населения Украины. Универсалы регулировали государственные, административные, гражданские, уголовные и процессуальные отношения. Распространение гетманского законодательства соответственно суживало функции обычного права. Когда нормы последнего не противоречили интересам общественной верхушки, им, как правило, придавалась сила закона.
Нормы обычного права в своей традиционной форме были основными источниками права в Запорожской Сечи, где население придерживалось "подлуг старожитных и старейших обычаев". Существующие в Запорожье военно-административная и судебная системы руководствовались нормами обычного права.
Следует упомянуть о существовании в Украине так называемого церковного обычного права. Под ним понималась совокупность правил поведения, которые не получили законодательного утверждения, но их обязательно придерживались, «побаиваясь наказания и гнева господня».
Источниками права были также международные соглашения, которые заключались гетманом, главным образом с соседними государствами. В них закреплялось положение Украины как субъекта международно-правовых отношений. В соглашениях находим нормы гражданского и административного права.
Перераспределение собственности в годы Освободительной войны нуждалось в нормах права, которые регулировали бы новые формы собственности, прежде всего собственность на землю. Появляются "ранговые земли", или "ранговые поместья". Это были земли, которые гетман своими универсалами жаловал казацкой старшине за службу, "в ранг", во время занятия ею определенной должности.
Под преступлением понималось всякое нарушение норм "давнего казачьего права". В системе преступлений на первом месте стояли воинские преступления (измена, неоказание помощи во время боя и др.). Особо жестоко наказывали предателей — их казнили. Наиболее распространенными видами наказания были смертная казнь и штрафы.
Необходимо отметить, что в этот период прослеживается постепенный переход от норм обычного права к нормам, созданным государством. Процесс этот был тесно связан с формированием государственности.
Следовательно, в Украине действовали разные, во многом устаревшие правовые нормы, которые часто противоречили друг другу, или, напротив, дублировались. Кардинальные изменения в общественной жизни с превращением России в абсолютную монархию также требовали унификации права. Царское правительство надеялось таким способом сближать правовые системы Украины и Российской империи. Верхушка украинского общества, которая стремилась уравняться в правах с российским дворянством, видела в этом свой интерес. Одновременно казацкая старшина пыталась закрепить свои права и возобновить автономное положение Украины. Все это стало причинами кодификации украинского права во второй четверти XVIII в.
По просьбе гетмана Д. Апостола и казацкой старшины указом императрицы Анны от 28 августа в 1728 г. была создана первая кодификационная комиссия. Ее заданием было составить проект Свода законов для Украины. Состав комиссии постоянно изменялся, но преимущественно это были специалисты в отрасли права, — высокообразованные люди, которые занимали высокие должности в гетманском правительстве. Комиссию возглавляли сначала генеральный судья И. Борозда, а затем генеральный обозный Я. Лизогуб. Для подготовки кодификации был использован в первую очередь "Порядок" (версию магдебургского права которая чаще всего применялась в судах Украины), а также другие сборники магдебургского права, Литовский устав 1588 г., акты царской власти, церковного права, правовые обычаи, обобщения судебной практики.
Следствием деятельности комиссии стало появление в 1743 г. Свода (сборника), под названием "Права, по которым судится малороссийский народ". Распорядители создали собственную систему расположения материалов. Она значительно отличалась от тех, которые применялись раньше, в том числе и в источниках, использованных при работе над кодификацией. Сборник состоял из 30 разделов, которые разделялись на 531 артикул и 1716 пунктов. Он сопровождался инструкцией кодификационной комиссии и алфавитным реестром, в котором были короткие объяснения содержания артикулов. Свод содержал нормы государственного, криминального, гражданского и процессуального права. Кодификация на почве оригинального украинского правового материала воспроизводила права и вольности украинского народа. Конечно, такой документ противоречил интересам самодержавного правительства, и 1756 г., после длительного рассмотрения сборника Сенатом, он был возвращен гетману К. Розумовському на доработку. После некоторых изменений и дополнений Свод подали на утверждение сначала Комиссии генеральной старшины (в 1759 г.), а затем Советам генеральной и полковой старшины (в 1763 г.). Подавляющее большинство старшины выступило против документа и требовало продолжения действия Устава 1588 г., который обеспечивал господствующее положение феодалов. Свод так и не стал официальным источником права, однако использовался в качестве учебник из украинского права, его нормы применялись в реальной жизни и судебной практике.
Попытки систематизации украинского права продолжались и в 1758 г. Ф. Чуйкевич окончательно завершил сборник "Суд и расправа в правах малороссов". В основу сборника была положена идея возобновления сословных судов; разработаны правовые нормы, которые определяли правовое положение таких судов и порядок судебного процесса. В полках должно были быть основаны должности судей земских, замковых и межевых, однако окончательное решение в судебных делах должно было принадлежать старшинской верхушке.
Осуществлялись и другие частные кодификации. В 1767 г. создан систематизированный сборник норм государственного, административного и судебного права "Экстракт малорусских прав". Известны и другие попытки кодифицировать право в Украине, но как и предыдущие, они не приобрели официального статуса.
В условиях укрепления феодальных отношений последующее развитие основных отраслей украинского права направилось на закрепление сословных привилегий старшины и шляхты.
В гражданско-правовой отрасли основное внимание уделялось праву собственности на землю. В годы Освободительной войны состоялось перераспределение земли, которая принадлежала польским магнатам и шляхте. Она стала государственной, и гетманскими универсалами, царскими указами предоставлялась в собственность казацкой старшине, украинской шляхте, монастырям. Кроме традиционных способов приобретения землевладений (наследование, дарование, покупка-продажа, обмен), появились также новые: получение на ранг за службу, жалование, давность владения, завладение.
В правовом смысле все земельные владения разделялись на вотчины и содержания (ранговые). Полково-сотенная система Гетманщины предусматривала распространение ранговых землевладений. Земля на ранг предоставлялась за службу старшине, в размере, который зависел от должностного положения, гетманом, полковниками, а также царским правительством. В наследство такие земли могли передаваться лишь при условиях, что потомки будут нести службу. Однако, со временем обладатели ранговых земель добились закрепления их в собственность, использовав для этого переход казацкого войска в состав российского и уравнивание казацкой старшины в правах с российским дворянством. Рядовые казаки потеряли полученное в результате освободительной войны право свободно распоряжаться своими земельными участками и имели только право подворного землепользования. И, следовательно, во второй половине XVIII ст. в результате укрепления и расширения отношений крепостников вотчинная система землевладения стала преобладать.
Распространение товарно-денежных отношений обусловило развитие обязательственного права. Обязательства выплывали из договоров (покупки-продажи, обмена, ссуды, аренды имущества, личного найма) чьи причинения вреда. В качестве правовых гарантий выполнения договорных обязательств использовались: заключение договоры при свидетелях, письменная форма договора, письменные удостоверения заключения договоры, записи в актовых книгах и тому подобное. Невыполнение договоров, как и обязательства из причинения вреда предусматривали возмещение ущерба имуществом или отработкой.
Брачно-семейные отношения регулировались преимущественно нормами обычного и церковного права. Обязательным условием взятия брака было согласие родителей на брак детей. Брак без родительского благословения приводил к лишению наследства. Согласие на брак молодых не было обязательным условием брака, хотя она, как правило, учитывалась. Брачный возраст по обыкновению для юноши был 18 лет, для девушки — 16 лет. При заключении брака жена приносила приданое, а мужчина даровал ей вено — часть недвижимого имущества, которое было своеобразной материальной гарантией брака. В случае смерти мужчины или при расторжении брака по вине мужчины это имущество становилось собственностью жены. С распространением российского законодательства жена потеряла право свободно распоряжаться своими вещами. Бракосочетание с мужчиной другого состояния изменяло и ее социальное состояние.
Наследование осуществлялось как по закону, так и за завещанием. По обыкновению после отца наследовали имущество сыновья, в случае же их отсутствия — дочери. Сыновья наследовали землю, разделив ее на уровне части. Самый молодой сын наследовал также родительский дом. Личное имущество матери наследовали дочери. Внебрачные дети избавлялись права наследовать родительское имущество и наследовали лишь личное имущество матери. Братья, унаследовав имущество, должны были выделить сестрам на приданое.
Уголовное право также развивалось. Преступлением считалось нарушение закона, причинение вреда жизни, здоровью, чести. Опаснейшими считались преступления против государства (измена, обида царя, фальшивомонетничество). За государственные преступления приговаривали к смертной казни, все имущество осужденных конфисковывалось, а семьи выселяли в Сибирь. Значительно распространились должностные преступления, особенно такие, как казнокрадство и взяточничество. К имущественным преступлениям относились кражи, ограбления, поджоги и другие способы уничтожения чужого имущества. Имущественные и должностные преступления наказывались заключением, телесными наказаниями, штрафами, конфискациями имущества. К смертному наказанию осуждали за такой особенно опасный вид преступления, как гайдамачество. Преступлениями против личности считались убийство, увечье, нанесение побоев, телесные повреждения. Смертная казнь применялась к убийцам родителей, младенцев, старшины, а также за убийство на заказ или отравление. Среди правонарушений выделялись также преступления против семьи, морали, православной веры.
Преступления различались преднамеренные, неосторожные и случайные. Постепенно детализируются такие институты уголовного права, как покушение на преступление, рецидив преступления, соучастие. Субъектами преступления могли стать лица, начиная с шестнадцатилетнего возраста. Психически больные не освобождались от уголовной ответственности, хотя это обстоятельство учитывалось при рассмотрении дела как то, которое смягчало вину. Совершение преступления в состоянии опьянения, напротив, считалось обстоятельством, которое отягчало вину.
Наказания у запорожских казаков зависели от характера тяжести совершенного преступления. Как наказания практиковались привязка виновных цепями к пушке на площади (за неуважение к начальству), битье канчуками под виселицей, калечение, разграбление имущества.
Целью системы наказаний было запугивание, причинение мук преступникам, возмещение вреда, нанесенного преступными действиями, а также предотвращения новых преступлений. Высшей мерой наказания было смертное наказание, которое разделялось на простую (отрубание головы, повешения, расстрел) и квалифицированную (четвертование, колесование, утопление, сожжение, подвешивание на крюк, закапывание живым в землю). Существовали также наказания телесные (отрубание руки, отрезания носа, уха, языка), болезненные (битье палками, кнутами, розгами), позорные (привязка к позорному столбу на площади, посажение на деревянную кобылу, публичное шельмование). Практиковалось заключение на небольшие сроки ("до повиновения") в ямы, сараи и камеры при ратушах. С распространением российского законодательства, начиная из середины XVIII ст., применяются ссылки на каторгу. Такие наказания, как имущественные (конфискации, штрафы, выкуп) и изгнания за пределы села или города часто применялись как дополнительные.
В процессуальном праве не было четкого деления на уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное. Однако в XVIII ст. проявляется тенденция применения обвинительно состязательного процесса при рассмотрении гражданских дел и следователя (инквизиционного) при рассмотрении дел уголовных. Процесс по гражданским делам начинался с представления искового заявления, которое со времени гетмана Д. Апостола должно было подаваться в письменной форме. Уголовные дела возбуждались потерпевшими, заинтересованными лицами или государственными органами. Судебными доказательствами считались: собственное признание, показание сторон, свидетелей, вещи, документы, присяга. На стадии предварительного следствия в уголовных делах для получения доказательств могли применяться пытки и избиение. Однако их не применяли относительно господствующих слоев, лиц духовного сана. Решение и приговоры можно было обжаловать в вышестоящих инстанциях. Судебные решения выполняли специальные судебные исполнители — возные.
Благодаря национально-освободительной войне 1648-1654 гг. было создано украинское национальное государство, которое получило международное признание. Присоединение ее к Московскому государству обрекало Украину на постепенное ограничение и ликвидацию ее автономии. Сосуществование демократической в своей основе украинского казацкого государства и абсолютистско-монархической России было возможно лишь как временное объединение, как реакция на внешнеполитические факторы. Своеобразие государственного строя Гетманского государства заключалось в том, что здесь тесно переплетались демократические и монархические начала, основой системы управления был военно-демократическое устройство.
В это время Украина создала собственную национальную систему права. Важное место среди источников права принадлежит гетманским статьям, которые были своеобразными конституциями гетманского государства. Правда, они все больше ограничивали саму государственность Гетманщины. Ограничивалась и сфера применения гетманского законодательства, которое все больше вытеснялось законодательством царского правительства. Попытка собственной украинской кодификации права не приобрела завершенности и законодательного оформления из-за потери Украиной государственности.
Украинское казачество стало главным движущим фактором государственного строительства. На Запорожье была создана военная организация, которая через некоторое время стала основой украинской государственности. Здесь формируются основы республиканской государственности, новые принципы судопроизводства, новые источники права.
Освободительная война 1648 – 1654 гг. – одна из самых ярких страниц в истории украинского народа. В ходе войны Украина избавилась от польско-шляхетского социального, национального и религиозного порабощения. Организационной силой Освободительной войны, главным творцом независимой Украины было казачество.
Украинское Гетманское государство создавалось на основе идеологии украинской национальной идеи, которая исходила не только из понимания необходимости создания собственного государства, но и осознания способностей и возможностей украинского народа создать такое государство. Отсюда попытка Богдана Хмельницкого объединить идеи казацких традиций с соборностью Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества. Основой возрождения украинской государственности стала республиканская форма правления.
Создание в годы Освободительной войны 1648 – 1654 гг. Украинского Гетманского государства является неопровержимым историческим фактом, который был юридически подтвержден Зборовским договором 1649 г., Белоцерковским договором 1651 г., Мартовскими статьями 1654 г.
Значительные изменения произошли в общественном строе. Украинский народ завоевывал не только национальную, но и личную свободу. На столетия была похоронена идея крепостного права, однако полностью ликвидировать социальный гнет не удалось, поскольку общество в этот исторический промежуток времени не было подготовлено к этому.
Характер республиканской государственности обусловил и суть правовой системы Украины, которая была необходимым элементом государственности. Основой этой системы были обычное право и гетманские универсалы. На некоторое время было приостановлено действие III Статута 1588 г. и ограничено действие магдебургского права.
Параллельно с государственными органами формируется своеобразная судебная система, основой судопроизводства в которой был давний принцип: «Где три казака, два третьего судят».
Дата: 2019-03-05, просмотров: 852.